Эссе и афоризмы часть 3-я Глава 3

                Глава III
№ 1
Отмененная мораль ведет к диктату. И это справедливо не только в отношении политики. Посмотрите на мужа, ушедшего из семьи к любовнице. Он убеждает себя, что счастлив, живя с новой пассией, уйдя от «постылой» жены, от которой у него дети. Но это счастье замешано на тирании той, к которой он ушел, освободившись от уз брака. Свобода от моральных обязательств с новой партнершей приводит его к необходимости постоянно доказывать ей свою любовь. Всякое невнимание с его стороны оценивается ею, как внутренняя измена, что требует от него новых клятв во имя ее. Новая спутница, с которой не заключен брачный союз, делается его идолом, объектом поклонения, в котором ни о каком равноправии речи быть не может.
На самом деле, обряд, который символизирует венчание, отражает некий внешний порядок, которому должен соответствовать строй чувств супругов, предполагающий, в первую очередь, любовь и доверие.
* * *
№ 2
Негры, как и европейцы, не краснеют. Первые, в силу цвета кожи, вторые, в силу направления мыслей.
* * *
№ 3
Часто то, что мы принимаем за любовь, есть лишь ожидание благодарности за наши благодеяния. Если человек видит только те благодеяния, которые он оказывает другим, не замечая, что те делают для него, значит, что-то с его любовью не в порядке. Такая любовь, есть на деле любовь к самому  себе, т.е. гордыня, любующаяся собой в отражении других. Обычная уловка эгоиста, желающего убедить себя в любви к человечеству, которое ему гораздо легче любить, чем конкретного ближнего.
* * *
№ 4
Противоположность небрежности – скурпулезность, которая, будучи доведена до предела, превращается в абсурд, могущий бесконечными переделками вынудить художника даже уничтожить вконец испорченный шедевр.
* * *
№ 5
Влечение к наслаждениям – это путь в никуда, ибо их удовлетворение не ведет ни к чему, кроме пресыщения, которое, в свою очередь,  является синонимом духовного опустошения.
* * *
№  6
Хороший совет дороже везенья, ибо везенье переменчиво, а совет ни от чего не зависит.
* * *
№ 7
Уход от реальных обязанностей ведет к исполнению искусственных, выдуманных обязательств, которыми человек наделяет себя добровольно.
* * *
№ 8
Разумно не уступать излишне сильным удовольствиям, чтобы избежать впоследствии следующих за ними более  чувствительных страданий.
* * *
№ 9
Из всех средств, помогающих справиться с несчастьем, лучшее - верность долгу.
* * *
№ 10
Переживать чужие несчастья, как свои собственные, - редкий талант, доступный лишь избранным.
* * *
№ 11
Не по речам судят о человеке, а по делам. А если, в отличие от слов, всякие дела отсутствуют, то это и будет самым суровым приговором.
* * *
№ 12
Если автор счастливо избежал заимствований, он редко не допускает бреда в своих сочинениях; если же бред у него отсутствует,  то это нередко означает, что в его книгах уже не осталось ничего, кроме заимствований. 
* * *
№ 13
Это только у Шерлока Холмса не было мелочей, в философии свет Истины легко отделяет главное от второстепенного.
* * *
№ 14
Никогда не знаешь, чем отзовется в других твое слово, вызванное душевным порывом, и когда приходит ответный отклик, понимаешь, что не зря коптишь небо.
* * *
№ 15
Слово, передаваемое из уст в уста, не может исчезнуть, но при этом часто бывает и невозможно найти, кому оно принадлежит. В результате, оно вливается в наследие, бескорыстно оставляемое человечеством потомкам, обогащая мировую сокровищницу мысли.
* * *
№ 16
Молчание оскорбительно только дуракам, философ видит в нем несомненную пользу, во всяком случае, большую, чем от множества выбалтываемых впустую слов, разрушающих покой духа и размеренное течение мыслей.
