3. Тагран

               
   Ордан вновь и вновь вспоминал то, как он оказался впервые в лесах Арга Мано… В то время как его путь лежал в обратную сторону. Он брел по пустыне в город, некогда покинутый им, в город, где его теперь никто не знал. Он сильно изменился за время своего отсутствия. Но и город, должно быть, изменился тоже.
   Приняв Посвящение в Пещере тайн,  он всего лишь два года обучался в Долине Шепотов… Да, он познал некоторые тайны древней, забытой культуры; самой древней расы этой планеты… Но этого было так мало! Для того задания, с которым ему предстояло справиться... Мало. Обстоятельства вынуждали действовать немедленно. Он вышел, быть может, даже слишком поздно.
   Вначале он пошел на базу, где останавливалась его экспедиция, неподалеку от крайнего лесного поселения туземцев. Конечно, никого там из его бывших приятелей давно не было. Да они бы и не признали его за своего в новом облике. Но он нашел ту хижину, которую они там построили. И свои вещи. Внутренность хижины, конечно, уже заросла буйной растительностью, лавки покрылись мхом, многие ткани истлели. Но несколько костюмов из высокопрочного непромокаемого материала, пара сапог из кожи каргона и сам рюкзак, с алюминиевыми застежками и просмоленной основой сохранились. Как и черная, лакированная шкатулка из дерева нула, что даже не горит в пламени, если обработано нужным образом. В ней всё было в целости и сохранности: медальон с портретом жены, несколько монет и пригоршня камней, а также ненужные теперь документы. Должно быть, у его товарищей всё же оставалась надежда, что он сюда ещё вернется. Похоже к тому же, что уходили они в спешке. В шкатулке для Ордана ценнее всего оказались иголки и прочные нити. Ему нужно было подогнать на себя свою прежнюю одежду; он не мог пойти по пустыне нагишом, в одной набедренной повязке. А в лесах Арга Мано трудно было бы найти другую одежду. Плащ-накидка был безразмерный, это облегчало задачу. Но штаны и рубаха оказались, конечно же, малы; и он из двух комплектов соорудил один, использовав тот, что похуже, на вставки для второго. Ну, и конечно, карта. Взял с собой он и тетрадь со своими научными записями. Так, на память. Не слишком она теперь была нужна ему.
   Конечно, в долгий путь, что предстоял ему по пустыни, он не взял с собой личные вещи Ордана, которым он был когда-то. Он спрятал их в тайнике, в горах.
   Он взял только рюкзак с очень большим запасом сушеных фруктов и воды, оделся в костюм и плащ, плотно забинтовал лицо специальной тканью, оставив  лишь отверстие для глаз. И карту. Он ориентировался в пустыне по карте и звездам. Солнце палило нещадно; он старался идти лишь по ночам, скрываясь днями в тени обветренных скал или же в небольших рощицах или оазисах.
   Когда он подходил к провалам в земле, началу пещерной сети, по которой можно было проникнуть в город, его запасы воды давно закончились, оставалось лишь немного фруктов. Он сильно устал, несмотря на недюжинную силу, какой теперь обладал.
   Если бы можно было миновать город, следовать и дальше по пустыне, не спускаясь в него через один из многочисленных проходов, он так бы и сделал. Но… Ни одно живое существо не сможет преодолеть такое дальнее расстояние, следуя по поверхности пустыни: его путь лежал в её центр. Ему предстояло пройти даже не один, а целых три подземных города. Поэтому, ему было не миновать и Тагран.
   Когда, наконец, проделав долгий путь, он оказался в прохладе этого города, в котором  когда-то родился и вырос, Тагран, как он и боялся, показался ему чуждым и страшным. Он теперь был чужаком здесь. Несмотря на то, что когда-то считал этот город единственным местом планеты, пригодным для проживания. Город Тагран, столица империи, был для него тогда обыденным, привычным обиталищем; Ордан сросся с ним, подобно тому, как организм дронга встраивается в найденный им плод, постепенно наполняясь его соками, становясь частичкой этого плода… Сейчас город казался серым, неуютным и бесцветным. Абсолютно чужим. После лесов Арга Мано, здесь называемых лесами Валы, Ордану в городе было нечем дышать.
