Достойно жизнь прожить не просто

   Уже девять лет жительница села  Лесное Конобеево Анна Яковлевна Пищурова живет одна. Если бы не помощь соседей, социального работника                и друга семьи Олега Ивановича Морозова, тяжело бы пришлось восьмидесятипятилетней женщине. Находясь в гостях у героини моего очерка, я поразился идеальной чистоте в доме,  великолепной памяти и удивительному гостеприимству собеседницы, отметив для себя: она и в молодости была такой же. А хорошо зная ее мужа, Владимира Ивановича, бывшего фронтовика,  сделал вывод: его выбор был правильным. Анна Яковлевна обо всем пережитом вспоминала с такими подробностями, что я не задавал вопросов,   с интересом  слушая и едва успевая  записывать. Она – то и поведала мне о некоторых фактах  биографии мужа, о которых мне не было известно.
   Владимир Иванович Пищуров родился 15 февраля 1924 года. Когда был совсем маленьким, в селе случился страшный пожар, уничтоживший почти сотню домов, в том числе и родительский. Три года семья прожила в чудом сохранившемся амбаре, готовя материал для новостройки. В конце концов,   дом сладили, оставалось только покрыть соломой. Но во время поездки в поле за этим  строительным материалом случилась трагедия: молодая, плохо объезженная лошадь нанесла отцу удар копытом в пах – до больницы довезти не удалось. Так и не пришлось старшему Пищурову пожить в новом доме. Весной 1941 года семнадцатилетний паренек устраивается на работу в трикотажную артель учеником счетовода. А на следующий год 22 августа Владимира  призывают в армию и отправляют со станции Нижне-Мальцево в Горьковскую область. Вместе с молодыми бойцами в учебной части он изучает устройство 76 - миллиметровых пушек и теорию ведения боя с противником.  Молодежь, чувствуя, что фронту нужны свежие силы, просит командование учебного подразделения  быстрее принять экзамены и отправить на передовую. Владимир Иванович  Пищуров попадает в состав 1046-го артиллерийского полка 399-й стрелковой дивизии. К этому времени от дивизии, насчитывающей первоначально 14 000 солдат, осталось всего полторы сотни. Таким образом, Владимир прибыл сюда как раз в период ее переформирования. Он вместе с товарищами попадает в район Орла, где принимает участие в Кромско-Орловской операции, взятии крупного опорного пункта Змиевка и преследует отходящего на запад врага. Уже в первых боях уроженец Конобеева показывает образцы мужества и отваги. Его боевой расчет, приводя фашистов в смятение, действует слаженно и четко – кладет снаряды точно в цель. Однако,  и фашисты не дремали. Их наводчики давали точные координаты и начали охоту за расчетом.  Два снаряда легли слева и справа от пушки в нескольких метрах. Владимир Иванович, предчувствуя, что третий попадет точно в цель, приказал артиллеристам укрыться в ближайшей воронке. Как в воду глядел: прогремел очередной взрыв,  и как только рассеялась пыль, бойцы увидели, что от их орудия остались лишь куски искореженного металла.
    399-я стрелковая дивизия получает приказ выдвигаться в район Курска. Поражение немецко-фашистских войск под Сталинградом и в ходе наступления советских войск зимой 1942/43 годов подорвали военную мощь и моральный дух армии. Чтобы повернуть ход войны в свою пользу, гитлеровцы решили провести крупное летнее наступление, окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов, разработав операцию под кодовым названием «Цитадель». Отлично сработала наша разведка, вовремя перебросив в район Курска несколько дивизий, в том числе и ту, в которой воевал артиллерист Пищуров.
    В этих боях артиллерист лично  уничтожил несколько танков, сотни гитлеровцев остались лежать на подступах к расположению наших войск. В одном из ожесточенных боев на Орловско-Курской дуге, когда немец бросил все силы, чтобы отбить  потерянные позиции, командир орудия Пищуров не услышал свиста выпущенной немцами мины. Не удалось среагировать и его товарищам. Он почувствовал, что мина упала совсем близко и  какая-то неведомая сила отбросила его в сторону. Когда пришел в себя, увидел, что из всего расчета в живых остался только он. За мужество, проявленное в  Курской битве, его наградили первой медалью «За отвагу».