* * *
№ 16
Уныние – беспричинная тоска, отвлекающая силы человека от  реальных трудностей на борьбу с самим собой. Она обременяет его несуществующими страхами и придуманными тревогами, вместо оценки действительной опасности, и направлена на то, чтобы представлять ему жизнь невыносимей и безнадежней, чем она может быть в действительности.
* * *
№ 25
Слова, подкрепленные и неподкрепленные делами, сравнимы в той же мере, в какой сокровища - настоящие и сделанные из картона для театральной сцены.
* * *
№ 26
За неуместную откровенность после бывает не по себе более всего, ибо это противоречит духовному правилу, запрещающему выбалтывать сокровенное первому встречному.
* * *
№ 27
Творчество – необъяснимый волшебный процесс перехода от невидимого к зримому, воплощающий невидимые образы фантазии в окружающую действительность.
* * *
№ 28
 Чье-то мастерство побуждает, в подражание ему,  и других, бросив свои прежние дела, начать учиться делать то же. 
* * *
№ 29
Даже законченный шедевр есть лишь отражение жизни, поэтому не следует ставить его превыше всей жизни самого автора. Так, при всем уважении  к величию «Мертвых душ», 2-ой их том не стоил 10 лет мучений Н.В. Гоголя, раньше времени сведших его в могилу. С другой стороны, художнику Иванову, 30 лет потратившему на создание картины «Явление Христа народу»,  удалось закончить свой шедевр. И его жертва оказалась оправдана. Разница в чутье обоих художников. Если Иванов избрал верный путь, приведший его к триумфу, то «сумрачный восточный гений» (как назвал Гоголя Кафка), выбрал путь терний, на котором в нем схлестнулись художник и проповедник, чья борьба так и не позволила ему довести свою столь блестяще начатую в 1-м томе Поэму до конца.
* * *
№ 30
Без ясного представления о предмете не может быть и внятной речи о нем.
* * *
№ 31
Не вникая в особенности души пациента, врач часто толкает его обращаться к знахарям и гадалкам, у которых, помимо алчности к его деньгам, никаких других интересов к нему нет и в помине.
* * *
№ 32
Неужели мы думаем, что такой великодушный и поражающий своим могуществом дар Бога, как создание нас по своему Образу и Подобию, дает нам еще и повод быть бесконечно недовольными тем, что жизнь наша проходит не в одних только радостях и удовольствиях? Неужели наши повседневные нестроения дают нам право на такое снижение грандиозности акта Его Божественного волеизъявления, что мы можем считать себя еще вправе роптать? Да умолкнут злые языки пред величием Его Благости и Могущества!
* * *
№ 33
Человек, утверждающий, что истина недостижима, вслед за Пилатом восклицающий «что есть истина?», озабочен не столько ее поиском, сколько прикрытием своей лени и нежеланием нарушать привычный ход вещей.
* * *
№ 34
Поскольку Бог создал этот мир, Ему в нем принадлежит все, но Он добровольно отрекся от своего, передав мир в руки человека. А человеку, вместо того, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Богу, что достижимо только через духовную жизнь (Спаситель учил, что, кроме поста и молитвы, иного пути нет), приобщаясь Божественной власти,  дарующей силу повелевать стихиями земли, воды, огня и ветра, напротив, всячески отдаляется от своего Создателя. Человек загрязняет воду и воздух, выжигает неуправляемыми огненными стихиями леса и плодородные земли, забывая, что все это передано ему лишь на  время, что он должен преобразить, передав возделанную им землю, своим потомкам, обильно полив своим потом и преумножив ее богатства плодами своих трудов, как и заповедовал ему Создатель, при изгнании из Эдема еще на заре человечества.
