Куда ушла большая мать?

КАК ПРОИСХОДИТ РАЗРУШЕНИЕ БАЗОВОГО ЗДОРОВЬЯ НАРОДА И ГДЕ ПУТЬ К СПАСЕНИЮ

В современной жизни здоровые дети стали чрезвычайно редким явлением, а счастливое материнство – явление вообще необычное. Роды без болей и страданий настолько несвойственны нашему обществу, что многочисленные призывные объявления на курсы дородовой подготовки обещают сделать роды «без болей». А это означает, что роды бывают исключительно болезненными и сейчас кудесники из этих клубов и организаций сделают чудо и благодаря специальным упражнениям роды станут менее болезненными, но освободить от болей полностью не обещает никто.

Когда в семье появляется новорожденный младенец, то обычно все спрашивают – плачет ли дитя. Это означает, что по мнению окружающих дитя обязательно должно плакать, должно не спать ночью и основной период буйства должен приходиться на ночной период. Поэтому родители должны приготовиться чтобы выстоять в этой тяжелой «схватке».

Самым забавным в этой ситуации является тот факт, что все это иллюзии и заблуждения. Как всегда счастье и здоровье находится рядом и достичь его с одной стороны очень просто, а с другой совершенно невозможно. И сегодня еще есть счастливые матери, не испытавшие тягот материнства и родовых мук. Есть и здоровые дети, которые кормятся грудью и сохраняют совершенно здоровую психику. Они живут с одной стороны рядом, а с другой стороны находятся на другой планете. Смысл заключается в том, что человек настолько удалился от биологической нормы, что стал причиной страданий для самого себя и для своих детей.


СУТЬ ПРОБЛЕМЫ
В современных условиях такие репродуктивные процессы, как беременность, роды, грудное вскармливание и уход за детьми в возрасте от рождения до 3 лет отданы на откуп медицине. Из семейных интимных событий, к которым приобщали только самых близких людей, они превратились в предмет публичного медицинского наблюдения и вмешательства. Более того, эти биологически нормальные процессы перестали бытовать в семьях. Они вырваны из контекста семейной жизни и чисто физически перенесены на казенные территории женских консультаций, родильных домов и детских поликлиник.

Акушерство и педиатрия – это чисто мужская сфера деятельности заменила собой материнское искусство вынашивания, рождения и воспитания маленьких детей. Мужчина-врач вторгся в сферу материнства и разрушил институт передачи чисто женского опыта рождения и взращивания детей. В результате он сделал беременность болезнью, а роды медицинской операцией. Новорожденный и грудной ребенок, потребностей которого мужчина-врач никогда не сможет понять в силу чисто биологических препятствий, тоже стал предметом медицинского исследования и постоянного лечения. Однако, ничто не происходит безнаказанно и последствия этого грубого вторжения не заставили себя ждать.


               ---Последствия разрушения института материнства
К чему же это привело? Давайте проанализируем несколько цифр. По данным МЗ РФ и Госкомстата на 1997г  уровень национального здоровья выражается в следующих показателях:

• младенческая смертность - 17,2 на 1000 родившихся (в развитых странах - не более 10 на 1000);
• естественный прирост (убыль) населения - (- 5,2) на 1000 населения;
• дети первой группы здоровья в возрасте до 1 года (по разным данным) 0,8 -10% от общей численности детей этого возраста, что чрезвычайно мало.

Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации за 2000 год свидетельствует: удельный вес нормальных родов по России составляет всего 31 процент.

По данным Госкомстата РФ, на 1 апреля 2003 года: в первом квартале этого года умерло 4,5 тысячи детей в возрасте до одного года.

По данным на 2003 год мы получили картину практически полного уничтожения здоровых детей:

• количество здоровых новорожденных - не более 10 процентов;
• число здоровых дошкольников за последние годы уменьшилось в 5 раз, при поступлении в школу их количество не превышает 10 процентов;
• в 5 раз увеличилось количество детей, не готовых к систематическому обучению;
• в 5 раз выросла детская инвалидность.