   После Орловско-Курской операции В.И. Пищуров в составе 1046-го артиллерийского полка продолжает шагать дорогами войны с новым боевым расчетом.  В боях за освобождение белорусского города Бобруйска он подавил огонь трех точек немцев и за это получил орден Отечественной войны второй степени. Отважным солдатом он был, не прятался за спины других, шел вперед, уничтожая фашистов, освобождая города и села, приближая Победу. Господь хранил его, а однополчане говорили, что в рубашке родился. Словно, сглазили. В очередной наступательной операции вражеский снаряд, рванувший рядом с пушкой, все же достал его: Пищуров получает ранение в область правой челюсти и кисть левой руки. Потерял много крови, в себя пришел только,  когда войска ушли далеко вперед. Открыл глаза солдат и увидел остановившуюся рядом повозку, в которую укладывали раненых. Ему повезло: одним из санитаров оказался земляк и однофамилец Иван Ефимович Пищуров. Привез его в медсанбат, переговорил с военврачом, сказав, что родственник. Конечно, с таким ранением  нужно бы отправить в тыл, но упросил артиллерист, чтобы оставили здесь.  Подлечили – и снова в строй.
    Вместе с родным артполком прошел солдат всю Польшу. Видя, как тяжело приходится пехоте, захватившей небольшой пятачок за рекой Нарев в сентябре 1944 года, он по согласованию с командиром полка ночью помогает переправить вброд лошадей и несколько пушек на другой берег, а утром наши войска нанесли сокрушительный удар, заставив немцев отступить.  Своим героическим поступком Пищуров помог пехоте успешно удержаться на отвоеванном у фрицев плацдарме до подхода подкрепления. За этот героический поступок на груди Владимира Ивановича засверкала вторая медаль «За отвагу».
   Во  время войны сержант Пищуров многое повидал. Как-то по весне недели две стояли на одном месте, ожидая приказа идти в наступление. Как назло, вокруг ни родничка, ни речки, только несколько воронок, наполненных талой водой. Для питья, приготовления пищи воду брали из этих «емкостей», пока не вычерпали до дна и не увидели труп убитого гитлеровца.  И еще один случай. Бой шел несколько дней, не прекращаясь ни на минуту. Много солдат полегло. Последние сухари доели. Наконец дождались армейскую кухню: кашу привезли на всех, а кормить – почти некого. По полному котелку досталось. Ох и вкусна была та кашка! Изголодавшие и ужасно уставшие, быстренько проглотили первую порцию. И второй котелок осилили, а остальное  про запас  взяли. Только не выдержал до следующего дня солдат, как и все остальные,  - вечером и третья порция  была съедена. Что творилось в животах у переевших кашу с тушенкой бойцов, представить нетрудно.
    После переформирования полка с января 1945 года сержант Владимир Пищуров сражается в составе уже 980-го артиллерийского полка, преследуя противника и освобождая  города Цеханув, Шреньск, Зелюнь. Пришлось ему повоевать и на Балтийском море. С помощью самоходной баржи вместе с другими высадился на один из островов и выбил оттуда немчуру.  В боях за Восточную Пруссию он участвовал при прорыве Хайльсбергского укрепрайона. За все, что совершил на войне бесстрашный воин, здесь и  захотел расквитаться с ним немецкий снайпер:  взял на мушку и нажал на спусковой крючок. И снова Господь спас от неминуемой гибели: пуля попала в пряжку солдатского ремня и, сделав в ней небольшое углубление, ушла в сторону.  Тут, в Пруссии, он встретил Победу. Домой, правда,  не сразу попал – только 18 апреля 1947 года, отдав Родине долг сполна.