* * *
№ 35
 (О духовном невежестве)

Беспристрастность – то, чем должен руководствоваться разум;  эмоциональность – то, чем живет сердце. Разум, лишенный эмоций, приближает нас к ангелам, чувства, лишенные разума, склоняют нас больше к животным. Чтобы стать людьми в полном смысле слова, т.е. отвечающими требованиям законов морали и этики, между чувствами и разумом нужен посредник – проводник, без которого они останутся не задействованы друг с другом, делая нас либо холодно-рассудительными эгоистами, не видящими ничего, кроме личной выгоды, не ведающими, что такое любовь, дружба, сочувствие и взаимовыручка, либо людьми, плывущими по течению, бросающимися из крайности в крайность,  не знающими, куда вывезет их кривая на следующий день. Таким связующим звеном является этически правильно выверенный строй чувств, воспитанный в человеке с юных лет, приучающий его любить и не любить, по словам Аристотеля, то, что должно, заставляя человека поступать, в соответствии с традиционной моралью. Те же, кто не признает этику, мораль, нравственность, предпочитают проказить в темноте, ставя светильник, именуемый совестью, не на возвышение, а в самый дальний и темный угол своей жизни, когда лампа духовного знания потушена или, лучше, разбита, а разум, руководствуясь инстинктом, действует во мраке своего морального невежества.
Примером таких действий, т.е. того, что может натворить духовно глубоко невежественные люди, руководствуясь своими ложными представлениями о справедливости, являются действия большевиков в России, развязавших после 1917 под руководством Ленина «красный террор», а уже после, под руководством Сталина, – Большой террор 30-х. Они уничтожили миллионы, во имя построения в своей стране утопической коммунистической идеи, на алтарь которой были брошены гигантские людские и природные жертвы, и чье воплощение окончилось ничем, пшиком, т.е. полным крахом социализма – идейным и экономическим. Да и сама-то идея  и жила только, благодаря духовному глубокому невежеству многомиллионной народной массы, строившей коммунизм, показавшей всему миру, сколь глубокие корни пустило варварство в России за 200 лет существования Петровских реформ. Эти реформы лишили русских духовного авторитета своей церкви, благодаря синодальному периоду ее истории, когда церковь, благодаря власти над ней обер-прокурора, возглавившего Синод, стала придатком государства. Реформация церкви, перевод ее на коллегиальное управление во многом способствовали нравственной и моральной деградации населения России, оказавшегося лишенным традиционных духовных ориентиров. Это привело к тому, что исконная русская традиционная сердечность и открытость была заменена бюрократическим культом, проникшим в повседневное общение и быт граждан Российской  Империи, что в немалой степени способствовало началу в ХХ веке 3-х революций и гражданской войны, когда сын шел на отца, а дед на внуков. Яркая тому иллюстрация – история Павлика Морозова и его семьи.
* * *
№ 35
Ученые, двигающие «технический прогресс», создающие все новое оружие, - злодеи, гораздо большие, чем генералы, его применяющие на людях, и потому, заслуживающие наказания много большего, чем те, кто дает им задания на новые военные разработки.
* * *
№ 36
Любые изобретения под гуманными лозунгами видоизменяющие человека и окружающую его природу (ГМО, искусственное оплодотворение, клонирование и т.д.) есть работа дьявола. Они не несут ничего, кроме зла, ибо руководствуются концепцией, что человек сам лучше Создателя знает, как наилучшим образом устроить законы мироздания.
Свобода не в том, чтобы делать все, что захочется, а в том, чтобы уметь накидывать узду на свои помыслы, а это доступно лишь избранным. Поэтому, тот, кто хочет быть свободным, оставаясь при этом раздираемым желаниями, в основе своей противоречащими друг другу, мечтает о несбыточном.
* * *
№ 37
Удовольствия выходят у человека на первый план, в отсутствие альтернативы, - целей, которые ставит нам духовное знание, о которых и не слыхали те, кто живет одним лишь удовлетворением своих инстинктов.
* * *
№ 38
Тот, кто выбрал приоритетом телесную сторону жизни, должен помнить, что она измеряется лишь выносливостью организма, и рано или поздно закончится, тогда как духовные ориентиры даруют упование на продолжение бытия и за гробом, вселяя надежду встретить тех, кто при жизни дарил нам свет любви, и которую мы, хочется верить, не оставили без ответа.   

* * *
№ 39
Время – вещь относительная. Можно всю жизнь прожить в духовном вакууме и остаться невеждой, можно с молодых лет пуститься по пути просвещения и в короткий срок сделаться светочем знания для других.
