Исповедь в 90 лет

Моей соседке Марии Ивановне сегодня исполнилось 90 лет, иду с букетом цветов поздравить ее с этой важной датой. Наши встречи бывают, к сожалению, нечасты (все дела, дела – оправдываю себя), а она ждет их с большой радостью. Хочется ей поделиться своими новыми мыслями, рассуждениями. Этот удивительный и жизнерадостный человек каждый раз поражает и умудряет меня чем-то иным.
Мария Ивановна встретила меня как обычно опрятно одетой и, усадив возле круглого стола, сама стала потихоньку ходить вокруг него, опираясь рукой для равновесия. Я была удивлена и спросила, чем же вызвано такое кругообразное движение? На что получила вполне серьезный ответ:
- Я сегодня еще свою ежедневную прогулку по квартире не выполнила (Мария Ивановна уже не может в силу болезней и возраста выходить погулять на улицу даже с родными). Заленилась немного, только к обеду зарядку утреннюю закончила. А что главное для очень пожилого человека? Это, сударыня моя, не быть в тягость своим родным, а значит сохранять подвижность суставов. Я еще слушаю весь день радио, чтобы мозг не коснел, стараюсь обсуждать услышанное с родными. Даже стихи заучиваю (смеется).
  «И действительно мудрые слова», - подумала я. После моих поздравлений, Мария Ивановна предложила конфеты из большой красной коробки, как она сообщила, подаренной дочерью, что для нее было особо ценно – забота родных. И вдруг спросила:
- Почему мне судьба подарила такую долгую жизнь? Ведь все, что запрограммировано природой я уже выполнила: и двух детей на ноги подняли с мужем, и внуков, даже правнуков помогла вынянчить и вырастить. Знаете, уже и жить-то стало неинтересно. Муж и все ровесники ушли давно, - со вздохом сказала она. - Зачем, думаю, судьба или природа даровали мне такое длительное существование на земле?
- Мария Ивановна, а почему Вы считаете, что это судьба, природа подарили Вам земное бытие? Есть и более точное название, что объединяет эти два понятия – Творец всего живого, видимого и невидимого мира.
- Да, да, - перебила она, - я знаю, что есть Всевышний, Бог, но для чего тогда Он дал мне долгую жизнь?
- И вовсе она у Вас недолгая, а нормальная. Это мы своими грехами годы сокращаем, а Вы всю жизнь стремились делать добро окружающим – это одна из двух основных заповедей Божиих.
- А какая же тогда вторая?
- В Евангелии – это книга о жизни и проповеди Иисуса Христа, есть такой случай - молодой человек спрашивает у Христа – какие главные заповеди. Он ему отвечает, что самая главная заповедь – возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим, а вторая – возлюби ближнего своего, как самого себя.
- Да, я и так в душе-то верю в Бога, молюсь иногда – бабушка еще учила молитвам когда-то, а как еще возлюбить Бога?
-  Наверное, мы и пришли к ответу на Ваш вопрос. Господь ждет от Вас не только редких молитв, а объединения с Господом мыслей, дел, стремлений. Для этого необходимо очистить сердце и принять в душу Бога нашего Иисуса Христа. По христианской традиции следует исповедоваться и причаститься у священника в храме (к болящему, по его просьбе, священник приходит на дом). Во время Причастия Господь входит в сердце наше, а с Ним и все тяготы нипочем, и сам конец жизни нестрашен, ведь уже точно знаешь, что есть жизнь и после нашего земного бытия, а с Богом она и по ту сторону будет совсем иная – радостная. Вы же сами мечетесь в душе, понимая, что что-то важнейшее в этом мире еще не сделано.
- А что такое Причастие, Исповедь?
- Я несколько слов сначала скажу об Исповеди. Господь сказал своим ученикам-апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Наши православные священники - это продолжатели дела святых апостолов, во время Исповеди, когда человек чистосердечно кается в своих грехах, они могут через молитву разрешения снять грехи с нашей души. В этом суть Таинства Покаяния - Исповеди.
- Да, как же, сударыня моя, я же никого в жизни не ограбила, не убила, жила с одним мужем. В чем же мне каяться?
- Вы, Мария Ивановна, один их самых глубоконравственных людей нашего времени, только ведь Покаяние – это не перечисление преступлений, здесь есть и прегрешения наши, и дурные помыслы, и навождения греховные. Словом, все-то от чего необходимо душе избавиться, как человеку, идущему на праздник хочется одеться в новые одежды, а от старой и грязной одежды избавиться. В Рай, к Богу нужно прийти в чистейшем одеянии души нашей.
- Да и то представить, что мы все: и те, кто лесным матом ругается, кто соседку змеей зовет, кто передачи смотрит или слушает, после которых так и хочется злодеев этих палкой, да палкой! И вдруг все в Раю окажемся, что же это за Рай тогда будет! Раньше я как-то о Рае или аде и не задумывалась, все заботы окружали, а в 90 лет эти мысли чаще и чаще посещать стали. Ведь на пороге стою, а что там за этой чертой?! Трепетно на душе не скрою, бездна там или радость великая ждет? Если бы Господь в душе был и не так страшно. Но разве же это возможно?!
- Если бы Вы видели как от Причастия взрослые, а тем более дети, которые уж точно не могут лукавить, отходят счастливейшие, лицо сияет, такую радость может в душу вложить только Господь.
- А как Причастие происходит, и кому можно прийти на него, и как может Бог войти в душу мою, например? Может,  мой разум стар? Ум мой не может этого вместить, - вздохнула старушка.
- Господь все может. Он Всесилен. Например, в Евангелии говорится, что перед вторым пришествием Иисуса Христа воскреснут все умершие, и истлевшее в земле тело воссоединится с бессмертной душой. У великого ученого, причем глубоко верующего человека, Ньютона ученики его спросили, как это может быть. Он взял горсть железной пыли, смешал ее с землей и спросил: «А кто выберет железные опилки из этой смеси?» При общем недоумении ученый взял магнит и начал им водить над смесью, в ней обнаружилось движение, железные пылинки быстро стали притягиваться к магниту. Тогда Ньютон серьезно поглядел на присутствующих и сказал: «Тот, Кто дал такую силу бездушному металлу, неужели не сможет совершить большее при посредстве наших душ, когда наступит время Воскресения?».
- Это возможно и будет когда-нибудь. А сейчас-то как познать Бога?
- Господь создал землю и все живое вокруг, и людей, и животных, и растение. Он получается Отец всех нас. Как же ему не любить свое творение, детей своих пусть и непослушных? Вы же мать, сами знаете, что своего ребенка даже очень грешного все равно любишь, все равно душой всегда с ним, всегда на помощь готова прийти. Так и Господь всегда рядом с нами, только позвать надо нам самим, пустить Его в сердце наше, советоваться с Ним, даже разговаривать, рассказывая о своих бедах, Он всегда подскажет и поможет. Святые старцы говорят, что следует внимательно прислушаться к своему сердцу и первая мысль будет ответ от Бога, от нее и на душе тепло станет.
- Неужели же так бывает?
- А если бы не помогал Господь, стали бы люди в храмы ходить, Причастия часами, да еще и с детишками, дожидаться?
О многом мы еще говорили в этот день с Еленой Ивановной, но на многие ее вопросы я не смогла полно и правильно ответить и пообещала принести выписки из православных книг. Некоторые из этих выдержек хотела бы привести и для прочтения другим.


