О понятиях и понимании

Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/xist
=============================================


«Слова» и «понятия» - не одно и то же.
«Слова»
-------------
 - названия «понятий».
А «мысль»
-------------
- цепочка ассоциативно связанных между собою «понятий».

Озвучивание мыслей цепочками слов, соответствующих задействованным понятиям - речь.
-------------

Язык
-------------
– совокупность слов и правил их сочетания, достаточная для изложения любых понятий и мыслей в рамках взаимосвязанной понятийной системы общности индивидов (народа).

Слово
-------------
– набор звуков, код, прикрепленный к понятию. К нему можно прикрепить и другое – жест, световой сигнал и т.д. А разные языки?..

Система понятий – одна; систем кодов – сколько угодно.

Наша понятийная система замкнута. Что-то одно можно описать только через другое, любое понятие – через другие понятия. Так устроено наше сознание – своего рода замкнутая Вселенная идеальная, отражающая и дополняющая материальную.
В этой большой сфере есть основные узлы – категории.
Из большой сферы можно условно выделить некоторые малые понятийные общности…

«Самые продвинутые» одиноки, потому что у них самый продвинутый внутренний мир. Т.е. сознание – шире, глубже и больше. Именно то, что стоит за известными нам пределами, чем отличаются понятийные сферы, и приходится «понимать».
«Понимание»
-------------
- приведение в соответствие двух или более идеальных миров, понятий и более сложных структур, из них состоящих.
Иногда отличия столь существенны, что понять крайне трудно, даже и невозможно. Особенно, когда «понимать» нет желания или понимательный инструмент не силен.
Если хочешь быть понятым, надо, прежде всего, прикладывать собственные усилия.

В сочетаниях слов – великая тайна. Запятая или перестановка слов дают другой смысл. И даже один текст люди понимают - по-разному.

Собственно, «задница» и «голова» - только названия. Слишком часто у нас переименовывали города, улицы… Могли и части тела случайно переименовать. Или специально. Откуда мы знаем?

Я полагаю, если существует понятие, например, понятие «информации», значит, оно людям понятно. Оно было создано не на пустом месте, выстраивалось постепенно и дорабатывается непрерывно, используется повсеместно многими. Оно «понятно» - в той мере, насколько «понятие» разработано.
Нет четкого определения? Да, в этом трудность. Обыкновенная и решаемая.
Не всякую работу сознания удается удовлетворительно объяснить и описать, формализовать сразу. Здесь как раз такой случай. Понимать - понимаем, а сказать «что» - не можем. Пока.
Понятийная сфера разума замкнута. И что-то одно можно описать только через другое. Я предлагаю один из возможных вариантов системы категорий сознания. В рамках данной системы описывается и категория «информации».

Определить что-то строго можно только в рамках взаимосвязанной системы категорий, каркасно охватывающих весь идеальный мир человечества. И, если некоторое понятие не поддается ясному, однозначному определению в рамках существующих категорий, значит, недостаточно хороша вся существующая система.
Любое понятие, объект идеального мира, должно быть увязано с миром материальным. Все сущие связи, взаимодействия мира материального – гравитационные, электромагнитные, химические, биологические, социальные и прочие – материальные первопричины идеальных объектов.
И материальные, и идеальные связи объединяются одним понятием «информация».
-------------
Поэтому и возникает некоторая путаница.

Что может быть шире определения материи?

Вы отрицаете существование материального мира, независимого от сознания человека? И саму возможность познания объективной реальности?
В идеальном мире, в сознании можно строить миры, отвечающие в различной степени миру материальному и даже абсолютно к нему не привязанные. Что, впрочем, вряд ли.
Есть и критерий соответствия нашего субъективного идеального объективному материальному. Как известно, это – наш опыт.
Наши понятия всегда ограничены, но они развиваются, и структуры идеального мира во все большей степени покрывают собою структуры аналоги мира материального.
Несоответствие идеальных структур материальным (без учета, конечно, материальности как таковой), взаимоподтягивание качественных сфер, в частности, опережающих структур материального и идеального и являет собою сегодня – развитие мира посредством разума человека.
-------------

Все сказанное можно отнести и к категории «времени», описывающей череду изменений реальных. Развивается мир, человек – развиваются и наши представления, в том числе и о «времени». Можно выделить несколько различных представлений о «времени», по сути, несколько смыслов у одного и того же слова. А может быть, чтоб не запутываться, новым понятиям лучше давать новые имена.

Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно, для начала, разобраться, что такое «понятия». На мой взгляд.
Структура понятия
-------------
- иерархически сетевая. Понятия простейшие, нижнего уровня - суть выделенные, фиксированные диапазоны восприятия тех или иных, отдельно взятых органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса или других. Например, если температура выше каково-то уровня, возникает понятие «жарко» и, как следствие, - «активность», или, наоборот, «пассивность». Это уже другой тип простейших понятий - элементарные движения органов ответных реакций. Так возникает связка понятий, простейшая их цепочка.
Понятия второго уровня складываются в систему минимум из двух или более понятий первого уровня и могут иметь связи с другими понятиями второго или других уровней. Понятия третьего уровня складываются из понятий первого и второго уровней. И т.д.
Понятия, отвечающие материальному миру,
-------------
формируются в процессе жизнедеятельности субъекта на базе значимых для него и сходных по своему значению отражений, помещающихся в некую назначаемую и затем, в процессе дальнейшего опыта, корректируемую субъектом сумму сторон. Каждая сторона идеального объекта - диапазон характеристик, которые согласен признать субъект за объектом материальным, относя его к данному идеальному объекту.
 Понятия, частично отвечающие объектам материального мира или не имеющие материальных объектов-аналогов, формируются на базе ранее построенных понятий. Т.е. в основе любых понятий - взаимодействие субъекта с окружающей его средой.
Сознание
-------------
- многомерная сфера понятий, где каждое понятие - сфера меньшая целого. «Я» путешествует между понятиями и, объединяя их, порождает мысль, которая, по существу, - связь между понятиями.

Вера
-------------
основывается на понятиях, которым мы не требуем доказательств.
Знание
-------------
– на понятиях, которые мы в любой момент можем подтвердить опытом.
Если нам известно «понятие», т.е. наш идеальный мир располагает данным идеальным объектом, - это знание данного идеального объекта. Если мы соотносим данное понятие, раскрываем его в мире материальном (производим некое действие), и проведенный опыт показывает нам соответствие нашего понятия объекту аналогу материальному, можно говорить о знании – ясно, что относительном, - данного объекта, участка материального.
Понимание
-------------
– процесс восприятия и раскодирования передаваемой информации в каких-либо кодах, например, словах. Если мы располагаем данным понятием и знаем соответствующий ему код, информация нам понятна. Простейшего понятия или сложного комплекса – категории, представления, некой картины…
«Знания древних» были более приближены к миру материальному, живому опыту… поэтому их «понятия» - драгоценны и не всегда нам понятны.
Доказать нечто другому можно - только последовательно согласовывая понятия, все необходимые по данному вопросу категории и понятия. Если оппонент соглашается с вашей системой понятий, значит, вы ему доказали.

Если нам известно «понятие», т.е. наш идеальный мир располагает данным идеальным объектом, - это знание данного идеального объекта. Доказать нечто другому можно
-------------
- только последовательно согласовывая все необходимые по данному вопросу категории и понятия.
Конечно же, знание необходимо. Знания развились, как продолжение умений материи, на их основе - как новое умение формировать базу данных. Да, знания вторичны к умению. Невозможно каждому перепробовать все умения человечества натурально и уметь все. Но каждый может, просмотрев знания, выбрать из них и научиться избранному умению. Важно не отрывать одно от другого. Многие человеческие умения возможны лишь при наличии знания; а знания, безусловно, имеют смысл лишь тогда, когда они применяются в жизни. Хотя бы и редко.

Все, что применить вообще невозможно, - наверное, все-таки не является знанием. И рано или поздно исчезнет, как ненужная, избыточная, недостоверная информация.

Любой вопрос поддается серьезному обсуждению лишь в хорошо разработанной, взаимосвязанной категориальной системе, и найдется ли на него достойный ответ в решающей степени и зависит, насколько хорош используемый аппарат категорий.

Понятийная сфера разума раскрыта в мир для своего расширения, однако же, она замкнута. Что-то одно можно объяснить только через другое. Система категорий – связанные между собою в каркас краеугольные камни, все вместе поддерживающие сознание.
Двумя категориями, понятно здесь не обойтись, их несколько больше.
Все абсолютно структуры, как материального, так и идеального мира, располагают вполне определенным количеством исчерпывающей информации. А субстанция, которой как таковой в мире материальном (ММ) не существует, – идеальная категория плоти, располагающая минимальным, возможно, единичным количеством исчерпывающей информации.
В ММ не существует субстанции потому, что, если б она была, ничего бы иного не было, никаких структур, абсолютно! Невозможно обосновать какой-либо переход от субстанции к структурной материи.
Использование предлагаемой категории «исчерпывающей информации» (минимального количества информации, с помощью которого можно описать всякий объект) – крайне удобно для самых различных задач.

Некоторые смыслы настолько взаимосвязаны, что их трудно расставить по порядку возникновения. Известный пример – курица и яйцо. А еще, может быть, - мир и наше сознание.