* * *
№ 40
Человек,  как это ему ни обидно, все же, не является мерой всех вещей. Над ним стоят законы морали, этики, права, не подчиняясь им, он теряет всю многосторонность своего призвания, переставая тем самым автоматически и быть мерилом всего. Восстановить свой духовный облик через раскаянье, становится для него главной задачей, чтобы вновь обрести себя, в преддверье жертвы Христу, без которой он никогда не обретет себя. Таким образом, в опровержение всех гуманистических установок, существующих, начиная с эпохи Возрождения, что человек – центр Вселенной, мера всех вещей, все же, не он, но Бог.
* * *
№ 41
Критики обсуждают недостатки уже состоявшихся произведений, им не дано обсуждать их недостатки на уровне замысла. Таким образом, чтобы порицать, им нужно сначала увидеть законченное, а оценивать еще не созданное им не дано. Даже самым взыскательным судьям недостатки еще не родившихся произведений не доступны. Увидеть, каким должен выглядеть шедевр без изъянов до его рождения, они не в состоянии. Их судьба – идти вслед за художником, раздирая вместе с толпой недоброжелателей его развивающийся на ветру плащ.
* * *
№ 42
Не все, кто задает вопросы об истинности нравственности, желает быть нравственным. Живя по собственной придуманной себе шкале ценностей, считая мораль лишь мнением, им так легче избегнуть обязательств, которые накладывает Христианский долг. Задавая вопросы о состоятельности современной морали, они отстаивают тем самым отведенную себе меру вседозволенности, дарующую им иллюзию самости вне традиционных требований и запретов.
* * *
№ 43
Философия учит не привязываться к тому, что этого не  стоит, и напротив, понуждает прилепляться к тому, без чего нельзя обойтись.
* * *
№ 44
Можно говорить мудрые вещи и всю жизнь поступать противоположным образом: призывать на бумаге к воздержанию и трудолюбию, и самому жить в роскоши и праздности, не обременяя себя велениями долга. Так предпочитало вести себя большинство известных мыслителей и моралистов - от античного Сенеки до русских поэтов ХIХ в. Крылова и Некрасова.
* * *
№ 45
Если бы меня попросили написать книгу о нашем времени, я бы назвал ее: «Как  в 101-й раз просрали Россию».
 На самом деле, это действительно, происходит в России уже 101-й раз. До наших дней были многие другие. Были русские князья, после нашествия монголо-татар на Русь бегавшие в Орду, чтобы наводить их войска на своих же соседей, как правило, братьев. Был и Иоанн Грозный, движимый манией преследования, после опричнины, разорения Новгорода, с жителями которого поступил как со злейшими врагами, а также многочисленных казней мнимых врагов снаряжавший корабли, чтобы отбыть вместе с русской казной в Англию. Было, наконец, и смутное время, когда власти не было, а в Кремле засели поляки и всем правили шайки не подчинявшихся никому казаков, под управлением атамана Заруцкого. Был, конечно, и Ленин со Сталиным, которым либералы отдали Россию на растерзание. Претендуя на роль Цезаря, был и  Гитлер, которому Сталин в первую осень и зиму войны в 1941 году в нескольких «котлах» сдал практически всю Красную армию. Были и Хрущев, и Брежнев, и Горбачев, проигравшие Россию Западу, в погоне за химерой построения коммунизма, в пику химере построения капитализма; был и Ельцин, в погоне за химерой построения капитализма, разрушивший всю социалистическую экономику, не создав взамен ничего, кроме кучки олигархов, а Русь все стоит. Видимо, балансировать на грани выживания – ее особенность, судьба, которой она следует последнее тысячелетие, то и дело, раз в сто лет окунаясь в пучину междоусобиц.
