Стать человеком

Кондиционер жужжит мерно и успокаивающе, послушно охлаждая разогретый за день южный воздух. Лунный свет проникает в щели между шторами, освещает небольшую комнату. Некоторые предметы выделяются особо, так как бледные лучи ночного солнца падают на них под прямым углом. Казалось, Земля зависла в бескрайнем космосе совершенно одинокая и обездвиженная без яркой желтой звезды, подарившей жизнь.
Я поднялась с кровати, оделась и бесшумно вышла на улицу. Асфальт стлался под ногами, я шла быстро, окруженная верещащими цикадами, возмущенными вторжением в их ночную жизнь. Широкая лента дороги разделилась на несколько узких ленточек, каждая из которых делилась на себе подобных. Они расположились между невысокими, но пышными приморскими деревьями, выгибались в угоду неровному ландшафту, поворачивали мягко и внезапно. По хитрому их лабиринту я уверенно двигалась к морю.

С широкой скамейки впереди меня тяжело сполз мужик, пошатываясь, преградил дорогу.

- Че ты тут шастаешь, приличные люди уже спят давно! А ты их будишь! – произнес он заплетающимся языком и не без труда фокусируя на мне взгляд.
- Из приличных людей я никого не разбудила, - честно сообщила я, выделив слово «приличных».
- Щас как дам в морду! – взвизгнул пьяница. – И не посмотрю, что девка.
Я молча подняла глаза.

Не смотрите, люди, ночью в глаза русалке! Ошеломленный созерцанием моей бесцветной, источающей призрачный свет радужки, мужик мелко затрясся и, размашисто крестясь, принялся пятиться, пока не наткнулся на дерево. Тогда он с диким воплем развернулся и унесся, проломив грудью кусты, не замедлив скорости. И чего растения ломаешь?

Я вышла на набережную, и волна презрения, смешанного с гневом, мгновенно улеглась. Вот почему это море назвали Черным! Густая нефть неторопливо колыхалась у берега, расстилалась во все стороны, смешивалась с ночным небом у горизонта. Крупная галька зашуршала под ногами, шорох удивительно музыкально сливался с шумом накатывающих волн.

Одежда легко упала на остывшие камни, и я подошла к воде. Луна положила передо мной дорожку из седого золота, тускло блестящего на поверхности воды. Как же мне дорог мертвенный свет ночного солнца! Его благородное спокойствие, вдохновение, холодная гордость. Оно щедро изливает дары на тех, кто слушает музыку безмолвия, умеет распахнуть душу, чтобы увидеть нечеловеческую красоту, насладиться ее силой, отдать ночи частичку себя. Я медленно вступила на уводящий вдаль волнующийся ковер. Ноги, а затем и тело исчезли под атласной тканью призрачного света. Море приняло в прохладные объятия, окутав нежностью и лаской.

Я стала частью огромной массы воды, словно растворилась в ней. Крутилась, извивалась, ныряла и просто плавала, принимая поцелуи моря. Тело налилось уже знакомой дикой силой, требовало движения, действия, только бы не оставаться на месте. Послушавшись, я охотно поплыла на глубину, продвигаясь и вдоль набережной.
Отдавшись радости быстрого скольжения под водой, хоть и на поверхности, я едва не натолкнулась на два неторопливо плывущих рядом в сторону берега человеческих тела. Мужчина и женщина, молодые, явно влюбленные. И не побоялись заплывать так далеко? Люди, глупые люди… Вы наивно уверены, что влюбленные всегда в безопасности, что их хранит святое чувство. Чудес не бывает. В ваших фильмах влюбленные почти всегда выживают или умирают вместе, ведь по отношению к ним судьба не может быть несправедлива. Может, еще как может! Пустые молитвы праведника не спасают от меча жестокого завоевателя, как и не избавляют от голодной смерти детей, не восстанавливают мир во всем мире, не дарят вечного и абсолютного счастья… Нет в любви ничего мифического, это всего навсего сильное чувство, неведомое русалкам. Меня, Лилию Найтову, никто не спросил, хочу ли я быть такой, я не подписывала договора, не заключала контракта, не просила, меня не наказывали, я просто родилась русалкой. Справедливо ли это? Не знаю. Я счастлива, что я русалка, и больше мне от жизни ничего не надо. А чудес не бывает.
Чуткие уши даже под водой уловили, что пара переговаривалась. Можно вынырнуть невысоко над водой, сейчас я для людей всего лишь гребешок ближайшей волны.

- Виктор, ты опять думаешь о своем проекте? – жалобно спросила девушка.
Симпатичная, со светлыми длинными волосами, узким лицом и голубыми миндалевидными глазами. Мужчина тоже ничего, телосложение спортивное, но не атлетическое, темноглазый шатен. Внезапно напомнила о себе сила, подаренная морской водой. В воде русалка намного сильнее, поэтому труда утащить обоих на глубину мне не составит. Глупые люди, зря вы надеетесь на силу любви.

