Язык жестов

                Моей неосознанной юности посвящается.

                Язык замысловатых жестов.


     Городу Павловску уже 250 лет  и повидал он  за эти века и годы всякого и разного.   Все знают о Дворце и парке, но не все в курсе того, что в этом городе есть Центр по реабилитации людей с нарушениями слуха и речи. Как правило, в нём живут  одарённые от природы люди с  художественными способностями. Их молчаливое общение с природой  находит отражение в созданных ими произведениях.
     Но речь пойдёт не об этом, а о языке  жестов, способе общения этих людей, который всегда привлекал  меня, своей  выразительной  яркостью и зрелищностью. Я даже часто пытался имитировать этот язык, показывая жестами то,  о чём думал в настоящий момент. Однажды случай заставил меня проявить свои познания в языке жестов.
       В  уже далёком  1964 году, я, сэкономил на завтраках три рубля, чтобы купить наушники и слушать под одеялом голос Америки из Вашингтона по приёмнику.
В г. Павловске, я сел в электричку без билета, опять сэкономил,  занял свободное место в тамбуре и с не потревоженными мыслями, в одиночестве  доехал до Детского села, где поезд принял новых пассажиров. Теперь в тамбуре нас стало двое: я и парень в пальто с испачканной спиной. « У вас вся спина белая», крутилось у меня на языке. Но говорить  под мерный стук колёс было лень. И тогда я, как можно выразительнее, языком жестов показал пареньку, как выглядит его спина этим прекрасным днём. Представьте мой молчаливый рот, бегающие пальцы, живую мимику.  Парень снял пальто, ужаснулся увиденному, стал отряхивать и оттирать пальто, выражая мне  при этом свою благодарность на словах. Я молчал как истукан. Тут его осенило, что я, по-видимому, глухо - немой, но  в тамбур вошёл контролёр и обратился ко мне со словами : « Ваш билет?». Отступать  было некуда и мне пришлось языком жеста сообщить ему трогательную историю о годовом проездном билете, оставленном мной в другом пиджаке,  о чём узнал я, только сейчас. Контролёр понимающе кивнул головой. « А ваш билет?», обратился он к моему соседу. И тут я, неожиданно для себя, на пальцах рассказал ему, что едим мы вместе и проблема у нас общая. Что уж, подумал контролёр, но произнёс вслух: «Что с них возьмёшь!»  Пошёл  ловить настоящих «зайцев» в другом вагоне. Что тут началось в тамбуре. Мой визави достал блокнот и начал писать в нём, обращаясь ко мне: « Я Петя Гуляев ,студент педагогического института им. Герцена. У меня не было билета, могли оштрафовать. Здорово ты обвёл контролёра вокруг пальца и выручил меня! Не плохо бы было отметить такую удачу в ресторане. Мне редко так везёт!»  Я  вел переписку более сдержанно, от ресторана с благодарностью отказался из-за недостатка времени. Перед самым Ленинградом  Петя торжественно подарил мне авторучку и обнял на прощанье. Далее всё было прозаично: магазин, наушник, безбилетное возвращение домой в Павловск. Я об этой истории совсем уже забыл. Но через год, весной, в христианскую пасху мы с приятелями  поехали  в Ленинград  на ночной фильм « Лимонадный Джо» и обстоятельства  заставили меня всё вспомнить. В вагоне с нами ехали ребята из восстановительного центра, они оживлённо – молча разговаривали, я  с ними тоже перекинулся парой жестов. Когда мы вышли, то нам  навстречу попался, кто бы вы думали, правильно, Петя Гуляев!  Без лишних слов, он обнял меня, красочными  жестами  расспросил о моей жизни. Пытался рассказать о своих злоключениях, но время нас не ждало. Мои приятели, молча и нетерпеливо дожидались окончания обмена вежливости. Мы с Петей простились, так и не проронив ни слова. Потом  меня  приятели спрашивали: « Он что, глухо - немой ?»  «Вы  что,  глухо – немой это  я «! Ответ был  встречен с недоумением,  «Что, Ты  и глухо – немой?!»  И я коротко поведал им секреты нашего с Петей общения. С тех пор я вообще не закрываю рта. Вот, только  иногда, так хочется написать о том, что когда-то село на мель в моёй пока твёрдой памяти. 
А всё же интересно, как сложилась судьба Пети Гуляева, уж очень фамилия у него романтичная?
       В 1965 г. я смог поступить в военно-медицинскую академию
                и язык жестов мною был надолго  забыт.

                09. 01. 05., (а городе Великого   Петра,
                представьте, наводнение с утра).    


Рецензии