* * *
№ 46
(Об особенностях любви в России)
В России, чтобы тебя, наконец, начали ценить, нужно сначала быть посаженным в тюрьму или сосланным в ссылку, избитым и высланным из страны. И только после того, как тебя сровняют с землей, вычеркнут имя из списков человечества, тебя, наконец, признают. Вместе с признанием приходит успех и слава; на доме, где ты жил, вешают памятную доску, начинают носить на руках и искать твоего  общества, если, конечно, к тому времени ты еще жив. Другого пути к славе, кроме, как через позор и поношение, в России пока не изобрели. Втоптать в грязь личность и достоинство человека, его память, чтобы после его крепко полюбить - таковы особенности российского национального чувства гордости за своих сынов. Примеров тому очень много, больше, чем хотелось бы: Солженицын, Довлатов, Бродский, Ростропович, Мальденштам, Ахматова, Зощенко и многие-многие другие. Но первое, что приходит на ум, - это… картошка.
 Как известно, ее в Россию привез еще Петр. Но при нем она не получила должного распространения. После дело Петра продолжила Екатерина Великая, однако, и при ней, распространение «потатового корня» не двигалось дальше окрестностей Петербурга. Инструкции, прикладываемые к рассылаемым корнеплодам, показывали, что их авторы были незнакомы даже с таким элементарным понятием, как окучивание. Дело дошло до картофельных бунтов, в которых участвовало около 500 тыс. крестьян, живших в Приуралье и Поволжье. Дело в том, что, крестьянам не объяснили, что после выкапывания картошку надо хранить в темном, сухом и  прохладном месте, иначе на ней образуется ядовитая зеленая пленка. Но вместо объяснений, власти предпочли бросить на усмирение недовольных правительственные войска, и уже только после того, как из-за ненависти к картошке погибло несколько тысяч человек, она была признана, наконец, вторым русским хлебом и получила всероссийскую любовь.       
* * *
№ 47
Не беда, если произведение содержит известную долю бреда, этим не грешит редкий автор. Бред уравновешивает моральные сентенции и назидательные наставления, которыми добросовестный автор часто нашпиговывает свои произведения, и которые не бывают  интересны никому, кроме самого писателя. В отсутствие бреда, нравоучения, лишенные своего противовеса обращаются в свою противоположность. Беда, если бред начинает выдаваться за главные мысли  автора, призванные составить основу его литературного наследия.
* * *
№ 48
Наверное, главная ценность честности в ней самой, ибо «единожды солгавши, кто тебе поверит вновь?»
* * *
№ 49
Умение терять рассудок в минуты опасности – это, наверно, и называется у людей бесстрашных сохранять хладнокровие.
* * *
№ 50
Простота, которая «хуже воровства» относится к тем, кто потерял разум, по причине лености и безволия; она относится к тем, кто всегда следовал   желаниям, конечная цель которых – удовольствие.
Простота же, которая дороже всего на свете, относится к тем, кто своим равнодушием к уколам мира сего, вселяющего зависть, вероломство, злобу и пр., преодолели человеческую двойственность, вообще, свойственную всем живущим на земле, и, будучи закованы в броню бесстрастия и послушания, обрели к концу жизненного пути сопричастность Божьему замыслу.
* * *
№ 51
Главная тропа, выводящая человека на духовный путь, - это непритворство и искренность, позволяющие взирать на страсти и соблазны мира непредвзятым и нелицеприятным взором разума.
* * *
№ 52
Человек, просящий объяснить ему основные известные всем принципы морали, не то, чтобы не хочет их понимать, но просто отрекается от них, ставя перед собой иные цели, среди которых не последняя, – захватить власть над миром.
* * *
№ 53
Может ли быть так, что ты любишь человека всем сердцем, а он тебя  не знает вовсе? Может ли проявиться любовь дочери к отцу, который путает ее с другими детьми, т.к. не видел несколько лет, и совершенно забыл ее лицо? Вы скажете, вряд ли.  Но именно на это, т.е. на неблагодарность и бессердечие детей, порой жалуются родители, не занимавшиеся в свое время их воспитанием. Их повзрослевшие дети не проявляют к ним, как им кажется, должного внимания, хотя они, когда видели их в последний раз, и дарили им по конфетке.
* * *
№ 54
Для лгуна существует только одна правда, и его правда – это ложь. И в этом нет ничего удивительного, ибо сам Спаситель говорил про нечистого, что когда тот лжет, говорит свое, потому его и называют отцом лжи. Таким образом, когда человек открывает рот, чтобы солгать, его голосом говорит не он, а некто другой, чье имя не хочется упоминать.
