Открытая калитка в ограде Божьей
Грех Анании и Сапфиры (Дн.5:1-10) был не в том, что они пожертвовали Богу не все деньги из тех, что они получили после продажи своего имения. Грех был в том, что они пожертвовали часть этих денег, сказав в церкви, что жертвуют всю сумму. То есть обманули. Бога. И Он не оставил этот тайный грех без последствий.
Как-то на одной свадьбе молодоженам подарили денежное дерево. С настоящими денежными купюрами вместо листьев. После перерыва, во время которого все вышли размяться, подышать свежим воздухом, пофотографироваться, купюры с дерева исчезли. Расследование успехом не увенчалось. Некрасиво получилось, у всех остался неприятный осадок в душе.
Свадьбу снимали на видео. На время перерыва оператор по забывчивости оставил камеру включенной. И отдал потом молодым запись без обработки, ничего не обрезая. Почему-то никто не догадался прокрутить запись и посмотреть, что же делалось возле денежного дерева во время перерыва.
Прошло много лет. Семья эта выехала с постсоветстких просторов в Германию, и однажды они пригласили своих друзей в гости. Те приехали. За столом начали вспоминать молодость, людей, события, и кто-то вспомнил про запись свадьбы. “А давайте посмотрим”. “Давайте”.
Включили. И досмотрели до перерыва. Во время которого дружок жениха подошел к денежному дереву, воровато осмотрелся и собрал все купюры, положив пачку себе в карман. И дружок этот сейчас сидит в числе зрителей. Немая сцена.
“Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу” (Мар.4:22). Анания и Сапфира в этом тоже убедились.
Довольно много общего между историей про Ананию и Сапфиру и историей про грех Ахана:
Бог начинает делать что-то новое со Своим народом
Всем виден очевидный успех от действий руки Божьей
Кто-то совершает тайный грех
Бог не оставляет это без последствий и наказания, причем наказание в обоих случаях одинаковое
Различие в том, что тайный грех Ахана успел нанести урон всему народу Божьему, а грех Анании и Сапфиры – нет. Похоже, что если бы Бог оставил ситуацию с обманом Анании без внимания, рост и успехи первой церкви резко прекратились бы. А так после этой истории встречается очередное упоминание об увеличении количества уверовавших (5:14).
“Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха” (Пр.28:13). Причем он может лишить успеха и окружающих. В случаях Ахана и Анании Бог немедленно вывел тайные грехи на свет, но в повседневной нашей практике так обычно не происходит. Мы иногда задумываемся: почему не видно явных успехов в росте церкви, почему не каются грешники и т.п.? Причина может заключаться в личных тайных грехах.
В этой истории есть упоминание о сатане, и я хочу поделиться одним маленьким исследованием, которое мы провели вчера на молодежном разборе (а позже возвратимся к истории Анании и Сапфиры). Мы изучаем книгу Иова, и в первой главе есть упоминание о сатане. Мы поискали, что еще сказано о нем в Ветхом Завете, но искали такие тексты, где бы он назывался прямым текстом, т.е. где есть слово “сатана”. И насчитали всего три текста. И обнаружили между этими тремя текстами что-то общее:
“И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян” (1Пар.21:1). А в параллельном тексте сказано: “Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду” (2Цар.24:1). Т.е. сатана является орудием Господа.
Книга Иова, 1-я и 2-я глава. Здесь сатана спрашивает разрешения у Бога на то, чтобы причинить вред Иову. И может сделать только то, что ему разрешил Бог. Когда Иов остался верующим и поклоняющимся Богу после первой волны искушений, сатана захотел причинить вред его здоровью, но для этого он пошел к Богу за новым разрешением.
“И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана” (Зах.3:2).
Все, больше в Ветхом Завете сатана прямо не упоминается. И библейские персонажи о нем особо не разговаривают и не списывают свои проблемы на него. Иов вообще не задумывается и не говорит о сатане. Он ищет Бога, обращается к Нему за решением своих проблем.
Именно в книге Иова Бог называется всемогущим почти 30 раз, а во всех других книгах Библии – всего пару десятков раз! Хотя сатана делает грязную работу, Иов ничего не говорит ни о нем, ни ему. «Господь дал, Господь взял» говорит он. Т.е. он принимал все из Его рук. Не надо преувеличивать и нам роль сатаны и его ответственность.
В.М.Ш. рассказывал историю про монаха, который в пост тайком держал яйцо на ложке над свечкой, чтобы пожарить его. Когда настоятель застал его за этим нарушением монастырского устава, тот стал просить прощения: “Бес попутал”. Тут рядом появился бес и сказал: “Не надо, я бы до такого не додумался”.
Общее во всех трех ветхозаветных историях, где упоминается сатана: он может действовать только в пределах, отведенных ему Богом. Бог верховный Глава над всем творением и уж тем более над церковью. Все происходящее в мире и в церкви – под Его контролем. И если произошли какие-то неурядицы, то это не случайность и это не значит, что на этом локальном участке сатана оказался сильнее или умнее Бога, этому есть другие объяснения.
Объяснение, например, может быть таким: “Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью” (Иак.1:14). А решение может быть таким: “Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу” (Пл.Иер.3:37-40). Именно такое решение избрал Иов.