   Да, Тагран был абсолютно чужд ему. И он ощущал каждой клеткой своей дублёной шкуры, до какой степени он сам тоже был чужд теперь этому городу. Чужак… Странный обитатель леса – вот кем он был. Его иноземное, зеленое тело с двумя кожистыми крыльями, которые можно раскрыть, как плащ… В Арга Мано они называли их просто наростами: какие же это крылья, если с их помощью нельзя летать? Атрофированные рудименты… Их сворачивали в тугой комок за спиной, будто стесняясь его. И всё ж в Тагране, когда он изучал туземцев лесов Валы, подобных ему, теперешнему, их всё же называли крыльями… И считали свидетельством колдовской, недоброй природы. Жители Арга Мано здесь упрекались в связи с демоническими силами. Впрочем, их весьма редко сюда заносило…
   При всём этом, ощущая свою чудовищную чуждость здесь, Ордан узнавал Тагран… Ему с детства были знакомы эти огромные странные сооружения из песка, скрепленного особым составом и мгновенно делающим его крепче бетона и песчаника. Песчаные дома хорошо хранили прохладу. Тем более, здесь, под землёй. Здесь никогда не чувствовалось той жары, что была в этих местах на поверхности… Он узнавал и эти, ничем не закреплённые, шары, парящие в воздухе, как насекомые. С их мягким, матовым, голубоватым свечением.  В подземном городе, где не было солнца, лишь они были источниками света. Эти шары парили здесь повсюду, налеплялись на шершавые стены, садились на арочные перекрытия дугообразных мостов – они, как ночные насекомые, летели… только не на свет, а, наоборот, в самые темные уголки, чтобы насытить их светом… Чудесное изобретение - иллюминация.
   «Когда-то я жил здесь. До той далекой экспедиции, имеющей цель военную разведку. Только я, как полный идиот, не знал этого и не понял, что наша экспедиция имела только прикрытие внешней научностью. Все, кроме меня, настоящего ученого, были хорошо подготовленными шпионами… Я был профаном, фанатиком науки, и… В общем-то, как профан и фанатик исчез в лесах Арго Мано… Да, я жил здесь, и меня звали Ордан. Но ни одна живая тварь не узнала бы меня теперь. И, если я попадусь на глаза стражам порядка, то меня, в лучшем случае, выставят из города без разбирательств», - подумал странник. Лучше всего ему было быстро миновать верхние ярусы и спуститься вниз, пройти дорогами Туны… То есть, самым нижним от поверхности уровнем, на котором находились вредные производства и где жили брошенные на произвол отщепенцы. Будучи самым нищим уровнем подземного города, Туна, однако, приносила ему несметные богатства. Ведь именно там добывались редкие, драгоценные камни и плавилась руда. В Туне не слишком много стражей порядка, и там не задают много вопросов. Сможешь выжить – живи. Как хочешь, живи.
   Но сейчас Ордан пока ещё находился на верхнем, самом престижном, ярусе города. Патрули были здесь многочисленны, стоило их опасаться.  Насколько он знал, здесь должно было быть много стражей порядка, вооруженных Лучами Света. И, поскольку попасть на нижние ярусы ему сразу не удалось, можно было попытаться скрыться поскорей в недрах какого-нибудь злачного притона, куда допускались порой даже чужаки. Для тайных дел.
   Недавно, такта два тому назад, город был пронзен песней Девы Ночи… Иным способом понять, какое сейчас время суток, на улицах города для Ордана сейчас не было. Здесь не вставало небесное светило. И ночь наступала с этой песней, как утро рождалось после гудка, от которого сотрясались стены. С того гудка, город просыпался; начиналась работа. Так было заведено.
   Песня Девы Ночи звучала в то время, когда на поверхности наступала тьма. Эта песня означала также и то, что с этих пор нахождение вне домов не желательно.
   Заведение «Злой каргон», вывеска которого украшалась изображением этого животного в боевой стойке и с раскрытой пастью, показалось Ордану вполне подходящим.  Здесь можно было спокойно провести ночь и спрятаться от уличных патрулей.
