Люди и птицы Марка Захарова

Давнишнюю, знаменитую экранизацию рассказа А.П. Чехова " Попрыгунья " я видел , и не один раз. А недавно посчастливилось посмотреть в ЛЕНКОМе и одноименный спектакль. Марк Захаров предложил совершенно неожиданное и яркое сценическое прочтение классики, сделанное очень современно и с большим уважением к творчеству Антона Павловича.

Мы увидели завораживающую фантазию по мотивам рассказов Чехова ( центральным из которых является " Попрыгунья " ) и комедии Аристофана " Птицы ". На афише значится и другое название этого спектакля - " Небесные странники " ( для себя мы назвали его " Люди и птицы " ).

Данная постановка представляет собой поразительный пример предельно гармоничного совмещения, казалось бы, несовместимого. Гениальный синтез, в результате которого родилось волшебное театральное действо.
Это - ЧЕХОВ, но воспринимаемый гораздо эмоциональнее и пронзительнее, чем мы привыкли. Волнующий и загадочный спектакль, рассказанный на языке высокой сценической ПОЭЗИИ - утонченной, хрупкой, царапающей сердце. Ничего подобного на театральной сцене мы ранее не видели.

Марк Захаров - чрезвычайно литературно одаренный человек, это известный факт. По сути своей - он Большой Поэт. Его "Небесные странники" поражают воображение.

Птицы, обитающие между небом и землей, создали свое небесное царство и, возомнив себя Богами, решили, что будут повелевать умами и душами людей, живущих на земле. Захаров выпустил этих аристофановских птиц в сценическое пространство, где они стали жить самостоятельно - как бы в параллельном измерении, но СРЕДИ людей.
Спектакль окутан мистикой, присутствующей не в виде некого "украшающего декора", а органично вплетенной в ткань действия, что многократно усиливает и обостряет эмоциональность восприятия происходящего. Все решено необыкновенно красиво и поэтично.

Птицы - это человеческие мысли, чувства, устремления и искушения. Они сковывают разум и парализуют волю людей, вовлекая их в чувственную стихию. Они зовут в непонятную, неведомую даль, затягивают в свои мистические танцы, гипнотизируя и приглашая в стаю. Птицы управляют людьми и творят их судьбу, и неизвестно, к чему это может привести.
Это касается, в первую очередь, героини спектакля Ольги Ивановны, которая бредит людьми искусства, считая их особой кастой, безрассудно тянется к ним, не видя в своей жизни главного, запутавшись в чувствах и доверившись зловещим птицам, с мысленным безумством улетая с ними навстречу большой беде.

Птиц играют замечательные молодые артисты Театра. Их фантастические танцы ( иногда - с вовлечением кого-либо из персонажей пьесы ) поставлены потрясающе выразительно, с необыкновенной, отточенной пластикой и грацией. Было ощущение, что у актеров действительно есть невидимые крылья.
Живая музыка в исполнении оркестрантов-виртуозов завораживала. В некоторых сценах с участием птиц - сердце замирало, душа воспарялась и мурашки бежали по коже.

Кроме птиц, за душами людей охотится другой зловещий персонаж - Черный монах, находящийся в сговоре с птичьим царем Удодом. Он ищет жертвы, которых мучает и сводит с ума. Это призрак, фантом, который всегда появляется внезапно и приносит большую беду.

Доктор Дымов ( муж Ольги Ивановны ) внезапно заражается дифтерией, спасая больного, и умирает, а к ней приходит прозрение, но увы, слишком позднее. Финал спектакля до боли пронзителен. Ольга Ивановна растеряна, не желает верить в произошедшее и хочет очень многое сказать мужу - то, что ранее сказать не успела или не удосужилась.
И Дымов ненадолго приходит к ней из потустороннего зазеркалья. Они стоят на сцене обнявшись, искренне любящие друг друга. Но времени более нет. " Мне пора " - говорит Дымов и исчезает, теперь уже - навсегда. Жизнь так внезапно быстротечна, и время вспять не повернешь.

" Я люблю тебя, Дымов ! " - страшно, душераздирающе кричит Ольга Ивановна - истерзанная птицами, разочарованная в жизни, любящая, но поздно прозревшая и не успевшая сказать и сделать главного. Поздно, слишком поздно...

Мудрое и поэтичное повествование о суетности бытия и быстротечности жизни. Светлый спектакль о Большой любви и Великой печали. Волшебное действо под названием ТЕАТР...


