Прогрессив-транс, грусть, радость, торжественность

Мне приснилось, как я услышал мелодию в стиле чистого голландского и немецкого прогрессив-транса времен его рассвета и апогея – самого начала 2000-х годов. Она звучала как бы через пелену сна или, может быть, через пелену лет, но ее звучание все равно сильно трогало – этими постоянными чередованиями минорных и мажорных аккордов, сводящими с ума, оставляющими щемящее и одновременно торжественное чувство какой-то пройденности, завершенности. А потом я проснулся.

Прогрессивный транс – возможно, самый эмоциональный из всех видов танцевальной электронной музыки. К этому стилю имеет смысл также относить такие его ответвления как «Uplifting trance», «Epic trance», «Anthem trance», «Euphoric trance». Эти приставки в переводе означают: подъем, эпичность, гимны, эйфория. Да, именно такими эпитетами часто можно охарактеризовать эту музыку, ввиду того, что классическая симфоническая музыка значительно повлияла на те области прогрессив-транса, которые относят к категории Uplifting/Epic.

Прогрессив-транс может звучать очень вдохновляюще, очень волнующе, очень возвышенно. Возникающая гамма чувств может быть довольно широкой, и отличаться от слушателя к слушателю. Самые разные чувства могут рождаться в вас при прослушивании этой музыки: счастье, любовь, озарение, восхищение, симпатия, разочарование, метанойя, сожаление, разного рода инсайты, вдохновение, стремления к поиску. Правильнее даже называть это не чувствами, а аффектами, эмоциями, настроениями. Музыка не будет приносить, а будет лишь усиливать то, что в вас есть потенциально и изначально. Вероятно, это происходит из-за активного чередования минорных и мажорных аккордов в трансовых секвенциях. Не всегда ясно, звучит транс весело или грустно – уже одно это погружает в транс – но он всегда звучит очень эмоционально, чувственно, трогательно, часто торжественно. Трансовые гимны перегружают какие-то эмоциональные центры в душе. Поэтому прослушивание рекомендуется только для взрослых людей. Идеальный возраст для увлечения этой музыкой – от 20 до 30 лет. До 18 лет – еще слишком рано, а после 35 – может быть уже слишком поздно.

Эта музыка может быть счастливой и жизнеутверждающей как чистое голубое небо под ярким летним солнцем, грустной и волнующей как глубокое море во время шторма в осеннюю погоду, торжественной как бездонный космос в звездную ночь. Она может быть какой угодно, но всегда очень личной, мечтательной, обращенной и вовне и глубоко внутрь. Человек может слушать ее, и потом ему будут вспоминаться фрагменты его собственной жизни, и он будет ассоциировать эти фрагменты с музыкой, какую он слушал в то время. Потому что она способа наполнять и даже создавать новые мечтательные эмоциональные состояния в человеке, которые будут служить фоном для его жизни, буквально носителем для его восприятий.

Откуда взялся этот термин – транс? Транс – особое психическое состояние. Но основа транса, как приема в музыке – повторение, которое может наводить на человека состояние транса, совсем легкое или более глубокое. Здесь подразумевается не повторение бита в основном задающем ритме, не «прямая бочка», а независимые от ритма повторяющиеся фразы в музыке – так называемые трансовые фразы. Если вы слышите повторение чего-то, над основным ритмом, то это – транс. Например, повторение какой-то вокальной, голосовой фразы – трансовый прием. Музыкальная секвенция – это тоже основной трансовый прием, который сводится к последовательному повторению мелодической фразы или гармонического оборота на разной высоте. Аккордовая прогрессия с чередованием мажорных и минорных аккордов – тоже распространенный трансовый прием. Арпеджио – также характерный трансовый прием. Трансовая повторяющаяся фраза, делающая из музыки то, что может быть условно названо трансом в этой терминологии, почти всегда звучит как что-то повторяющееся вокальное, синтезаторное, струнное или духовое, чаще в верхней части звукового спектра. Но важно, что почти всегда это повторение с изменением или развитием – с изменением тональности, например, или с изменением спектра. Вот вся эта драматургия циклов, прогрессий и двигающихся секвенций, живущая независимо и над основным ритмом, и делает из трека то, что в первом приближении можно назвать трансом.