Такой высокий уровень патологии формируется главным образом за счет ослабления иммунитета, аллергических заболеваний и проблем с органами желудочно-кишечного тракта и связан в основном с неблагополучными родами и нарушением питания в раннем возрасте. Сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения состояния психической адаптации детей и подростков, что уже напрямую связано с системой родовспоможения и условиями ухода в грудном и раннем возрасте.

За последние 10 лет психическое здоровье россиян серьезно ухудшилось. По данным экспертов на апрель 2004 года:

• тяжелыми психическими расстройствами страдают 3,8 миллиона человек, что составляет 2,6 % населения;
• 14 миллионов человек, что составляет 10 % населения, нуждаются в психиатрической помощи. А ведь это только те, которые обратились к врачу, а сколько осталось тех, кто не обратился?

Медики констатируют, что с каждым годом последствия психических заболеваний становятся все тяжелее. В частности, согласно данным доклада по соблюдению РФ Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, "число инвалидов вследствие психических расстройств увеличилось за это время более чем на 50 процентов".

Стремительно ухудшающееся психическое и физическое здоровье подрастающего поколения связано с неуспешным материнством, которое начинается еще с периода беременности. Стимулом для данного процесса является агрессивное медицинское вмешательство и смещение женских приоритетов в обществе. Современные специалисты выявляют у женщин, вступивших в репродуктивный возраст, множество психозависимых функциональных нарушений эндокринной, сердечно-сосудистой, половой и других систем, которые препятствуют благополучному зачатию, вынашиванию и родоразрешению. Отсутствие адекватного родовспоможения и бытового материнского опыта, который помогает сделать материнство комфортным, приводит к психоневрологическим страданиям. С каждым годом растет процент матерей младенцев первого года жизни, прошедших лечение в клиниках неврозов.

На пьедестал всеобщих устремлений ХХI века взошло семейное счастье в виде  сожительства двух равных партнеров, ведущих активную профессиональную и насыщенную культурную жизнь. Пестованию «качественного» потомства здесь нет места. Выращивание потомства отдано индустриальному циклу, начиная от экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства и заканчивая казенными учреждениями, няньками по объявлению, центрами «досрочного» развития. Современное цивилизованное человечество совершенно забыло о том, что такое материнство, в чем заключается материнский опыт, зачем женщине нужен материнский инстинкт и как он проявляется.


ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИНСТВО?
Материнство - это способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями. Чтобы реализовать эти задачи, женщине необходим материнский инстинкт, на основе которого формируется материнское поведение.

Многие мамы уповают на то, что они вполне могут опираться только на материнский инстинкт, который у них обязательно обнаружится, а материнское поведение сформируется как-нибудь само собой. Причем материнским поведением современные женщины считают любые действия матери по отношению к ребенку. Однако на практике все оказывается не так легко и просто, как думают многие. Если есть задача вырастить полноценного ребенка, материнское поведение не может быть произвольным. Очень важно, чтобы оно соответствовало врожденным ожиданиям младенца и не стало для него причиной страданий. Но как же узнать, чего ожидает от матери новорожденный малыш? Чтобы ответить на этот непростой вопрос надо выяснить какое значение для взаимопонимания с младенцем имеют материнский инстинкт и материнское поведение.


                ---Как пробуждается материнский инстинкт
Материнский инстинкт включается у женщины благодаря биологически или  физиологически адекватным родам. Поэтому в родах не должны применяться никакие препараты, роды должны проходить в привычной для женщины бытовой обстановке, роженица должна испытывать минимальные болевые ощущения в соответствии с биологической нормой. Если в родах возникает боль, значит, их ход нарушен, и они уже не соответствуют норме. Но и это еще не все. На включение материнского инстинкта влияет удобство позы во время потуг и правильно организованный телесный контакт с новорожденным в течение первых минут и часов после рождения и многое другое.

