Простой, рядовой коммунист. Глава 5. Эхо поколений

 
У Николая времени не было совсем, он работал прорабом, да вот ещё в партию вступил. Тёща  против была, что зять в партию вступил, она всегда говорила:
- Зачем вступил, погубит тебя партия, и семью твою погубит, замучает она тебя, вот семь лет как в партии, крутишься как заведённый, дома не находишься, выходных  нет  всё в работе, то  собрания , то совещания, то план  горит, то отстающую бригаду лодырей, алкоголиков тянешь за уши, а этих шабашников с Кавказа  сколько бригад набрал. Им денег больше подавай, наряды по высшим расценкам закрывай, без выходных работают и ты с ними, а за что, всё равно один оклад получишь, Нине тяжело самой с хозяйством управляться.

Николай уважал тёщу, любил с ней о жизни поговорить:
-Да мать ты права, наверное и правда  погубит, а уйти из партии уже никак  нельзя, ты  же знаешь сразу какие проблемы у детей в школе начнутся, заклюют, в пионеры  и комсомол могут не принять, будут отцом попрекать, да и сразу же меня с должности снимут, в рабочие переведут у нас такое практикуется.
Тёща продолжала:
-Вот, а я о чём говорю, ты в своей партии как в заключении,  на таких как ты партия верхом села, начальство в управление на тебе ездит. Вон они  все на машинах ездят,  жёны не работают разодеты как боярыни, в золоте сияют. Они отпуска имеют  по санаториям да домам отдыха  с семьями разъезжают, а ты то одного, то другого замещаешь,  сколько лет в отпуску не был?»

Николай как бы оправдывался:
-Да знаю я всё вижу,  но что поделаешь, не могу я конфликтовать ни с рабочими ни с начальством, вот такой у меня характер, одних покрываешь, других выручаешь, а они этим пользуются. Но вот недавно начальник управление сказал, что моя очередь подошла  на покупку мотоцикла,  теперь легче будет,  а  то на велосипеде много  не наездишь, три объекта и все далеко друг от друга. Хорошо что пед- училище заканчиваем, новую районную больницу строим  уже фундамент заложили, а  в центре видали сколько старых домов снесли, там будем строить  три пятиэтажных дома, скоро наш районный посёлок будет городского типа.

В разговор вступила Нина:
-Да Коленька, мама права  в управлении на тебе  действительно ездят в прямом смысле, где что случится к тебе обращаются, тебя вызывают, где что достать тебя посылают,  даже в областной трест тоже ты ездишь. У тебя на стройке даже жёны алкоголиков к тебе идут жаловаться на своих мужей, а не в профком. А мотоцикл  это хорошо, летом может за ягодами будем ездить и за травой, а то что на велосипедах в мешках, много не  привезёшь. Да и на пасеку хорошо теперь будет на чём ездить и  медок привезти, ни кого просить не надо.

Тёща улыбнулась и сказала:
-Ну наконец то слава богу очередь подошла хоть какая то награда, а то всё грамоты почетные,  да значки «ударник коммунистического труда» вон их сколько, детвора на все куклы их нацепили, вон смотри даже лошадки на шею повесили, а премию деньгами то сколько раз давали, раз в год и то ко Дню строителя.
Нина перебила мать:
-  Коленька, мне конечно очень приятно, что ты постоянно на Доске почёта, что на парт- собраниях тебя хвалят, ставят в пример, ещё  когда ты был бригадиром твоя бригада всегда была передовой, тогда заработок был больше и  хоть премию получал, а сейчас на окладе. Помню когда ты учился, на сессии ездил, как мне с маленькими детьми и с хозяйством тяжело было, хорошо мама помогала,  я думала вот выучишься, начальником будешь, легче станет.  Ещё  хуже стало, во первых, что на окладе, премия не всегда бывает, а во вторых в конце месяца наряды сам закрываешь и я тебе помогаю, потому что не успеваешь, ночами с тобой вместе сидим, у вас в управлении  совсем обнаглели. Посмотри сколько у тебя почётных грамот и значков, что я на них зимние сапоги детям куплю или  куртки? Лучше бы за хороший труд  людей  деньги награждали, толку больше  было бы, а не этими  яркими бумажками, да красивыми железячками, всё хитрят, экономят, выгадывают  ваши руководители, высшее начальство.

Немного помолчав Нина улыбаясь добавила:
-Я часто вспоминаю, когда Надя пошла в первый класс, а потом  их в октябрята  приняли, на второй день она рядом с октябрятской  звёздочкой  пристегнула твой значёк « Ударник Коммунистического труда». Меня тогда ещё в школу вызывали,  говорили, что я плохо берегу награды коммуниста.  Но ведь ты сам когда приходишь с очередным значком,  сразу оддаёшь  их детям играться.  А Надю учительница вызвала к доску, заставила снять значок и  объяснила ей и всем детям, за что дают такие награды и как их надо заработать.

