Кое-что о самогоноварении или домашней дистиляции

     Не знаю, как у кого, а у меня слово «самогон» вызывает какое-то смутное недоверие. Если его, слово это, поставить в один ряд со словами:  «водка», «коньяк», «виски» или «ром», то эти-то названия выглядят солидно и как-то уверенно в смысле понимания того, что это за напитки и какая за ними история и технология производства, а с «самогоном»  как-то всё непонятно. По смыслу самого слова получается, что это – самодеятельный способ выгона какого-то крепкого напитка, а не сам напиток, как таковой. Я думаю, что, наверное, такое моё недоверие вызвано побочным эффектом от многолетней борьбы с самогоноварением, которая безуспешно велась ещё при СССР и которая создала у людей образ напитка, как мутной белёсой жидкости, разлитой в «четверти» и выгоняемой в деревнях бабками в антисанитарных условиях. Чего только стоят образы самогонщиков, созданные Никулиным, Вициным и Моргуновым в знаменитой комедии «Самогонщики»?! В общем, государство всегда вело с этим борьбу, как с антисоциальным явлением, апофеозом которой стал период Горбачевского «сухого» закона в середине 80-х годов 20-го века.
     Мне кажется, что правильнее называть «самогон», - домашним дистиллятом, сделанным из соответствующего сырья, например: ячменный, ржаной, яблочный или виноградный дистиллят. Можно, конечно, употреблять для этого и имена собственные: «коньяк», «виски», «кальвадос», но это, наверное, будет неправильно, так как за всеми этими напитками стоит своя история, нюансы технологии, и это - целый мир и уже не наша тема, а прелесть домашних дистиллятов заключается как раз в том, что ты сам у себя дома творишь и создаёшь свою «историю» и свои напитки, которые, возможно, будут совсем не хуже их знаменитых «родственников».
     Я тут вовсе не собираюсь рассказывать о способах и технологиях производства крепких напитков в домашних условиях,- об этом уже много и хорошо написано,- а лишь попытаюсь немного поделиться личным скромным опытом в этой области.
     Первая моя попытка произвести самостоятельно алкогольный напиток была в 80-м году прошлого века. Захотел я сделать своё вино. Жили мы в Москве, дачи у нас не было, так что не было никакого дешёвого сырья для производства вина, а тёща моя, живя в Белоруссии и имея дачу, производила неплохое вино из чёрной смородины. Я подумал, что самое правильное вино должно быть из винограда и стал размышлять, где добыть сырьё для вина. Тут, как раз перед московской Олимпиадой в Москву стали завозить разные дефицитные товары, в том числе и продукты питания. Среди них завезли и виноградный сок «Loel» в невиданных тогда тетрапаковских картонных пакетах по 1 литру. Сок был из белого мускатного винограда, и я вспомнил, что мускатное вино этой же марки уже продавалось в Москве, и было очень даже неплохое. Решено, надо закупать сок и делать вино!
     Раздобыл где-то 20-литровую бутыль, закупил два ящика сока, вылил его в бутыль, добавил туда изюму, сделал водяной затвор и стал ждать. День жду, сок не бродит. Второй жду,- то же самое! На третий день чувствую, что загублю 20 литров  кипрского мускатного сока. Ну, я и взял, да вбухал туда дрожжей, не помню сколько, но немало! Может от дрожжей, может от моего мата, но после всего этого процесс пошёл. Через какое-то время я имел 20 литров очень неплохого легкого мускатного винца, которое, к слову сказать, было выпито вместе с друзьями удивительно быстро. Захотел я повторить процесс, но, увы, сока в продаже уже не было. Теперь-то я прекрасно понимаю, что сок в пакетах был либо пастеризованный, либо с консервантами, а, скорее всего и то, и другое, так что заставить его забродить было делом практически невозможным! Но чего не сделаешь с помощью дрожжей и какой-то матери!
     Сразу за первым моим удачным опытом производства алкогольной продукции последовало понимание, что нужно делать самогон! Легко сказать, но нелегко сделать! Стал изучать этот вопрос, и выяснил, что простейший комплект самогонного аппарата, пользовавшегося популярностью в народе, состоял из скороварки и стеклянного дистиллятора, который свободно продавался в наборе «Юный химик» в магазине «Юный техник» на улице Горького (ныне - 1-й  Тверской-Ямской). Там, помимо нашего наиважнейшего элемента, были всякие пробирки, пипетки, колбочки и разные химреактивы. Ясное дело, что юным химикам дистиллятор нужен был для производства дистиллированной воды, которая использовалась для приготовления всевозможных растворов, но далеко не юные «химики» у нас в стране просекли это дело и приладили дистиллятор по назначению.               
