КАК звучит история?

О великом Артуро Тосканини рассказывают такую историю.
Однажды летел он куда-то на далекие гастроли. Пилоты решили потрафить маститому маэстро и включить – вместо холстовской и прочей летающей хренодури –  что-нибудь… ну, с силой притяжения.

Однако они жестоко просчитались: как только самолет взмыл в небо, и Зефир пожелал всем удачного полета, как звезда партера начал ворчать, затем – гневаться, а очень скоро великий итальянец так рассвирепел, что потребовал: либо взорвите самолет, либо ссадите меня куда-нибудь подальше!
В плане компромисса, выключили музыку.
- Это черт знает что! Что за ритм!? Какие темпы?! Какой герострат ТАК исполняет?!! О проклятый осел!..
Навели справки. Оказалось, что исполнял… сам Артуро Тосканини!..

Как такое могло случиться с действительно великим дирижером? Как мог он не узнать собственной руки?!

Объяснением мне представляется другая история – история, связанная с величайшей пианисткой, и с величайшей Войной в истории. Стоял сентябрь 1941 года. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, Мария Юдина исполняла «Хорошо темперированный клавир». Мария Вениаминовна славилась не только чудесами исполнения, но и юродством в поведении. Так вот, на сей раз, созерцательную прелюдию H-flat minor (из тетради II) она не сыграла вовсе, а просто, прогнала сквозь строй своих пальцев, донельзя быстро и fortissimo!
После концерта, в артистическую пианистки заглянул с поздравлениями ее друг и педагог Генрих Нейгауз:

- Помилуйте, Мария Вениаминовна, почему Вы играли прелюдию си-бемоль минор столь драматически? Слишком драматически!
- Так ведь ВОЙНА! – просто, но исчерпывающе ответила Мария Юдина.

…ЧИТАТЬ умеют все, а НОТЫ ЧИТАТЬ, увы, лишь немногие. Все, впрочем, согласятся со мною в том, что текст прочитанный есть много больше, чем текст напечатанный. Ни текста смысл, ни текст произнесенный не исчерпать ни точками, ни строчкой!..
Так вот и с музыкой: одно дело, слушать ее в воздухе – а главное, сидя в кресле, и совсем другое дело – стоять за пультом! Здесь разница больше, чем – грубо говоря – между Квартетом Гайдна и Нонетом Даллапикколлы, или даже – между «Колыбельной сибарита» и «Маршем разгневанного пролетария»!

Так или иначе, восприятие времени не просто неотделимо от наших чувств и даже эмоций – оно есть неотъемлемая их компонента. А вот ВРЕМЯ в музыке – больше, чем ТТ, общая длительность – причем, и для слушающего, и для исполняющего, и для сочиняющего! Коль скоро звуки – особенно, Звуки Музыки – способны воздействовать на целый климат в наших домах, от цветков в горшках и домашних животных до настроения и образа мыслей, так и время, само воплощенное в образах и событиях, серьезно воздействует на эти звуки, ЗВУКИ В МУЗЫКЕ! И пение звезд или планет, и зияние бессилуэтной бездны, и трубы, как воздвигающие стены пирамид, так и разрушающие стены Йерихона – все это, возможно, лишь видимая часть айсберга. А там – внизу, в глубине! – там звучит Музыка Истории.
Она доступна лишь избранным – отнюдь не БЛАЖЕННЫМ, но ИЗБРАННЫМ! – но от того, пожалуй, еще более грозна и величественна!..

________________
На иллюстрации: египетский Орфей с лирой-серпом


Рецензии
"Меня уже много лет мучает уверенность, что самые невероятные открытия ждут человека в сфере Времени. Мы меньше всего знаем о времени. Уверен, что Время обратимо. Непрямолинейно, во всяком случае" - Андрей Тарковский. Интересно написано.

Нина Изюмова   16.05.2017 16:59     Заявить о нарушении
СПАСИБО!
Мне вообще кажется, что плоская, линейная необратимость не садится во многоликий, асимметричный замысел Творца. Прочтите только Книгу Творения!

Другое дело, что оно - время - живет по своим законам. А эти законы мы не можем ни понять, ни изменить!..

Локсий Ганглери   17.05.2017 08:43   Заявить о нарушении
Честно говоря, по названию не этого ждала. Но - очень интересно. Пожалуй, выставлю свое о Юдиной, в частности. Ждала, пока напечатают в ж., чтобы редакция не ругала.

Нина Тур   20.05.2017 09:27   Заявить о нарушении