Виктор ласково дотронулся губами до щеки девушки, нежно прошептал:
- Сейчас – нет. Я люблю тебя, Лена, действительно люблю, и мое увлечение наукой не помеха нашим чувствам.
- Но ты тратишь на работу так много времени, что мне иногда кажется, ты забываешь про меня.
Тяжелый вздох, пауза. Несколько раз Виктор открывал рот для ответа, но продолжал молчать. Он покусывал губы, в глазах отражалась искренняя боль. Лена притихла, загрустила. А мне расхотелось топить их. У меня хорошая память на голоса…


Жара. Бензиново-выхлопной смрад наполнил даже зал кафе, смешался со вкусными запахами еды. Сегодня выходной, но заведение почти пустое, народ потянуло на природу, многим хотелось провести летний отпуск на свежем воздухе. Заняты только два столика – за одним парни неторопливо пьют холодное пиво, за другим скучает в ожидании заказа девушка. Парни переговариваются негромко, но у соседки чуткие уши, как и у всех русалок.

- Хорошее пиво, и освежает классно…
- После экзаменов любое пойло напитком богов покажется!
Оба довольно расхохотались и сделали по большому глотку. В кафе вошла длинноногая девица, густые локоны при каждом шаге взлетали над узкими оголенными плечами. Бедрами раскачивала так широко, что русалка неимоверным усилием воли подавила желание позвать официанта, чтобы тот пошире раздвинул столики на пути девушки во имя сохранности мебели, а один из парней невольно делал зарядку для глаз, двигая зрачками влево-вправо в такт шагам красавицы. Второй равнодушно мазнул глазами по роскошной фигуре и уткнулся в пиво. А девица лихо продефилировала к столику парней, подтянула стул и раскованно села.

- Что отмечаем, мальчики? – голосок прозвучал так мило и слащаво, что девушка за соседним столиком поспешно сунула в рот кусок соленого огурца из салата.
- Неважно. Зато теперь пьем только за встречу со столь прекрасной дамой! – отозвался первый парень и добавил с угрозой в голосе. – Да, Виктор?
Виктор вздохнул, бросил недовольный взгляд на друга и соизволил кивнуть.
- Кстати, меня зовут Андрей, этот неразговорчивый субъект мой однокурсник. Сегодня сдали последний экзамен, теперь свободны, как молекулы воздуха! А вы не дадите телефончик?
- Вашему другу надо срочно позвонить? – игриво спросила девушка, подвигая стул к Виктору.
- Надо, надо, - кивнул он, - но не вам. Глупостей я наслушался от одногруппников во время сдачи экзаменов.

Красавица оскорбленно фыркнула и выскочила из зала. Андрей сердито накинулся на друга:
- Ну что надел, а, что наделал! Подумаешь, мозгов не хватает, зато фигура высшего пилотажа! Знаешь, какие по курсу про тебя слухи ходят? Да я не про талантливость юного студента, чего плечи раздвигаешь! Уже профессора косо на тебя смотрят, а между собой голубым зовут, чего про наших парней и девок говорить! Не делай обиженные глаза, я лично тебя не подозреваю, хотя скоро начну… Ты же не хочешь всю жизнь одиночкой провести? Уже хорошо… Представь, в сорок лет тебя захомутает ушлая тетка, будешь с ней мучиться, ведь для ученого такого класса неприлично разводиться после месяца совместной жизни! Опять плечи разводит! Да ты о чем-нибудь думаешь, кроме науки и карьеры ученого?!

Дождавшись конца содержательного монолога, Виктор засмеялся, но быстро успокоился и довольно серьезно спросил:
- Если уж мы заговорили на эту тему, как ты собираешься обустроить личную жизнь?
Андрей задумался, тоже став серьезным, стал неторопливо пояснять:
- Для начала повстречаюсь с разными девками, нагуляюсь по полной. Потом буду присматриваться повнимательнее, какая понравится, затею отношения серьезные. Посмотрю, какая хозяйка, изучу характер, привыкнем друг к другу… Ну и предложение сделаю, если все выгорит!

- Отличный план, все продумано, не в чем упрекнуть. – Виктор кивнул. - Но я хочу настоящей любви, огромной, всепоглощающей, ее называют любовью с первого взгляда. Чтобы мы не раздражали друг друга, не ссорились из-за пустяков, заботились, искренне желали счастья… Ну…В общем, ты понял.
Андрей побарабанил пальцами по столу, подул на пену в опустевшей кружке и решился задать вопрос погрузившемуся в грезы другу.

