Бог, как и Его помазанник, поругиваем не бывает. Ч

А если и бывает, то это чистое святотатство и тяжкий грех,  который необходимо отмаливать в искреннем покаянии.

Центральная московская власть боролась с княжеской удельщиной, не всегда находя поддержку среди князей церкви. Туго в этом отношении приходилось первому Царю на Руси Иоанну IV Васильевичу Грозному. Вставали высшие иерархи церкви за защиту крамольных бояр против царской власти, объединявшей русских в единое могучее государство. И тем самым брали великий грех на себя, противопоставляя свои церковные властные амбиции интересам Державы и священной царской власти.


(картинка)Святитель Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного

За что Царя Петра Первого невзлюбили церковники на Руси? За то, что в годину тяжких испытаний для державы российской покусился на колокола, чтобы отлить из них пушки для борьбы с супостатом. Но не только это. Церковные иерархи стали на сторону сына самодержца российского царевича Алексея в заговоре против царя, желая уничтожить все петровские реформы по обновлению России. За что сам царевич поплатился головой, а Церковь была наказана подчинением государству.

Царь Пётр Алексеевич,  будучи создателем могущественного абсолютистского государства, добился признания за Россией авторитета мировой великой державы. Желали ли этого церковные иерархи? Нет, им была больше по сердцу старинная русская патриархальщина и чтобы авторитет церковных князей был выше авторитета помазанника Божия. Это была своего рода церковная фронда, отголосок княжеской удельщины и борьбы за церковную власть, которая должна быть выше государственной.

 Сам царь считал себя первым слугой отечества, который собственным примером должен был учить подданных. Нетрадиционное поведение Петра, с одной стороны, разрушало веками складывавшийся образ государя как сакральной фигуры, а с другой — вызывало протест у части общества (прежде всего у старообрядцев, которых Петр жестоко преследовал), видевшей в царе антихриста.

Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Не могли церковники простить царю Петру то, что после смерти в 1700 патриарха Адриана нового патриарха избирать не стали, и Петр создал Монастырский приказ для управления церковным хозяйством.

Реформу церковного управления 1721 г.,  Петр обдумал со своим любимцем и сотрудником, ученым псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Реформа состояла в том, что патриаршество было упразднено вовсе и заменялось «соборным управлением». Учреждена была из лиц, принадлежащих к духовенству, духовная коллегия, названная синодом. Состав синода был такой же, как и прочих коллегий: президент (Стефан Яворский), два вице-президента (из них один был сам Феофан Прокопович), советники, асессоры и секретари. При синоде состоял и обер-прокурор. В делах веры синод имел силу и власть патриаршескую, но вместе с тем он стоял в ряду прочих коллегий, подчиняясь надзору генерал-прокурора и сената.

(картинка) Феофан Прокопович

Синодальное правление церковью сохранялось до 1917. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив возможность столкновения представителей царской и церковной власти. Однако скрытое враждебное отношение амбициозных властолюбивых церковных архиереев к царской и императорской власти сохранялось и реализовалось в Февральскую революцию 1917 года.


Рецензии