Послевкусие

 Начало девяностых.  Новогодний бал  в моём отделении неврозов.
 Всех пациентов мы отпускали  домой, и это назывался лечебный отпуск.
Потому, что они должны были придерживаться режима отделения,  принимать все таблетки, которые им с большой любовью раскладывали медсёстры. 
Я думаю, что многие этого не делали, но это было на их совести.
 Совсем  тяжелых   пациентов  или тех, кому некуда было идти, или они не хотели, мы переводили в другие отделения, которые не закрывались на длительные праздники.
  У нас была возможность действительно устроить праздник со сценарием, костюмами, шутками и хохотом.
 Для пациентов у нас тоже был праздник и подарки, но чуть раньше, чтобы они могли доехать до дома и встречать этот удивительный праздник среди родных, близких и любимых людей.
  В течение нескольких лет дважды в месяц, я собирала своих коллег – психотерапевтов, психиатров, психологов на психотерапевтические  среды.  Это входило в план моей работы как главного специалиста   и называлось проведение секции психотерапевтического общества – филиала Российского Психотерапевтического общества. Я позже поняла, что я создавала СРЕДУ для себя и своих коллег, где мы могли учиться   друг   у друга,  учить друг друга,  узнавать новое.
Мы жили в партнёрских отношениях.
Мы делились опытом, знаниями. Проводили   клинический разбор сложных случаев,  Балинтовские группы. 
Это совершенно необходимое условие для роста и совершенствования в своей специальности. И праздник играет в этом процессе немаловажную роль. 
Так меня учили родители. Они умели устраивать праздники, когда всё было другим: и еда, и одежда, и песни, и подарки, и радость. Всё! Мы ждали праздники, готовились. Очень много пели, рассказывали истории. Очень мало пили. Пиво, которое варила бабушка на солоде и хмеле по старинному рецепту Калининской области.  Детей никогда не отсылали.  Мы были со взрослыми, пока нам было интересно,  а потом просто уходили   играть  или  засыпали. 
 Я тоже  устраиваю праздники, потому что знаю, как это важно для жизни.
И вот очередной Новый год!
 Все что- то приносят: кто торт, кто шампанское, кто конфеты, кто колбасу.  Моя коллега принесла баночку маслин. Стоит эта банка пол-литровая на столе,  и никто её не ест, потому что в диковинку это угощение. Я сама лишь однажды в каком-то ресторане купила оливку ( они продавались штучно!) Увидев и прочитав,  что это,  я сильно возбудилась,  думая: « неужели это те оливки, о которых я так много читала?»  Попробовала и скривилась. Есть нечего,- косточка внутри. Какая-то кисло-соленая  гадость. И  с этим впечатлением я  жила какое-то время. У людей часто так бывает: первичный негативный опыт оставляет долгую память.
  Смотрю я на эту банку и удивительно мне, как можно маслины( такие невкусные принести на Новый год к праздничному столу?)  И я говорю об этом коллеге, очень уважаемой мною женщине. Она спрашивает меня: « А ты  что, не любишь маслины?" Я говорю: « Был опыт, такая гадость». Она говорит мне:" ну что ты, это очень вкусно. Я научу тебя. Нужно съесть  маслинку  и подержать во рту,  почувствовать   ПОСЛЕВКУСИЕ. Оно очень важно!  И больше ничего не есть.  Через 10-15 минут ты почувствуешь, как тебе хочется съесть ещё и ещё". Я очень уважала её  и её опыт и сделала точно, как она говорила, и получила этот результат. Послевкусие было восхитительным!
  Потом точно так же я научила своих детей и мужа. Настало время, когда эти продукты в изобилии появились на нашем рынке,  и можно было выбрать любые.

  Эта простая история оказалась  очень поучительной и полезной для меня! Я  сейчас очень ценю послевкусие! Оно может быть после всего. После музыкального выступления, после репетиции, после занятия йогой, после секса, после хорошего фильма, спектакля, хорошего общения,  после приготовленного кулинарного шедевра,  после проведённого семинара. И если не торопиться, а проживать каждый момент, я уверяю вас, что вы сможете продлить удовольствие от всего, что вы делаете. Поверьте мне, что удовольствие – очень важная составляющая Хорошей Жизни!


Рецензии