Нельзя не упомянуть о важности первого прикладывания к груди. Женщина должна приложить малыша именно в тот момент, когда он будет готов к прикладыванию, а не в какое-либо другое время. Следует учесть, что при первом контакте с грудью младенец должен сосать ее довольно долго и дело здесь не обходится 10 минутами.

Если все моменты родов и первых часов после них были проведены в соответствии с биологической нормой, тогда можно с уверенностью сказать, что материнский инстинкт пробудился. К этому можно добавить, что роды в ненормальной обстановке с точки зрения биологии человека (роды в воду, роды в роддоме и т.д.) в 100% случаев исключают пробуждение материнского инстинкта. Из этого можно сделать скромный вывод, что если женщине не повезло с организацией биологически нормальных родов, то она не может рассчитывать на наличие материнского инстинкта. Он просто не имел возможности включиться.


               ---Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнский инстинкт, на который рассчитывают будущие мамы, – это замечательный инструмент, который дает определенные преимущества, если конечно, он имел возможность включиться. Однако, даже если он все-таки работает, без сформированного материнского поведения он почти бесполезен. Если бы для выращивания детей был нужен только материнский инстинкт, то у женщин никогда бы не возникали  многочисленные вопросы по уходу и воспитанию маленького ребенка.

Материнское поведение формируется у женщины только в результате обучения и наблюдения за действиями опытных матерей. Это давно и хорошо известный факт, который родители не хотят признавать. Материнская сноровка – качество, которое не дано женщине от природы. Оно приобретается в результате обучения и последующего накопления опыта в процессе постоянных тренировок.

Бесполезность материнского инстинкта при отсутствии материнского поведения хорошо видна на примере самок шимпанзе, выросших в неволе и никогда не наблюдавших за поведением матерей в природной стае. После родов такая самка берет своего детеныша и носится с ним по вольеру, не догадываясь даже о том, что давно пора перегрызть пуповину и отделить послед. Ни кормить грудью, ни обращаться с младенцем она не может, но ревностно его защищает. Ее инстинкт говорит  только о том, что детеныша надо защищать, а что с ним делать он не знает. Работникам зоопарка приходится усыплять самку, чтобы забрать детеныша и спасти его от собственной мамаши.

Основой материнской сноровки является точное знание поведения ребенка и его адекватное толкование. Наверное, никто не будет спорить, что молодая мать, родившая первого ребенка, практически ничего не знает о его поведении, о значении тех или иных его проявлений и может толковать их неверно или неточно. Чтобы выяснить, в чем была причина того или иного поведения малыша ей потребуется множество проб и ошибок. Чтобы избежать пагубных заблуждений молодой матери необходима помощь и обучение у более опытной матери, искушенной в вопросах взращивания детей.

Передавать полноценный материнский опыт может только та женщина, которую кто-то ввел в новую роль матери и обучил ее этому. Материнский опыт не может передавать медсестра из поликлиники или инструктор по плаванью и динамической гимнастике. Не может материнский опыт добываться женщиной самостоятельно в результате проб и ошибок или черпаться из книг и фильмов – такой опыт можно справедливо назвать необоснованным экспериментом над собственным ребенком.

Цену самостоятельного постижения материнского искусства  хорошо иллюстрирует следующий пример из жизни млекопитающих. Обратимся к наблюдениям кинологов. У собак не существует обучения материнскому поведению, как у приматов, поэтому первородящая мамаша может полагаться только на себя. Она осваивает материнское поведение на собственном опыте от помета к помету. Когда у собаки впервые появляются щенки она  стремится спрятаться от них, перепоручив заботы о своих детях хозяйке. Ее реакцию на щенков можно выразить восклицанием "Боже, кто это!". К щенкам из второго помета она относится с большей заботой, как бы признавая, что это ее дети.  В результате не все щенки из первых двух пометов выживают. Только к щенкам из третьего помета мамаша начинает проявлять трепетную заботу, поэтому выживаемость среди щенков из третьего помета значительно выше, чем из первых двух.

