4. Володя и Клара поженились

НА СНИМКЕ: Володя и Клара с внуками и внучками - Лерой, Сашей, Дашей и Колей (он сзади между Кларой и Лерой). На снимке нет самого старшего внука Андрюши, у которого есть дочка Ева, и самого младшего Даника, которого тогда в 2010 г. ещё не было. Снимок сделан в Хьюстоне.


Итак, в самом начале августа Любочка уже была в Ессентуках, Иринка – в пионерлагере, и мы с Володей остались вдвоём.

Но это теоретически. На практике, Володя приходил домой только поспать и поесть. У него все мысли и чувства в этот период времени были задвинуты куда-то на периферию, все, кроме любви. Он жил только Кларой, чувствами к ней, говорил только о ней, и они, видимо, проводили все свое время вместе.

5 августа утром Володя сообщил мне, что сегодня они идут в ЗАГС расписываться. Я, конечно, спросил Володю, чем вызвана такая спешка, но он ответил мне, что они так решили. Это был серьезный довод, против которого у меня аргументов не было. Я только спросил, почему.

Я не пытался его отговаривать, понимая, что с Володей это не проходит. Он всегда был отчаянный спорщик, и переубедить его было невозможно даже в непринципиальных вопросах, а уж в таких – тем более. Он попросил меня быть свидетелем со стороны жениха.

В назначенное время мы пришли в ЗАГС, и тут оказалось, что у молодых нет трех рублей, чтобы заплатить за регистрацию брака. Не нашлось и у свидетелей.

К счастью у меня было. Так что, не будь у меня трёх рублей, может быть, они бы в этот день не зарегистрировали свой брак.

Я не помню, отметили ли мы как-нибудь эту свадьбу, наверное, нет. Надо спросить у Клары. Володю спрашивать бесполезно, – он запомнил только, что регистрация действительно, была и что я заплатил за нее три рубля. Это чувство благодарности ко мне осталось у него на всю жизнь. По-моему, у Клары тоже.
Недорого я заплатил, не правда ли?

В 2004 году к сорокалетию их совместной жизни мы с Любочкой направили им такое поздравление:

СОРОК ЛЕТ НЕ СОРОК РАЗ, – МИША ВОВУ С КЛАРОЙ СПАС
40 лет тому назад Клара и Володя за три рубля купили билет в лотерее жизни. И надо же было такому случиться – он оказался счастливым!
Неслыханная удача!

Это даже не везение, такое бывает раз в сто лет! Вам выпало жить со своим счастливым билетом весь отпущенный вам век в любви и счастьи! Живите и наслаждайтесь! Живите в любви и счастьи на радость нам всем, своим детям и внукам! Своим друзьям и подругам!

Вот уже сорок лет ароматы неслыханного счастья и невиданной любви плывут по всем континентам от прекрасной пары, с их неувядаемыми чувствами!

Радуйтесь, Клара и Володя, цветам жизни и плодам любви, – сегодня они неиссякаемый источник вашего счастья!

Обнимаем и целуем, Ваши любящие Люба и Миша Качаны. 5 августа 2004 г.
P.S. Володя! Между прочим, ты женился в 64 году, а сейчас тебе 64 года.
В тот же день Володя и Клара уехали в Новокузнецк к ее родителям. Приехали они к 1 сентября и стали жить у нас.

Для Любочки, когда она приехала незадолго перед этим домой, известие о женитьбе Володи было сюрпризом, и не могу сказать, что приятным. Она не была против женитьбы, но не понимала, почему нельзя было не дождаться её приезда и «сделать всё по-людски».

Тем не менее, никаких сомнений по поводу того, как мы должны поступить, у нас с Любочкой не было. Мы предоставили молодым одну из наших двух комнат, а Любочка, я и Иринка втроем остались в другой. Люба решила все бытовые мелочи и сделала всё, чтобы молодые чувствовали себя, как дома.

Володя, безусловно, так себя и чувствовал, – он был дома, чего нельзя сказать о Кларе. Она не могла не ощущать постоянно холодок в отношении Любочки к ней, очень стеснялась и робела. Почти не разговаривала и не улыбалась. А это, в свою очередь, ещё больше отдаляло её от нас.

Клара и Володя прожили с нами в одной квартире год, пока Володя не получил свою первую квартиру, и за весь этот год я не припомню ни одного не только душевного, а даже самого простого разговора у нас с Кларой. По крайней мере, у меня тогда было ощущение, что Клара всяких разговоров избегает. Но и никаких неприятных моментов, никаких столкновений, откровенной неприязни или обид тоже не было.

Просто жили, как чужие люди. Получилось что-то вроде коммунальной квартиры. Даже на кухне встречались редко. Не было совместных завтраков, обедов или ужинов.

Сейчас мне смешно вспоминать об этих отношениях той поры, насколько сейчас мы дружны. Но эта дружба пришла далеко не сразу. Настоящая дружба Любы и Клары возникла только в Америке, хотя перед этим почти три десятка лет внешне сохранялись родственные отношения, – ходили друг к другу на дни рождения, вместе в одной компании справляли праздники. Родственные, но, как бы, по обязанности. Дружбы не было.

Дружба пришла только здесь, в Америке, когда Любочка после приезда пару месяцев жила у Клары и Володи в Хьюстоне, и она с Кларой выяснили, кто и что тогда думал. Можно, конечно, всё списать и на то, что за это время много воды утекло, столько всего произошло в жизни, столько было всяких ситуаций, столько узнали, столькому научились, стали проницательнее и мудрее.

Можно, безусловно. Но ко всему тому, что я перечислил, нужно было ещё и желание обеих сторон, и добрая воля.

И какое счастье, что и то, и другое было!

Теперь все осталось в прошлом, и говорить об этом сегодня можно только как о досадном казусе, растянувшемся на 28 лет.

Пишу всё это в надежде, что подросшие внуки уже не повторят наших ошибок. Хотя мой опыт говорит, что дети и внуки никогда не учатся на ошибках своих предков. Им обязательно нужно самим набить себе шишки.

Продолжение следует: hhttp://www.proza.ru/2018/07/04/161 


Рецензии