Жизненный путь Алексея Лебедева - история страны

   …Шёл третий год войны. Ржавецкому пареньку Алексею Лебедеву в  апреле только – только исполнилось семнадцать лет. В село почти каждый день почтальон приносил похоронки и очень редко солдатские письма-треугольники. Призывать больше было некого: в деревне оставались только немощные старики, женщины да ребятишки. Дел всем хватало: работали в колхозе, занимались домашним хозяйством и всё ждали хороших вестей с фронта…
   Позади была победная Курская битва. Освободили Орёл, Белгород, Полтаву, Харьков…Советская Армия начала мощное наступление на Запад. Казалось, что Победа была близка. Однако, каждый метр отвоёванной у фашистов земли, стоил жизни многих солдат. Фронту нужны были свежие силы. Началась новая мобилизация.
    Утром 7 ноября 1943 года Алексея вызвали в Каверинский военкомат и вручили повестку для отправки в армию. И уже на следующий день на лошадях он и ещё шесть таких же молодых безусых парней отправились на станцию Нижне–Мальцево, а оттуда эшелоном – в Казань в 77 – й артиллерийский учебный дивизион 122 мм гаубиц.
    Остановились в тупике на ст. Зеленодольск (недалеко от Йошкар–Олы). А потом всех расквартировали в учебном подразделении и приписали к Приволжскому военному округу. Хорошо, что рядом оказался земляк из Сново–Здорово Борис Холин. Вместе было легче привыкать к новой обстановке.
    Прошли ускоренный курс обучения и  весной 1944 года были отправлены в действующую армию в состав 1–го Прибалтийского фронта...
    Война шла уже четвёртый год. Страх перед неминуемой катастрофой заставлял фашистских главарей принимать все меры к тому, чтобы отсрочить час своей гибели. Они мобилизовали все ресурсы государства на ведение войны.
   Хотя фашисты трижды за всё время войны меняли конструкцию своих танков, они так и не смогли достигнуть боевой мощи наших лучших машин КВ и Т–34. На этих военных машинах начал свой фронтовой путь башенный стрелок танка Алексей Николаевич Лебедев. Воевал солдат в 32–й танковой бригаде 5 танковой армии генерала В.Т. Вольского.
    Войска 1–го Прибалтийского фронта, ломая упорное сопротивление врага, 4 июля освободили Полоцк, 13 – Вильнюс, и к 27 июля, пройдя более 250 километров, были уже на территории Латвии возле Шауляя и заняли его. Перед ними поставили задачу: нанести удар из района Шауляя на Клайпеду, с тем, чтобы выйти на побережье Балтийского моря и отрезать противнику пути отхода из Прибалтики в Восточную Пруссию.
  Этот удар для врага был внезапным и мощным. В прорыв устремились танкисты 32–й танковой бригады. В контрнаступлении в одном из танков был и Алексей Лебедев. Он вёл прицельный огонь по противнику.
   10 октября советские войска вышли на побережье Балтийского моря, южнее и севернее Клайпеды. Основные силы немецкой группы армий «Север» оказались отрезанными от Восточной Пруссии. Отвести их вглубь Германии фашистскому командованию не удалось.
   В итоге этих боёв были освобождены полностью Эстония, Литва и большая часть Латвии. Группа армий «Север» потерпела жесточайшее поражение. В том, что 26 дивизий её были разгромлены, а три полностью уничтожены, есть заслуга и Алексея Лебедева. Правда, в одном из боёв солдат был легко ранен. Перевязал его и отправил в санчасть земляк из села Ямбирно Иван Иванович Сидоров. Две недели пролечился в госпитале недалеко от города  Млава (Польша) и снова в строй…
    Новый 1945 год весь мир встречал с надеждой на скорое окончание кровопролитнейшей из войн и полный крах германского фашизма…
    К началу года вся наша земля была очищена от оккупантов. Теперь нужно помочь Европе. Ставка Верховного Главнокомандования проводит две главнейших операции, начавшиеся одновременно: Висло–Одерскую и Восточно–Прусскую. Восемнадцатилетний солдат Лебедев активно участвует в боевых действиях в Восточной Пруссии. Бои были ожесточённые. Командиры жалели технику, и частенько танкистам приходилось воевать с винтовкой или автоматом в руках.
    В начале января, сокрушая вражеское сопротивление, советские войска медленно, но настойчиво продвигались вперёд. Пали Даркемен, Тильзит, Инстенбург… Это открыло дорогу к Кёнигсбергу. Город был сильно укреплён. Бои шли буквально за каждый метр, за каждый дом. Враг сопротивлялся с остервенением. Гибли фронтовые друзья Лебедева, но судьба его хранила. Однако в одном из боёв на подступах к Кёнигсбергу, он был тяжело ранен в шею, левую руку и ногу.  В результате сильнейшей контузии в течение месяца ничего не слышал и не разговаривал. Война для солдата Лебедева закончилась. Попал опять в санбат в Млаву. Рядом с ним в палате лежали легкораненые грузин, казах и узбек Курбаналиев. Они ухаживали за Алексеем, помогали писать записки. Это сейчас о дружбе людей разных национальностей стараются не говорить. А тогда все делали одно общее дело – боролись с врагом, защищая  свою Родину – Советский Союз.
