В ночное

                В жаркую летнюю пору лошадей
                выгоняют у нас на ночь кормиться в
                поле: днем мухи и оводы не дали бы
                им покоя. Выгонять перед вечером и
                пригонять на утренней заре табун –
                большой праздник для крестьянских
                мальчиков. Сидя без шапок и в старых
                полушубках на самых бойких клячонках, 
                мчатся они с веселым гиканьем и криком, 
                болтая ногами и руками, высоко подпрыгивают, 
                звонко хохочут. Легкая пыль желтым   
                столбом поднимается и несется по дороге;   
                далеко разносится дружный топот, лошади
                бегут, навострив уши; впереди всех,задравши
                хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет
                какой-нибудь космач, с репейником в
                спутанной гриве.

                И.С.Тургенев. Бежин луг.

   ; Уроки выучил? – спросил дед внука.
   ; Выучил, - ответил тот, присаживаясь рядом с дедом на диване. – Расскажи мне что-нибудь из прошлой жизни!
   ; Тебе это интересно? Ты правильно делаешь, что интересуешься этим. В книжках по истории мало рассказывается о том, как жили простые люди. Вот, хотя бы о том, как летом ребята ходили в ночное.
   ; А что это такое – ходить в ночное?
   ; Летом в старых деревнях было много работы не только у крестьян, но и у лошадей. Надо было и поле вспахать, и сено привезти, и за дровами в лес съездить… Да мало ли дел на селе в летнюю пору! Жарко, лошади потеют, и тут еще оводы со слепнями донимают.
   И вот для того, чтобы лошадки отдохнули и набрались сил на следующий день, их отправляли на ночь свободно пастись на лугах поближе к речке.
   Это было самое радостное время для деревенской детворы. Взрослые за день устали, поэтому вся ответственность за присмотром за лошадками возлагалась именно на ребятишек.
   ; А девчонок брали в ночное?
   ; Да нет. В основном в ночное отпускались ребятишки лет 10-12, на всякий случай за ними наблюдали более взрослые мальчики лет 14-16. А к этому событию готовились заранее – надо было приготовить теплую одежду (ночью прохладно!), набрать картошки в котомки, выслушать строгие наказы взрослых.
   ; А что ребята делали в ночном?
   ; Прежде всего, надо было тщательно помыть лошадей в реке, смыть с них пот и пыль. Для этого заводили лошадей по брюхо в воду и пучками соломы  тщательно протирали всю лошадь – от ушей до копыт. А это довольно тяжелая работа – лошадь ведь она вон какая большая! А потом можно поплавать вместе с лошадьми в теплой речной водичке.
   Покупаются, лошадей выпускают на выпас, а сами  разжигают костер, чтобы согреться после купания. И этот костер поддерживают всю ночь.
   ; И еще, чтобы не было так страшно в ночной темноте!
   ; И это тоже.  Но костер был нужен еще и для того, чтобы испечь картошку в золе, отпугнуть волков, хотя эти звери летом стараются держаться подальше от человека. А потом костер служил ориентиром, когда ребята среди ночи обходили табунок, проверяя лошадок…
   Но вот картошка испеклась. А это такая вкуснятина на свежем воздухе, словами не передать…
   ; Ты ел ее?
   ; Да, ее вкус я до сих пор помню. Ну, вот, чистят картошку, обжигая себе пальцы, поедят и начинается самое интересное. Ребята рассаживаются вокруг костра и начинают рассказывать страшные истории про домовых, русалок, водяных, леших, которые только и заняты тем,  чтобы нагадить человеку или  даже напугать его до смерти. А русалки и водяные только и поджидают людей возле берега – схватят его и утащат под воду.
   ; Дедушка, а они правда существуют? – испуганно спросил внук.
   ; Да нет, конечно, все это выдумки.
   ; А для чего их придумали?
   ; Мне думается вот почему. Кино, телевизоры, радио да и книги появились относительно недавно. В их отсутствие люди ощущали своеобразный информационный голод. Вот, чтобы как-то разнообразить свою жизнь, при-думывали всякие небылицы.
   ; А кто придумал всех этих чертей, леших?..
   ; Не исключено, что первыми выдумщиками были церковники. Для того, чтобы держать народ под контролем и обуздать агрессивность людей, они придумали сказочку про рай и ад. В рай, по их мнению, попадают те, кто честно жил и не делал подлости другим, а в ад направлялись грешники, то есть те, кто жил нечестной жизнью, люди злые, кровожадные, вруны, жадины. И в этом аду грешников черти жарили на сковородах или варили в кипящей смоле…
   ; А почему чертей изображают с телом человека, но с козлиными рогами и копытами, да еще и с хвостом?