     Прикинул я этот вариант, и он мне не понравился своей слабой технологичностью: объём скороварки был слишком мал (не более 3 л) и все элементы прибора существовали отдельно друг от друга, и их еще нужно было как-то соединить в одном корпусе и обеспечить герметичность. В общем, мне всё это не легло на душу.
     Стал я расспрашивать разных своих приятелей и в процессе разговора с одним моим знакомым, работавшим в Институте медицинской техники, где существовало опытное производство, затронул интересовавшую меня тему. Мой приятель был большой любитель побухать, а при зарплате старшего инженера в 140 рублей и цене бутылки водки 4.12руб. не очень-то разгуляешься. Он заказал для себя за 10 рублей у одного умельца на опытном производстве самогонный аппарат из нержавейки. Он представлял собой ёмкость на 20 литров с горловиной, на которую навинчивался змеевик тоже из нержавейки. К змеевику подсоединялись резиновые трубки, через которые подводилась и отводилась вода, и всё. Устройство было компактно и эргономично. Всё монтировалось через прокладки из вакуумной резины, так что при выгоне запах в квартире был минимальный, что было очень важно в период тотальной борьбы с самогоноварением при Михаиле Горбатом.  При копеечной цене на сахар себестоимость напитка была очень низкой, что очень привлекало. Да и качества напитка можно было добиться очень высокого, если не жадничать! Посмотрел я на этот аппарат, позавидовал и решил через приятеля заказать такой же. Заказать-то заказал, мне пообещали, но обещанного, как говорится, три года ждать! Время идёт, а аппарата всё нет.
     Пока суть, да дело, решил я изучить подробности  технологии производства водки. Для этого я обратился к своему приятелю Пашке, кандидату химических наук, с просьбой расписать мне весь процесс, но упростив его максимально применительно к домашним условиям. Упрощенно всё выглядело следующим образом. Брага ставилась на сахаре в 20-литровой бутыли. Для максимального ускорения процесса брожения туда добавлялся один килограмм дрожжей. Бутыль у меня стояла в ванной, так что температура была около 25 градусов, и выбраживание длилось всего 2-3 дня. Первый выгон делался максимальным, то есть до 25% алкоголя в дистилляте. Естественно, тогда,  я ни о каких «головах» и «хвостах» понятия не имел. После первого выгона делалась химическая очистка первого выгона с помощью марганцовки и кальцинированной соды (пропорции я уже не помню). Полученный раствор оставлялся на сутки в банках, после чего на дне появлялся обильный коричневый осадок, что меня сильно радовало: ведь это из самогона выходило всякое «говно»! Далее всё это фильтровалось, разводилось водой  в пропорции 50х50 и выгонялось второй раз.
     Второй выгон шёл до крепости не более 40% в дистилляте, так что полученный продукт получался около 50-53 %. После этого самогон разводился водой до 40% и очищался активированным углем. До момента употребления готовый дистиллят выстаивался в банках до 30 дней. Надо сказать, что полученный дистиллят не имел ни вкуса, ни запаха, что в моем тогдашнем понимании свидетельствовало о высочайшем качестве полученного напитка. Употреблять полученный напиток в чистом виде было как-то безыдейно, поэтому далее я изготавливал всевозможные настойки и наливки. Одна из них, пользовавшаяся успехов среди моих знакомых, шла под названием «Виски».
     В те времена в моём окружении мало кто пробовал настоящий Вискарь, что давало мне возможность успешно «фальсифицировать» этот напиток. Делал я это исходя из моих скудных возможностей: настаивал самогон на дубовой коре и зверобое, купленные в аптеке, а после добавлял туда чуток растворимого кофе и сахара. Количество коры и кофе выбирал исходя из вкуса и цвета готового продукта. Немаловажным моментом была подача напитка,- я его разливал в бутылки из-под настоящего Вискаря, ну там, «Ballantine’s»  или «Johny Walker», который мне изредка перепадал от моего отца, работавшего тогда в Шереметьево-2. Вискарь то я выпивал сам, а бутылки сохранял и использовал потом под свой дистиллят.
     Надо сказать, что мой напиток, разлитый в фирменные бутылки, народ пил, да ещё как нахваливал, закатывая глаза от качества заморского продукта. Только самые близкие друзья знали, что это был за «Вискарь»! А про реальное качество производимого мной продукта могу сказать, что мы могли за вечер вдвоём выпить 1.5 литра моего «Вискаря», а наутро безо всяких последствий ехать на работу!
