Посчитаем поточнее

На севере есть розовые мхи,
Есть серебристо-шёлковые дюны…
Но тёмных сосен звонкие верхи
Поют, поют над морем, точно струны.

Послушай их. Стань, прислонись к сосне:
Сквозь грозный шум ты слышишь ли их нежность?
Но и она — в певучем полусне…
На севере отрадна безнадежность.

Иван Бунин, 30.03.1907


Насмотревшись на результаты трудов специалистов по географическому районированию, я, как уже говорил, впал в унынье. Их карты нашей юдоли, про которую С. Михалков перед смертью успел написать  «до полярного края раскинулись наши леса и поля» - оснований для оптимизма не оставляют.  «Одна ты на свете! Одна ты такая». Да уж, что точно, то точно.  «Предками данная мудрость» вышла нам, их незадачливым потомкам, боком, и «гордиться» тут, увы, нечем. Загнали нас предки в неэффективные, непригодные для жизни человека территории.

В своей работе «А кризис ли это вообще»?  http://spitsin.livejournal.com/5760.html я писал:

«Оценим порядок «климатического» удорожания. Произвести точный расчет это огромная работа, но в Интернете достаточно материала для прикидочного расчета. Недостающее можно дополнить из личного опыта.

Вот у меня на отопление зимой 1 кв.м площади тратится примерно 10 куб.м газа в месяц. Допустим, мы хотим производить на экспорт тепловозы. В Интернете имеются данные: завод производит 26 тепловозов в год, общая площадь помещений: производственных цехов и участков 77486,1 кв. м, административных, складских и вспомогательных примерно столько же. Грубо говоря, общая отапливаемая площадь 150000 кв.м. Это в месяц 1,5 млн. куб.м газа. При цене газа 0,708 евро это 1,1 млн. евро в месяц. На 1 тепловоз это 1,1*12/26 = 0,5 млн. евро.

Себестоимость тепловоза по данным на 2006 г. примерно 0,3 млн. евро.

Итак, при прочих равных условиях тепловоз, изготовленный в России, будет дороже с учетом разницы в продолжительности отопительного сезона и средних зимних температур 0,3 + 0,5*[(8-5)*(20-10)/5/10] = 0,6 млн. евро, т.е. вдвое!

Я еще раз повторяю, что расчет приблизительный, но он дает возможность оценить порядок влияния климата на конкурентоспособность производства».

С тех пор прошло время, изменились курсы валют, тарифы на газ. Да многое изменилось. Может, мы стали конкурентоспособнее? Попробуем посчитать с учетом сказанного только вклад отопления в себестоимость этого самого тепловоза.

Вообще-то для этого нужно знать всего 3 величины:
- Производственную программу N. У нас это 26 тепловозов в год.
- Общую площадь отапливаемых помещений завода S. У нас это 150000 кв.м.
- Стоимость P ( от английского слова pay, платить) отопления единицы площади (1 кв.м) при температуре на улице, равной среднегодовой температуре в России, которая, как мы знаем, равна -5,5 градуса Цельсия.

Последний параметр легко посчитать исходя из счета за отопление любого частного дома. Вот у меня площадь отапливаемая S = 60 м.кв., температура в доме Tвнутр. =  +14 градусов Цельсия (увы, больше не позволяет пенсия, впрочем, для расчета это роли не играет), температура на улице как раз выдержалась в течение всего прошедшего месяца на уровне той самой среднегодовой по России, это упрощает расчет, хотя тоже не принципиально, легко рассчитать при любой. Счет за газовое отопление составил 2806,69 рубля, что по курсу составляет 2806,69 / 62 =  45,30 евро.

Таким образом расчетная стоимость P отопления единицы площади (1 кв.м) при температуре на улице, равной среднегодовой температуре, а в помещении в соответствие с нормами Tвнутр.норм = 24 град. С будет равна:

P = (45,30 / 60) х [(24 + 5,5) / (14 + 5,5)] = 1,15 евро/м.кв.

Тогда вклад в себестоимость нашего тепловоза затрат на отопление составит:

150000 х 1,15 х 12 / 26 = 79615,39 евро

Что при мировой цене изделия в 300000 составит  79615,39 х 100 / 300000 = 27,2 %

Это только отопление, да и то при условии, что производственные цеха теплоизолированы так же, как жилое помещение. На практике это совершенно не так. Ввиду практически постоянно открытых ворот для захода и выхода транспорта, теплопотери увеличиваются в несколько раз, т.е реально получим те же 100% как минимум.

Иными словами, даже если не учитывать многократно большую величину значений прочих статей себестоимости, таких как амортизационные отчисления, стоимость логистики и прочее см. анализ, приводимый Паршевым, себестоимость тепловоза, произведенного в России, вдвое выше среднемирового рынка. Что ставит жирный крест на всей болтовне околокремлевских «экономистов».

Ни капитализма, ни демократии у нас как отродясь не было, так и не будет. Хоть мы всей страной на уши встань. Вот только что получил счет за газ, и он оказался много весомее всей оголтелой пропаганды, пытающейся убедить нас, что мы великая и могучая держава. Нет, дальше XVII века нам продвинуться не судьба. Так и будет у нас царь-батюшка и воры-бояре, «рейстаг» в Москве для «юнармейцев» и одна извилина у министра обороны. Нищета нижнего децеля и обжорство верхнего.

И что самое интересное, сколько бы мы ни делали революций, - «великих пролетарских» ли, криминальных ли, пёс знает еще каких серо-буро-малиновых, - ничего не изменится, так и будет тянуться до тех пор, пока еще есть что украсть у потомков. В этом вся наша «мудрость народная». Потому что есть болтовня, а есть объективная реальность, которую мы не можем изменить. За всё приходится платить. Глупость тоже не столь безнаказанна, - если ты построил дом на болоте, - не удивляйся, когда он уйдет под трясину.

Сейчас вот празднуем мы. Великую российскую революцию. «Демократизаторы» из «наших западных партнеров» учат нас восхищаться. «Очевидцы, которые описывают эти февральские дни не в Петрограде, где все-таки было тревожно и неспокойно, а, скажем, в Москве, отмечают, что это были совершенно пасхальные настроения всеобщего чуда, праздника и надежды. Вот главное слово февраля – это «надежда». И предстоятели Православной церкви в эти дни обращаются к народу с увещеванием умерить всяческое братоубийство, с пожеланиями и надеждой, что Господь дарует России светлое будущее в свободном состоянии».

Нет, не обольщайтесь, - не дарует ни того, ни другого. Бог дуракам не помогает.

Валентин Спицин


Рецензии