- Как же ты собираешься найти великую любовь, если будешь полностью поглощен наукой? Ты каждый час мыслями в своем проекте, посвященном созданию сплава, обладающего огромной тугоплавкостью, невероятной легкостью и стойкостью к коррозии.

- В том то и дело, - вдохновенно начал Виктор, - она должна прийти внезапно, поразить в самое сердце, словно молния, вспышка, южная зарница! И не помешают мои занятия наукой, наоборот, любовь будет вдохновлять! А на поиски, как хочешь сделать ты, придется потратить слишком много времени, да и чем это закончится? Прости, здание жизни каждый строит по собственному проекту.
Он хмуро умолк, глаза внимательно рассматривали пятнышко на столе.
- Н-да, если твоя мечта осуществится, это будет чудо, - произнес слегка ошарашенный поэтизмом друга Андрей.

Русалка за соседним столиком усмехнулась – она-то знала, что чудес не бывает.


…Принявшая молчание Виктора за подтверждение собственных слов, Лена сердито бросила:
- Андрей, твой друг, наверняка и жене внимание уделяет, не только над защитой кандидатской корпеет. Или корпит правильно говорить?..
В темноте я увидела, как Виктор улыбнулся, тряхнул налипшими на лоб мокрыми волосами и победно сообщил Лене:
- А вот про Андрюху ты вспомнила в самую точку! Они с женой каждый день звуконепроницаемость квартиры проверяют. И ведь ссорятся каждый день почти из-за одного и того же – Верка требует от мужа найти «нормальную» работу, бросить науку, которая может принести доход в разве что далеком светлом будущем, он доказывает необходимость работы на кафедре, да и постоянными подозрениями в измене друг друга мучают. Сначала обижаются, орут, ссорятся, потом мирятся. Скоро у обоих голоса сядут…

- Знаешь, Виктор… - Лена тихонько вздохнула, - мне все равно, чем ты занимаешься, сколько зарабатываешь, я не буду злиться, если ты изменишь мне, потому что люблю тебя. Люблю так, что никогда не брошу, что бы ни случилось…
Мужчина блаженно улыбнулся, поцеловал Лену. Они ненадолго погрузились в воду, а когда вынырнули, Виктор сказал:

- Я до безумия благодарен проекту, который ты ругала, ведь именно он помог рассмотреть тебя, увидеть в толпе, не пройти равнодушно мимо. Когда я шел тогда по улице, мысли были заняты предстоящим опытом, а, увидев тебя, я словно был поражен ударом молнии. Ты – моя Единственная.

Игриво-буйное настроение исчезло, распирающая тело шальная сила ушла внутрь, оставив ощущение спокойной уверенности. Я развернулась и поплыла прочь от влюбленных, вдаль от берега и одновременно на глубину. Любить и быть любимыми, как Виктор и Лена, огромное счастье. Эти двое сумели найти его. Странно, но до сих пор я никогда не жалела, что родилась русалкой, а теперь посетило чувство опустошенности. Взамен на свободное плавание по ночному морю и рекам у нас забрана способность любить.

Здесь берег довольно пологий и сравнительно ровный, поэтому я погружалась медленно, под углом градусов пятнадцать или десять к горизонту, но дна не видела. Во время плавания ночью русалкам не нужен воздух, в воде мы абсолютно свободны и можем делать что хотим без ущерба здоровью. Прохладные объятия моря всегда успокаивают, мысли текут ровно.

Виктор нашел любовь благодаря увлеченности работой, он не искал ее специально, как это делал Андрей, в итоге прогадавший. Курсовая являлась его высшей целью, отвлечь от которой смогла только Лена. Выходит, человек, не имеющий цели, не может полюбить «по-настоящему»? У меня, как и у всякой русалки, да и как у животных, нет в жизни цели, мы живем ради жизни! Может, поэтому нам незнакомо чувство любви? Получается, быть человеком – значит, иметь цель?

В смятении я повысила скорость. У меня действительно нет цели в жизни, я не знаю, зачем живу. Раньше я просто жила, никогда не задумывалась над этим вопросом…
А какова цель нашей жизни? Я бы так хотела знать…

Воздух!!! Мучительно хотелось сделать хотя бы глоток! Я развернулась вертикально вверх и рванула к поверхности. Далеко, не меньше пятидесяти метров. Из-за быстрого продвижения к поверхности уши пронзила мучительная боль. Легкие быстро сжимались, скукоживались без доступа кислорода, столь необходимого человеку. До поверхности еще очень далеко, не разглядеть даже слабых отблесков лунного света сквозь толщу воды. В глазах потемнело, уши заполнил гулкий звон. Я плыла из последних сил, осознавая полную безнадежность ситуации.

Мне хотелось жить.

Но чудес не бы…


Рецензии