   Он зашел в это заведение, спрятав шею поглубже, под кожаный нарост, чтобы его рост смотрелся чуть меньше, намереваясь заказать закуску попроще и чашу холодной воды. Места поближе к огню были заняты, и ему пришлось усесться на шкуру кронга у круглого бассейна, почти рядом с группкой молодых адамасок – скорее всего, это были девушки, промышлявшие здесь продажей своего тела. Он услышал это название и понял смысл из случайного разговора двух молодых парней у входа.
   В те времена, когда он покинул город, никаких адамасок не было. В подобных этому заведениях собирались ночью, нередко выпивали одурманивающие напитки, дрались и спорили… Женщины не посещали подобных сборищ. Их в Тагране уважали, они хранили домашний очаг. Но, по всей видимости, нравы в Тагране сильно изменились за то время, пока Ордан отсутствовал.
   Ему принесли заказанную пищу, и Ордан расплатился, дав распорядителю маленький изумрудный камешек. Он не знал, что теперь делать: если он размотает походную ткань на лице, в нем признают иноземца. Но ему хотелось поесть.
   В это время одна из девушек, с татуированной, намасленной до безумия, кожей, сладко пахнущей тамараном, как раз откинула плотную, черную накидку.
   Ордан почувствовал, как у него всё похолодело внутри. Комок подступил к горлу.
   - Дараната! – невольно вырвалось из его груди.
  «Неужели, - подумал Ордан, - Это - она…»
  Тут Дараната обернулась. Посмотрела прямо в душу огромными, желтыми глазами с этим, никогда не забываемым, разрезом. Узкими и длинными, как у каргона…
   - Что тебе нужно, чужак? Откуда ты знаешь моё настоящее имя?
  Миг – и он оказался рядом с ней. Наклонился и прошептал в самое ухо:
   - Ты пойдешь со мной, красавица?
  - Да, - ответила она. – Ты, как я вижу, богат, - она невесело улыбнулась. – Ты чужеземец? Колдун?
  Он ничего не ответил.
  - Ладно, это не имеет значения… Пошли ко мне. Я живу не слишком далеко. Только, посильнее укутай лицо. И возьми свою пищу с собою: я очень хочу есть.
  В эту ночь, казалось, на улицах было особенно темно. Быть может, экономили на освещении. Пару раз они прятались в самую тьму, когда кто-то шел мимо по узко улице. Вжимаясь в холодный песок, он чувствовал. Как бьется сердце Даранаты; его собственное попадало в такт, И не попадало в такт. Он знал, что между ними – стена… Он знал, что она не примет, не сможет принять его таким, каков он есть.
   - Сюда! – сказала девушка, и шагнула в круглый проем жилья-пещеры. Он последовал за ней.
  - У меня нет светящихся шаров. Подожди, и разведу огонь. Хочешь, я брошу в него ароматных трав, какие растут в лесах Валы?
  - Да, - хрипло сказал он. – Но вначале… Разведи огонь и поешь.
  Вскоре в очаге запылал огонь, и Дараната робко придвинула к себе еду, которую он достал из сумы. Кроме закуски из «Каргона», там было немного сушеных плодов, которые Ордан брал с собой в дорогу.
   Потом, внезапно, она закрыла лицо руками и заплакала.
   - Я впервые пошла… Торговать своим телом. Решилась на это. От безысходности, слабости, одиночества… Прости, чужеземец. Прости, и… Уходи. Что-то случилось со мной этой ночью… Внезапно я вспомнила своего мужа, Ордана. Он погиб два года тому назад в лесах Валы. Я… Ты же не накинешься на меня и не убьешь из-за этой еды? Уходи и оставь меня…
  - Дараната… Ты… Сможешь ли ты мне поверить?  Я – Ордан. Меня… Изменили. Но это – я, Дараната! – не думая, зачем он это говорит, Ордан подался к ней.