   После Млавы была Москва, Ивановская область (Шуя). В Шуе пробыл около месяца, состояние здоровья не улучшалось. После Шуи – лечение в госпитале в Комсомольске – на – Амуре.
       Весть о Победе настигла солдата по дороге домой в вагоне поезда, когда проезжали озеро Байкал. Её принесла медсестра Татьяна, сопровождавшая раненых в Москву. Радовались, как дети. Да и кто ж они были , 19–летние юнцы, победившие войну. Во время остановок на станциях видели ликование народа, настроение было прекрасным. Домой солдат Великой Отечественной Алексей Николаевич Лебедев вернулся 19 мая 1945 года. Женился в 1946 году на односельчанке Марии Алмаевой. В семье Лебедевых родилось четверо детей: две дочки и два сына.
    Первые послевоенные годы в деревне были трудными. Работали, не покладая рук. Мужчин не хватало, а те, кто вернулся, были ранеными и больными. Два года пришлось поработать пастухом, а уже в 48–м Алексея Николаевича назначают на должность бригадира полеводческой  бригады колхоза «13 лет Октября». Это сейчас во Ржавце около 30  жителей. А после войны  было  150 домов, в которых проживало более 450 человек. Во всём селе было четыре полеводческих бригады и 1 350 га пашни.
   Председатель колхоза Григорий Иванович Малышев, заметив добросовестность и добропорядочность Алексея, его тягу к технике, направил Лебедева на курсы трактористов при Каверинской МТС. После окончания курсов получил колёсный «ХТЗ»  под № 7 и стал работать в МТС.
   На территории района  было две машинно – тракторные станции, которые обслуживали все колхозы: успевали пахать, сеять и убирать более 20 000 гектаров.
     В 1949 году тогдашний директор МТС (она располагалась в Кучасьеве) Алексей Петрович Беляев направляет А.Н. Лебедева на курсы повышения квалификации в Сапожок. После возвращения, весной, ему вручают новый гусеничный трактор «НАТИ», работающий на керосине, а осенью – дизельный «ДТ – 54».
    Работа спорилась, всё получалось. Многократно Алексей Николаевич удостаивался почётного звания «Лучший механизатор Каверинского района». На каком бы участке ни работал, он всегда трудился с полной отдачей.
      В 1951 году ему, как передовому трактористу, опять вручают новый трактор и командируют в тростянский колхоз «Красный боец» в бригаду к Борису Ивановичу Свечникову. В 52 – м по путёвке райкома Алексея направляют в колхоз «Красный каучук». Как говорит Лебедев: «Куда посылала партия – туда и шёл. Не искал тёплых мест и лёгких путей. Я был всегда там, где нужна была моя помощь».
    Дома приходилось бывать нечасто, работа не позволяла: трудились от зари и до зари. А жена успевала приглядывать за детьми и управляться с большим личным подворьем: корова, тёлка, десяток овец, поросята и другая живность.
В 1953 году Алексея Лебедева назначают помощником бригадира тракторной бригады к Ларину Алексею Дмитриевичу. И уже по рекомендации последнего дают должность бригадира тракторной бригады в колхозе «Красный каучук». К этому времени произошла реорганизация МТС,  и всю технику передали хозяйствам.
В 60–м Лебедев возвращается в объединённый колхоз «Трудовик» (позже колхоз «Победа»). Работает бригадиром тракторной бригады во Ржавце. Колхоз известен был тогда далеко за пределами района. Ржавецкие  земли, прозванные в народе Кубанью, давали отменные урожаи.
     Хотел было уйти на пенсию в 1988 году, но председатель колхоза Н.В. Предыбайло попросил поработать хотя бы год учётчиком. Этот год растянулся на целых семь лет. В 1995 году А.Н. Лебедев ушёл «в отставку» по болезни жены. Кому–то ведь нужно было заниматься домашним хозяйством. Если бы не это, да ещё не старые раны, солдат и сейчас бы был в строю, помогал колхозу, чем мог…
    Война три года назад вновь напомнила о себе: вышел из коленного сустава осколок, полученный под Кёнигсбергом. Как говорит фронтовик: «Созрел, наверное». Стали болеть ноги, приходится всё чаще пользоваться палочкой. Но ум по – прежнему светлый и ясный…
… Шумный когда – то Ржавец встретил меня необыкновенной тишиной. Только что застывший пруд привлёк внимание нескольких рыбаков из ближних деревень. Они исходили его вдоль и поперёк в поисках хорошего места клёва. Около домов – никого. Лишь редкие следы на снегу у колодцев и лай собак напоминают о том, что  Ржавец ещё живёт. Живёт благодаря таким людям, как Алексей Николаевич Лебедев. Это и о нём я написал в одном из своих стихотворений:
« Я из этой земли! Вот отсюда я родом!
Я родные места ни на что не сменял.
В сенокосных лугах свои лучшие годы,
Если было бы можно, то б вновь растерял!»
   Он действительно предан родной земле, родному краю. И хотя годы берут своё, они с женой, пока есть силы, никуда не собираются уезжать из своего уютного и тёплого деревенского дома. Дети давно зовут к себе. Осенью и зимой по бездорожью во Ржавец много не наездишься. Но Лебедевы по-прежнему твердят: «Нам хорошо здесь. Мы  дома. В город ещё успеем». И пусть будет так.


Рецензии