Портрет камеристки. Ретроспективный взгляд обывате
Через тонкие слои краски, сквозит традиционная для Рубенса коричневая прокладка белого грунта, нанесенная довольно небрежно( бороздки кисти). Посетителям Зрмитажа в светлые дни , она видна, хотя, в свое время ее , разумеется не было видно. Такова дань времени, которое оставляет свои следы на шедеврах.
Формально “ Камеристка “ соответствует традиции барочного портрета той эпохи. Но девушка на портрете не характерна для моделей Рубенса. Этот тип северной женской красоты не совсем в духе художественных пристрастий мастера.
Портрет дает нам больше вопросов , нежели ответов. Кто же изображен на картине ?
Ответ, во всяком случае для меня , очевиден. Это старшая дочь Рубенса и его первой жены- Изабеллы Бранд ,Клара Серена. Ко времени написания портрета в 1625 году , ее уже не было в живых. В 1623 году , в 12- летнем возрасте, девочка , после болезни , скончалась.
Но на портрете мы видим вполне взрослую, где -то 27-28 -летнюю даму. Возникает вопрос, для чего написан портрет столь малозначимого лица , как камеристка ? У мастера нет времени на второстепенную , ничего незначащую работу. Создатель величественных алтарей в Риме , Мантуе и Генуе , придворный живописец и дипломат не в состоянии самостоятельно просто физически выполнить все работы, заказанные ему монархами Европы.Вспомним , что в момент написания портрета “ Камеристки “ , мастер работает над изображениями Кэтрин Мэннерс, герцогини Бургундской, Джорджа Вильерса, конным парадным портретом герцога Букингемского, портретом аббата Матфеуса Юрсселиуса, заканчивает портрет Людовика 13 , портрет Анны Австрийской, королевы Франции , пишет портрет Томаса Мора и продолжает вести живописные работы , начатые много раньше 1625 года. Конечно у самого успешного художника Европы , трудятся в мастерской многочисленные ученики, имен , которых мы уже никогда не узнаем . Самый значительный из них- ван Дейк , в соавторстве с которым , Рубенс выполнил немало живописных работ.
Отказаться от заказов , Рубенс не в состоянии- жизнь на широкую ногу при дворе - это показатель успешности. Кроме того семья и обязанности при дворе требуют огромных расходов . Художник не отказывает себе ни в чем. Это заколдованный круг, выйти за его пределы не может даже гений !
Жизнь придворного живописца и дипломата- сложна. Мастер , обласканный вниманием практически всех царствующих династий Европы, вынужден улыбаться , когда делать этого не хочется. Соглашаться с мнением, которое тебе претит.
Но есть отдушина - камерные портреты любимых и детей. Здесь можно быть самим собой , не оглядываясь на мнение властных особ.
Успешный художник может себе это позволить, доверив , начатые им грандиозные полотна -завершать своим ученикам , каждый из которых был безымянным мастером.
Я позволю себе не согласится с мнением исследователя творчества Рубенса, Херманом Кнакфусом, считавшим , что психологический портрет является слабой стороной дарования художника, которому по его мнению, лучше удавалось передать чисто фотографическое сходство с моделью.
Все конечно познается в сравнении. Пальму первенства искусствоведческая традиция отдает современникам Рубенса- Веласкесу , Вермееру , и Рембранту.
Но вернемся к “ Камеристке “. Мы уже установили, что на портрете изображена дочь художника в возрасте, в котором бедной девочке быть не пришлось...в должности камеристки- тоже... .
что же мы видим ? Красивое лицо дамы, которая уже знает, что жизнь надо энергично моделировать и влиять на людей , задевая нужные струны в их душе. Нравится ли это ей самой ! - Не уверен... Нравится ли это выражение ее лица нам , при бузусловной его красоте ? Мне - нет !
Мнения художника мы уже узнать не можем ...Или все таки эта возможность имеется ? - Без сомнения !
Все , что думал художник о дворе, о мышиной возне этих бездарных и тупых людей, облеченных властью и состоянием , художник показывает в лице девочки -женщины. И это , без сомнения - приговор, приговор скудоумию , алчности того мира, в котором был вынужден жить мастер. Он не подписывает свою работу.
Я восхищен мужеством отца , талантом художника и проницательностью человека , который хорошо знал свое время , общество и душу человека.
Благодаря этой маленькой картине , мы уже другие. Мы хотя бы понимаем, что честь невозможно купить, а дружба и любовь- непреходяще ценности.
Свидетельство о публикации №217022601730