   - Я видела останки его мертвого тела, которые отыскали его спутники… Его было трудно опознать. Но, всё же, это было тело моего мужа. Об этом сказали особые пятна и шрамы. Как ты можешь быть им, незнакомец?
   - В лесу есть колдуны. Они умеют многое. Меня изменили. Но, поверь, это я! Хочешь, я спою тебе твою любимую песню? – спросил Ордан и запел. Его голос дрожал.
   - Когда, в уходящем покое
                С песками и временем сгинет,
    Далёкий, как небо и море,
                Твой образ – останется память.
    Мне больно
                Шептать, повторяя, знакомое имя.
     Мне больно…
                Неслышными, робко, шагами тебя покидаю.
   На какой-то миг… Кажется, она поверила. На глазах Даранаты показались слёзы. Но потом… Она отшатнулась в ужасе и вскрикнула, прервав моё пение:
    - Прочь от меня, проклятый колдун! Я догадалась… Как ты посмел! Ты вторгся в мою память и высосал воспоминания из моего мозга! Прочь, прочь… Его нет. Его больше нет, как ты можешь тревожить мою душу?
   - Это я, Дараната… Чем тебе доказать, что это я? Колдуны Арга Мано умеют… менять души и тела местами. И еще многое такое, что нам и не снилось.
   - Мне, действительно, вспомнился сейчас Ордан. Но я не верю в чудеса. И я не хотела бы, чтобы Ордан видел меня сейчас… Я стала другой. Я так низко пала сегодня… Зачем тебе, колдун, притворяться Орданом, моим мужем?
  - Вот именно: зачем?
  - Наверное, чтобы завладеть моим телом? Или – душою?
  - Я не трону тебя, девочка. Вот, возьми себе. На память, - и он высыпал из сумы на пол груду самоцветов. Все, что у него были. – Прощай.
  Она всё же вышла проводить его до самого входа.
  Когда Ордан вышел наружу, он двинулся прочь, не оборачиваясь.
 - Он приставал к вам? – мгновенно за его спиной возникли двое. Тагранский патруль… Ордан, в расстройстве, потерял бдительность; так и не заметил, где они скрывались и когда подошли.
   - Он…, - начала Дараната.
  - Приставал к тебе, не предложив достойной платы? – физиономию патрульного исказил звериный оскал усмешки. – Я за вами обоими следил от самой таверны.
  - Нет, он заплатил мне. Всё нормально, - она растерялась.
   - Он кажется мне очень подозрительным, - патрульный повернул голову к своему напарнику.
   - А ну-ка, парень, покажи личико! – обратился к Ордану второй патрульный, и, вмиг оказавшись рядом с ним, сорвал с его лица повязку, и довольно быстро её размотал, слой за слоем.
   - Это – зеленый! Смотри! Что делаешь здесь, чужак?   Хочешь торговать ядовитыми травами? – спросил первый злорадно, и тут же, без предупреждений, ткнул Ордана в бок, прямо в уязвимую точку.
  У Ордана подкосились ноги.  Бежать было поздно… Эта встреча с Даранатой… Выбила его из колеи. А теперь он и вовсе терял над собой контроль. Патрульный знал своё дело туго: попал прямо в точку дай-шань,  с точностью стрелы воина…
   - Дараната! Нередко вспоминал я тебя, в лесах Арго Мано… Не мог забыть. Но, как я мог, в теперешнем теле, понравится тебе? Я знал, что теперь мы станем чужими друг другу. И что ты… Она… Не сможет мне поверить. И всё же… Как же мне было больно встретить её здесь…Я и не подозревал, что судьба будет к ней столь жестока. Что должно было случиться? Что произошло? – бормоча всё это, Ордан постепенно затухал, теряя сознание.
  - Берём его. Потом разберемся. Развяжем ему язык, и он расскажет нам всё, - последнее, что услышал пленник. Не успел Ордан опомниться, как  двое охранников скрутили его и сильно ударили по голове тяжелой рукояткой ножа.
   «Дараната», - успел с досадой прошептать он, пока не наступила тьма.

                *
   В тюремной камере было жарко, воздух был спёртым. Должно быть, здесь совсем не было вентиляции.