     Отдельной темой у меня шла «Клюковка». Делал я её в двух вариантах: «мужская» и «женская». Для «мужской» я на 0.5 л добавлял один стакан клюквы и одну чайную ложку сахара. Клюкву всю вместе с сахаром давил ступкой и добавлял в дистиллят. После 2-3 недель настаивания и последующей фильтрации напиток был готов к употреблению. Крепость его была 35-37%, но пился он как «божий» нектар. Для девчонок количество клюквы увеличивалось вдвое, а сахара – втрое. Получалась 25-27% наливка рубинового цвета и удивительно приятная на вкус,- девчонкам нравилось!
     Но тут появилась ещё одна «засада»,- мой ребёнок! Она в то время училась не то во втором, не то в третьем классе, в общем, октябрятская звёздочка или пионерское звено! А поскольку в то время в стране велась активная борьба с самогоноварением, то если бы тебя застукали по какой-то причине за этим делом, то запросто можно было бы поломать себе всю жизнь, а уж карьеру то точно! А поскольку, пионеры были всегда на передовой во всякой борьбе за дело партии, то, чтобы случайно моя дочь меня не «сдала» своей пионерской организации, нужно было придумать всему этому процессу какую-нибудь «легенду». Я в те времена слегка увлекался фотографией и часто дома в ванной сам печатал фотки. Когда  на кухне булькала брага в аппарате и прозрачная жидкость капала в трёхлитровую банку, то, значит, папа делает  дистиллированную воду для приготовления проявителя и скоро будет печатать фотографии. Не знаю, верила ли в это моя очень смышлёная дочка, но её эта версия устраивала и лишних вопросов она мне не задавала.
     Впоследствии в области самогоноварения у меня был длительный перерыв, связанный, во-первых, с тем, что у меня на время попросили аппарат попользоваться и, как водится, «заиграли» с концами, а потом наступили 90-е годы, жизнь кардинально стала меняться, и мне уже было тогда не до самогоноварения.
     Через много лет как-то в нашей банной компании зашел разговор о дистиллятах (до этого то мы после бани употребляли только водочку), и было принято решение попробовать заменить её, «родимую», на иные напитки. К тому времени в продаже появился классический русский дистиллят - «Полугар», выпускаемый в Польше нашим известным знатоком и ценителем русской водки – Борисом Родионовым, автором книги «Полугар. Водка, которую мы потеряли». Напиток выпускался в нескольких вариантах: Ржаной, Пшеничный, Солодовый, и т.д. и оказался весьма интересным по вкусу и послевкусью напитком. Стали мы в бане экспериментировать и покупать дистилляты, появлявшиеся в наших  магазинах и привозившиеся нами по случаю из-за границы, ну там, Кальвадосы, Ракии, Сливовицы и проч. Надо сказать, что все это нам нравилось, и как-то естественным путём родилась мысль попробовать изготавливать это самим, благо, времена изменились, и наша промышленность вместе с коммерсантами стала выпускать современные самогонные аппараты высокого качества.
     Я, как старый самогонщик, совратил своего приятеля Лёху, и он купил себе аппарат для начала экспериментов. Я стал в проекте играющим тренером. У нас с ним дачи рядом, в Тверской области, и всё время в урожайный год на яблоки проблема – куда их девать! Тут мы и решили начать с яблочного дистиллята. Купили полупромышленную соковыжималку и дело пошло! Один собирает яблоки, второй их заправляет в соковыжималку, и на выходе густой сок вместе с остатками жмыха. Переливаем сок в 20-литровые ёмкости, добавляем туда специальных винных дрожжей, ставим водный затвор, и всё! За 3-4 часа мы заряжали 80-100 литров браги. Через неделю в следующие выходные начинали выгон.
     Современные аппараты позволяют, во-первых, очень комфортно выгонять дистиллят, а во-вторых, четко производить отъём «головы» и «хвостов», то есть первой, самой ядовитой и последней «тяжелой» фракции.  Двойной выгон с последующим разбавлением до 40-43% позволил получить очень интересный и ароматный дистиллят. Позже мы стали экспериментировать с составом яблок, и в какой-то момент попробовали добавить в смесь грушу в пропорции 50х50, что дало нам изумительный по вкусу напиток после его годичной выдержки в дубовой бочке. В общем, процесс пошёл, и как в любом творческом деле он – бесконечен!
     Сейчас уже два мои приятеля, совращенные мной, вышли на очень высокий уровень производства дистиллята. Один из них специализируется сейчас на производстве хлебных, прежде всего, ячменных дистиллятов, а другой гонит из всего, что есть под рукой: яблоки, ягоды, зерно. Но напитки, при этом, отличаются высоким качеством и своеобразием вкуса.
     Я из этого процесса пока выпал по причине отсутствия места для нормального производства, но в моем новом строящемся доме на Волге в цокольном этаже предусмотрена комната для самогоноварения!

                26.02.2017
   


Рецензии