На абсолютную истину не претендую. Но думаю, что владею истиной относительной – относительно себя, т.е. Одной из граней истины абсолютной. По всей видимости, вы владеете другой гранью. Из таких граней и складывается понятие или представление не индивидуальное, но коллективное; из представлений индивидуальных – общий мир идеальный или, по диалектическому материализму - общественное сознание.

Чем больше недублируемых качеств распознается в объекте, тем его описание (внешняя информация, структура идеального мира) в большей мере соответствует объекту как таковому (внутренняя информация, структура материального мира объекта).

Дело ведь не в том, часто ли встречаются какие-либо слова и их сочетания. А насколько они отвечают действительности. Той, которая внутри и вне нас. Просто ли мы мешаем слова, копируем штампы или осмысленно употребляем понятия.

Чтобы научиться языку птиц и зверей, надо пожить вместе с ними, их жизнью. Как, например, Маугли. Но потом трудно вернуться к людям.

Очень интересное сравнение! Единый мир мясорубкой сознания рубим на фарш понятий.

Никогда и ни с кем не было «полного понимания», узнавание сердцем - да. Мгновенные откровения некоего сродства… наверное, душ.
Люди все разные. И требуется не полное понимание, а терпимость. Короче, будем друг друга терпеть! От взаимотерпимости, по крайней мере, не будет войны.

Самое сокровенное, что, действительно, хорошо бы понять, находится между строк, между слов… и связывает собою буквы, в том числе и наши духовные, внутренние, - в слова и строки.

«К какому миру (идеальному или материальному) вы относите сам процесс образования связей между понятиями? - может к «активному началу»?»
-------------

Хороший вопрос!
Связи между понятиями (ассоциации) возникают в результате опыта индивида – так же, впрочем, как сами понятия. Сложнейшие процессы прямых и обратных связей между частями Единого, обладающими «я» (т.е. субъектами), и окружающей их средой, накопление базы данных «следов» взаимодействий и ее обобщение, структуризация – рождает понятия объектов и понятия связей между объектами - ассоциации.
Идеальный мир – мир следов, понятий, ассоциаций… Изменения идеального мира (в нем самом изменения) – не обязательно ведут к изменению материального, реального, сущего.
Активное начало
-------------
являет себя - в изменении материального и идеального, осуществляет взаимодействия между ними.

«Мне не понятно, какие «идеальные» в вашем определении понятия не имеют аналогов в материальном мире (и как они смогли образоваться?)»

Первичные понятия
-------------
обязательно имеют аналоги в материальном, отталкиваются от восприятия материального. Более сложные идеальные объекты возникают на базе уже существующих. На определенном этапе развития психики и сознания они способны создавать понятия-комплексы, не имеющие прямых аналогов в материальном, однако базирующиеся, конечно, на понятиях более простых, имеющих аналоги.
Такие объекты идеального мира наше «я» может целенаправленно переносить, воплощать их идею, облекать в плоть в мире материальном. Таким образом мы сознательно осуществляем развитие мира.
Например, появилась идея компьютера. Его не существовало в материальном… Но человек по сценарию своего идеального воплотил его в материальном. Таких примеров сколько угодно…

Во многом с Вами согласен. Знания являются множеством, вполне ограниченным.
Только я бы двумерное рассмотрение расширил до многомерного.
Наше сознание содержит в себе многомерную понятийную сферу, число измерений которой неким образом связано с общим количеством установленных ассоциаций (связей между понятиями).
Знания
-------------
- это минимальная информация, необходимая для хранения или передачи существующих в оперативной (сознание) или долговременной (общественное сознание) памяти сведений об объектах идеального мира (ИМ). Отметим, что у знаний должно отсутствовать дублирование понятий и связей. Т.е. знания - это исчерпывающая информация о содержании ИМ, всего или каких-то его частей.

Знания в той или иной мере отвечают объективной (не зависящей от человека) внутренней структурной информации объектов материального и/или идеального мира.

В свое время Ф. Энгельс выдвинул гипотезу, что наука движется вперед пропорционально сумме знаний, накопленных предыдущими поколениями. При этом происходит непрерывное уменьшение времени удвоения знаний.
Таким образом, под знаниями можно понимать
-------------
 возведенную в степень сумму:

Z = (Иnпон + Иnсв)**k

Здесь:
 Иnпон – вся исчерпывающая информация о понятиях;
 Иnсв – вся исчерпывающая информация о связях между понятиями, ассоциациях;
 k – коэффициент, k > 1

«что круг вовсе не круг, а всего лишь его подобие. И внутри круга обнаруживаются «слепые» пятна, разрастающиеся с ростом радиуса.»