   Брошенный на пол, избитый, изможденный, Ордан лежал на голом песчаном полу, со связанными ногами и браслетами-наручниками.
   Пытали его долго. Хотели дознаться, зачем чужак проник в город. Если бы не встреча с Даранатой, он мог бы соврать. Придумать легенду, что просто шел по пустыне, в надежде поймать и обуздать могучего коргма, стать всадником: так делают иногда жители леса. А в город попал случайно. Заблудился, шел, не зная, что именно здесь, под песком и камнем, находится Тагран. Может, спрятался в одно из отверстий в земле, служащих вентиляционной шахтой подземного города пустыни… Неожиданно для себя очутился не в пещере, а в городе. А потом просто брёл, куда глаза глядят.
    Да, он мог бы так сказать. Если бы не встреча с Даранатой. А так… Как оказалось, они подслушивали; слышали каждое слово, сказанное им у нее дома. Откуда он мог её знать, если никогда раньше не был в Тагране? Этот случайный разговор, эта случайная встреча - делали его рассказ подозрительным. Наводили на мысль, что он бывал здесь ранее, или же обладает способностями читать мысли. А значит, он шпион Леса. Не только чужак, но и враг.
   Ему страшно хотелось пить. Кожа покрылась волдырями, запястья ныли, а ногами он не мог пошевелить вовсе.
   Ордан не знал, сколько он провалялся здесь, на каменном полу, когда раздался скрежет – и вот отъехала в сторону дверь, обнажая круглый проём.
   В этот раз это были не те тагранцы, что подвергали его пыткам и издевательствам.
   Вошел худой, тщедушный сандаранец, одетый в красную длинную хламиду.
   В это время Ордан слабо застонал. Вошедший наклонился над ним и стал прощупывать его пульс. Ордан открыл глаза.
   - Спокойно! Я – врач. Я не причиню вреда, - сказал новый посетитель.
   - Я… Не шпион. Я был послан, чтобы найти одно таинственное место. Оно находится в пустыне. В самом её сердце. Но, мне не пройти туда поверху. Солнце изжарит меня. И потому, мне нужно было пройти через ваш город. Мой путь лежал под землёй, - признался Ордан, увидев перед собой довольно умные глаза образованного и умного сандаранца.
    Он знал, что Сандаран – город магов и мудрецов, затерянный еще дальше в пустыне, чем Тагран. О Сандаране ходили слухи, что тамошние мастера могли творить воистину чудесные вещи; а, кроме подземных строений, город имел выходящие наверх террасы с искусственными насаждениями, громадные оазисы с подземными озерами воды и наружными вершинами холмов, выходящих наружу, на поверхность. Эти холмы располагались на островах подземных озер, но выступали наверх; корни растений, что располагались на холмах террасами, по специальным трубам питались подземной влагой. Много чудесного рассказывалось в Тагране о чудесах, лабораториях и звездных обсерваториях Сандарана. Раньше Ордан не верил им, но теперь он знал, что в мире много необычайного и удивительного; потому – кто знает – быть может, и все россказни о Сандаране были правдой? Или, хоть половина… Во всяком случае, с мудрецами из Сандарана в Тагране всегда считались. И Ордан решил с ним вести диалог начистоту; он был гораздо лучше, чем те, что его пытали прежде.
  - Зачем тебе сердце пустыни, путник? – спросил незнакомец.
  - Вы… Кажетесь мне образованным человеком. И я вынужден довериться вам. Другие… Они бы всё равно ничего не поняли… Там – место силы, называемое «Пито о Хено»; именно с этого места можно установить самую сильную связь с иными мирами… Но, только колдуны и обученные адепты могут его найти.
    - Ты имеешь высшее посвящение Зиндвана? – удивился незнакомец.
    - Я не знаю ничего о посвящениях Зиндвана…
   - Быть может, тебе о нем говорилось на другом наречии. До нас, сандаранцев, доходили легенды о древнейшей культуре, спрятанной в лесах Арго Мано, или Валы.  Её называли культурой Зиндвана, и, как считается, носители знаний этой древней культуры до сих пор существуют.