Практически такая же ситуация наблюдается у кошек, хомяков и других животных, где обучение материнскому поведению отсутствует. Самостоятельно обучаясь ухаживать за детенышами, матери попросту жертвуют их жизнью. Эта трата биологически предусмотрена у тех видов, где материнскому поведению самке приходится учиться самостоятельно.

Человек относится к существам, которые нуждаются в обучении материнскому поведению и специальных знаниях о ребенке и его потребностях. Поэтому если женщина не позаботилась о том, чтобы приобрести знания и навыки обращения с младенцем от непосредственного носителя позитивного материнского опыта, она не может рассчитывать на то, что вырастит полноценного ребенка.


               ---Материнские навыки или чему учиться?
Материнское поведение не является произвольным набором действий матери по отношению к ребенку. Дело в том, что рост и развитие новорожденного, как, впрочем, и ребенка первых трех лет жизни тесно связаны с материнским поведением. Элементы материнского поведения, соответствующие ожиданиям грудного ребенка, определены генетически и передаются в процессе обучения от одной женщины к другой. Среди них, например, прикладывание к груди, ношение ребенка на руках, укачивание, высаживание и др.

От того, насколько правильно женщина выполняет каждый элемент материнского поведения, напрямую зависит развитие определенных органов и систем органов ее малыша. Например, от правильности прикладывания ребенка к груди, т.е. от качества его сосания зависит, как сформируется его нижняя челюсть. Немаловажно также и формирование прикуса, постановка нижней губы. Эти "мелочи" зависят как от качества, так и от продолжительности периода грудного вскармливания. Чтобы у ребенка прикус и нижняя челюсть сформировались правильно, он должен сосать не менее 3-х лет. То же самое можно сказать и о правильности ношения младенца на руках, а также применяемом способе укачивания или высаживания. И это только некоторые элементы материнского поведения.


КУДА УШЛА БОЛЬШАЯ МАТЬ?
Ведущими бессознательными стимулами позитивного материнства являются: поклонение большой матери, страх перед крадущей матерью и соревновательность с другими матерями, равными по опыту. Эти стимулы позволяют накапливать и улучшать материнский опыт, что создает наиболее благоприятные условия для выращивания здорового потомства и поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Поклонение большой матери. Впервые этот архетип выделил Карл Густов Юнг. Каждая мать, как новоиспеченная, так и опытная, нуждается в покровительстве некоей большой матери, старшей по возрасту и по наличию опыта материнства. Эта некая недосягаемая идеальная мать, которая достигла совершенства в искусстве воспитания детей и всегда доброжелательна. У неё есть более четырех (7-9) благополучно взращенных детей, опыт самостоятельных биологически адекватных родов и опыт оказания помощи в родах своих соплеменниц. Она может подсказать и поправить в какой-либо бытовой ситуации, и в то же время может простить все ошибки, пожалеть и защитить не только ребенка, но и менее опытную мать. Каждая мать невольно ищет такого покровительства и стремится соответствовать этому идеалу.

Страх перед крадущей матерью. Его природа лежит в основе взаимоотношений самок в группе. Опытные самки приматов, живущих группой, очень внимательно наблюдают за молодыми первородящими самками. Если они видят, что молодая самка неумело обращается с малышом и не желает перенимать опыт старших матерей, то они просто забирают детеныша у матери и воспитывают и вскармливают его без её участия. У народов, сохранивших первобытную культуру, тоже есть обычаи, согласно которым более опытные матери могут забрать у молодой женщины ребенка в наказание за то, что она плохо за ним ухаживает. Этот страх является архаичным. Его испытывает любая женщина после первых родов по отношению к любой другой более опытной женщине, которая более умело и решительно обращаюется с ее ребенком. Он является стимулом для молодых матерей к более совершенному овладению навыками в уходе за ребенком.

Соревновательность с другими матерями, равными по опыту. Практически каждая молодая мать, родившая первого или второго ребенка, примерно через 2-3 месяца после родов стремится к общению с другими матерями, чтобы поделиться своими достижениями и узнать, как другие матери ухаживают за своими детьми. Интуитивно неопытные матери, стремятся сравнивать разные приемы ухода и полученные результаты, чтобы убедится в правильности своих действий. Такое общение позволяет матерям приобрести ощущение материнской состоятельности, гордость за успехи свого ребенка и уверенность в своих силах.

