Начинают править сразу...

Незаконченных фраз, сцен, положений – позади я никогда не оставляю. Написанное может завтра мне не понравиться, я начну его заново, но сегодня оно должно казаться мне законченным: иначе двинуться дальше я не могу. Евгений Замятин. // Отсюда метод работы: я не пишу черновиков, не могу заставить себя набросать, скажем, рассказ вчерне и затем отделать его, – работа опротивеет, соскучусь, брошу. То, что написано, уже почти готово (исключая мелочей, длиннот, неудачно найденных слов). Покуда предыдущее не сделано, я не могу идти дальше. Алексей Н.Толстой. // Тургенев сознавался нам, что он не может продолжать писать, если не доволен фразой или местом, которое не удалось ему. Другие на это не обращают внимания, пишут всё, с начала до конца, вчерне. Потом постепенно отделывают по частям, иногда с начала, иногда с конца. Так писал Диккенс. Одни пишут отрывками и потом сводят их. Яков Полонский. // Написав несколько фраз, художник вдруг испытывает разочарование. Вышло не так гладко, как задумывалось; одну фразу хочется выкинуть, в другой слова переставить, а иные заменить. Одни писатели проделывают эту работу после того, как произведение написано всё от начала до конца. Многие начинают править сразу. Напишет фразу и принимается её шлифовать, не в силах двинуться вперёд, не чувствуя позади готового текста. Первый метод даёт большую экономию времени. Но не всякому удаётся преодолеть чувство неудовлетворённости скорописью. По молодости я не мог написать насквозь ни одной главы. Тут же начинал переписывать, гладить и только потом двигался дальше. В итоге нередко выяснялось, что те абзацы, в которые вложено много труда, вообще не нужны. Став опытнее, я стал себя переламывать, писать большими кусками и потом лишь оттачивать написанное. Тут уже виднее, что можно отбросить совсем. Александр Фадеев. // Наряду с общим, очень приблизительным планом у Стендаля всегда вначале появлялось несколько великолепно написанных отрывков из разных частей романа. Созданные в минуты гениального вдохновения, эти отрывки служат ему опорой, творческим стимулом в процессе работы: на таком уровне и надлежит остаться. Жан Прево.


Рецензии