Такие приемы могут вводить человека в особые, медитативные, интроспективные состояния сознания, которые могут восприниматься как очень необычные и даже волшебные. Все это очень общая и неустановленная пока терминология, но, в общем, считается, что для трансового состояния характерен пониженный внешний фокус внимания, пониженная степень участия сознания в обработке информации. В общем, это состояние значимо отличающееся от обыденного (повседневного) состояния сознания, и это может быть напрямую связано с разными модами активности головного мозга, так называемыми альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-ритмами. Трансовая музыка, видимо, способна переключать эти режимы. Состояние транса может напоминать легкое, неглубокое состояние гипноза. Согласно Милтону Эриксону повседневный транс – это обычное состояние мечтательности, зацикленности на воспоминаниях, образах, фантазиях, в покое или во время автоматического выполнения привычных действий. Человек может входить в транс также под воздействием усталости, информационной перегрузки. Это не обязательно что-то фундаментальное и очень заметное в восприятии, это может быть и часто бывает совсем легким и поверхностным, и вы можете даже не ощущать, что вы находитесь в той или иной стадии транса. Собственно, мечтательные люди почти всегда находятся в состоянии транса. Трансовая музыка может вызывать все эти состояния в человеке, и поэтому ей и дали такое название – транс. Хороший транс может вводить слушателя в невероятно мечтательные, удивительные по своему характеру и сути состояния, «уносить в небо» и даже «в космос».

Тогда что такое прогрессивный транс? Само слово «прогрессив» (прогрессивный), по аналогии с прогрессивным роком, указывает на усложнение музыкальных форм, на творческое обогащение, на развитие. В прогрессивном трансе есть множество технических приемов, отсутствующих в других трансах, как-то: широкое использование гимнов, более длинные и развитые аккордовые прогрессии, более длительные и сложные замедления, «пики», «падения», «брейки» (break) и «брейкдауны» (breakdown), более сложная игра с оформлением основного ритма. Он более насыщен, многоэлементен. Все это на выходе дает и спектрально более сложное и насыщенное звучание.

Для хорошего прогрессив-транса также характерно движение, раскрытие какой-то темы – как на уровне отдельного трека, так и на уровне всей компиляции, в случае если она составляется талантливым диджеем. Характерны разного рода «перекаты», наслоения инструментальных линий в развитии, внезапные остановки, паузы в узловых точках, повторяющиеся гимны и аккордовые секвенции. Можно описать это таким образом: возникает ощущение порыва, стремления к движению, как будто хочется вдохнуть как можно больше воздуха, и дышать, дышать, и никак не останавливаться. Основная музыкальная тема часто кодируется не на уровне мелодии, а, как было указано выше – на уровне базовых повторяющихся прогрессий или секвенций, которые помимо влияния на ритмы мозговой активности, настраивают и перегружают какие-то глубинные структуры нервной системы, отвечающие за эмоции – возможно, подкорку, гипоталамус, гиппокамп. Но при этом эти циклы и секвенции могут складываться и в какую-то общую картину, которая эмоционально может давать и нести с собой даже больше чем обычная музыкальная мелодия. Это уровень, который находится выше уровня мелодии – можно назвать его уровнем идеи или концепции.

От трека в стиле прогрессив-транс остается не столько мелодия, сколько некий эмоциональный отпечаток или импринт, некое послевкусие, сидящее глубоко внутри, в подсознании, в еще более глубоких структурах души, чем те, где откладываются мелодии. Хорошая мелодия остается с человеком, и он может напевать ее себе под нос, а вот в случае с трансовым гимном такого не происходит – трансовый гимн сначала заряжает, ведет за собой, а потом выжимает тебя до остатка. И остается только ощущение чего-то такого большого, грандиозного, что захватило тебя, что произошло, но уже необратимо прошло. И вот ты опустошен, но что-то в тебе осталось. Что? Да, это было бы странно – напевать и прокручивать в сознании трансовую тему. Гораздо легче ей отдаваться в момент, когда она звучит, а после окончания – ощущать послевкусие. Насытить энергетически и зарядить может совместное прослушивание транса – на вечеринке, в клубе, на природе; одиночное же – часто сначала поднимает, а потом отнимает энергию.