Именно эти стимулы многие века помогали молодым матерям выращивать полноценных людей. Институт материнства сохранялся в обществе за счет опыта старших матерей, которые, по сути, являлись вместилищем материнского опыта. Благодаря преемственности материнское искусство передавалось из поколения в поколения и молодые матери всегда имели возможность обучиться премудростям взращивания детей, получить необходимую поддержку и своевременную помощь. Этот опыт был проверен временем и содержал абсолютно безопасные рекомендации, сохранявщие здоровье потомства на протяжении многих поколений.

В наше «просвещенное» время эти стимулы могли бы работать так же эффективно, как и раньше, если бы не был разрушен институт материнства и преемственность материнского опыта. В современном обществе отчетливо виден дефицит кандидатур на роль «большой матери». Опыт собственных матерей молодых мам и опыт их свекровей оказывается более чем сомнителен. Иногда это однократный опыт, который был получен 20-30 лет назад и уже успел благополучно забыться. Иногда оказывается, что даже если  бабушка вырастила больше одного ребенка, она наделала столько ошибок с точки зрения физиологии развития маленького ребенка, что ее опыт вряд ли можно назвать «позитивным опытом материнства».

Различные профессионалы от медицины, как известно, теряются в области нормы и стремятся обнаружить патологию, требующую лечения. Более того, в свете архетипов человека, современная медицина  больше похожа на некое закрытое сектоподобное общество, обладающее закрытыми знаниями, чрезвычайно далекими от повседневного быта рядовой матери. Попав в ситуацию неблагополучного материнства молодая мать возлагает надежды на силу неведомого ей медицинского знания и стремится обратится к «жрецу» в белом халате. Однако, не находит у него необходимой поддержки.

В сфере материнского искусства медицина оказывается бессильна. Она присвоила себе лишь право вторгаться в репродуктивные процессы, но так и не смогла овладеть материнским искусством. И это закономерно! Углубляясь в историю медицины, мы видим у ее истоков мужчину – алхимика или цирюльника (предпринимателя). Препарируя женское естество с помощью мужского опыта и логики, мужчина-врач в начале ХVШ века в городской среде смог вытеснить повитуху – носительницу многовекового опыта естественного родовспоможения и материнского искусства. Кульминацией разрушения материнской преемственности стало появление родильных домов – режимных учреждений родовспоможения, в которых все происходящее подчинено удобству персонала при «обслуживании рожающих масс» и  требованиям санитарии.

Таким образом причина сложившейся проблемы – это отсутствие звена накапливающего и передающего успешный материнский опыт взращивания полноценных здоровых детей, который являлся основой выживания человечества и сохранения генетического здоровья.


ЛЕГКО И ПРОСТО
Если молодую маму обучили уходу за новорожденным малышом, она не испытывает заметных трудностей и ее материнство действительно становится счастливым, она достигает  того самого комфортного состояния, к которому стремится каждая мать. Однако, сегодня  необходимость передачи материнского опыта почти забыта  и обучение премудростям материнского искусства происходит крайне редко. Мужчина, равно как и бездетная женщина, не видит в ребенке живое существо. Именно поэтому в медицине укоренилось мнение, что рождающийся младенец – это бесчувственное полено, которое ничего не помнит о своем рождении. Точно также и ребенок в возрасте до года является бессловесным и ничего не помнящим объектом. В этом свете главным критерием оценки качества материнских действий по отношению к младенцу стало выживание, т.е. если ребенок выжил, несмотря на действия матери, значит, все в порядке. Именно этот постулат послужил основой для «улучшения» качества медицинских услуг матерям и развития детско-материнской индустрии. Сегодня мы имеем огромный рынок под названием «материнство и детство», который абсолютно не учитывает физиологию и биологию женщины и маленького ребенка и благодаря которому мы получаем новые и новые поколения детей со стремительно снижающимся качеством здоровья.

