КАК звучит история?
Однажды летел он куда-то на далекие гастроли. Пилоты решили потрафить маститому маэстро и включить – вместо холстовской и прочей летающей хренодури – что-нибудь… ну, с силой притяжения.
Однако они жестоко просчитались: как только самолет взмыл в небо, и Зефир пожелал всем удачного полета, как звезда партера начал ворчать, затем – гневаться, а очень скоро великий итальянец так рассвирепел, что потребовал: либо взорвите самолет, либо ссадите меня куда-нибудь подальше!
В плане компромисса, выключили музыку.
- Это черт знает что! Что за ритм!? Какие темпы?! Какой герострат ТАК исполняет?!! О проклятый осел!..
Навели справки. Оказалось, что исполнял… сам Артуро Тосканини!..
Как такое могло случиться с действительно великим дирижером? Как мог он не узнать собственной руки?!
Объяснением мне представляется другая история – история, связанная с величайшей пианисткой, и с величайшей Войной в истории. Стоял сентябрь 1941 года. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, Мария Юдина исполняла «Хорошо темперированный клавир». Мария Вениаминовна славилась не только чудесами исполнения, но и юродством в поведении. Так вот, на сей раз, созерцательную прелюдию H-flat minor (из тетради II) она не сыграла вовсе, а просто, прогнала сквозь строй своих пальцев, донельзя быстро и fortissimo!
После концерта, в артистическую пианистки заглянул с поздравлениями ее друг и педагог Генрих Нейгауз:
- Помилуйте, Мария Вениаминовна, почему Вы играли прелюдию си-бемоль минор столь драматически? Слишком драматически!
- Так ведь ВОЙНА! – просто, но исчерпывающе ответила Мария Юдина.
…ЧИТАТЬ умеют все, а НОТЫ ЧИТАТЬ, увы, лишь немногие. Все, впрочем, согласятся со мною в том, что текст прочитанный есть много больше, чем текст напечатанный. Ни текста смысл, ни текст произнесенный не исчерпать ни точками, ни строчкой!..
Так вот и с музыкой: одно дело, слушать ее в воздухе – а главное, сидя в кресле, и совсем другое дело – стоять за пультом! Здесь разница больше, чем – грубо говоря – между Квартетом Гайдна и Нонетом Даллапикколлы, или даже – между «Колыбельной сибарита» и «Маршем разгневанного пролетария»!
Так или иначе, восприятие времени не просто неотделимо от наших чувств и даже эмоций – оно есть неотъемлемая их компонента. А вот ВРЕМЯ в музыке – больше, чем ТТ, общая длительность – причем, и для слушающего, и для исполняющего, и для сочиняющего! Коль скоро звуки – особенно, Звуки Музыки – способны воздействовать на целый климат в наших домах, от цветков в горшках и домашних животных до настроения и образа мыслей, так и время, само воплощенное в образах и событиях, серьезно воздействует на эти звуки, ЗВУКИ В МУЗЫКЕ! И пение звезд или планет, и зияние бессилуэтной бездны, и трубы, как воздвигающие стены пирамид, так и разрушающие стены Йерихона – все это, возможно, лишь видимая часть айсберга. А там – внизу, в глубине! – там звучит Музыка Истории.
Она доступна лишь избранным – отнюдь не БЛАЖЕННЫМ, но ИЗБРАННЫМ! – но от того, пожалуй, еще более грозна и величественна!..
________________
На иллюстрации: египетский Орфей с лирой-серпом
Свидетельство о публикации №217022601664
Нина Изюмова 16.05.2017 16:59 Заявить о нарушении
Мне вообще кажется, что плоская, линейная необратимость не садится во многоликий, асимметричный замысел Творца. Прочтите только Книгу Творения!
Другое дело, что оно - время - живет по своим законам. А эти законы мы не можем ни понять, ни изменить!..
Локсий Ганглери 17.05.2017 08:43 Заявить о нарушении
Нина Тур 20.05.2017 09:27 Заявить о нарушении