Прогрессив-транс – один из самых важных и эпохальных для всей электронной и клубной танцевальной музыки стиль – оформился в конце 1990-х и просуществовал в своей исходной форме примерно до середины 2000-х годов. К его созданию, оформлению и популяризации приложили руку три легендарных голландских диджея/музыканта: Ферри Корстен (Ferry Corsten), Армин ван Бюрен (Armin van Buuren) и Тейс Вервест (Tiesto). Такое создание или формирование произошло посредством популярных дисковых компиляций и радиопрограмм того времени, из которых можно особо выделить серию компиляций «Trance Nation» на британском издательстве «Ministry of Sound» и широко известное голландское радиошоу и серию компиляций «A State of Trance», которое сейчас уже имеет аудиторию в 30 миллионов (!) слушателей и насчитывает больше 800 еженедельных выпусков.

В формировании прогрессив-транса как музыкального стиля также приняли участие немецкие музыканты Пол ван Дайк (Paul van Dyk), Пит Бланк и Рене Рунге (Blank & Jones), Андре Таннебергер (ATB, Sequential One), английский диджей Пол Марк Окенфолд (Paul Oakenfold), а также множество других менее известных голландских, немецких и английских диджеев и музыкантов того времени, которые двигались в фарватере создаваемого движения и нарождающегося стиля. Примерно к 2005 году прогрессив-транс заметно «облегчал», стал более вокальным, а к 2010 году еще больше изменился, и в каком-то смысле ушел на периферию развития электронной музыки. Транс как таковой продолжился после 2010 года, но это уже какой-то другой транс, не прогрессивный, и ему нужно выдумывать другое название. Лучшие альбомы и компиляции в этом стиле были выпущены с 1999 по 2005 год. Все, что было позже – лишь ностальгия по тем золотым временам зарождения и рассвета этого жанра музыки.

В нашей стране популяризацией этого стиля занимался Владимир Фонарев, один из патриархов и самых первых (1991) известных диджеев России. В промежутке между 2000 и 2005 годом на разных столичных радиостанциях выходила его авторская программа «Атмосфера» (в 1998 и 1999 году – «Дискоксид»), посвященная преимущественно трансовой музыке. В многочисленных выпусках этой радиопередачи прозвучало очень много отличного материала того времени.

Если вы не знали, или не знали и забыли, или вам интересно узнать что же это за музыка такая – прогрессив-транс, эпик-транс, то прослушивание стоит начать с трех первых альбомов-компиляций серии «Trance Nation» за авторством Ферри Корстена, датированных 1999 и 2000 годом. Если возникнет отклик в душе, и вам понравится эта музыка, дальше можно начать слушать многочисленные компиляции и авторские альбомы Тейса Вервеста (Тиесто) и Армина ван Бюрена. Слушать можно любые альбомы, при одном важном условии – они должны быть выпущены в период с 1999 по 2005 год, не раньше, и не позже. После всех этих компиляций и альбомов можно послушать что-нибудь вокализированное, облегченное, легковесное, выпущенное между 2005 и 2010 годом.

А еще можно погрузиться в историю и послушать ранние, психоделические, интересные и очень талантливые трансовые полотна немецких музыкантов самого начала и середины 1990-х годов, стилистику которых можно условно охарактеризовать как «техно-транс». Это в первую очередь такие музыканты и диджеи, как Оливер Либ (L.S.G., Oliver Lieb), Ральф Арманд Бек (DJ Taucher, Ralph Armand Beck), Пол ван Дайк (Paul van Dyk, Маттиас Пауль). Именно из этого раннего немецкого техно-транса и развился голландский и европейский прогрессив-транс, который дальше уже самостоятельно пошел гордой и широкой поступью по всему миру.

Если говорить о концертных записях, то лучший и самый знаковый трансовый концерт – это выпущенный в 2003 году видео-диск «Tiesto in Concert», с записью выступления Тиесто на стадионе в Арнеме, Нидерланды, перед аудиторией в 25000 человек. Есть также множество других хороших, жанроопределяющих записей концертов от Тиесто и Армин ван Бюрена, выходивших в 2000-х годах, включая известное выступление Тиесто на открытии Олимпийских игр в Афинах в 2004 году, которое стало первым выступлением диджея на мероприятиях такого масштаба. Тогда на стадионе присутствовало более 70 тысячи человек, а у телеэкранов это шоу смотрело четыре миллиарда зрителей (две трети населения Земли!). Трансляцию вели более 300 каналов. Именно после успеха первых выступлений «Tiesto in Concert» в Нидерландах, организационный комитет Олимпийских Игр в Афинах пригласил Тейса Вервеста выступить на этом мероприятии. Специально для открытия олимпиады Тиесто написал несколько новых композиций и ремиксов, и даже выпустил целый сборник «Parade of The Athletes».