Процесс забывания необходимости материнского профессионализма шел постепенно, в течение нескольких веков и даже тысячелетий. Отклонения от биологической нормы в воспитании детей начались с  момента разрушения общины и больших семьи, где девочка с раннего детства имела возможность наблюдать за поведением опытных матерей, помогать им в уходе за грудными детьми и таким образом готовиться к материнству. Как только был разрушен общинный быт, где существовал единый женский коллектив передававший материнский опыт и воспитывающий молодых матерей, рациональный материнский опыт начал деформироваться и утрачиваться.

В XYI веке в городских домах еще сохранялось деление на мужскую и женскую половину. При такой организации жизни семьи женщины,  девочки и маленькие дети до 6-7 лет жили в одной части дома, а в другой части дома жили мужчины и мальчики старше шести-семилетнего возраста. Таинства родоразрешения и взращивания младенца бытовали на женской половине дома. Такая организация жизни семьи позволяла сохранить большую часть материнского опыта.

Однако с  изменением семейного быта, исчезла женская половина, ее заменила супружеская спальня. В тот момент никто и не подозревал, что с разрушением женской половины и "улучшением" бытовой жизни безвозвратно разрушится и материнское умение взращивать и воспитывать полноценных людей. В тот момент это искусство всем казалось данностью, которая никуда не денется.

А дальше – больше. Городская среда породила возможность на первый взгляд  безнаказанного отступления от норм, определенных природой. Так в среде знати возникла мода передавать детей кормилицам-мамкам, которые действительно заменяли родную мать. Так был создан прецедент показывающий, что ребенка может вырастить не только биологическая мать, но и другая женщина. Именно этот прецедент послужил  основой для далеко идущего вывода. Если ребенка может кормить не только мать, значит, мать можно заменить, причем не только живой женщиной-кормилицей, но и какой-либо обманкой. Так появилась идея неживой матери-няньки, олицетворением которой стали пустышки, бутылочки с соской и колыбельки-коляски. Эти заменители матери успешно использовались как городскими, так и деревенскими жителями. За идеей пустышки и люльки последовала идея отселения ребенка в отдельную кроватку и в отдельную комнату, которая успешно сочеталась с идеей искусственного вскармливания из бутылочки. Позднее к идее искусственного вскармливания  присоединились памперсы. Именно так, постепенно и незаметно человечество пришло к идее воспитания ребенка без матери.


               ---Мужское кощунство в сфере материнства
Итак, в свое время «бесчувственному» дитяте предложили кормилицу в замен родной матери. И это стало началом развития института кормилиц. Первоначально кормилицы существовали в тех исключительных случаях, когда биологическая мать погибала. Впоследствии к услугам кормилиц стали прибегать более активно в  среде городской знати, а затем и в деревенском быту. Это породило возможность на первый взгляд безнаказанного отступления от норм, определенных природой. Роль материнского тепла, материнской нежности, материнского опыта стала отходить на второй план. Выжить ребенку помогала чужая женщина, а развитие индустрии позволило использовать в этой роли не только кормящую женщину, но и искусственное вскармливание из бутылочки с соской. По сути, «развитие цивилизации» заменило родную маму не только на любую постороннюю женщину, но даже на мужчину.

В настоящее время наличие матери рядом с ребенком уже не означает, что он получит свою дозу заботы и внимания, во всяком случае, такого, на которое он рассчитан природой. Мама не кормит грудью, да и не собирается этому учиться, ведь грудное вскармливание вполне может заменить бутылочка со смесью и пустышка. Вместо того, чтобы учиться ориентироваться в естественных нуждах ребенка, что до сих пор успешно делает любая нецивилизованная африканка,  современная мама оденет на него памперс и даст бутылку со смесью. Искусство ношения ребенка на руках, необходимое для правильного роста и развития малыша, сначала заменит коляска, кроватка и всевозможные креслица, а потом — лечение врожденного вывиха бедра и других болезней опорно-двигательного аппарата в ортопедическом центре.

