Другой Омск. Комментарий к фотосессии

Окраина Чкаловска. Репортаж ни о чём. Гаражи энд погреба. Шматок пространства, вывалившийся из потока времени. За двадцать лет тут ничего не изменилось. Но я пёрся сюда через весь город ради этих никчёмных кадров. Хотелось такого неба и такого снега. Для меня оно кое-что значит. Аж до начала третьего тысячелетия…Восемь лет ходил по этим тропинкам и постепенно начинал ловить кайф от этой пейзажистики и её ауры. Это энергия и свобода. Коты и собаки. Задавленная вглубь махновщина и пугачёвщина. Сама себя не разумеющая. И вся кривая российская судьба. Сквозь ареал обитания колдырей, нарков и прошмантовок. «Ни крестов, ни сердец – всё злодейская масть».
Здесь зона отчуждения двух железнодорожных веток и нескольких трубопроводов. Завязанных в цыганский узел. Именно этим обстоятельством вся свобода и обеспечивается. Это место, собственно, никому нахрен не нужно. Кроме того кому взбрендило воткнуть в землю первый кол и основать гараж. Или погреб. Так за полвека и сформировался этот уникальный духовный центр – самая «гуща народной жизни». Простые работяги с нескольких окрестных промышленных гигантов преобладают здесь над люмпенами. Пролетариат концентрируется тут ближе к вечеру, взявши бутылочку водовки… Или знаменитого Чкаловского сэма у моего старого одноглазого френда. Располагаясь в жидких кленовых джунглях вокруг горловины какого-нибудь погреба. Расстеливши на крышке газетку «Омская правда». С целью вознестись над суетой. И лишний раз удостовериться… Что да, так оно и есть – Небо становится ближе. С каждым днём. Ни попов, ни икон не требуется чтобы это догнать. Здесь оно и так понятно. Без посредников.
Тут в бурьяне, между трубопроводами очень близко подходит к поверхности земли невидимый и несуществующий в природе океан мутных энергий. Из коего произрастает всякое рондо-каприччиозо. Это в частности про музыку Егора Летова. Крылья, рога и копыта которой прорезались именно на этой восточной окраине. Сей факт запротоколирован в фотосессиях «Гражданской обороны». На фоне этих самых гаражей и погребов. Энд индустриальных помоек. Это омский депрессняк. И он не только омский. За его берегами и завихрениями можно наблюдать бесконечно. И для этого необязательно тащиться поздней осенью на окраину Чкаловска. Достаточно щёлкнуть мышью по «Сталкеру» Тарковского. Что с того что фильм делался в Эстонии? Если его визуальная и смысловая фактура мне что то смутно напоминает… Угу… Не пытайтесь покинуть Омск. Это не проканает. Лично меня при попытке это сделать всегда догоняет мотив, который вроде бы не о том. Или не совсем о том…
Если можешь – беги, рассекая круги,
только чувствуй себя обречённым…
Стоит солнцу зайти, вот и я
стану вмиг фиолетово-чёрным.


Рецензии