Спасская обитель

Одна из самых таинственных страниц коломенской летописи – история древнего Спасо-Преображенского монастыря. Она представляется тем более загадочной, что никаких видимых следов этой святыни не дошло до нашего времени. Последние остатки некогда славной обители были уничтожены в середине ХХ века…

АРХИМАНДРИТИЯ
Всё указывает на то, что к концу XIV столетия Спасский монастырь считался самой авторитетной и древней обителью Коломны. Первое рукописное упоминание почитаемой коломенской киновии относится к 1481 году. А находится оно в «Прологе сентябрьском» – книге, переписанной для архимандрита Спасского монастыря Иннокентия. Над томом работали два переписчика: авторитетный коломенский мастер, священник княжеской дворцовой церкви Воскресения Словущего и диакон Спасского монастыря Симеон. «Пролог» –  это весьма объёмное собрание чтений на каждый день, составленное из житий и святоотеческих творений. Потому и работали над ними два книжника.
Записи, оставленные ими, содержат массу ценнейших сведений. Мы узнаём о местоположении обители («святой Спас на Посаде, конец мосту Пятницкого»). «Мост» – это мощёная, выложенная брёвнами дорога от храма Параскевы Пятницы, расположенного на восточной окраине Посада до Спасо-Преображенского монастыря. В этом же тексте обитель называется «богомольем великого князя», а возглавляет её священно-архимандрит Иннокентий. Всё это говорит о чрезвычайно важном значении коломенской святыни. Если она именуется «богомольем» московского властителя, то сие означает личное покровительство Иоанна III, его ктиторство. Позднее мы узнаем, что вторым престолом здесь было Обретение главы Иоанна Предтечи. Не был ли победитель Ахмата, великий князь Иоанн, основателем храма в честь соимённого ему великого Пророка?
Немало значит и чин архимандрита. Спасский игумен был своего рода благочинным нескольких здешних монастырей, главным посредником между светской властью и чёрным духовенством Коломны. К этому времени у нас было уже несколько обителей: Петропавловский за прудом, Мироносицкий, Голутвин, Бобренев и, возможно, ещё несколько. А.Б. Мазуров, в частности, высказывал предположение о существовании небольшого Михаило-Архангельского монастыря напротив Михайловских ворот кремля.
Всё сказанное свидетельствует о древности обители и позволяет отнести дату её основания ко второй половине XIV столетия.
Это произошло, скорее всего, между 1353 годом и началом 1360-х годов, во время правления великого князя Симеона Гордого. Обращает на себя внимание характерное «сгущение» ближних церквей: Симеона Богоприимца, Симеона Столпника, Алексия человека Божия… Спасский монастырь и Алексеевская церковь в коломенском предании связывается с именем Митрополита всея Руси Алексия (Бяконта). Святитель неоднократно бывал в Коломне и, несомненно, имел особое духовное попечение о городе.
О статусе настоятеля свидетельствует его участие в свите владыки Михаила (Митяя Тешилова), идущего на митрополичье поставление в Константинополь (1379). Наш город представлял  Мартин, архимандрит коломенский. Н.М. Карамзин однозначно называет его спасским архимандритом. Указание великого историка подтверждается тем, что более авторитетных коломенских монастырей тогда не существовало. Даже если предположить, что Голутвин уже был открыт в 1374 году, ясно, что он лишь начинал свою историю и не мог стать центром архимандритии. К тому же известно, что имя игумена было иным; Голутвин с первых лет возглавлял преподобный Григорий.
Итак, архимандрит Мартин стал первым известным настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, и с его именем связана первая зафиксированная дата спасской истории – памятный и драматический 1379 год.
На рубеже XIV-XV веков Преображенская обитель играла выдающуюся роль в духовной и художественной жизни Коломны. Тут строится белокаменный собор, украшенный иконами и росписями соответствующими высокому званию «княжеского богомолья». К тому же при монастыре существовала книгописная мастерская!