   ; Почему за основу взяли тело человека – понятно, чтобы стало более доходчиво. А вот козлиные атрибуты ему приделали, вероятно, потому, что козел – самое малополезное домашнее животное. К тому же козел довольно неприятно пахнет, да и характер у него противный. Выйдет, к примеру, хозяин во двор, глядит – козел мирно  травку хрумкает. Только отвернется, а эта скотина ни с того, ни с чего подскочит сзади и рогами боднет. Не столько больно, сколько обидно... Не зря же в народе про никчемного человека говорят, что пользы от него, как от козла молока.
   ; А других нечистей как придумали?
   ; Чтобы держать народ в повиновении, этруски, например, жившие давно на территории нынешней Италии, придумали сказочку о существовании какого-то  подземного царства мертвых. Душа умершего, якобы, препровождается туда  демоном-проводником Ванфом, который передает эту грешную душу в руки чудовищного Тухулки. У этого огромного демона, как фантазировали этрусские жрецы была голова хищной птицы с лошадиными ушами и змеями вместо волос.  Крылья грифа помогали ему летать. Он избивал души умерших огромным посохом или колол дубовыми вилами.
   ; И этим жрецам верили?
   ; Народ-то в те времена был темный, необразованный. Конечно, многие верили. А все таинственное и необычное привлекает человека. Это мы сейчас понимаем, что это выдумка и ерунда на постном масле.
   Близкие соседи этрусков, древние греки, взяли за основу эту страшилку и развили ее дальше. Эти фантазеры сочинили целый рассказ о том, что ждет грешные души в подземном царстве Аида. Так появились новые элементы и персонажи – река смерти Стикс, перевозчик Харон, злобный трехглавый пес Цербер, не выпускающий души из ада, и столь же злобная богиня подземного царства Артемида…
   ; А почему люди до сих пор помнят об этих чудовищах?
   ; Я думаю, по двум причинам. Во-первых, все эти рассказы хоть и очень страшны, но слушать их интересно – они хорошо щекочут нервы. А, во-вторых,  страшилки использовали многие писатели и поэты, создав множество сказок и рассказов, в которых непременно присутствуют разные нечисти – это, по их мнению, придает шарма произведениям.
   ; Как у Пушкина в сказке о попе и его работнике Балде? Там Балда обманул чертенка…
   ; А ты вспомни знаменитую сказку «Аленький цветочек», где главным героем является чудище. Или в сказке о Садко, где тот развлекает водяного под водой. А помнишь у того же Пушкина:
                Там на неведомых дорожках
                Следы невиданных зверей.
                Избушка там на курьих ножках
                Стоит без окон, без дверей…
   ; А у него еще и про русалку, которая на ветвях сидит. Разве может ру-салка забраться на дерево?
   ; Ну, вот видишь! Выходит, поэты и писатели внесли свою лепту в поддержании мнения о существовании небывальщины, но вот сказок его принять не могу – он же сочинял страшилки для детей и еще обманки. Зачем это нужно было?  Фантазии не хватало или  не подумал, как его сказки воздействуют на малышей?  Не понимаю. Как не понимаю и его золотой рыбки, которая за здорово живешь выполняет все бестолковые приказы дурной старушки, и царя Гвидона, который  на халяву получает целое царство-государство. Иждивенцы эти пушкинские героя…
   ; Деда, что было в ночном дальше?
   ; Так вот, старшие ребята нарассказывают всякой жути, а ребятишки по-моложе сожмутся в комок от страха и слушают. Хоть и страшно, но интересно.
Понадобится малышу отойти от костра по нужде, он испуганно озирается, и каждый куст в темноте ему представляется чудищем. Душонка дрожит от страха.  Сделает свое дело и бегом к костру, жмется к старшим… А уж если придется идти к речке за водой, совсем теряются. Хоть и понимают, что русалки и водяные в  их речке не водятся – все одно душонка дрожит. А вдруг!.. И не пойти к воде нельзя – трусом сочтут. Иной раз такой ребятенок подойдет к воде, а там вдруг рыба плеснет! Он бросает ведерко и бегом к костру. Смеются над ним…
   А как только светать начинает и появляются первые лучи солнца, страхи постепенно уходят, забываются. И вот они снова на лошадей – и в деревню.
А там кто-нибудь их взрослых непременно спросит:
   ; Ну, не страшно было в ночном?
   ; Не, - отвечает мальчуган. И с серьезным видом добавляет: - Нынче надо опять идти…
   Вот и все, что я знаю про ночное. Не напугал я тебя?  Вот и ладно. Давай ложись спать и пусть приснится тебе что-нибудь веселое, радостное…
   ; Спокойно ночи, дедушка, - ответил внук. – А завтра расскажешь мне что-нибудь еще?
   ; Завтра будет видно. Спи…


Рецензии