Выступление «Tiesto in Concert» (2003) – уникальное в своем роде, профессиональное выступление в лучших традициях старой, классической школы диджеинга. Можно видеть, что Тиесто большую часть программы отыгрывает с виниловых пластинок на трех виниловых проигрывателях, сводит пластинки без какой-либо страховки или поддержки со стороны других средств звуковоспроизведения. И происходит это в режиме реального времени перед огромной аудиторией на протяжении почти четырех часов без единой остановки или запинки – все это завораживает, выглядит как волшебство, магия. Нельзя сказать, что это чистое выступление в жанре прогрессив-транс, есть там и заметные техно-влияния, и отсылы к пси-трансовой тематике, в общем, транс во всех его проявлениях.

Можно также посмотреть и послушать поздние, более легкие концерты Армин ван Бюрена. Например, очень интересное, масштабное шоу «Armin Only Mirage», организованное агентством ALDA в 2010 году в Нидерландах. В выступлении приняли участие множество приглашенных вокалистов первого уровня, включая поющего с экрана Брайана Уэйна Трансо (BT). Этот концерт, пожалуй, лучший образчик чистого, рафинированного европейского прогрессив-транса.

Ну а если вы и на этом этапе еще не устали и не пресытились, тогда для вас самое время познакомиться с очень специфическим, суровым гоа-трансом, пси-трансом и психоделик-трансом, и такими английскими и израильскими авторами как Astral Projection (Ави Ниссим и Лиор Перлмуттер), Infected Mushroom (Эрез Айзен и Амит Дувдевани), Yahel (Яэль Шерман), Cosmosis (Уильям Холси), Hallucinogen (Саймон Посфорд), Juno Reactor (Бен Уоткинс), Man With No Name (Мартин Фриланд). Многие считают, что именно с этих стилей и из этой музыки все и началось. Но я бы не стал поддерживать такую точку зрения. Во-первых, прогрессив-транс значительно отличается от раннего гоа- и пси-транса. Он гораздо сложнее в интонационном и инструментальном плане.

Во-вторых, называть гоа- и пси-транс основой, из которой произошла вся современная транс-музыка, было бы неправильно, и даже неграмотно. Эмоциональная основа транса – зацикленная секвенция или аккорд – встречается уже в произведениях мэтров так называемой «Берлинской школы» электронной музыки. Это одно из ведущих направлений в области прогрессивной электронной музыки, зародившееся еще в 1970-х годах. Немецкий композитор Клаус Шульце создавал выражено трансовые по своей сути полотна, такие как Timewind (1975), в то время когда никакого гоа-транса не было даже в проектах.

Как ни крути пластинку, влево или направо, но трансовую музыку изначально создали немцы. А голландцы и англичане им в этом только помогли – помогли в развитии, распространении и популяризации. То же самое касается всех видов техно. Англичане и израильтяне пустили этот исходный немецкий транс – через ранние музыкальные собрания в Гоа – по более жесткой, простой в интонационном плане, ограниченной, андерграундной гоа- и психоделик-линии. Голландцы и сами немцы в свою очередь – по более сложной и разнообразной, но более популярной, прогрессив-линии. Вот эти два магистральных трансовых направления существуют в сознании широкого слушателя и по сей день, в отношении примерно один к девяти.

Любой, умеющий слушать и чувствовать музыку, кто потратит несколько лет жизни, услышит и попытается понять все упомянутые выше компиляции и альбомы всех трансовых направлений, всех исполнителей и издательств (их можно насчитать с несколько сотен – самых главных), сможет их сравнить и адекватно оценить, – поймет и согласится, что европейский прогрессив-транс во всех его проявлениях и реинкарнациях («Uplifting», «Epic», «Melodic», «Anthem», «Euphoric») – это лучшее что могло произойти с трансом. И если бы не было широкой популяризации этого стиля в мире, то возможно и транса как такового тоже не было бы.