Внутри понятийной сферы понятия расположены не равномерно, есть и «белые» зоны. И выбирают знания из общей сферы (долговременной памяти) в свою индивидуальную – каждый по-своему.
Что же касается «не знания», неопределенный массив его касается внешней границы многомерной сферы понятий.
Двумерная картина мира понятий и знаний тоже верна и является плоской проекцией многомерной сферы.
Глаза
-------------
– двусторонний, главный информационный канал связи нашего внутреннего мира с внешним.
Если так разобраться, слух, вкус, обоняние – каналы односторонние. И только осязание в какой-то мере можно назвать еще одним двусторонним каналом, намного менее информативным. Односторонними каналами связи вовне являются всякие издаваемые нами звуки, запахи, движения тела.
Речь и письмо
-------------
- опосредованные каналы связи, вторичные.
И лишь глаза напрямую передают всем способным воспринимать, равным с нами, наш внутренний мир. А также наиболее быстро, масштабно и качественно воспринимают информацию о мире внешнем и передают ее в наш мир внутренний.

Дело, конечно же, не в словах, которые все мы понимаем по-разному. А в смыслах. Найти собственное понимание смысла не каждому удается, многие просто повторяют слова – «Бог, сознание, субстанциональность»… не понимая насколько разные стоят смыслы за ними. И ведь неоднозначность смыслов – абсолютно нормальна!
Глубоко копаете! Однако, копание внутри себя, само по себе, не несет Смысла, разве что, иногда, – радости откровения... опять-таки, для себя. Но! Как же результат можно донести до другого? Мало, кто понимает… не слова – понятийные штампы, а то, что за ними… может быть, действительно, - «непосредственное познание»? Но как же непосредственное познание» можно сообщить кому-то другому? Взглядом? движением?.. стихотворением?.. Откуда оно возникает? Никакого объяснения «непосредственному познанию», вроде бы, не существует.

Под «идеальным» я везде понимаю (и мне кажется, уже много об этом писал) мир понятийный. Психика и сознание, на мой взгляд, составляются из понятий – объектов идеального мира. В материальном мире первопричиной, аналогами этих объектов являются – частицы, атомы, тела и т.д.
Понятие - основополагающий элемент идеального мира у представителей животного царства.
Структура понятия - иерархически сетевая. Понятия простейшие, нижнего уровня - суть выделенные, фиксированные диапазоны восприятия тех или иных, отдельно взятых органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса или других. Например, если температура выше каково-то уровня, возникает понятие «жарко» и, как следствие, - «активность», или, наоборот, «пассивность». Это уже другой тип простейших понятий - элементарные движения органов ответных реакций. Так возникает связка понятий, простейшая их цепочка.
Понятия второго уровня складываются в систему минимум из двух или более понятий первого уровня и могут иметь связи с другими понятиями второго или других уровней. Понятия третьего уровня складываются из понятий первого и второго уровней. И т.д.
Можно утверждать, что каждому виду жизни
-------------
отвечает вполне определенный, максимально возможный для него на данный момент уровень развития понятий.
На понятиях простейших, непременно имеющих аналоги в материальном строятся понятия, аналогов не имеющие.
Взаимодействие между структурами объектов материального и идеального, взаимоподтягивание этих структур – движет развитие и познание.
Представленная дискретная картина, понятно, условна, однако удобна для анализа, изложения… В реальности мир непрерывен, по крайней мере, материальный. Однако с теми же самыми рассуждениями можно пользоваться не целыми величинами, а дифференциально-интегральным счислением.
Некий «мир идей», существующий вне понятийного мира, на мой взгляд, невозможен.

Не просто, конечно, разобраться в сложных структурах, многомерно переплетенных и взаимосвязанных, выделить в живом «краеугольные камни» категорий многим представляется невозможным. Однако мы делаем карту с местности, чертим схему прибора, доказываем математические теоремы… Отчего же нельзя предположить схему сознания? Хотя, конечно, это вещи по своей сложности, уровню иерархии на лестнице эволюции структур - не сопоставимые.
Тем не менее, некоторые пытались создавать системы основных категорий…
На мой взгляд, основными категориями сознания
-------------
удобно считать следующие: субстанция, мир материальный (материя), мир идеальный (понятия), активная инстанция; пространство, время, структура, информация.
Мои определения этих категорий можно найти в главе «Категории» и некоторых других главах, трактата «Категории и сознание»
http://www.proza.ru/2002/10/28-32
Несмотря на то, что кто-то «отказывается жить по понятиям», без понятий и понимания жить никому еще не удавалось.
Основным отличием жизни, живого, организма от тела неорганического и является наличие идеального мира понятий, в той или иной степени развитых.

Ни одно слово не возникает случайно, в каждом обращении к нам есть смысл, и его надо понять. Это та информация, обратная связь, которая помогает создавать адекватную картинку реальности.

Понимание в жизни так редко, мгновения его - драгоценны! И запоминаются на всю жизнь.


Рецензии