   - В лесах Арга Мано её называют культурой Звенда Навато. И я прошел младшее посвящение, - отозвался Ордан.
   - Ну, что ж… Это – уже неплохо. Ты мне поможешь в одном сложном деле?
   - Да. Поскольку, мне бы очень не хотелось, чтобы меня убили, как шпиона. Я совсем не замышлял зла этому городу.
  - Нет, тебя не убьют. Если я, Зарг Каан, личный врач Высшего Правителя, заступлюсь за тебя. Но ты… Должен послужить мне, - глаза его сузились, и губы тронула чуть заметная улыбка.
   - И ты отпустишь меня?
   - Да.
  - Что я должен сделать? - спросил Ордан, от боли почти теряя сознание.
  - Ваши колдуны умеют многое… Очень многое. И потому, дело не будет для тебя слишком трудным, - глаза Зарг Каана стали жесткими и злыми. Лишь на мгновение. Но потом, он снова смягчился.
   - Это… Дело… Просили исполнить меня. Но даже я не могу вылечить правителя Таграна. И потому, мне грозит смерть, как всякому врачу, что не исполнил его волю. Я искал выход из положения, в то время как до меня дошли слухи о тебе: мне сказали. Что поймали колдуна из Арго Мано… Твое личное дело, зачем ты здесь. Если ты мне поможешь – мы оба будем свободны.
   - Ты думаешь, я вылечу правителя?
   В ответ на этот вопрос, тонкие губы колдуна расплылись в тяжелой улыбке, а глаза налились свинцом.
  - Нет. Вряд ли кто-либо сможет ему помочь.
  - А что – тогда?
  - У меня есть некий план… И я знаю, что он может сработать. Что ты знаешь о… Переселении душ и обмене телами? – спросил Зарг Каан.
  - О переселении душ? Должно быть, это то, что называют в нашей традиции сакрами; а такое знание – сакральным.
   Зарг Каан долго изучающее смотрел на Ордана. Наконец, сказал:
   - Мы сделаем это, мальчик. Мы сделаем… И, когда нас отпустят, я… Согласен пойти с тобой. Тебе не справиться самому; тебе же надо пройти не только пещерами и тоннелями Таграна, не так ли? Дальше твой путь лежит снова по пустыни, а потом  - по Сандарану, не так ли?
  - Да.
  - Ты сам не пройдешь. Но я помогу тебе. Только… Дай нам Всевышний выпутаться отсюда… Правитель Таграна жесток и коварен.
  - Как звать теперешнего правителя?
  - Дун Карг.
  - Знаешь ли, я так и думал… Что правитель сменился за то время, что я здесь отсутствовал. Слишком уж изменился город, его нравы.
  - Дун Карг пришел к власти вследствие военного переворота. Да, город сильно изменился. И я не смог его покинуть тогда, когда это произошло. Мне вменили почетную обязанность: бдеть и о здоровье Дун Карга… Скажу тебе только, что эта участь незавидна, - наклоняясь ближе к уху собеседника, прошептал Зарг Каан. – Ну, а теперь я осмотрю тебя, как врач… Думаю, я скоро подниму тебя на ноги.

                *
   Дун Карг, высший правитель Таграна, умирал. Он знал, что не более трёх раз раздастся гудок и песня Девы Ночи, прежде чем его сердце перестанет биться.
   Он был ещё не очень стар, но вёл слишком беспутную жизнь и слишком поизносился. И потому, теперь даже его лучший врач, чьё искусство граничило с магией, его верный Зарг Каан,  не в силах был вдохнуть жизнь в эту разлагающуюся плоть.
   Одутловатое лицо, жирное, опухшее тело, высушенная, как кора, шкура – весь его облик теперь являл собой омерзительное зрелище.
   Подданные по-прежнему пели ему дифирамбы, но теперь вместо него на всех церемониях присутствовала лишь механическая кукла, управляемая на расстоянии. Она говорила, передвигалась, воспроизводила сложные ритуалы гостеприимства и прощания. Кибернетическим устройством внутри куклы управлял на расстоянии ученый Авраат Айкорум, его слуга. Он создал эту куклу, как ранее создавал механических летающих птиц и распускающиеся искусственные цветы из нитпрена.