О ней мы узнаём из уже помянутой выше книги. Характерно, что один из переписчиков «Пролога» 1481 года (своеобразного памятника свержения ордынского ига) из скромности зашифровал своё имя так называемой «литореей». «Священно цьятоп Лерепт Лпоолтый» означает «диакон Семён Спасский». Такая подпись парадоксальным образом свидетельствует одновременно о смирении отца Симеона и в то же время о его талантах, в частности – об умении пользоваться шифром.
Книжная традиция продолжилась и позднее. В 1509 году «Данилец, сын попа Дементия Спасского» переписал напрестольное Евангелие для храма Николы Гостиного. Отец Дементий был иеромонахом Преображенского монастыря. Следовательно, юный Данилец был либо его духовным сыном, либо, что более вероятно, Дементий оказался вдовым священником. После кончины супруги он принял постриг, а вслед за ним в обитель поступил и его сын. Там у Даниила открылись способности к переписке, и юноша приобщился к работе книжной мастерской.
Удивительный парадокс! – в монастыре, где занимались книгописанием, имелось совсем небольшое книжное собрание. Опись 1570-х годов насчитывает всего 30 томов. Похоже, что «списание» было одной из важных статей дохода. Книги делались по сторонним заказам, а собственно в обитель попадали лишь немногие тома.
Что касается каменного собора, то он, возможно, достраивался в XVI веке. В это время настоятелем монастыря был игумен Феодосий (1548). Ценный материал о том, как выглядел монастырский комплекс в это время, дают писцовые книги 1577-78 годов.
Он находился на прежнем месте: «На посаде за Торгом монастырь Преображение Спасово». В соборе, как уже говорилось, кроме главного престола имелся ещё один – в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Храм был летним. На зиму служба переносилась в соседнюю деревянную церковь Происхождения Честных древ.
Здесь прослеживается замечательная духовная символика. В старину посвящения монастырских храмов Коломны близ Святых врат были связаны с темой входа (Введение Богородицы в Голутвине, Входа в Иерусалим – в Бобреневе). А начало этой традиции восходит, скорее всего, к Преображению. Там стоял храм в честь Происхождения, т.е. выхода, изнесения частиц Крестного Древа. В народе этот праздник именуют Медовым Спасом, он предшествует началу Успенского поста.
В Коломне, на Житной площади близ Спасского монастыря, его всегда отмечали особенно торжественно.
Важная деталь: в зимней церкви имелся придел в честь Кирилла Белозерского. Почитание памяти одного из столпов русского монашества говорит о возрастании отечественного православного самосознания.
Обитель имела особую звонницу. «Да в монастыре ж колокольница поставлена рубленая, колокол большой, благовестник… да два колокола зазвонные, да часы большие боевые, дал их к Спасу владыко Давыд Коломенский» (этот архиерей управлял кафедрой в 1570-е годы).
Братья вели общее хозяйство; опись упоминает монастырский амбар, «погреб с напогребицей». Земельные владения были невелики, но в них, по-видимому, и не было особой надобности, учитывая покровительство великого князя и владыки Коломенского. Зато в рядах на Торгу монастырь имел 12 лавок, куда больше, чем остальные обители. Всё это служило немалым подспорьем для жизни и поновления святыни.

СПАССКИЙ ПУТЬ
Но паломники приходили сюда не для того, чтобы полюбоваться братским хозяйством. Для них было важно духовное, символическое значение, которое имела Спасская киновия. Если внимательно присмотреться к церковному плану Коломны, мы увидим, что основные его вехи выстроены в определённой смысловой последовательности. И важнейшая духовная ось – это Спасский путь, напрямую связанный с жизненным путём Христа. Он начинается с Богоявленского Голутвина монастыря (1374-1385). Его главный престол посвящён Крещению, событию, после которого Спаситель вышел на проповедь. Затем путешественник вступал в Коломну и по «Пятницкому мосту» подходил к Спасу на Торгу (1360-е годы). Светлый праздник Преображения Господня, столь дорогой для Коломны Яблочный Спас, прежде всего напоминал верующему о горе Фавор, на которой Христос преобразился, явив апостолам сияние Своей нетварной природы, чтобы укрепить учеников перед входом в Иерусалим и последующими испытаниями и Страстями… Впечатление это усиливалось церковью Происхождения честных Древ – напоминанием о жертве Господа Иисуса и великой силе, заключённой в его Кресте.