«Сначала дадим определение. Покаяние есть Таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и Исповеди перед священником получает через него от Бога прощение и разрешение грехов» (Игумен Петр (Мещеринов), «Таинство Покаяния: подготовка и Исповедь». – Издательский Совет Русской Православной Церкви. М., 2007, стр.3).

«Каждый человек в силу своего духовного несовершенства и немощи после Крещения впадает в те или иные грехи делом, словом или мыслью. Для уврачевания греховных ран Господь по своему милосердию установил Таинство Покаяния, дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи… Грех – это нарушение заповедей Божиих. Он страшен тем, что разрушает душу человека, ибо совершая грех, человек теряет Благодать Святаго Духа, лишается благодатной защиты и становится открыт губительным силам зла. Поскольку тело и душа человека в земной жизни связаны воедино, то душевные недуги становятся источником недугов телесных, то есть в результате греха страдают и душа, и тело. Покаяние называется еще и «вторым крещением», так как в этом Таинстве, подобно Крещению, происходит очищение от грехов…» («Православный храм» - М., 2002.)

«Готовящийся ко святому Причащению должен быть подобен хозяину дома, встречающего дорогого гостя, ибо через это Таинство в наше внутреннее жилище – душу, входит Сам Господь Иисус Христос. И как невозможно встретить гостя в грязном и неприбранном доме, так невозможно принять в неприготовленную и неочищенную от грехов душу Христа. Чем же очищается душа? Через Таинство Покаяния – Исповедь… Основное требование к кающемуся – это осознание своего греха и желание избавиться от него. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление (в переводе с греческого: изменение) – новая жизнь. Перед исповедью нужно непременно примириться со всеми обидчиками, так и с обиженными. Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Чтобы не оправдываться забвением грехов, к исповеди желательно подготовиться заранее, можно также записать для памяти то, в чем собираешься исповедоваться. Не надо бояться называть вещи своими именами: прелюбодеяние, блуд, убийство зачатого плода – тяжелейшие грехи, нераскаянность в которых лишает спасения, обрекает на вечные муки. Надо ли рассказывать о грехе подробно? Преподобный Никон Оптинский советует: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сора, а все в кучу да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи священнику, да и только, а в рассматривание их не входи». Житейские проблемы, волнующие вопросы и духовные разговоры, отложите до особого разговора
со священником. Это сделать лучше после службы, а не во время Ее, ибо мы уничижаем Таинство Исповеди и с небрежением относимся к Богослужению. Приходить на Исповедь, когда Литургия уже началась, - это также крайнее небрежение к Великому Таинству. Исповедовавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих прежних грехов». («Серафимовский листок» (выпуск 2). – община храма прпп. Серафима Саровского, г. Юбилейный, 2007).

