Старшина Беляев - военный связист

   Хорошо помню, как  после моего приезда на работу в село Кучасьево, у памятника погибшим воинам в день Победы собиралось около трех десятков участников Великой Отечественной войны. Каждый из них внес свой вклад в Победу над фашизмом, честно выполнив воинский долг. С того времени минуло 38 лет. Никого уже нет в живых… Перелистывая страницы альбомов,  нахожу фотографии моих старых знакомых, бывших защитников Родины, показываю внукам и рассказываю о всех, кто на них изображен. В дни майских праздников мы снова просматривали альбомы. На одной из фотографий далекого 1985 года я увидел Алексея Петровича Беляева в окружении учеников школы. Когда  работал директором школы, часто приглашал его на различные мероприятия. Он умел интересно рассказывать детям о военных событиях, о жизни после войны, прививая им чувство патриотизма, любовь к Родине и родному краю. Об этих встречах я вспомнил  в канун очередного праздника Победы и рассказал своим внукам. Этой информацией делюсь и с вами, дорогие читатели.
   А.П. Беляев родился в селе Ункосово Чучковского района в 1914 году. В 1937-м окончил Московскую  коммунистическую  сельскохозяйственную школу. С ноября 1937 по декабрь 1939 года проходил срочную службу в 53-м стрелковом полку. После окончания дивизионной школы партийного актива был уволен в запас. На войну  призван во второй половине 1943 года, проходил службу в 942–ом отдельном батальоне связи 98-го стрелкового корпуса. Воевал на 2-ом Прибалтийском, Ленинградском и 2-ом Белорусском фронтах.
   Первое боевое крещение красноармеец Беляев получил в октябре 1943 года в боях за старинный город Невель,  представлявший собой крупный опорный пункт и важный узел железных и шоссейных дорог немцев на северо-западном направлении. Еще к осени этого года они  построили в этих местах систему окопов и траншей с большим количеством  дотов и дзотов, усиленных специальными бронированными колпаками. Перед траншеями располагались широкие минные поля и ряды колючей проволоки. Да и сама местность была очень удобной для обороны: густые леса, огромное количество рек и речушек, почти непрерывная череда болот, которые делали ее непроходимой, особенно для техники. В «Вестнике фронтовой информации» за 8 октября 1943 года (день освобождения города) говорилось: «В боях за Невель советские части показали умение наступать в чрезвычайно трудных условиях и быстрыми темпами… В результате неожиданного и стремительного наступления вражеская оборона была прорвана…В гарнизоне врага началась паника. Когда советские танки открыли огонь вдоль улиц, многие вражеские солдаты оставили свои огневые точки, побросали оружие и устремились из города. Противник понес большие потери и отступил».
   В декабре 1943 года 98 стрелковый корпус вместе с 942-м отдельным батальоном связи, в котором служил Алексей Беляев, перешел в наступление. Прорвав немецкую оборону в районе озера Коротай, он вышел в тыл оборонявшихся в Новосокольниках (Псковский район) фашистских подразделений,  и оказал помощь в налаживании связи  наступавшей на город 326–й стрелковой дивизии. Выбив немцев из населенного пункта Колядуха, наши войска ворвались на железнодорожную станцию Торошино, перекрыв врагу всякую возможность для отступления.
    Следующее сражение, в котором участвовал Беляев, произошло в феврале 1944 года на подступах к городу Пскову. В результате стремительного наступления советских войск в январе-феврале 1944 года на юг от Ленинграда и на запад от Новгорода была освобождена  от захватчиков значительная часть районов псковского края. К концу февраля наши части вышли на подступы к Пскову. Как в 1941 году гитлеровцы называли его «ключом к парадным дверям Ленинграда», так и теперь он имел для них важнейшее стратегическое значение, представляя «ворота в Прибалтику». Поэтому оккупанты еще в октябре 1942 года начали строительство линии «Пантера», продолжавшееся до 1944 года. Это была глубоко эшелонированная оборонительная линия, оборудованная  блиндажами, дотами, зарытыми в землю танками и пушками, колючей проволокой, противотанковыми «ежами» и надолбами. Несмотря на  свою неприступность, 23 июля 1944 года город был освобожден. Батальон связи в тяжелейших условиях налаживал телефонную связь между командными пунктами своего корпуса и стрелковых дивизий, ведущими активные наступательные бои на этом участке Ленинградского фронта.  Алексей Беляев, временно исполняя в тот момент обязанности погибшего командира взвода, показывал личный пример мужества и героизма своим подчиненным. В Наградном листе от 11 апреля 1944 года, подписанном командиром ОБС (отдельного батальона связи), гвардии майором Солянцом, сказано:
«Товарищ Беляев с самого начала боевых действий корпуса – с 31 декабря 43 года в районе городов Невель и Новосокольники, как один из лучших рядовых связистов - линейных надсмотрщиков, за боевые заслуги назначен был командиром взвода. Его взвод всегда выполнял боевые задания по обеспечению бесперебойной связи на «отлично» и «хорошо». Благодаря успешному командованию взводом, тов. Беляев на Ленфронте 26 февраля построил под артиллерийским и минометным обстрелом противника досрочно линию связи к 326-й стрелковой дивизии, что способствовало освобождению от немецко-фашистских захватчиков населенного пункта Колядуха. 29 февраля в районе ст. Торошино построил линию связи до наблюдательного пункта дивизии, проявив находчивость, мужество и бесстрашие, чем  обеспечил успешное проведение операции наших войск. С 1 по 7 апреля досрочно построил линию связи от командного пункта 98-го стрелкового корпуса до КП 326-й стрелковой дивизии и обеспечил ее бесперебойную работу на всем протяжении боя. Несмотря на то, что линия часто разрушалась снарядами и минами противника, тов. Беляев быстрым устранением повреждений обеспечил бесперебойную ее работу. Увлекая своим примером подчиненных, он сам лично устранил  24 обрыва на линии. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».