   Но долго так продолжаться не могло. Уже полз шепоток среди подданных, что правитель не настоящий. А Дун Карг потерял надежду вновь стать на ноги. Скоро, очень скоро, его глаза закроются. И тогда… Начнется борьба за власть, резня и распри. Его приближенные, ожиревшие за его долгое правление, тоже потеряют свои должности. Начнется смута. Наверное, они будут как можно дольше эксплуатировать механическую куклу и скрывать запах мертвечины в палатах…
   Впрочем, до всего этого Дун Каргу было мало дела. Ему уже ни до чего не было дела.
  Он очень хотел спать. Только, ему снились тревожные сны. И он всё время просыпался, чувствуя боль и страдание.
   Внезапно в альков правителя ворвался посторонний. Хотя, он никому не назначал встречу. Вестник? Окружающее расплывалось в глазах Дун Карга. Он не сразу признал в том, кто вбежал, Зарг Каана. Который подбежал и упал рядом с ложем правителя, ритуально коснувшись костным наростом на голове плотной шкуры крупного ящера, застилавшей пол. Потом он приподнял голову.
  - Говори, - проговорил Дун Карг ссохшимся ртом.
  - Высочайший! Я… Знаю, как спасти твою жизнь. Процесс опасный и трудный, и ты должен дать согласие, - сказал Зарг Каан.
 - Мне уже всё равно. Я хочу умереть, найти покой в садах Баалы…
- Но ты нужен нам! Иначе, они сместят нас. Мы уйдем вместе с тобой, Дун Карг… Начнется смута, борьба за власть. Группировки нижних уровней давно только ждут момента, когда…
  - Мне уже нет дела ни до чего земного. Я устал. Я хочу только покоя… Оставь меня. Я хочу тишины. Хочу спать…
  - Но… Новая жизнь снимет твою боль. Ты будешь крепок телом и здоров.
  - Хорошо. Я согласен, - произнес он тихо, так, что врач скорее разобрал по губам его ответ.
                *
   Два тела лежали на каменных ложах. Одно – жирная, почти лопавшаяся, туша Дун Карга, которая вскоре станет добычей смерти. И тело молодого человека, стройного юноши из нижнего яруса.
   Оба были без сознания.
   Пленный колдун, которому оказали медицинскую помощь и теперь приносили все травы, камни и порошки, которые бы он ни пожелал, был теперь хорошо одет, а также строг, суров и сосредоточен.
   Несколько врачей, среди которых и Зарг Каан, тоже присутствовали здесь. Как и вся правящая верхушка.
   И вот зелёный колдун, житель лесов Арга Мано, запел… От силы этого голоса всех пробрала дрожь.
   А потом, колдун приблизился к обоим телам и опустил свои руки на головы лежащих. В этот миг, весь зал наполнился яркой вспышкой света, и мир растворился в ней на мгновение.
   - Всё… Теперь надо ждать,- сказал колдун минутой спустя. – Их души поменялись местами. Ваш правитель теперь в теле этого юноши.
   В воздухе стоял запах озона. Как после грозы. К которому примешивалось ещё что-то, едва уловимое, на грани восприятия.
   Вскоре оба тела подали признаки жизни, и слегка зашевелились. Юноша застонал. Немного позже, он приподнял корпус и громко заявил, приоткрывая глаза:
   - Я – Дун Карг, ваш правитель…
   Губы Зарг Каана расползлись в тонкой улыбке. Скоро… Совсем скоро этот «юноша», в теле которого теперь живёт великий правитель, будет коронован… Переворота не будет. И все приближенные Дун Карга будут процветать ещё долгие годы. А потому, его, иноземного врача, в награду, наконец-то, отпустят на родину. Его затянувшееся посольство закончится.
  - Теперь… Если можно, я уйду. Вы отпустите меня? Исполните своё обещание? – подойдя к Зарг Каану, спросил Ордан.
