Ян Фабр Рыцарь отчаяния воин красоты

   Эрмитаж. Выставка известного и скандального художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты». Современное искусство, ничего уж тут не поделаешь. Но эта выставка сделала столько шумихи в интернете, что я не могу понять, а чего вы ждали то от современного искусства? Современное искусство – это вызов! Вызов в первую очередь всему обществу! Да, соглашусь, что выставка очень и очень противоречивая. Но чтобы ее понять, нужно понимать современное искусство. Ян Фабр бросил вызов нам, всем нам. А мы видимо не так поняли.
   Люди кричат, оскорбляют Эрмитаж за то, что он вообще умудрился провести эту выставку, но я думаю, что работники Эрмитажа не так глупы, я думаю там работают люди, которые понимают, что выставляют, что делают, зачем делают. А не просто, чтобы нас оскорбить, оскорбить наши чувства. Набирает обороты хештег «позорэрмитажу», где подробно люди рассказывают, что испытывали, даже картинки прикрепляют. Эти висящие на крючках чучела животных: кролики, кошки, собаки в веселом колпаке. Соглашусь, что это очень неприятно смотреть, но поймите, что человек хотел сыграть на наших чувствах.
   Помните в каком – то из залов была одна из его работ: чучело человека стоит спиной к нам и упирается головой в картину, похожую на стилистику Рембрандта, и на полу разлита кровь? Еще возрастной ценз 16+. Да, поначалу мои чувства были таковы: я стояла и любовалась соседней скульптурой, рассматривала все ее детали, как вдруг посмотрела в сторону и увидела человека, упирающегося в картину. У меня не было никакого ужаса, страха, а только лишь удивление, почему он стоит у картины, за ограждением? Ведь есть какие-то ограничения. Может быть у него случился так называемый синдром Стендаля, когда человек настолько шокирован произведением искусства, что оно поглощает его. У людей часто бьется сердце, даже может случится припадок. Странно, но, когда я увидела этого «человека» у стены, я даже не заметила лужу крови на полу. Потом, когда отошла от соседней скульптуры, увидела и обомлела. На секунды 3-5. Но это стоило того. Я поняла, что это не человек, а чучело. Призрак в костюме, поглощенный картиной околоРембрандта. Я стояла и смотрела на произведение Яна Фабра довольно долго, как показалось мне, но нотка какого-то страха, недовольства постоянно витала вокруг меня. Было неприятно и тошно, но я все-равно стояла. А потом ушла и долго не могла забыть это. Это был не синдром Стендаля, нет, это была просто игра на чувствах. Рядом со мной в то время стояла женщина и тоже не могла осознать поначалу, что это на самом деле. Потом она спросила меня:
- это что человек?
- не думаю, но похоже кровь на полу.
- ужасно.
И почему-то усмехнулась. Мне это было странно я ожидала другого чувства.
   Так вот что хотел заполучить Ян Фабр. Вот оно! Он ожидал разных чувств от разных людей. Люди не могут чувствовать одинаково, даже шок у них происходит по-разному. Вот что хотел Ян Фабр! Чувства! Эмоции! Шок!
   Но люди в наше современное время стараются отречься от этого, уйти от эмоции, ища в произведениях искусства только моральную сторону. Как можно показать, например, секс, насилие, как? Это же аморально! Да, аморально, я тоже, когда пришла в Кунсткамеру, не поняла, зачем родители приводят детей смотреть на искалеченных детишек? Это же аморально! Но кунсткамера — это тоже в некоторой степени искусство. Но я все-равно этого не понимаю.  А вот выставка Яна Фабра запала мне в душу. Мне понравилось, я не зря побывала в Эрмитаже в этот раз. Серьезно. Это было круто. Даже не смотря на платье из жуков, запах которых доносился далеко и надолго. 


Рецензии