Мир подростка 20 века. О книге Михасенко Милый Эп

Повесть для ребят среднего и старшего школьного возраста "Милый Эп" Геннадия Михасенко я читала давным-давно, в семидесятые годы прошлого века, и тогда она казалась необыкновенной, свежей, откровенной. А теперь, при переиздании, чувствуется, что молодёжь нынче уже совсем другая, и её не могут взволновать некоторые проблемы старшеклассников-комсомольцев прошлых лет. Уже немного скучно…

Хотя, юношеские метания, поиски себя, мысли о выборе профессии, дружба, первая любовь – всегда останутся актуальными.

Повесть построена как поток сознания подростка 70-годов ХХ века – череда раздумий о жизни во всём её разнообразии. Причём, мысли эти свежи, небанальны, интересны и порой очень откровенны. Кое-что из них в те годы нельзя было озвучивать принародно. Удивительно, как некоторые рассуждения пропустила в печать тогдашняя цензура.

Герой повести – восьмиклассник Аскольд Эпов (по прозвищу Эп) – испытывает знакомую многим неудовлетворённость оттого, что в школе часто приходится «играть маленького», суетиться насчёт успеваемости, налаживать взаимоотношения со сверстниками. Его достали типично подростковые комплексы: собственная худоба, внешняя непривлекательность, отсутствие внимания девочек. А он уже ощущает себя взрослым, хочет сам принимать решения и потому заявляет, что после восьмого класса пойдёт учиться в ПТУ, дабы развеять тоску и хандру затянувшегося детства.

Сейчас такое решение кажется чрезвычайно странным, ведь ребятишек чуть ли не с детского сада натаскивают на личные успехи: мол, надо быть «умниками и умницами», чтобы поступить в престижный институт, получить хорошую профессию, а потом высокооплачиваемую работу. Однако в семидесятые годы, в восьмом классе, никто не думал о личной выгоде и будущей успешной карьере. Профессия рабочего считалась престижной. Но всё-таки негласно предполагалось, что в ПТУ пойдут троечники, а Эп был мальчишкой талантливым: увлекался радиоэлектроникой, физикой, собирал телевизор из отдельных деталей, сконструировал робота… Вроде бы, дальнейшая дорога ясна. Но ему-то самому ничего не ясно. Зато лучшему другу Августу Шулину – мальчику из деревни, из неблагополучной семьи, хозяйственному, основательному и рассудительному - сомневаться и рефлектировать не приходится. Его цель чётко сформулирована: выбраться из серого, обыденного, угрюмого и пьяного существования родной семьи – в мир знания, науки, интересного будущего, связанного с профессией геолога или охотоведа. «Хочу стать с головой», - говорит он. Мощная пропаганда – устами восьмиклассника - полноценного среднего образования, а затем – высшего.

Автор книги сумел удачно показать, что каждый человек, и подросток в том числе – уникален, неповторим, каждого надо «открывать», как неизведанную планету. Вот, например, комсорг Васька Забровский – весьма оригинальный человек, настоящий лидер. Конечно, современные ребята даже не знают, кто такой комсорг, почему такой принципиальный, обо всех заботится, радеет за дружбу в классе, Но они наверняка хотели бы, чтобы в их классе был такой неравнодушный, справедливый человек с активной жизненной позицией – настоящий друг. Васька и Эп не на шутку озабочены тем, что их класс не дружный, не сплочённый, никто не знает, у кого что за душой. А как же всех подружить? Надо придумать общее интересное дело, при подготовке которого выявилась бы индивидуальность каждого.

