Ян Вермеер. Женщина, держащая весы

          Ян Вермеер.Женщина, держащая весы. 1662—1663.Холст, Масло. 42.5 ; 38 см.Национальная галерея искусства, Вашингтон


       В своей картине живописец Вермеер изобразил молодую женщину в полутемной комнате, стоящую у края стола. Она смотрит на чашки весов, которые держит в правой руке, левой опираясь на столешницу. На столе стоят три шкатулки – одна – от весов, шкатулка побольше – для денег, одна серебряная и три золотых монеты лежат на столе, и самая большая шкатулка приоткрыта, на её крышке покоятся жемчужное ожерелье и массивная золотая цепь. Нить жемчуга с желтыми завязками также лежит на столе.

      Все вместе – жемчуг, деньги, золото – олицетворяют достаток и некоторое тщеславие, суетные радости жизни. В левой части картины расположено окно, закрытое желтым занавесом, таким же, как и в картине «Девушка, примеряющая ожерелье», и зеркало. Зеркало появляется только четыре раза в картинах Вермеера. Иконография зеркал в западной живописи довольна противоречива, но большинство исследователей склоняется к тому, что оно означает самопознание и отражение правды. За женщиной на стене висит картина с изображением Страшного суда, который вершит воздевший руки Христос

        Все эти детали важны для понимания основной идеи картины. Чаши весов в руках женщины пусты. Она не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные грехи в ожидании Страшного суда. Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. И зеркало отражает эту правду. Считается, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина Болнес.

 Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо». У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос. Во время создания картины Катарине, которая была на год старше своего мужа, было 32, что соответствует возрасту изображенной женщины. Композиция картины необыкновенно удачна.


  На женщине желтое платье с красной тесьмой, тоже самое, что и в «Даме и служанке», и элегантный синий жакет. Такие жакеты были распространенным предметом туалета в 50-х годах XVII века. Зимы в Нидерландах довольно холодные, и их одевали дома, когда все отопление составляли только камин в жилой комнате и очаг на кухне.
            Свободный крой жакета был очень удобным и не сковывал движения. Часто он имел меховую подкладку или только опушку, подразумевалось, что это – горностай, но чаще мех был дешевым, белки или даже кошки. Тот же жакет можно увидеть на картинах «Концерт» и «Девушка с флейтой».

      Голландский эксперт по историческим костюмам Марике де Винкель пишет, что подобные жакеты носили до начала 18 века, и их часто можно увидеть на картинах художников. Одевали их обычно утром, дома, когда не ждали гостей. Летом опушку можно было отстегнуть. В Амстердаме их называли жакетами, а в Дельфте - мантильями. На голове у женщины чепец, который носили дома, оберегая прическу, обычно – льняной или с добавлением хлопка.

        Его же можно увидеть на картине «Женщина у окна с кувшином воды». Стол, на который опирается женщина, значился в описи имущества Марии Тинс, тещи художника. Массивная столешница из дуба, часто украшенная черным деревом и слоновой костью, могла раскладываться, резные массивные ножки имели утолщения. Из-за грушевидного утолщения ножек такой тип мебели получил название "балпут".
 
 ИНТЕРЕСНА ИСТОРИЯ ЭТОЙ КАРТИНЫ.

              Эта картина - единственная, из всего наследия Вермеера, все владельцы которой известны. Сразу же после завершения ее купил Питер Клаус ван Рюйвен, который к момету своей смерти в 1674 году владел 20-ю картинами Вермеера. Все они перешли к его вдове, Марии де Кнюйт. Она пережила мужа на 5 лет, и в 1681 году собрание картин переходит в дочери ван Рюйвена, Магдалене. Но судьба отвернулась от ван Рюйвенов - Магдалена через год тоже умирает. Картины, вместе с остальным имуществом переходят к зятю ван Рюйвена, Якобу Абрамзону Дисиусу.

       После его смерти в 1695 году картины продаются с аукциона. Именно тогда большинство произведений Вермеера впервые получают названия - скорее это краткие описания. Эта работа значится как "Молодая женщина, которая взвешивает золото, в коробке, Я. ван дер Меера, необыкновенно искусно и живо написанная". Продана она была за 155 гиней - только "Молочница" стоила больше. Купил обе эти картины Исаак Рулеу, торговец-меннонит, художник. Через пять лет он обанкротился и вынужден был вновь выставить картину на торги.

     Картину приобрел торговец из Амстердама Паоло ван Ушелен, коллекционер живописи. После его смерти в 1702 году имущество было поделено между его двумя сыновьями - Питерем и Паоло-младшим и зятем. Картина досталась Паоло-младшему, у которого она и находилась до 1754 года. В 1767 году дочь Паоло, Анна Гертруда ван Ушелен, умирает, не оставив наследников и картину высталяют на торги. Новый владелец - амстердамский торговец и меценат Николас Ньюхофф. До 1801 года картина находилась в Нидерландах. Следующим ее владельцем стал король Баварии Максимилан I, который приобрел ее для своего замка в Нимфенбурге. Правда, он считал, что купил картину Метсю.

       В 1826 году картина опять меняет владельца. Уже как работу Вермееру ее покупает посол Франции в Вене герцог Караман, но уже через 4 года он продает картину. Покупатель - Казимир Пьер Перье, который через 2 года умирает, и его имущество распродается на 2 аукционах. Картиной так дорожили, что ее выкупает сын, Казимир Перье-младший. Именно у него это произведение увидел "отрыватель" Вермеера Торе-Бюргер.

      До 1911 года картина остается в семье Перье. Затем ее покупает американский коллекционер Питер А.Б. Вайденер. В 1915 году она переходит по наследству его сыну, Джозефу, который в 1942 году передал свою коллекцию Национальной галерее в Вашингтоне, США.

       Картина написана на тонком льняном полотне, которое было дополнительно проклеено. Грунтовка светло-коричневого цвета, мел с цинковыми белилами, черными и земляными пигментами. Почти вся картина была написана за один прием, на углах холста красочный слой тонкий. Подрамник оригинальный. В некоторых местах видна подмалевка. Серо-зеленая в тени, красно-коричневая - в складках голубого жакета. При обследовании было обнаружено, что Вермеер внес только одно изменение - увеличил весы.
http://www.irinaepifan.narod.ru/vesy.html      


Рецензии