Сейчас это самый популярный, самый широко известный стиль клубной танцевальной музыки. Самый эмоциональный, но... при этом не самый глубокий в смысле диапазона и богатства вызываемых чувств и передаваемых эмоций. И все равно, транс может дать вам чувства, которых вы никогда не испытывали. Разные оттенки грусти, радости, эйфории, вдохновения, торжественности, порыва, устремлений... Все что угодно, и много чего еще. Вы ведь хотите все это испытать? Настанет весенний день, будет чистое небо и солнце над головой, придет время зарядить какую-нибудь солнечную, трогательную, жизнеутверждающую компиляцию от Армин ван Буурена или Тиесто в плеер, надеть наушники, выйти на улицу, и идти навстречу солнцу с этой музыкой, наблюдая за бликами солнечного света в деревьях. И в какой-то момент времени вы ощутите, что вы уже не идете и даже не бежите, а отрываетесь от поверхности, буквально поднимаетесь над землей, и летите на крыльях – высоко в небе, над всем миром.

Счастливых вам полетов и удачных выходов в космос вместе с этой удивительной музыкой!


2016, Красноярск.


Рецензии
Я долго думал какой трансовый альбом стоит выделить особо и порекомендовать для начального ознакомления в первую очередь. Пусть это будет «Judge Jules – Trance Nation Anthems, 2003, Ministry Of Sound». Очень удачная трехдисковая компиляция трансовых гимнов того времени, наверно самая лучшая и самая эмоциональная в серии «Trance Nation», и возможно одна из десяти самых лучших компиляций за всю историю прогрессив-транса вообще. Альбом был выпущен в удачное время – 2003 год, когда эта музыка уже достаточно вызрела и успела настояться, но еще не начала вырождаться.

Первые два диска отсылают нас по волнам памяти во все самое лучшее, что было издано в мире прогрессивной трансовой музыки за первые десять лет до 2003 года. Третий диск («Gone but not Forgotten») отдает должное преимущественно энергичной немецкой сцене начала и середины 1990-х с ее талантливыми и незабываемыми Jam & Spoon (Ролф Эллмер и Маркус Леффел), Humate (Гаррет Фрерих), Age of Love, Полом ван Дайком, Energy 52 (Пол Шмитц-Мурман) и другими бессмертными представителями этой сцены.

Альбом скомпилирован и мастерски сведен британским диджеем Джулиусом О'Райоданом (Джадж Джулз), выпущен на лондонском лейбле «Ministry Of Sound». Напоминает продукт английского транснационального чайного конгломерата с вечно туманных горных склонов Шри-Ланки (Германии и Голландии). Настоящее английское качество! Волшебный, жанроопределяющий, определяющий саму историю альбом.

***

Мне поступили сообщения от некоторых авторитетных товарищей, о том что, дескать, зря я совершенно незаслуженно обидел пси-транс и назвал его «интонационно бедным». Каюсь, друзья! Ошибка вышла. Называть пси-транс интонационно бедным неправильно. Это целый мир. За последние 30 лет накоплено много хорошего материала в этой области. Пусть он не такой популярный и не такой известный, но все равно достаточно глубокий и разнообразный, чтобы о нем писать отдельную статью. Хотя слушают эту музыку больше всего в Израиле, ее издательство размазано по всему миру. Много интересных авторов из Западной Европы, Скандинавии, Южной Америки, России. Я в принципе довольно хорошо разбираюсь в этой музыке, хотя и не являюсь особым ее фанатом. Нужно будет поведать о всех этих «фуллонах», «дневных», «ночных», «утренних», «темных», «лесных» и всех остальных гоа-плясках. В свое время я достаточно «наплясался» под эти полотна. В том числе и в самом Гоа. Недавно переслушал знаковые альбомы Cosmosis и Astral Projection... В первый раз я услышал их еще в девяностые.

Мне больше всего нравится то, что называется прогрессив-псай: это такая умелая мутация пси-транса и прогрессива. В нем энергетика псая совмещена с выраженным ощущением полета и движения прогрессива. Это ранние волшебные альбомы Яэля Шермана, Тристана Кука... В общем, ждите, друзья. Скоро включим радио Тель-Авив! Не оставим без внимания эту легендарную музыку.