А впереди уже открывались Спасские (Пятницкие) ворота с иконой благословляющего Спасителя. И, совершая крестное знамение у этого образа, входящий невольно припоминал вход Господа в Иерусалим. А за воротами взору молящегося представал великокняжеский дворец с домовой церковью Воскресения Словущего, выстроенной на рубеже XV-XVI веков на месте деревянного храма, памятного коломенцам венчанием святых Димитрия и Евдокии в 1366 году.
Так этот Спасский путь духовно осенял правление московских властителей, придавал великим князьям молитвенную силу, необходимую для защиты православного Отечества. И важнейшим звеном этого пути была наша Спасская обитель.

ПОЖАРЫ И ВОЙНЫ
Монастырь знавал не только годы расцвета. Вместе с Коломной он переносил и общие испытания. Частым бедствием оставались пожары, что происходили не только при вражеских набегах, но и в мирное время. Особенно губительным был пожар 1538 года, когда выгорел весь Посад от пригородного села Бабышева до Спаса, и от монастыря – весь Торг вплоть до реки Москвы.
Погром, учинённый опричниками Ивана Грозного тридцать лет спустя, в 1568-м, был ещё более страшным. Но монастырь пережил его относительно благополучно, в отличие, например, от Бобренева, который тогда вовсе обезлюдел.
Ещё более губительной оказалась Смута, когда в начале XVII века шайки разбойников и оккупантов дотла разорили Коломну и окрестности.

НОВЫЙ СОБОР
Однако после прекращения этих бедствий и воцарения новой династии Коломна возрождается. Восстанавливается и Спасский монастырь. В знак уважения к древности и духовному авторитету обителью по-прежнему управляли архимандриты. Мы знаем их имена.
Это Леонид, упоминаемый в 1621 году, Дионисий (1633-1640), Феодосий (1643-1653), Иона (1653), Пафнутий (1658), Иона (1659-1662), Савватий, (1662-1665), Евстафий (1669).
Особенной вехой в коломенской истории стало строительство нового Спасо-Преображенского собора в 1693 году. Впрочем, другие источники называют иную, более вероятную дату – 1685 год. Возможно, на это время приходится закладка здания, а в начале 90-х его освятили.
Как раз на период правления архимандрита Сергия, который был настоятелем с 1694 по 1695 годы, приходится украшение нового храма.
Впрочем, неизвестно, насколько он был новым… Может быть, предыдущая постройка оставила некий след в его облике? Об этом заставляло задуматься необычное внутреннее устройство собора и уникальная конструкция сводов. Храм был двухстолпным! Это резко отличает его от иных русских соборов, которые имели внутри либо четыре, либо шесть столпов. Жаль, что мы сегодня так и не узнаем точных ответов на эти загадки. Увы, в ХХ веке  таинственная постройка была утрачена…
А ведь Спасская святыня долгое время волновала умы пытливых исследователей! Есть смысл вспомнить знаменитого краеведа XIX столетия – Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева. Вот что он говорил в 1840-е годы.
«Под храмом бывшего Спасского монастыря… открыта в прошлом 1844 году пещера с полукружным огивом или аркою. В ней найдены два гроба, иссечённые из камня, с приставными каменными же изголовьями самодревнейшей формы. Черепы и некоторые части скелетов сохранились, но одежды истлели, и нет следа дознаться, кто эти усопшие, без сомнения, важные исторические лица».
Иванчин даже задаётся вопросом: не был ли один из погребённых князем Романом Ингоревичем Коломенским, павшим в битве с Батыем в 1238 году? Мы, конечно, не можем согласиться со столь смелыми предположениями нашего славного земляка. Но сами эти погребения, конечно же, оставались загадкой…
Далее Иванчин сообщает следующее.
«В первые дни открытия пещеры набежало множество людей: думали, что это гробы каких-нибудь Угодников Божиих: но увидев одни кости, все разошлись».
Было сделано и ещё несколько важных наблюдений.