«Практически все Таинство Покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми исповедующимися. Затем кратко напоминает о самых распространенных грехах, о смысле Исповеди, говорит о том, что исповедующийся стоит перед Самим Господом, а священник – лишь свидетель. Затем уже исповедующиеся подходят по одному к аналою, на котором лежит Святое Евангелие (содержащее те слова, которые будут обличать нашу совесть во время Страшного Суда) и Крест (как образ незримого присутствия Господа нашего Иисуса Христа), делают поклон ко Кресту и Евангелию и начинают исповедоваться… После Исповеди христианин с крестным знамением (перекрестившись) целует Крест, лежащий на аналое, и Евангелие – в подтверждение своей твердой решимости не возвращаться к греховной жизни». («Помоги Господи! 160 ответов на вопросы новоначальных христиан», община храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Льялова  – М.,2006).

«Это список вопросов, которые человек, готовящийся к Исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаясь обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду…
- Веруешь ли ты в Бога?
- Любишь ли ты Бога всем сердцем?
- Молишься ли ты Богу каждый день?
- Не отрекался ли ты от Бога?
- Не отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам и т.д.?
- Не хулил ли Бога?
- Заботишься ли о спасении своей души, осознаешь ли себя грешником, часто ли исповедуешься?
- Носишь ли крест на груди?
- Ходишь ли в церковь в воскресные дни и праздники?
- Причащаешься ли Святых Христовых Таин?
- Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т.д.?
- Читаешь ли Евангелие?
- Соблюдаешь ли посты?
- Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви?
- Не нарушаешь ли данных тобой обетов?
- Относишься ли с благоговением к святыням?
- Не поминаешь ли имени Божия напрасно: в пустых речах, шутках, божбе?
- Любишь ли ближнего, как самого себя?
- Не осуждаешь ли других людей?
- Помогаешь ли ближнему?
- Посещаешь ли больных?
- Подаешь ли милостыню?
- Не делаешь ли добрых дел напоказ?
- Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености?
- Почитаешь ли старших, родителей?
- Жена, слушаешься ли ты своего мужа?
- Муж, не обижаешь ли ты свою жену?
- Не имеешь ли с кем-то вражды?
- Не раздражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, неуместными шутками?
- Не обижаешь ли кого-нибудь?
- Не проклинаешь ли детей, близких?
- Не гневаешься ли, не обижаешься ли, не раздражаешься ли?
- Не воздаешь ли злом за зло?
- Не упрекаешь ли кого-либо?
- Не издеваешься ли над слабым и беспомощным?
- Любишь ли врагов своих, прощаешь ли ближнему грехи, молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло?
- Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли в храм к Исповеди и Причастию; учишь ли их молиться; учишь ли их Закону Божию; читаешь ли с ними Евангелие?
- Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях, живых и усопших?
- Не живешь ли с кем-то без брака?
- Не изменяешь ли мужу (жене)?
- Не делаешь ли абортов, не делаешь ли советов сделать аборт?
- Не пользуешься ли какими-нибудь средствами против зачатия ребенка?
- Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями, не участвуешь ли в иных телесных извращениях?
- Не читаешь ли непристойную литературу, не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т.п.?
- Не поешь ли непристойных песен?
- Не сквернословишь ли, не рассказываешь ли непристойных анекдотов?
- Не участвуешь ли в непристойных танцах?
- Не обольщаешь ли кого-либо непристойным поведением или одеждой?
- Не пьянствуешь ли, не куришь ли, не употребляешь ли наркотиков и т.п. средств?
- Не имеешь ли иных вредных привычек?
- Не играешь ли в карты или иные азартные игры?
- Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом?
- Не веришь ли в приметы?
- Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, «народным целителям», астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны?
- Не занимаешься ли сам каким-нибудь колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорным лечением и т.п.?
- Не гордишься ли?
- Не тщеславишься ли?
- Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями?
- Не завидуешь ли?
- Не крадешь ли, не берешь ли казенного?
- Не лжешь ли, не лжесвидетельствуешь ли?
- Не лицемеришь ли?
- Не ленишься ли, исполняешь ли свою работу добросовестно?
- Не мечтаешь ли попусту, не читаешь ли пустых книжек, не тратишь ли зря время свое и чужое?
- Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию?
- Не имеешь ли пристрастия к деньгам, к роскоши, вещам?
- Не объедаешься ли?
- Не празднословишь ли?
- Не убиваешь ли напрасно животных?
- Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь посылает тебе за грехи и для твоего исправления?
- Не ропщешь ли на Бога?».
(«Девятинский листок. Специальный выпуск. Исповедь»: храм Святых девяти мучеников Кизических – М., 2006).

«Исповедь совершалась в Церкви с самого начала. Уже в I веке от Рождества Христова известен пример покаяния коринфского грешника, которого апостол Павел лично повелел извергнуть из Церкви, потому что «малая закваска квасит все тесто» (Кор.5,6), и только после покаяния этого грешника апостол снова принял его в церковное собрание. Исповедь в первых христианских общинах была, как правило, публичной, но нередко ей предшествовала и тайная Исповедь».
(Екатерина Прогнимак, «Фома»:№3, 2007 г.).


Рецензии