Вячеслав Аргенберг   04.05.2017 12:31     Заявить о нарушении
Смысла описывать все пси-трансовое однообразное, что выходило на TIP, Suntrip, Dragonfly, Transient, Blue Room, Parvati, Trust in Trance с середины 1990-х нет – такое перечисление навеяло бы много скуки и сна. Но вот упомянуть и все-таки когда-нибудь описать раннюю эпоху чистого гоа-транса начала и середины 1990-х однозначно стоит. Это был уникальный момент зарождения трансовой культуры, время выхода ее на поверхность из чего-то неясного и еще размытого. Николас Барбер (Лондон, Великобритания) о раннем «аналоговом» гоа-трансе:

«Я уже не пишу такого типа трансовую музыку, что делал в начале девяностых, но я счастлив, что у меня появилась возможность вспомнить о тех временах. Оглядываясь на все это раннее наследие спустя двадцать пять лет, эти треки и альбомы напоминают о чем-то очень личном – о тех временах, когда музыка, дружба и смысл двигались вместе, в одном потоке эйфории, который заряжал нас всех на многие годы вперед и который, кажется, не иссяк до сих пор. Так странно сейчас вспоминать эти времена, когда интернета еще почти не существовало, ни у кого не было обычной электронной почты и даже мобильного телефона. И, все же, эта ранняя трансовая музыка предопределила и предвосхитила все будущее электронной музыки на много лет вперед. Тогда еще все звуки извлекались из железных аналоговых синтезаторов, пускались на микшерский пульт и записывались на аналоговые кассеты. У каждого музыканта-продюсера был свой набор аналоговых синтезаторов, и все это в музыкальном смысле давало очень индивидуальное звучание на выходе. Никаких цифровых аудио-файлов не было и в помине.

Но что мне вспоминается больше всего из того времени, так это радостное ощущение бесконечных и безграничных возможностей впереди, которое мы все разделяли. Было такое чувство, что ничего из происходящего не случалось раньше, что каждый день мог подарить что-то, что, возможно, никогда не было увидено, услышано или прочувствовано кем-либо из людей до этого момента. Было ощущение, что мы вместе творим историю. Конечно, тут можно поспорить, и это совершенно справедливо, что, возможно, мы и не создавали ничего такого сверхвыдающегося и революционного. Но все же, это были потрясающие ощущения вовлеченности! И с этими чувствами вовлеченности шло сильное чувство сопричастности и единения. Эта связь и сопричастность остаются со мной до сих пор, и я верю, что они никогда не исчезнут полностью. Я знаю, что по всему миру прямо сейчас множество людей испытывают подобные чувства, проживают свои жизни в таких же точно ощущениях, что испытывали мы, – но тогда, двадцать пять лет назад, была наша очередь жить и проживать эти чувства. И всем вам я передаю привет: тем, кто были там, вместе проводили дни и ночи».

Разве можно сказать лучше? Выразить яснее те универсальные чувства, что люди переживают, когда вспоминают свое прошлое? Музыкальный язык Николаса строится на сочном, квази-оркестровом звуке, который одновременно и сердечно-гармонично-мелодичный и восторженно-возвышенно-энергичный. В нем много энтузиазма и внимания к деталям. Музыка из тех времен, когда у каждого была своя собственная, уникальная аналоговая палитра. Просто удивительно, как спустя двадцать пять лет, энергия, заключенная в этой музыке, способна и продолжает двигать и глубоко трогать настоящих ценителей.

«В буднях великих строек, в веселом грохоте, в огнях и звонах, здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых! Ты к тропикам, ты к полюсу лети родимая, необозримая, несокрушимая моя. Нам нет преград ни в море, ни на суше, нам не страшны ни льды, ни облака. Пламя души своей, знамя страны своей мы пронесем через миры и века. Нам ли стоять на месте? В своих дерзаниях всегда мы правы. Труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы. К станку ли ты склоняешься, в скалу ли ты врубаешься – мечта прекрасная, еще не ясная, уже зовет тебя вперед. Создан наш мир на славу, за годы сделаны дела столетий. Счастье берем по праву и жарко любим и поем как дети. И звезды наши алые сверкают небывалые над всеми странами и над всеми океанами».

Вячеслав Аргенберг   19.09.2019 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.