«Найденная пещера имеет ходы под весь храм. Кстати скажу, что этот, вновь построенный не более тому ста лет, Спасский храм стоит на фундаменте, составленном из древних надгробных камней. Сколько важного для археолога и даже историка тут засыпано и замазано руками усердствовавших, но скупых невежд! Надлежало покупать материалы для бута и фундамента, а надгробные памятники были под руками».
Несмотря на все переделки (храм перестраивался и в XVIII веке), здесь вплоть до начала ХХ столетия сохранялась древняя церковная утварь, например – «тощая свеча», массивный чеканный бронзовый подсвечник XVII века.
Любопытно, что история с подземельем позднее получила продолжение.
В 1913 году в Московскую археологическую комиссию обратился диакон Спасо-Преображенской церкви Феодор Шумов. Он решил проверить указанную в клировых ведомостях дату основания святыни – 1685 год. Его разыскания подтвердили датировку. Отец Феодор нашёл в стене храма доску, которая свидетельствовала, что собор построен именно в этом году. Однако диакон предполагал, что постройка ещё древнее, и начал раскопки, насколько это было возможно одному человеку без посторонней помощи.
Ясно, что любознательный священнослужитель не был знаком с трудом своего предшественника, Иванчина-Писарева. Но это не умаляет его заслуг. В подвале под трапезной он обнаружил «колоннообразный камень». Произведя раскопки, он нашёл «иссечённую из цельного камня гробницу». Совершенно ясно, что это был один из гробов, открытых 60-ю годами раньше. Однако похоже, что московские археологи не откликнулись на письмо Феодора Васильевича и не начали исследование спасских древностей, что, впрочем, понятно. В 1914 году началась мировая война и учёным стало не до археологии…

НА ЗАКАТЕ
После утраты Коломной «соцарственного» положения, после опричного погрома 1568 года и после разорений Смутного времени Спасский монастырь уже никогда не достигал прежнего величия. Но всё же он сохранился, и продолжал играть значительную роль в духовной жизни Коломны и в её архитектурном облике.
В 1655 году о нём упоминает секретарь Антиохийского посольства архидиакон Павел Алеппский. В причудливом переплетении улиц и переулков Коломенского Посада Спасский монастырь бросался в глаза прежде всего. Обитель пережила даже страшную чуму, которая в это время свирепствовала в городе.
«Среди улиц находится монастырь в честь Божественного Преображения, весьма древний; трапезная церковь во имя Обретения главы Иоанна Крестителя».
В XVIII веке пришли новые испытания. Как известно, в первой четверти столетия, при Петре Великом, шли кровопролитные войны. Бремя этих сражений ложилось и на Церковь. Хотя спасская братия не относилась к числу богатых (в 1700 году монастырю принадлежало всего 47 крестьянских дворов), всё же и она внесла свою лепту в общую победу. В 1722 году монахи пожертвовали серебряную посуду и лом в государственную казну, на чеканку денег, необходимых для армии и флота. В это время, с 1718 по 1728 годы, настоятелем был архимандрит Софоний.
Нелишне упомянуть, что монастырь в XVIII столетии упоминается как «Спас-Ядринский». Однако почему в обиход вошло именно это название, установить пока не удаётся.
По бедности Спас-Ядринская обитель была освобождена от «содержания школ». Но настоятелями её по-прежнему были архимандриты, тесно связанные своим служением с Коломенской кафедрой и Семинарией.
Например, в 1742-1745 годах монастырём управлял архимандрит Давид. При нём, по документам 1744 года, обители принадлежало 192 души крестьян. Примерно такое же число сохранялось и позднее.
Последним архимандритом был Вонифарий (Борейко). Он настоятельствовал с 1762 по 1766 годы. Далее святыней управляли игумены. Обстоятельства же этой перемены таковы.
В начале 1760-х годов императрица Екатерина II проводит «секуляризацию» – реформу, при которой земельные владения монастырей ограничивались, обители делились на классы и получали денежное содержание соответственно новому рангу.