* * *
№ 55
Та или иная страсть заставляет человека действовать во вред себе, как если бы внутри у него сидел  тайный недоброжелатель, поставивший цель погубить его.
* * *
№ 56
Никто не хвалит за глаза, за глаза только клевещут, отсюда следует, что дурные дела всегда предпочитают творить тайно, хорошие же – прятать незачем, потому они и вершатся открыто, при всех.
* * *
№ 57
Не входи в круг избранных, ибо со временем такие «элитные» сообщества превращаются в закрытые касты, создающие питательный бульон, множащий самые извращенные идеи мракобесия.
* * *
№ 58
Бог говорит с человеком через его мысли, человек же, забивая себе  голову некими авторитарными идеями, исходящими от людей, со временем оказывается в духовном вакууме своего нередко чреватого кровопролитием невежества.
* * *
№ 59
Все самые спорные высказывания начинались со слов «как общеизвестно…»
* * *
№ 60
Невежество, в сочетании с самодовольством – самая гремучая смесь, рождающая изуверство, как продукт сентиментальности.
* * *
№ 61
Мы одновременно и любим, и ненавидим добро: с одной стороны, любим, ибо оно нам необходимо, т.к. оно есть наша защита и подмога в установлении справедливости, прежде всего, по отношению к самим себе, и ненавидим, потому что оно заставляет нас поступать в отношении других так же, как мы хотели бы, чтоб они поступали в отношении нас, а это нам чаще всего не по силам.
* * *
№ 62
«Мир бессмыслен и несправедлив», - говорят атеисты, - «поэтому он не может иметь своим устроителем доброго  и справедливого Бога, значит, Бога нет». Но если мир несправедлив  в своей основе, из чего мы сделали такой вывод? Ведь о несправедливости можно судить лишь исходя из понятий о справедливости. А если этого понятия не существует, как мы тогда решили, что мир несправедлив? Ведь говорить о кривой линии можно только, в сравнении ее с прямой. Здесь атеизм впадает в противоречие с самим собой.
* * *
№ 63
Честность – это и есть то, что делает человека принадлежащим самому себе, а ложь, напротив, заставляет терять себя, ходя кружными путями и надевая совершенно несвойственные нам маски, делающие нас заложниками собственного бесчестья.
* * *
№ 64
Тот, кто хотя бы мысленно отделил себя от своих злодеяний, уже встал на путь спасения, а кто согрешает хотя бы и в мыслях, рано или поздно вступает и на путь реального греха.
* * *
№ 65
Более всех неприличен тот человек, чьи желания неуместны, потому что, будучи неуместны, они становятся неумеренны, а став неумеренны,  делаются и вовсе непристойными.
* * *
№ 66
Холодность натуры – своеобразная защита, предохраняющая душу от того, чтобы не впасть в страсть, но такая душа остается неспособной и на свершения, пополняя безликие ряды заурядностей.
* * *
№ 67
Жена потому и возвышается над десятком поклонниц, что стоит их всех, оттого она и единственно желанна.
* * *
№ 68
Дружить – не значит быть все время вместе, а оказаться рядом именно там и тогда, когда потребность в друге насущна более всего.
* * *
№ 69
Неуживчивость с другими, в первую голову, мешает наладить собственную жизнь.
* * *
№ 70
Нужно уметь жить в мире с самим собой: в минуты затмения набрасывать узду на заглушающий разум зуд желаний, но и уметь слышать  в минуты озарений внутренний голос, повествующий нам о сокровенных вещах.
* * *
№ 71
Раскаянье в постыдных поступках продлевает жизнь, а упорство в заблуждениях, напротив, сокращает.
* * *
№ 72
Характер для человека – либо счастливое свойство, либо – суровая кара.
* * *
№ 73
Падение поджидает нас тем вернее, чем легче нам достались прежние победы, которые мы начинаем воспринимать, как нечто  само собой разумеющееся.


Рецензии