  - Да, - ответил ему Зарг Каан. – Я исполню обещание. Я, в отличие от тех тупых недоумков, что вас схватили, знаю, как опасно обижать колдунов.
  Ордан тихо улыбнулся. Недавно ему было видение… Те, кто пытали его, умерли в страшных муках. А его видения никогда не обманывали…
   Он вышел из почивальни правителя, и стража не шелохнулась.
   В коридорах его догнал Зарг Каан:
   - Куда ты собираешься податься? – спросил он.
   - На нижние ярусы. В Туну. Там меньше патрулей, и никому ни до кого нет дела.
    - Тагран изменился и в той своей части. Туна бастует и голодает. Там почти регулярно идут бои. Нам нужно будет пробираться средним ярусом. И лучше держаться вместе: нам по пути. Я возвращаюсь в Сандаран, я не врал тебе, что помогу.
   - Но… С тех пор прошло несколько дней, и ты можешь быть обласкан правителем, осыпан драгоценностями со стороны его сторонников. Ты исполнил их желание…
  - Да. Но пути властителей порой неожиданны, а действия – непредсказуемы. К тому же, Тагран может в любой момент воспламениться бурей восстания. Нам с тобой, обоим, лучше скрыться с глаз власть предержащих, пока они ликуют. Кстати, не думаю, что они действительно выпустят с легкостью из своих рук хорошего врача из Сандарана и колдуна из Арго Мано, и, как только правитель в достаточной мере очухается, за нами пошлют. Наши портреты предъявят всей страже, и все проходы и тайные лазейки наверх будут для нас закрыты.
  - Мы еще не успеем добраться ни до одной из них, когда это произойдет.
  - Правильно: не успеем. Ты хорошо знаешь средний ярус? На придется там переждать бурю.
  - Когда-то я жил там… Это – ярус служащих, ученых, студентов и жрецов. А также, медперсонала, поваров и механиков.
  - Странный город – Тагран… Верхний ярус – он, вроде бы, для властителей и богачей, но там же находятся кварталы воров, торговцев, злачные заведения, публичные театры, жонглеры и танцовщицы, швеи и озеленители, рабы и иноплеменники… Никогда мне, чужеземцу, было не понять логику местного градоуправления, - усмехнулся Зарг Каан.
  - Наверху живут те, кто должны быть всегда под рукой, - заметил Ордан. – А вкусы правителей… Гм… Многообразны.
  - Где можно отсидеться, затаиться на среднем ярусе? –спросил Зарг Каан, и Ордан про себя отметил, что этот прохиндей, должно быть, наконец поверил, что некогда Ордан был обычным, синим жителем этих мест, жил в этом городе, и только потом, посредством колдовства аборигена Арга Мано, стал зеленым воином из далекого племени лесов. Внешне, конечно… Поверил, раз спрашивает о подробностях жизни в Тагране. Которую, во всяком случае, должен бы знать лучше, чем обитатель леса. Зарг Каан поверил ему после того, как увидел обмен душами между правителем и неизвестным парнем… Ордан знал, что страшное дело он содеял… Но об этом сейчас некогда было думать.
  - Думаю, нам не следует прятаться. А нужно снять комнату и вести так называемую «светскую жизнь». Я немного изменю наш облик… В допустимых пределах, конечно. Это – не магия. Всего лишь мази, притирания и особая глина, с помощью которой можно изменить форму носа и ушей. Я всё равно буду выглядеть, как чужак. Только, как другой чужак. Допустим, что я – твой слуга. А ты – лекарь-травник… Допустим, из приграничной с лесом Саромы.
  - Я плохо знаю травы. Мы, сандаранцы, лечим скальпелем, выправлением конечностей и позвонков, массажем, водами и диетой.
  - Ну… Тебе нельзя представляться сейчас сандаранским врачом, пусть и с другой мордочкой. Заподозрят, неровен час… А я знаю травы неплохо. Подам совет. Под видом поиска клиентов, мы и будем передвигаться по среднему ярусу… Всё ближе и ближе к тем выходам на поверхность, в пустыню, что расположены ближе всего к ближайшим пещерам Сандарана.
 


Рецензии