В 1764 году Спас-Ядринский монастырь, без учёта его древности и заслуг, был определён в 3-й класс, со штатом братии в двадцать человек. Соответственно, архимандритии ему не полагалось…
В 1766-1773 годах настоятелем был игумен Николай. В описи 1771 года читаем: «За городом, близ рядов, состоящих на торговой площади, мужеский монастырь, именуемы Спасский. В нём две церкви каменные 1) Преображения Господня, 2) Происхождения честных Древ. Кельи и ограда деревянные».
Игумену Николаю наследовал Арсений (Тодорский), который правил с 1773 по 1774, будучи одновременно префектом Коломенской семинарии. В 1774-1778 годах игуменом был Порфирий (Липнягов). В 1779 сюда поставлен игумен Антоний, а с 1779 по 1782 годы – игумен Арсений. В 1784-1789 обителью управлял префект Коломенской семинарии Иероним. При нём штат монастыря оставался неполным – три места были вакантны. А с 1791 года и до печального 1800-го здесь начальствовал эконом Архиерейского дома Сильвестр.
Несмотря на относительную бедность, святыня со временем поновлялась и украшалась. Строгая надвратная церковь Происхождения была выстроена в два яруса и венчалась «глухим» барабаном с миниатюрной главкой. Позднее к ней пристроили колокольню классического стиля. Первый ярус украшали сдвоенные дорические колонны, во втором ярусе звона их сменяли более нарядные ионические. А завершающий ярус имел форму цилиндра, украшался коринфскими колоннами, сводом с декоративными окнами-люкарнами, барабаном и главкой в виде своеобразной вазы, увенчанной шпилем и крестом. Появились и каменные прясла ограды.
Но не случайно мы назвали закат XVIII века «печальным». Ибо в 1799 году была упразднена древняя Коломенская епархия, а кафедру перевели в Тулу. Дух немецкой казёнщины торжествовал при Павле I. Упразднение Коломенской кафедры сказалось и на Спасском монастыре, тесно с ней связанном… Его со всем штатом перевели – и куда же? – в Уфу! Опустела обитель, а храмы её превратились в обычный приходской комплекс…

ГОРОДСКОЙ ПРИХОД
По штату 1800 года храму были определены: священник, дьячок и пономарь. С 1805 года дьячка сменил диакон.
Своих домов у священно-церковнолужителей не имелось. Их семьи обитали в бывшем келейном корпусе монастыря. Своей земли у прихода не было. Судя по ведомостям, содержание клира оставалось «скудным».
Пожалуй, наиболее интересным для нас будет начало 1840 годов. В это время священником Преображенского храма был Иосиф Андреевич Богородский. Он родился в 1807 году в семье диакона. В 1833 году окончил Московскую Духовную семинарию по первому разряду и был рукоположен во священника к Спасской церкви. Диаконом был отец Иоанн Померанцев, пономарём – Лука Книжников.
У отца Иосифа и его супруги Параскевы было шестеро детей. Несмотря на относительную скудость быта, настоятель исправно совершал своё служение и хранил в памяти местные предания.
Как раз в начале 40-х Коломну обследовал краевед Иванчин-Писарев. Мы его уже подробно цитировали. Но теперь есть смысл вновь обратиться к строкам Николая Дмитриевича, к его «Прогулке по древнему Коломенскому уезду».
Приведём достаточно обширную, но при этом весьма познавательную цитату.
«Вне кремля: Спасский монастырь, обращённый в приходскую церковь. Сказывают, что первобытный был основан в честь Спасова образа, бывшего на Великокняжеском знамени Димитрия Донского в походе на Мамая. В нынешнем я нашёл много древних икон, поступивших туда из разрушившейся Алексиевской церкви, которой основание, или знаки бывшего престола, ещё видны. Она стояла на Симеоновской улице, и, сказывают, была памятником посещения Коломны Св. Митрополитом Алексием при весьма важном случае. Не заложил ли её Св. Иерарх, проводив до берега Оки ещё юношу Димитрия Донского, ехавшего в Орду? Спасский храм вмещает в себе драгоценность: икону Алексия Божия человека, принадлежавшую этому Святителю, писанную, без сомнения, художниками Симеона Гордого и сохранившую свою древнюю, тонко-накладную ризу из позолоченного серебра. Святый, соименный Святому, изображён стоящим с возведёнными очами к небу. Здесь же я нашёл и другую драгоценную икону, перенесённую также из Алексиевского храма: это большое изображение Св. Димитрия Солунского, соименного Донскому, окружённое житием, или, как говорилось, в житии. Здесь Святый представлен воинствующим всадником, копием поразившим врага вместе с конём его. На поражённом враге шапка в роде шлема остроконечного, формы могольской, но с венцем на околыше; а на Святом шлем и броня греческие. Издали я почёл это за изображение Св. Георгия, поражающего змия. В таком содержании, отличном от обыкновенных, на которых Святый, как на древнейшей иконе Моск. Усп. Собора, так и на печати Димитрия Донского, изображается стоящим, есть, без сомнения, историческое применение, современное Куликовской битве. Коломляне хотели оставить в своём городе иконописный памятник великого события, спасшего и прославившего Россию, и сделать его предметом поклонения для современников и потомков. Не писал ли его Рублёв или один из его учителей?»
