21. Тугельбай Сыдыкбеков

НА СНИМКЕ: Киргизский писатель Тугельбай Сыдыкбеков. Он был очень известен в те годы.


Меня познакомили с писателем, и некоторыми членами его семьи, но я так и не понял, кто там кем ему приходился, кроме жены, конечно. Мы с ним немного поговорили об Академгородке и Иссык-Куле, а потом он пригласил меня на той как почётного гостя.

Тугельбай к тому времени был уже широко известен в Киргизии, а его книги продавались по всей стране.

Ему в ту пору было 52 года, полноватый красивый почти полностью седой мужчина, свободно говоривший по-русски.

С трёхлетнего возраста он с матерью жил на заимке у русского учителя-переселенца в Пржевальске. Воспитывался на стихах Пушкина и Лермонтова, прозе Тургенева.
Потом он окончил русскую школу, а после школы учился в сельскохозяйственном техникуме и зооветеринарном институте.

В юности писал стихи, и комсомольская республиканская газета «Ленинская молодёжь», где он работал, печатала их. В 1931 году издаётся его первая поэма «Кайкабай». В 30-е годы он вообще пишет много стихов и печатает их в различных сборниках. Правда, стихи его не о любви, а на тему труда.

Первая его книга «Кен-Су», по имени аила в Тюпском районе на Иссык-Куле, где он родился, была издана в 1937 году. В ней он пишет о жизни его родной киргизской деревни до коллективизации. Вторая часть этой книги (1940 г.) – о коллективизации и о том, как в его аиле укрепился колхоз. Он продолжает колхозную тему и в 1940 году заканчивает роман «Темир».

Затем он пишет о героическом труде киргизского народа в годы войны роман «Люди наших дней» и книгу для детей «Дети гор».

После войны начинается его стремительный карьерный рост. В 1949 году ему дают Сталинскую премию, в 1950 году избирают депутатом Верховного совета Киргизской ССР, а в 1954 году – депутатом Верховного совета СССР. В том же году его избирают академиком АН Киргизской ССР.

В 50-х годах он перерабатывает роман «Кен-Су», и публикует его под названием «Среди гор». Этот роман отметила критика как «масштабный» и «богатый картинами и образами».

О своих впечатлениях ничего не могу рассказать, поскольку ни одного его романа не читал, – как-то никогда не интересовался жизнью киргизской деревни. Он мне тогда даже подарил какую-то книгу со своим автографом, – я открыл её, когда приехал домой, и прочёл несколько строк, которые меня не впечатлили.

Я более с ним не встречался, но знаю, что он считался в республике выдающимся киргизским писателем, быть может, не таким известным, как потом стал Чингиз Айтматов, но, пожалуй, сразу после него. Он написал еще ряд романов – «Женщины» (1966, русский перевод – 1972), «Ровесники» (1977), а также автобиографический роман «Путь» (1982). Скончался он в 1997 году.

Когда меня представляли писателю, это выглядело примерно так:

– Доктор Михаил Самуилович Качан, представитель академика Лаврентьева, приехал помогать нам.

Я конечно очень удивился, потому что не был тогда ни доктором, ни даже кандидатом, но, видимо, они считали, что раз он академик, то я должен быть, по крайней мере доктором.

Интересно, а если бы меня не назвали доктором и представителем академика Лаврентьева, пригласил бы меня Тугельбай Сыдыкбеков на той или даже бы руки не подал?

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/26/412


Рецензии