Линия знания и линия бытия. Знание и понятие

     «Развитие человека идёт по двум линиям – линии знания и линии бытия. При  правильной эволюции линии знания и бытия развиваются одновременно, параллельно друг другу, помогая одна другой. Но если линия знания слишком опередит линию бытия или линия бытия опередит линию знания, развитие человека пойдёт по неверному пути, развитие  рано или поздно остановиться.
   
     Причина этого заключается в том, что знание, которое не находится в согласии с бытием, не может быть достаточно полным и соответствовать реальным нуждам. Оно всегда остаётся знанием одно вещи, игнорирующим другую вещь, знанием детали без знания целого, знанием формы без знания сущности. Изменение же самой природы знания возможно только с изменением природы бытия.
   
     Внешние признаки человеческого бытия многосторонни: активность и пассивность, правдивость и лживость, самоконтроль и распущенность, раздражительность, эгоизм, готовность к самопожертвованию, гордость, тщеславие, обман, усердие, леность, моральность, развращенность – это и многое другое составляют бытие человека.

     Чтобы понять это, чтобы уяснить себе природу знания и бытия, равно как и их взаимоотношения, необходимо понять, как знания и бытие относятся к  «пониманию». Знание – это одно, понимание – другое.

     Знание само по себе не даёт понимания; и понимание не увеличивается благодаря росту одного лишь знания. Иными словами, понимание возрастает лишь с возрастанием уровня бытия.

     Человек, привыкший к самонаблюдению, знает, что в разные периоды своей жизни он понимает одну и ту же  мысль, одну и ту же идею совершенно по-разному. Нередко ему кажется странным, как он мог так неправильно понимать то, что сейчас, по его мнению, понимает правильно. В  то же время ему понятно, что знания его о предмете столько же, сколько он знает о нём  и сейчас. Что же тогда изменилось? Изменилось его бытие. И поскольку оно стало иным, стало иным и его понимание.   
 
      Таким образом, мыслительный аппарат может знать нечто. Но понимание появляется лишь тогда, когда человек чувствует и ощущает всё, что с этим связано.»

   Это высказывание Г.И. Гурджиева из книги П.Д Успенского «В поисках чудесного».
 
    Линия знания и линия бытия. Как понять их влияние  друг на  друга?  Возьмём философию и те знания, которые она даёт для бытия. Для древних греков философия была мышлением свободным, то есть независимым от утилитарных задач. Как человеку доставляет удовольствие еда, так им доставляло удовольствие от размышлений. Знания не были связаны с бытием, то есть жизнью людей. В соответствие с этим было и отношение к философии. Если взять  древнеримскую философию, то это была, главным образом, философия не созерцательная, а скорее практическая. Греки были влюблены в истину и  красоту, римляне, отдавая дань уважения этим ценностям, захвачены были делом. Строительством и сохранением великого государства.
 
    В современном мире философия рассматривается как орудие борьбы для изменения мира. Линия знания и линия бытия развиваются одновременно.      
 
   Действительно ли наше бытие влияет на наше знание и понимание?

    Это легко проверить. Возьмите и почитайте книги, которые вы когда-то читали. Особенно это касается научных и философских книг.  Вы удивитесь тому, что раньше не обратили внимания на некоторые вещи, написанные в них. У вас появиться совсем другое мнение на то, что там написано. Что касается научных книг, то у вас возникнет новый взгляд, объясняющий по-другому  то, что там дано. Это проверенно на собственном  опыте.
 
    Наши знания, полученные через информацию из внешнего мира, постепенно накапливаются в нас. В какой-то момент наше жизни (бытия) сознание объединяет их, а внутреннее подсознание дополняет и к  человеку приходит озарение, результатом которого  становится понятие, то есть осознание.


Рецензии