Для современного рынка такая мама представляет собой идеального потребителя, которому можно постоянно «впаривать» последние достижения дизайнерской мысли. Многочисленные  журналы для родителей на 60% состоят из рекламы детского питания всех видов и мастей, качающихся колыбелей с подогреваемым матрасиком и метрономом, отсчитывающим «удары сердца» искусственной мамы, модных бутылочек и сосочек имитирующих «материнскую грудь», ходунков, прыгунков и прочих аксессуаров. Все это «облегчает» быт женщины, замученной материнством, и удаляет ее от ребенка все дальше и дальше. И напрасно замороченные мамы все ждут, когда же их инстинкт им что-нибудь подскажет. В таком обществе инстинкт будет молчать, а заблуждения накапливаться, пока не приведут полному уничтожению здоровых детей, которых уже сегодня сохраняется не более 10%.

Любые, даже невинные, нарушения репродуктивного процесса на этапах зачатие – беременность – роды – грудное вскармливание – уход и воспитание ребенка от рождения до 3-х лет приводят к нарушению психики и физического здоровья потомства. Однако даже незначительные отклонения в развитии психики и нервной системы, поначалу кажущиеся  несущественными, от поколения к поколению становятся все более и более заметными и, в конце концов, приводят к открытым формам психических и физических заболеваний. То, что сегодня мы видим вокруг, является постоянным подтверждением этого тезиса.


ПОПЫТКА ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ
В ХХ веке масштабы вредоносного разрушения сферы материнства приобрели настолько колоссальные размеры, что заставили исследователей мужчин доказывать мужчинам-акушерам, что ребенок живое и чувствующее существо. Он помнит процесс родов и условия ухода за ним в раннем возрасте. Выяснилось, что младенец ожидает от матери правильной беременности, родов, грудного вскармливания и адекватного ухода в раннем возрасте. Оказалось, что у детей есть врожденные ожидания относительно всей репродуктивной цепочки и если что-то вышло за пределы этого соответствия, ребенок получает серьезную психотравму, которая в итоге способна разрушить его здоровье. Об этих фактах пишет множество авторов, по этой тематике проводятся самые разные исследования.

В апреле 2005 года исполняется уже 20 лет как в городе Форталазе (Бразилия) Европейское и Американское региональное бюро ВОЗ провели международную конференцию с участием специалистов из Северной и Южной Америки и Европы, на которой были разработаны «Рекомендации по технологии родовспоможения». Было решено полностью пересмотреть отношение к матери и ребенку и приблизить его к лучшим гуманистическим идеалам. Впервые в медицинских рекомендациях говорилось о том, что выбор места для родов следует предоставить самой женщине. Она должна иметь возможность оставаться рожать своего младенца в родном доме, а не только в медучреждении.

Для внедрения в широкую практику рекомендаций по родовспоможению и программы поддержки и поощрения грудного вскармливания в 1989 году Всемирная Организация Здравоохранения и Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) выступили с совместным заявлением о роли служб помощи матерям в защите, содействии и поддержке грудного вскармливания.  Появление этих документов явилось результатом широкомасштабного исследования уровня здоровья подрастающего поколения в связи с продолжительностью и качеством грудного вскармливания в странах Европы и Америки. Неутешительные результаты исследования (продолжительность кормления грудью до 3мес. – менее 14%) послужило мощным стимулом для пересмотра сложившихся взглядов на практику родовспоможения и направления оказываемой помощи новорожденным детям и матерям, налаживающим грудное вскармливание.