Оставим «за скобками» предположения Иванчина об авторстве икон. Тогдашняя церковная археология находилась лишь в самом начале развития. Но для нас особую ценность представляют сведения о местной топографии и церковные предания.
Мы узнаём, что к Спасо-Преображенскому храму была приписана деревянная Алексеевская церковь. Характерно, что коломенское сказание относит основание этой святыни к Алексию Митрополиту. Церковь эта существовала до 1803 года; когда она окончательно пришла в ветхость, её упразднили по благословению Митрополита Платона (Левшина), святыни перенесли в бывший монастырь, а землю разобранного храма передали городской администрации, и участок был вскоре застроен.
Воспоминание об утраченной святыне долгое время сохранялось в названии Алексеевской (реже – Симеоновской) улицы. По ней также именовали Алексеевскую (или Погорелую) башню Коломенского кремля. После 1922 года и до сих пор улица называется именем Левшина.
Мы видим также, что храм Происхождения честных Древ был перестроен и переосвящён в честь Нерукотворного образа Спасителя. Не отсюда ли и возникло предание о «знамени Димитрия Донского»? Хотя легенда, связывающая основание монастыря с Куликовским походом, неточна; монастырь, конечно же, основан гораздо раньше.
Также чрезвычайно ценно оставленное Иванчиным описание  иконографии образов из бывшей Алексеевской церкви. Они, безусловно, представляли большую историческую ценность. И очень жаль, что эти духовные памятники были утрачены в атеистическое лихолетье…

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УТРАЧЕННОМ
Развитие церковно-археологических разысканий во 2-й половине XIX века и в начале следующего столетия заставило по-новому взглянуть на историю Спасской обители и оценить масштаб утрат.
Н.П. Гиляров-Платонов в своих воспоминаниях «Из пережитого» говорит о том, с какой болью коломенцы пережили упразднение своей древней кафедры и утрату множества реликвий.
К его словам можно добавить, что Спасский монастырь повторил судьбу епархии. Как мы уже говорили, его перевели в Уфу. «Отъезжавшие монахи забрали с собой почти всё, вплоть до икон включительно» – напишет позднее Ольга Булич. В Успенском монастыре Уфы до начала ХХ века хранились коломенские реликвии: Евангелие и церковные сосуды. Можно лишь предполагать, что сталось с ними в годы гонений на Церковь…
В 1903 году в Москве вышло исследование М.Н. Руднева «К истории Коломенской епархии».
Там нашлось место и Спасскому монастырю. Особый интерес представляли приведённые там выдержки из Писцовых книг грозненского времени. Они сообщают об иконах собора. Особенно  богато были украшены местные образа: Преображения, Живоначальной Троицы и Василия Кесарийского. Одна из икон носила таинственное название: «Недреманное Око»… В ризнице хранились панагии, кресты, сосуды серебряные и оловянные, ризы полотняные и крашенинные и «два сосуда железо немецкое, а живут в них Дары запасные».
Куда всё это делось?.. Часть была утрачена в годину Смуты, что-то победило неумолимое время, а остатки исчезли вместе с братией монастыря…
И всё же что-то осталось; убранство храма пополнялось реликвиями из соседних упразднённых церквей.