Бабушка Лена поддержала тему о школе:
-В школе учителя правильно прививают любовь к труду,  патриотизму к своей родине, уважение к пожилым  людям  особенно к ветеранам это очень даже хорошо, но зря они затрагивают религиозную тему. Они коммунистическую партию и Ленина вознесли выше Бога!  Такого делать нельзя, это большой грех и как этот новый строй может искоренить, то что существует десятки тысяч лет, какое заблуждение.
- Да мать вы правы,  я с вами согласен, заблуждение, как говорится « Бога за бороду ухватили», но время покажет и всё расставит на свои места.
Тёща с довольным видом, что зять поддержал, продолжала развивать тему.
- Я вам сейчас  расскажу,  случай один про вашу  Надю, это было давно, она ещё октябрёнком была.  Как то со школы она прибегает ко мне, возбуждённая, взволнованная, я спрашиваю: « Что случилось? Обидел кто или подралась с кем?»  Она помахала головой: « Нет, нет не подралась, бабушка, ты же знаешь, что нас скоро будут в пионеры принимать? Вот сегодня у нас был классный час. Учительница нам сказала, чтоб быть достойными пионерами, помощниками нашей Коммунистической партии, нам надо ёй помогать, бороться с пережитками прошлого». Я удивлённо спросила её: « И что это за пережитки прошлого и как же вы с ними будете бороться?»  И знаете, что она мне ответила?

- Учительница нам сказала: « Пережитки прошлого- это те люди, старые бабушки и дедушки которые верят в бога и вы должны  ходить по улицам, заходить к ним во двор,  помогать стареньким,  подметать, убирать у них мусор, может пол помыть, или дрова в поленицу сложить, может ещё чем помочь, и говорить им, что Бога нет, что у нас самое главное — это Коммунистическая партия и учение Ленина.
А потом она мне рассказала как они  только что ходили помогать одному ветерану- инвалиду, откуда она и прибежала ко мне.
-Вот сегодня наш отряд из пяти человек, ходили помогать одному дедушки, он инвалид у него нет одной ноги. Мальчики  убирали во дворе, подметали, а девочки вытирали в доме пыль и мыли пол, потом этот ветеран  нам рассказывал как воевал на фронте, интересно было его слушать. Но эта Танька выскочка начала  говорить про Бога, как нам сказала учительница. Его бабушка сильно рассердилась и сказала: « Дура ваша учительница, не ведает, что говорит!»  И дедушка тоже рассердился, он сказал: « Ваша партия со своими идеями, сколько солдат зря на войне положила, у меня при выполнении глупова приказа командира- коммуниста ногу оторвало, а сколько люду зря полегло,  иж ты учить пришли, антихристы, не приходите больше!» Он кричал, махал костылём, мы испугались и убежали. Бабушка, а почему он сказал, что мы антихристы?

Я ей сказала, что антихристы не вы, а те кто вас заставляет так говорить и если  учительница будет посылать по  дворам ходить и так говорить, не говори. А она мне:
-А что наша учительница  антихрист? Вот у нас сегодня мальчик Саша не захотел с нами идти. Учительница вызвала его к доске, стыдила, ругала и сказала, что он не достоин быть пионером. Он стоял, чуть не плакал, его так жалко было, а он хороший,  не дерётся и не обзывается, его наверное и правда в пионеры не примут.
Она смотрела на меня и ждала ответа, ну я ей ответила как смогла:
-Нет, ваша учительница не антихрист, она простой учитель, её заставляют что б она вам так говорила, а антихристы те  кто заставляют. А о Саше не переживай, если человек хороший, то не важно кто он простой человек, пионер, комсомолец или коммунист.

Николай с Ниной выслушали  эту историю и с удивлением спросили: 
-А почему её так волнует слово антихрист? Нам она этого не рассказывала.
- А что она вам будет говорить? Ты же Николай коммунист. Я ей когда то рассказала случай, что произошёл  давным давно ещё в моё детство, во времена революции. У нас  в деревне стояла церковь деревянная, очень старая, красивая вся резная, а рядом  с ней помещение из брёвен, туда мы ходили учиться. В нём были две большие комнаты, в одной девочки учились, а другой мальчики,  туда  приходили учится  дети и взрослые из ближайших деревень. В этой школе было очень много книг, книги были разные о животных, о природе, о звёздах, о древней истории,  монах- учитель нам их читал, а батюшка был старенький, худенький, очень добрый его все любили. Как то раз в деревню пришли красноармейцы, что там у них с батюшкой получилось, никто не знал, но только  батюшка стоял на крыльце церкви и кричал: « Антихристы!! Вы антихристы!!» Потом  командир  выстрелил  из нагана в батюшку и убил его, а солдатам  приказал принести сухих веток, положить  вокруг церкви и поджечь, батюшка тоже згорел. Когда церковь горела, такой вой, стон стоял как будь то кто то плакал, наша школа тоже сгорела. Люди бежали с ведрами, чтоб затушить, но красноармейцы их не подпускали, в воздух стреляли, а когда всё сгорело они ускакали на лошадях. Люди стояли на коленях, молились и плакали. Вот Надя и запомнила этот случай, что я ей рассказывала.

Что белогвардейцы, что красноармейцы одинаковы были, что те, что  эти у нас продукты забирали, только белогвардейцы церкви не жгли.
С минуту все молчали, Николай взял сигарету и вышел из дома.
- Мама, а почему ты мне не рассказывала об этом?- Тихо спросила Нина.
-О.... если всё рассказать, мне и  остатка жизни моей не хватит, вон Надюшка  у вас такая любопытная, как привяжеться иной раз « расскажи, да расскажи про себя бабушка» вот и приходиться  всё вспоминать.
Тёща редко приходила в гости, она последние года себя плохо чувствовала, жизнь была трудной, здоровье подорвано. Но когда она приходила ей все были рады, беседы  длились до позднего вечера.


Рецензии