Портрет камеристки. Ретроспективный взгляд обывате

Портрет камеристки инфанты Изабеллы работы фламандского  живописца Питера Пауля Рубенса , пожалуй , самая загадочная картина в творчестве великого мастера. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Датируется приблизительно 1623-1626 гг. С 1772 года находится в экспозиции Эрмитажа в Санкт- Петербурге. Картина , в числе прочих была приобретена  Екатериной Великой из коллекции парижского антиквара Кроза , после его смерти , при посредничестве Дени Дидро.Размер картины -64-48 см. Написана маслом по дереву. Дубовая доска- паркетированна. Портрет выполнен в доминирующей технике лессировки. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению. Подпись автора на портрете отсутствует. Российская и советская  искусствоведческие школы приписывают портрет кисти Рубенса.Тем более , что нам известен и графический вариант портрета, выполненный рукой мастера и подписанный самим художником.
   Через тонкие слои краски, сквозит  традиционная для Рубенса коричневая прокладка белого грунта, нанесенная довольно небрежно( бороздки кисти). Посетителям Зрмитажа в светлые дни , она видна, хотя, в свое время ее , разумеется не было видно. Такова  дань времени, которое оставляет свои следы на шедеврах.
 Формально “ Камеристка “ соответствует традиции барочного портрета той эпохи. Но девушка на портрете не характерна для моделей Рубенса. Этот тип северной женской красоты не совсем в духе художественных пристрастий мастера.
 Портрет дает нам больше вопросов , нежели ответов. Кто же изображен на картине ?
 Ответ, во всяком случае для меня , очевиден. Это старшая дочь Рубенса и его первой жены- Изабеллы Бранд ,Клара Серена. Ко времени написания портрета в 1625 году , ее уже не было в живых. В 1623 году , в 12- летнем возрасте, девочка , после болезни , скончалась.
 Но на портрете мы видим вполне взрослую, где -то 27-28 -летнюю даму. Возникает вопрос,  для чего написан портрет  столь малозначимого лица , как камеристка  ? У мастера нет времени  на второстепенную , ничего незначащую работу. Создатель величественных  алтарей в Риме , Мантуе  и Генуе , придворный живописец и дипломат не в состоянии самостоятельно просто физически выполнить все работы, заказанные ему монархами Европы.Вспомним , что в момент написания портрета “ Камеристки “ , мастер работает над изображениями Кэтрин Мэннерс, герцогини Бургундской, Джорджа Вильерса, конным парадным портретом герцога Букингемского, портретом аббата Матфеуса Юрсселиуса, заканчивает портрет Людовика 13 , портрет Анны Австрийской, королевы Франции , пишет портрет Томаса Мора и продолжает вести живописные работы , начатые много раньше 1625 года. Конечно у самого успешного художника Европы , трудятся в мастерской многочисленные ученики, имен , которых мы уже никогда не узнаем . Самый значительный из них- ван Дейк  , в соавторстве с которым , Рубенс выполнил немало живописных работ.
 Отказаться от заказов , Рубенс не в состоянии- жизнь на широкую ногу при дворе - это показатель успешности. Кроме того семья и обязанности при дворе требуют огромных расходов . Художник не отказывает себе ни в чем. Это заколдованный круг, выйти за его пределы не может даже гений !
   Жизнь придворного живописца и дипломата- сложна. Мастер , обласканный вниманием практически всех царствующих династий Европы, вынужден улыбаться , когда делать этого не хочется. Соглашаться с мнением, которое тебе претит.
   Но есть отдушина - камерные портреты любимых и детей. Здесь можно быть самим собой , не оглядываясь на мнение властных особ.
 Успешный художник  может себе это позволить, доверив  , начатые им грандиозные полотна -завершать своим ученикам , каждый из которых был безымянным мастером.
   Я позволю себе не согласится с мнением исследователя творчества Рубенса, Херманом Кнакфусом, считавшим , что психологический  портрет является слабой стороной  дарования художника, которому по его мнению, лучше удавалось передать чисто фотографическое сходство с моделью.
  Все конечно познается в сравнении. Пальму первенства искусствоведческая традиция отдает современникам Рубенса- Веласкесу , Вермееру , и Рембранту.
 Но  вернемся к “ Камеристке “. Мы уже установили, что на портрете изображена дочь художника в возрасте, в котором бедной девочке быть не пришлось...в должности камеристки- тоже... .
 что же мы видим ? Красивое  лицо дамы, которая уже знает, что жизнь надо энергично моделировать и влиять на людей , задевая нужные струны в их душе. Нравится ли это ей самой ! - Не уверен... Нравится ли это выражение ее лица нам , при бузусловной его красоте ? Мне - нет !
 Мнения художника  мы уже узнать не можем ...Или все таки эта возможность имеется ? - Без сомнения !
 Все , что думал художник о дворе, о мышиной возне этих бездарных и тупых людей, облеченных властью и состоянием , художник показывает в лице девочки -женщины. И это , без сомнения - приговор, приговор скудоумию , алчности того мира, в котором был вынужден жить мастер. Он не подписывает свою работу.
   Я восхищен мужеством отца , талантом художника и проницательностью человека , который хорошо знал свое время , общество и душу человека.
 Благодаря этой маленькой картине , мы уже другие. Мы хотя бы понимаем, что честь невозможно купить, а дружба и любовь- непреходяще ценности.


Рецензии