И ребята разрабатывают анкету, которую должны заполнять и они сами, и их родители. И вот тут-то, при описании суеты и страстей вокруг анкеты, автору, похоже, изменило чувство меры. Современным ребятам будет просто скучно и неинтересно читать об этом. Многие вопросы сейчас неактуальны. Ну кто всерьёз будет нынче обсуждать вопрос «кто умнее – мальчики или девочки?» или вести дебаты об отношении к курению и алкоголю да о полезности или бесполезности каждого человека для общества? Нынешние дети об этом не спорят, просто каждый выбирает свои собственные критерии поведения и следует им. А о самосовершенствовании нынче говорить просто не модно. Но в 70-ые годы вопросы эти, действительно, показались бы острыми, особенно о половом воспитании. Ведь многие темы тогда были закрыты для общественного обсуждения. А ведь ребята об этом думали. И о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, и о том, плохо ли рожать в 10 классе, и о том, почему мужчины иногда бросают семью. В 15 лет всё это волнует, хотя и находится под негласным табу в 70-ые годы ХХ века.

Зато на совместном «форуме отцов и детей» анкета остро подчеркнула вечную, как мир, проблему взаимоотношений молодого и старшего поколения. Ни родители, ни дети не знают, не понимают друг друга, не вникают в проблемы да просто не интересуются жизнью друг друга. Всё поверхностно: поужинали вместе, перекинулись парой фраз, и каждый занялся своим делом, своими мыслями. Эп думает насчёт родителей: «Их ум и сердце должны быть настроены на волну моего ума и сердца!». Но ведь и дети должны идти навстречу старшим, разве нет?

Радует то, что герои повести Михасенко всё время размышляют о жизни, анализируют, спорят, ищут истину. И порой выдают неплохие формулы успешного будущего, например: «Мы зависим только от самих себя» или «Научиться бы так управлять своей жизнью, чтобы всё в ней было хорошо».

И даже о полузапрещённых во времена застоя вопросах религии и веры ребята имеют своё собственное мнение. Возможно, сейчас их взгляды покажутся наивными, странными или даже смешными (например, если учиться не будешь – попом станешь), но в то время, когда повесть увидела свет, раздумывать о боге, о церкви для комсомольца считалось неприличным и неприемлемым. Оттого и некоторая робость, страх, который испытывают герои перед неведомым для них миром религии – запретным, загадочным и таинственным (всё это именно так и ощущалось, я помню свои мысли того времени). А Эп и сам не знает, почему он всё время думает о церквушке, которая стоит возле его дома и кажется родной, и о тех людях, которые зачем-то ходят туда, и о странной касте священнослужителей, не имеющих никакого отношения к современности («не припрятан ли у них где-нибудь телевизор и не служит ли им крест антенной?»), и даже о запретном – о праве на веру…

Вообще же приметы того времени – начала 70-хгодов прошлого века - выписаны автором без всяких прикрас. Например, друг Эпа Август Шулин живёт вовсе не в новостройке и даже не в хрущёвке, а в какой-то убогой развалюхе на краю города, в тесноте и бедности. Домашние телефоны есть далеко не в каждой семье, и ребятам приходится бегать на улицу – к телефону-автомату, чтобы позвонить одноклассникам. Приметой времени со знаком плюс является то, что соседка Эпа берётся помочь ему в распечатке большого количества анкет, просто так, бесплатно, из чисто человеческой симпатии и бескорыстного желания помочь ребятам-комсомольцам. Сейчас это было бы просто немыслимо: любая работа, затраты материалов стоят денег.

И всё же, главный интерес для юных читателей, наверняка, будет представлять любовная линия. Первая любовь, волнение и новизна ощущений, волны жара и переполнявшие мальчика эмоции («Во мне билось ликование») – всё это описывается с напряжением и затаённым ожиданием чего-то необыкновенного. А первый поцелуй – это некое чудесно-неизведанное действо, тайна, раскрытие которой сладко и жутко. Читатель понимает, что любовь у Эпа – настоящая, а, значит, и ревность настоящая, и боль первых разочарований… Это жизнь в её полноте, это юность, которая вмещает в себя столько эмоций и переживаний, сколько, пожалуй, в других возрастах уже не будет.


Рецензии