    К сожалению, орден Красной Звезды отважному воину за этот подвиг получить не удалось. Так как до этого он не имел никаких наград,  в штабе полка, видимо, решили ограничиться медалью. Приказом по стрелковому корпусу от 16.04. 1944 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» А.П. Беляева наградили медалью «За отвагу». Это была первая, самая дорогая награда солдата.
   В июне 1944 года началось наступление Карельского и Ленинградского фронтов  на финские части, сражавшиеся  на стороне фашистов. 98-й стрелковый корпус  был переброшен в Карелию. 10 июня 1944 года после тщательной подготовки войска Ленинградского фронта под командование генерала армии Л.А. Говорова  перешли в наступление на Карельском перешейке. В результате десятидневных боев советские солдаты  прорвали три полосы мощной вражеской обороны и 20 июня овладели г. Выборгом. В  этих боях хорошо проявили себя связисты. Младший сержант Беляев был тяжело ранен, но выполнил поставленные перед взводом задачи с честью, за что  отмечен орденом Славы третьей степени. В Наградном листе от 21.06. 1944 года написано:
«В боях с белофиннами на Карельском перешейке в период боевых действий корпуса с 10 по 20 июня 1944 года тов. Беляев со своим отделением на всем протяжении по всей линии обеспечил бесперебойной связью командование корпуса с 177-й стрелковой дивизией. На высотах 179.2 и 171.0 линия часто рвалась от снарядов и мин противника. В самые трудные и опасные минуты, пренебрегая опасностью для жизни, тов. Беляев неоднократно выходил сам на линию и под огнем устанавливал техническую связь,  обеспечивая непрерывность управления боевыми действиями наших войск, увлекая своим примером за собой подчиненных. Тов. Беляев устранил в течение 13-15 июня лично 42 повреждения, проявив при этом находчивость, выносливость, отвагу, мужество и бесстрашие. 16 июня 1944 года, выполняя боевое задание по обеспечению связью наблюдательного пункта командира корпуса с НП командира 262-й стрелковой дивизии,   под артиллерийско-минометным обстрелом противника был тяжело ранен осколком в голову. Будучи ранен, после перевязки снова вернулся в строй и обеспечил бесперебойную связь командованию, чем способствовал продвижению наших войск вперед на разгром противника. Достоин правительственной награды – ордена Славы третьей степени».
   После освобождения Карелии, Алексей Петрович со своими товарищами продолжает гнать немцев на запад, устанавливая связь под огнем неприятеля с командными пунктами дивизий, показывая образцы мужества и героизма. Третий эпизод, о котором я вам поведаю, связан с освобождением  польского города Данциг (Гданьск). Противник подготовил город к длительной осаде. Подступы к нему прикрывал мощный укрепленный район, состоящий из трех оборонительных рубежей. Все населенные пункты в этом районе немцы превратили в опорные пункты и приспособили их для круговой обороны. На окраинах города были сооружены железобетонные доты, казематы для полевой и береговой артиллерии и подземные убежища для личного состава. Каменные здания фашисты приспособили под огневые точки и соединили между собой ходами сообщений. На улицах города гитлеровцы выкопали  траншеи и построили заграждения, за которыми были установлены орудия для стрельбы прямой наводкой. Немцы рассчитывали надолго сковать под Гданьском крупные силы Красной Армии. Однако их планы были сорваны умелыми и решительными действиями советских войск. Войска 2-го Белорусского фронта за короткое время сокрушили мощную вражескую оборону, разгромили крупную группировку немецких войск и 30 марта 1945 года овладели Гданьском – важнейшим портом и первоклассной военно-морской базой немцев на Балтийском море. В том, что такой укрепленный город пал, есть заслуга и моего земляка, связиста А.П. Беляева. Подтверждение моих слов – орден Красной Звезды, полученный уже к тому времени старшиной, командиром взвода телефонно-кабельной роты, о чем нам рассказывают строки очередного Наградного листа от 5 апреля 1945 года:
«В боях за город Данциг и на  подступах к нему  под артиллерийско-минометным огнем противника строил и обслуживал линии связи от наблюдательного пункта  командира корпуса до наблюдательного пункта  командира  281-й стрелковой дивизии. 29 марта 1945 лично сам устранил девять повреждений на линии, разрушенной противником,  обеспечивая беспрерывную связь командованию в управлении войсками корпуса, проявив при этом инициативу, выносливость, отвагу и бесстрашие. Тов. Беляев достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».
   День Победы моему земляку довелось встретить на окраинах Данцига, где были блокированы остатки немецких формирований (коса Хельн и устье реки Висла), капитулировавших только 9 мая 1945 года. Однако, на этом война для старшины Беляева не закончилась: ему пришлось воевать с японцами в составе 688-го отдельного батальона связи в  должности командира взвода подвижных средств связи. Был демобилизован  1 ноября 1945 года.
     После войны Алексей Петрович Беляев работал председателем колхоза «Победа», директором машинно-тракторной станции, инженером по технике безопасности колхоза. Скончался фронтовик 22 ноября 1996 года.  Похоронен на кладбище в селе Темешево.


Рецензии