В начале 1920-х годов в Коломне работала талантливая исследовательница Ольга Булич. В 1928-м вышла её книга «Коломна. Пути исторического развития города». Там она сообщает в частности:
«Обращает на себя внимание суровый, держащий меч в одной руке и храм, символизирующий крепость, в другой, изваянный из дерева в почти натуральный рост человека, Никола – Спасской церкви».
Чуть дальше она свидетельствует об одной чрезвычайно важной и характерной черте городской жизни.
«Коломна издревна знала вполне народный обычай водосвятия на посадском торгу, неизменными участниками которого были древние изваяния Николы Посадского и Божьей Матери из Спасопреображенского монастыря (совр. Спасская церковь)».
К сожалению, О.П. Булич не указала тип богородичного образа. Но всё равно мы можем представить величественную картину «происхождения», изнесения древних святынь из-под священных Спасских сводов на Торг и торжественное водосвятие при огромном стечении молящихся. Так основа благосостояния города – торговля, получала молитвенное благословение, одухотворялась и очищалась от ненужных наслоений…
Увы, сегодня мы можем лишь мысленно рисовать себе эту картину…

РАЗРУШЕНИЕ
Как и все коломенские храмы, святыни бывшего Спасского монастыря были ограблены в начале 20-х под предлогом «помощи голодающим».
Примерно тогда же была закрыта и церковь Нерукотворного образа Спасителя (где прежде был храм Происхождения честных Древ). По воспоминаниям З.И. Ильиной, «Зимний храм Спасского монастыря имел три престола, один из них – Алексия человека Божия». Зинаида Ивановна – не совсем надёжный источник, однако здесь нам важно, что память об Алексеевской церкви, святыни которой были перенесены к Спасу, сохранялась и в советское время. З.И. Ильина пишет, что храм был разобран в 1920-21 году, но это не совсем точно.
В любом случае какая-то часть его оставалась, потому что туда после революции свалили материалы городского архива. К сожалению, эти бесценные материалы никак не охранялись. Известный коломенский историк, профессор Г.П. Ефремцев, вспоминал, как после войны на соседнем рынке в документы XVIII века заворачивали селёдку и другие продукты.
В 30-40-е годы о Спасском монастыре скупо упоминают историки архитектуры А.И. Некрасов и Н.Н. Воронин.
Но это уже не могло спасти памятник старины.
На рубеже 40-50-х годов руины Спасского собора были взорваны. На их месте раскинулся Колхозный рынок, который теперь стал Авторынком.
Бывшая улица Спасская, которая хранила отзвуки древней истории, в 1922 году уступила место нелепому названию «Улица Труда». А в годы застоя её сменила ещё более странная «Улица Яна Грунта». Я.Я. Грунт, представитель Московской организации большевиков – довольно курьёзный персонаж, внёсший немало анекдотических элементов в историю Коломны. Борис Пильняк вывел его в карикатурном образе «товарища Лайтиса» в романе «Голый год». Давно уже прошли времена «товарищей лайтисов», а табличка со странным именем до сих пор продолжает вызывать недоумение коломенцев и гостей города.
Это многозначительный факт. Очевидно, время покаяния пока не пришло, и нам придётся перенести ещё немало испытаний, прежде чем мы поймём ценность своей духовной истории…

БУДУЩЕЕ
Впрочем – время обнадёживает. Коломенская старина возрождается на глазах. И, может быть, недалёк тот день, когда вместо вывески «Авторынок» появится «Спасский рынок», и, Бог даст – даже символическая часовня в память об утраченной святыне.
А в сквере Зайцева и на игровой площадке за рядами развернётся на светлое Преображение ярмарка плодов с водосвятием «на Торгу»; а там и Медовый Спас подойдёт… Такие народные праздники стали бы достойным ответом «модернистскому» и в сущности – антиколоменскому фестивалю «Антоновские яблоки».
Подлинная коломенская традиция основана, прежде всего, на Православии, на духовном обиходе. А история Спасской обители – это значительная и неотъемлемая часть нашей традиции. И верится, что она ещё отзовётся в нашей жизни – дивной радостью фаворского света!


Рецензии