Ул. Корнеева

Название этой улицы у меня вызывает не одно воспоминание, наиболее существенны три эпизода, первый в 1975 г., когда я стал жителем г. Домодедово (рассказик "Начало" http://www.proza.ru/2015/06/30/164), и в доме № 2 по ул. Корнеева моей семье была предоставлена однокомнатная квартира на первом этаже.

Второй - возник, когда я уже немного разобрался с итогами реализации генерального плана города. Для этого вечерами, после установленного КЗОТ рабочего времени; утром до начала работы; в субботы и, иногда воскресенья, я последовательно одну папку за другой, просматривал документацию по объектам городского строительства, проекты планировки и застройки, находившиеся в распоряжении отдела главного архитектора. Почти каждый вечер предпринимал пешие прогулки по городу, стараясь получить живые впечатления от городской застройки и его ландшафтов.

К слову, примерно еще одна похожая цель стояла передо мной - побывать во всех населенных пунктах Домодедовского района, но ее удалось реализовать значительно позднее. Иногда это были даже по тем, наверное недавним временам, экзотичные путешествия. Так, например деревни Татарское и Тупицино я посетил пешком во время грибной "охоты" через лесной массив окружающий город с востока, а чеховские места в т.ч., деревни Бортнево, Угрюмово и Сокольниково мне удалось посетить на телеге, запряженной лошадью вдвоем с тогдашним председателем угрюмовского сельсовета, в то время, когда через село Сокольниково был прекрасный подъезд по бетонной дороге через Чеховский район.

И за год такого педантичного изучения городской территории и проектов его трансформации накопились выводы. В основном они были печальными - практически все объекты гражданского строительств с момента образования района (1969-1975 гг.) строились за границами красных линий* застройки, определенных генпланом Домодедово и ПДП (проектом детальной планировки) центральной части города.

В городе недалеко от вокзала тогда строился гаражный кооператив (ныне, наверное он называется ГСК «Железнодорожник») и одиннадцать его готовых боксов в 3-х рядах  выходили за красную линию застройки, занимая территорию будущей проезжей части улицы Корнеева. Ситуация усугублялась тем, что ул. Корнеева, в транспортной сети города, следовало рассматривать как безальтернативный локальный дублер Каширского шоссе (от ул. Советской до южной границы города) - основной городской автомагистрали. Причем для ее строительства достаточного поперечного профиля не было препятствий, в то время, как реализация любого другого транспортного коридора в направлении север-юг, требовала частичного изъятия земельных участков частных домовладений, а то и сноса их строений.
Аналогичным ул. Корнеева потенциалом обладала только территория - коридор ЛЭП 110-220 кв. (ул. Кирова), но в западной части города. Тогдашним председателем гаражного кооператива был Калашьян Роберт Артемович, работавший гл. инженер СМУ треста "Энергостальконструкция", кстати через двадцать лет (в 1995 году) по Указу Президента России получивший звание "Заслуженный строитель Российской Федерации". ГСК ожидало только одно - решение Горисполкома о сносе. Мне приходилось принимать участие подобных "мероприятиях" - в сносе самовольных теплиц, сараев, домов, садовых домиков и т.п.
К чести руководства кооператива, они решили предложить компромиссный вариант - "разрешите нам построить еще 50 гаражей и мы сами снесем 11 неправильных". Надо сказать, что в то время по Московской области действовал жесточайший запрет на строительство боксовых гаражей, допускались гаражи только в два и более уровней без ворот и стен, отделяющих одно машиноместо от другого.
Я отправился с аргументами в пользу этой компромиссной идеи в областную архитектурную службу (ГлавАПУ Мособлисполкома) и по итогам переговоров с руководством главка нам позволили подготовить соответствующие документы для её реализации. Так "бескровно" без бульдозеров, митингов и демонстраций, которые так часто сейчас показывают по телевизору, была освобождена территория будущей улицы и сейчас город может пользоваться результатами той непростой работы, проводившейся в семидесятых годах прошлого века (звучит прямо как в учебнике истории!) .

Организационными мерами по обеспечению строительства первой очереди дороги Москва-Дон М4 - объезда вокруг Домодедово, и путепровода на старом Каширском шоссе в районе с. Ям, предусматривалось строительство жилого дома в Домодедово для специалистов подрядчика и персонала по содержанию трассы М4. Предоставляя площадку под строительство жилого дома, а она была выбрана на участке микрорайона "Южный" (Каширское шоссе, 25-лет Октября, Корнеева),  город в порядке компенсации бюджетных затрат, за подключения к магистральным сетям и головным инженерным сооружениям, вправе был обременять застройщиков дополнительными затратами, в размере до 30% стоимости основных объектов строительства (по рекомендации плановых органов области). Форма обременения была разной, но, как правило, в те времена советского планового хозяйства одни деньги были не нужны, они нужны были только вместе с лимитами на материалы, оборудование на подрядные работы, поэтому отдел главного архитектора готовил, а Домодедовский исполком принимал решения, в которых как правило, разрешая строительство обязывал застройщика, построить тот или иной объект инженерных сооружений, соцкультбыта или благоустройства, а если только долевое финансовое участие в городском строительстве, то с лимитами министерства застройщика. При этом часто также учитывалась и специфика деятельности организаций заказчиков-застройщиков.
Так размещение собственной базы СМУ-58 (сельские электрики) в промзоне г. Домодедово было нагружено условием построить линию освещения по Каширскому шоссе в объеме 150 тыс. руб., которых кстати хватило только на линию освещения западной стороны главной улицы города. Жилой дом сбербанка СССР, был обременен обязательством построить двухэтажную центральную городскую сберкассу, которую можно ныне видеть на площади 50-летия Домодедово. Представители тогдашнего заказчика жилого дома "Центрупрдор" (ныне ФКУ «Центравтомагистраль») из предложенных мною, также выбрали вариант участия в развитии города в виде строительства проезжей части ул. Корнеева на полный проектный профиль с ее примыканием к Каширскому шоссе в районе станции технического обслуживания автомобилей. Что в итоге и было реализовано.

P.S.
* Красные линии - это виртуальные, границы между площадками застройки и общественными территориями предназначенными под инженерную и транспортную инфраструктуру, озеленение и водные объекты и т.п.


Рецензии