Возвратимся к Анании и Сапфире. В книге Деяний все-таки как раз прямо сказано, что это сатана вложил греховную мысль Анании.
Кстати, я хочу подчеркнуть различие между этой историей и другой, в которой тоже участвовала семейная пара и сатана. В истории про Адама и Еву змей избрал начальным объектом для атаки Еву. И уже потом через Еву его влияние распространилось на Адама. И братья нередко вспоминают об этом при разговоре с женским полом.
В 5-й главе Деяний все происходит наоборот. Сатана вложил мысль об обмане Анании, а Сапфира позже согласилась с предложением мужа: “Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? ... Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу” (стихи 3-4); “Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня?” (Дн.5:9).
Ты допустил… Ты положил… Ты солгал…
Мне хотелось, во-первых, восстановить равновесие и вступиться за сестер, во-вторых, подчеркнуть, что в любом случае муж – глава семьи и несет ответственность за то, что в ней происходит. И в книге Бытие, и в книге Деяний Бог начинает разговор с мужем и только потом обращается к жене.
Когда в книге Иова Господь спрашивает сатану “откуда ты пришел?” (1:7), тот отвечает “я ходил по земле и обошел ее” (1:7). Я сначала воспринимал это как невежливый ответ или как уклонение от ответа. Понятно ведь, что он пришел с земли, почему он не ответит на конкретный вопрос конкретно, откуда именно он пришел. Наверное, он уклоняется от ответа, так думал я раньше.
Но потом подумал: наверное, все-таки он бы так не вел себя перед лицом Божьим. Он действительно обошел реально всю землю. Нет мест, где бы он не был на земле с момента прошлого представания перед Богом. Если бы ему надо было назвать конкретные места, ему пришлось бы перечислить все конкретные места на земле.
И Ананию искушает именно лично сатана, не нечистый дух, не бес. Мы совсем мало знаем о сатане, о его возможностях, силе и скорости, но из этих библейских текстов можно сделать, что он лично вникает в большое количество земных вопросов.
Но я хочу подчеркнуть еще раз: вложить мысль верующему он может тогда, когда верующий ему допускает это сделать. До того, как Анания и Ахан открыли калитку сатане, они находились в пределах такой же ограды Божьей, как Иов. А к Иову сатана притронуться не мог без позволения Божьего.
Верующий находится в руке Божьей, и никто нас из этой руки не похитит: “никто не похитит их из руки Моей” (Ин.10:28). И сатана не может совать свою руку в руку Божью. Проблемы начинаются, когда мы из этой руки Божьей вырываемся.
Павел сказал об этом другими словами: “я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим.8:38-39). Ангелы и сатана не могут отлучить или оторвать верующего от любви Божьей. Но сам верующий может отлучиться от этой любви.
Это похоже на историю Семея, который бросал в Давида камни и злословил его. Сам Давид не стал его наказывать. После смерти Давида Соломон запретил Семею покидать Иерусалим. Выйдешь за ограду – погибнешь. Три года Семей продержался. А потом у него сбежали рабы, Семей поехал за ними и сам себе подписал приговор.
“Противостойте ему твердою верою, зная...” (1Пет.5:9). Вера связана со Словом Божьим. Т.е. с мыслями, думанием, знанием. Какие мысли, понятия, убеждения я считаю нормальными, а какие нет – это уже противостояние сатане. От этого зависит наличие ограды вокруг меня.
Павел во 2Кор.4:4 говорит о неверующих, «у которых бог века сего ослепил умы». Видим, что состояние нашего ума – решающая вещь в борьбе с сатаной.
Мф.13:19. Лукавый придет «ко всякому», кто не поймет Слово о Царстве, и похитит это Слово. Опять видим, что сатана действует через сферу разума.
Сатана несколько раз пытался вложить свои мысли Иисусу, в том числе через близких Ему людей, через Петра (Мф.16:22), но это ему не удалось, Иисус очень бодрствовал над тем, о чем Он думал.
Я читал про эксперимент, с помощью которого ученые проверяли уровень самосознания у приматов. Давали обезьяне зеркало и проверяли, узнает ли она себя. Для этого наклеивали животному на лоб маленький кружочек. Обезьяна смотрела в зеркало, видела незнакомый кружочек и начинала проверять у себя на лбу, что это. Так делали все виды приматов, кроме мармозеток.
Ученые долго думали, что не так с самосознанием у мармозеток. Оказалось, что мармозетки никогда не смотрят друг другу в глаза. Поэтому они просто не привыкли видеть мармозетку с такого угла зрения. Испытуемые мармозетки не поднимали взгляд на свой лоб. Как только ученые опустили кружок на шею и вручили зеркало, животное немедленно начало проверять на своей шее, что это за кружок.
Из рассуждений моих следуют два вывода:
Первый. Одна из частых тем наших проповедей – о том, чтобы мы проверяли и испытывали себя. Так вот, проверять важно не только внешний образ своих действий, поступки, слова и т.п., но и то, о чем мы думаем, что у нас находится повыше уровня глаз. Проверять на предмет соответствия учению Библии.
И второй. Сатана не может причинить нам вреда, пока вокруг нас есть Божья ограда и мы не выходим за ее пределы. Поэтому мы можем жить спокойно и радостно. Поблагодарим Бога за это!
26.02.2017
Свидетельство о публикации №217022602392