С некоторым опозданием, Россия тоже присоединилась к распространению программ ВОЗ. С 1995 года сначала в Москве, а затем и по всей России были разработаны подробные федеральные программы, которые должны были очень быстро привести наше общество к значительному прогрессу в области гуманизации родовспоможения и кормления грудью.  Однако чуда так и не произошло. Да и не могло произойти, потому что всевозможные фонды, комиссии и рабочие группы составляли свои грандиозные «программы по улучшению….», «национальные планы преодоления……» совершенно одинаково с применением все той же мужской логики. Можно выделить следующие направления, прилагаемых усилий: увеличение финансирования медучреждений; выпуск плакатов, буклетов, брошюр; удорожание и усложнение медицинских пособий женщинам, беременным, роженицам и новорожденным; увеличение масштабов, проводимой диагностики и т. д. и т. п. В результате, в российских родильных домах и по всему миру по-прежнему широко распространена методика медикаментозного ведения родов, не учитывающая естественных ожиданий роженицы и новорожденного. Этот подход удивляет полным  отказом женщине в праве на выбор, а также в возможности проявлять эмоции и стремление к комфортным родам в домашних условиях – она всего лишь родильный аппарат! Немногим отличается и отношение к появившемуся на свет ребенку, который не имеет права на реализацию своих естественных физиологических и психоэмоциональных потребностей.

Помимо инициатив идущих сверху появились ростки инициатив, идущих снизу. Бесправное положение матери и ребенка в условиях родильного дома перестало устраивать многих родителей и подтолкнуло их к поиску альтернативы. Им хотелось вернуться к рождению ребенка как к интимному семейному событию. В России такие родители приходят в объятия многочисленных клубов и центров, пропагандирующих непроверенные способы родовспоможения и методики взращивания детей, к которым следует отнести водные роды и сопровождающие их методики «пыток для младенцев» под заманчивыми названиями «бэби-йога» и «динамическая гимнастика». Получается, что утрата позитивного материнского опыта приводит ищущих родителей к выбору между медицинскими и водными родами, которые равнозначны по степени травматизации как для младенца, так и для матери.


ПУТЬ К СПАСЕНИЮ
Каждой маме хотелось бы видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Современные подходы к взращиванию потомства не могут этого обеспечить. Единственный путь возрождения забытого опыта – обращение к истокам. Почему во всем мире так велик интерес к воспитанию детей у примитивных народов (африканские племена, народы Австралии и Океании, и т.д.)? Потому что до трех лет их детишки значительно опережают в развитии своих сверстников европейцев, у которых есть все блага цивилизации. В первые годы жизни уход за малышами у нецивилизованных народов подчинен строгой системе мировоззренческих запретов и требований, основанных на биологических и физиологических законах, которые позволяют младенцу максимально развить свой потенциал. Современное общество утратило эти знания. Какие-то приемы «народного» воспитания сохранились лишь в многодетных семьях, которые чудом сохранили культурные традиции или где наличие большого количества «опытного материала» позволяет отбрасывать методы воспитания детей «не работающие» на практике. Простое копирование некоторых приемов (например, заполонившие западный рынок сумки-кенгуру) на самом деле не дает такого эффекта, как изучение традиционного подхода к воспитанию в многодетных семьях.

Кроме этого на сегодняшний день уже существуют методики естественного родовспоможения, налаживания грудного вскармливания и обучения матерей уходу за новорожденными и грудными детьми. Носителями этого опыта являются специалисты немедицинских материнских профессий: консультанты по грудному вскармливанию, инструктора по обучению материнскому искусству, инструктора дородовой подготовки, повитухи. Принципиальным критерием отбора будущих специалистов этих профессий  является личный опыт успешного материнства и грудного вскармливания не менее 1 года. Это практические профессии, позволяющие консолидировать и передавать материнский опыт от матери к матери. Путь к спасению здоровья будущих поколений детей заключается в развитии этих материнских профессий и расширении деятельности этих специалистов, которые позволяют сохранять и передавать опыт здорового материнства.

P.S. Статья была написана в 2005 году. С тех пор ситуация не улучшилась, а усугубилась. Разные политические силы преднамеренно продолжают разрушать институт материнства, лишая страну самого главного достояния - здорового населения.
 

2005 год, Ж.В. Цареградская,
научный руководитель Центра перинатального воспитания и
поддержки грудного вскармливания «Рожана»


Рецензии