    В начале мая того же года Владимир Иванович  возвращается на работу в трикотажную артель уже на должность бухгалтера. В 1949 году его направляют в г. Рязань на курсы повышения квалификации. Сюда же из Шаморги приезжает его будущая жена Анна Яковлевна , только что закончившая семилетку. Кстати говоря, в их селе в те годы находилось такое же предприятие. Вот как бывает: живут люди  в нескольких километрах друг от друга, а встретиться и полюбить на всю жизнь приходится  далеко от дома.  Пока училась молоденькая девушка в городе, шаморгскую контору закрыли, а Анну, как молодого специалиста, перевели в Конобеево. Как же обрадовался фронтовик новой встрече! В феврале 1950 года сыграли свадьбу, а 9 января следующего появился на свет сын Анатолий. К сожалению, с первых дней стало ясно, что родился мальчик инвалидом.  Но эта беда лишь еще больше объединила молодых родителей, сблизила их.  Доброжелатели  советовали оставить ребенка в роддоме, только у них никогда и мысли в голове такой не возникало, несмотря на трудности. Они все время  заботились  о любимом сыне. Анна Яковлевна до сих пор благодарна свекрови и золовке, помогавшим  нянчить Толю. Мальчишка, хоть и отставал в физическом развитии от сверстников, рос необыкновенно смышленым и начитанным. Анна Яковлевна вспоминает:
    - Мы делали все, чтобы он пошел. Сменяя друг друга, лежали часто в больнице. Врач Ильинский – замечательный хирург – семь раз делал Толе операции на ножках. И он пошел! Сколько же было радости! Подошло время собираться  в школу. Мы с Владимиром Ивановичем голову сломали, как быть. А Толя к ребятам тянулся, научился кататься на маленьком детском велосипеде. Как – то вечером зашла к нам учительница Вера Филипповна Маленкова. Посмотрела на него и спрашивает: «Хочешь учиться»?  «Хочу, очень хочу! Я и  читать умею», - ответил сын и начал читать детские книжки, чем удивил педагога. «Хорошо, попробуем, только в журнал записывать пока не буду», - произнесла она на прощание. Так Толя стал учеником. Школу полюбил с первых дней, учился хорошо, с ребятами подружился, особенно с Сашей Жильниковым – везде были вместе. В школу возили его на велосипеде, а зимой на санках. Когда постарше стал, конюх школьный, Федор Николаевич Масленков, заезжал за ним по пути на лошадке Майке и вез в школу, а потом домой завозил. Нам стало намного легче. Толя  проводил очень много времени с одноклассниками  - они его всюду за собой таскали. В 1965 году, на Октябрьскую, Самсоновы, знакомые из Шацка,  настояли, чтобы мы приехали отметить этот праздник по случаю объединения Конобеевской трикотажной мастерской с Шацкой промартелью, даже машину прислали. Если бы знали, что нас ждет – ни за что бы не согласились. Хочу заметить, что Володя мой после войны не курил и не выпивал. Посидели, познакомились с будущими коллегами, стали домой собираться. Нас просили переночевать в Шацке, но мы не могли оставить Толю одного. Сели в легковую машину, новые знакомые вызвались нас проводить. Сначала не заметили, что водитель пьян. Он вроде бы весь вечер отказывался от спиртного, со всеми вместе не выпивал. Скорее всего, пока танцевали, он и набрался. Мы стали просить остановиться и высадить нас, пешком бы добрались. Водитель не реагировал на наши просьбы. Владимир Иванович хотел дверцу открыть и выпрыгнуть , но я не разрешила: «Умирать, так вместе». А дальше – резкий удар – и больше ничего не помню. Очнулась.  Вижу, надо мной кто-то склонился в белом халате, спрашиваю:
- Почему мне так больно?
- Вы попали в аварию. Самсоновы погибли, водитель сбежал. А вас привезли на ялтуновском молоковозе.
   Я узнала голос Ильинского. И как же мне стало стыдно, готова была сквозь землю провалиться. Мне никогда не было так стыдно, как тогда. Он столько для нас, для  Толи сделал, а я его подвела. Потом, когда  пришли в себя, нам очень помогала моя односельчанка из Шаморги Евдокия Михайловна Чернобровкина. Как же я благодарна этим людям, что они выходили нас! Я даже  не могу себе представить, что бы стало с Толей, если бы мы погибли.  После аварии  начали жить заново.
    В 1968 году вместе со своими ровесниками Анатолий Пищуров окончил среднюю школу. После школы поступил в сельхозинститут. Отучился успешно учебный год, но учебу пришлось оставить, так как занятия проходили в разных корпусах и улицах Рязани. Всякое передвижение по городу давалось инвалиду с большим трудом. Пришлось вернуться домой. Директор школы Петр Андреевич Белобратов предложил должность делопроизводителя, так как знал, что тот красиво пишет, замечательно печатает на печатной машинке и необыкновенно грамотен.  Так он стал заниматься работой, которая  очень нравилась. К тому времени он получил от социальных служб мотоколяску и умело передвигался на ней до места работы и обратно.
      Владимир Иванович и Анна Яковлевна трудились до 1985. Они прожили свою жизнь достойно, оставив  у односельчан и бывших  коллег  только хорошие воспоминания. Уйдя на пенсию,  посвятили себя сыну. К большому сожалению, Анатолий скончался в 2002-м на пятьдесят втором году жизни, а Владимира Ивановича не стало в 2006 году.
   Теперь  Анна Яковлевна Пищурова живет в Лесном Конобееве одна, живет воспоминаниями о прошлом, в котором ей было необыкновенно тепло рядом с любимыми  мужем и сыном.

   


Рецензии