Рецензии
Владимир, у меня невольно возник к Вам, возможно, не совсем обычный вопрос; Вам приходилось выступать в роли театрального критика или обозревателя? Ваше видение и знание театра просто поражает глубоко грамотным и профессиональным подходом. Более того, все это гармонично подкрепляется яркими эмоциональными и поэтическими красками. Мне представляется, что на этом поприще Вы могли бы сделать даже очень приличную карьеру. Если что, не забудьте, кто Вам подсказал эту идею.

Константин Франишин 2   03.09.2017 14:18     Заявить о нарушении
Константин, я в очередной раз поражаюсь Вашей творческой интуиции. Театр - особая часть моей жизни. Я, как правило, фиксирую свои театральные впечатления, некоторые из которых в дальнейшем перерастают в рецензии. В театральных журналах никогда не печатался, а вот на сайтах различных московских театров рецензии свои, случалось, размещал.
В последние годы МХТ им. Чехова регулярно проводит конкурсы зрительских отзывов ( рецензий ) на свои спектакли. Я трижды становился победителем этих конкурсов, за что мы с женой были трижды премированы бесплатными билетами на спектакли МХТ ( спектакли мы выбрали сами ). Кстати, одной из премиальных работ был отзыв на постановку " Деревня дураков ". Хочу отметить, что моя супруга является полноправным соавтором моих театральных рецензий, она лучше меня знает и понимает Театр.
Театр я люблю с давних пор, но завзятым театралом стал лишь после того, как супруга на день моего 60-летия приобрела билеты в Малый театр на спектакль " Не было ни гроша, а вдруг - алтын " в режиссуре великого русского актера Эдуарда Марцевича ( где он играл одну из главных ролей ). Сидели мы на первом ряду. Я был глубоко потрясен игрой Марцевича, она меня обожгла и внутренне перевернула. В тот день я впервые осознал, что такое живая энергетика Театра и по-настоящему им "заболел". Своим "крестником" считаю Эдуарда Марцевича.
А через год мы провожали нашего любимого актера в последний путь, присутствуя на его отпевании в маленькой церквушке в самом центре Москвы. Стояли плечо к плечу с актерами Малого, которых до этого видели только на сцене. Тот день оставил в душе глубокую отметину. И, быть может, именно тогда окончательно сформировалась духовная потребность постоянно посещать Театр, фиксировать свои впечатления и размышлять.Посмотрели почти весь репертуар Малого и большое количество спектаклей других театров, особенно - МХТ и ЛЕНКОМа.

И еще пара слов по поводу Вашего творчества, Константин. Начал читать Ваш масштабный философский роман "Петля апокалипсиса". Впечатляют манера изложения, умение тонко анализировать происходящее, точно формулировать мысли и необычайная образность языка. А потому уверен, что если Вам после просмотра какого-либо спектакля вдруг захочется написать на него рецензию, то сделаете Вы это, бесспорно, совершенно замечательно.
А пока - спасибо огромное за столь высокую оценку моего "театрального творчества" и за добрые слова в мой адрес.

С уважением,

Владимир.

Романов Владимир Владимирович   03.09.2017 12:34   Заявить о нарушении
Еще раз о театре. Вспомнилось кое-что из времен нашей молодости. В 70-е мне довелось служить в Военной командной академии ПВО в г. Калинине. Там я, как-то познакомился с режиссером Малого театра Юниковым Анатолием Семеновичем. О нем и пойдет сейчас речь. Он то, как раз и приобщил меня и жену к не столь уж частым, но все-таки, более-менее, регулярным посещениям Калининского драматического театра. Потом мы по-настоящему подружились и часто общались вплоть до моего перевода в г. Одессу. Это случилось в начале 80-х, а дальше пошла вся эта чертовщина и наша связь с ним окончательно прервалась. Не так давно я через Интер обнаружил его следы, мы даже успели перекинулись парой слов через почту, затем все снова, по неизвестной причине прервалось. Я и подумал, что, возможно, Вы тоже как-то пересекались с этим человеком. Его в Москве знают, как профессионального театрала. Юников Анатолий Семенович, 1942 г.р.

Константин Франишин 2   03.09.2017 13:55   Заявить о нарушении
Нет, мы к сожалению ничего не знаем о человеке с такой фамилией. Наверное, он работал в Малом театре давно, а мы с женой являемся театралами с небольшим стажем.
Что касается Тверского театра, то слышали, что его связывает с Малым давнее творческое содружество.
Калининский ( Тверской ) театр всегда считался одним из лучших в России, отличался сильным актерским коллективом. Там играли даже звезды общесоюзного масштаба - например, Валерий Гатаев, сыгравший Фрола в сериале "Тени исчезают в полдень". Он в 80-е годы перебрался в Москву, в театр Дорониной ( МХАТ им. Горького ).

Романов Владимир Владимирович   03.09.2017 18:00   Заявить о нарушении