Ответы на вопросы, часто задаваемые учениками

Вопросы, часто задаваемые учениками.
1. Как оценивать  правление Сталина?
2. Что лучше: капитализм или социализм?
3. Ваша позиция в вопросе о Крыме.

            1.Как оценивать правление Сталина.
             При поверхностном изучении истории (как это было в советской школе),  часто давалась схематическая однозначная оценка  и правителям государства.  Владимир Святой – креститель Руси, Иван Грозный – жестокий опричник, Петр I – Великий реформатор. С таким подходом положительных правителей наша история насчитывала единицы. В основной массе своей  цари и императоры (да и их генералы-прислужники) были сплошь эксплуататорами и кровопийцами…
             У современного человека (особенно молодого) складывается еще более превратная картина по причине того, что предыдущими десятилетиями в нашем образовании была утрачена мотивация изучения Отечественной истории по причине перехода на рельсы капитализма и предательства  не только идеи социализма, но и самого уже реально существующего развитого социализма.  А те люди, которые не хотят бездумно под воздействием некоторых идеологов  присоединяться к орущей братии сталинистов или антисталинистов , а хотят разобраться, что произошло с нашей страной, изучают историю глубже, знакомятся с источниками и авторами той и другой стороны. Последние десятилетия я был в числе этих людей, поэтому назрела необходимость изложить свою оценку истории Отечества,  да  и всего происходящего сегодня.
              К сожалению, в истории не все так однозначно! В каждом правителе были и плюсы и минусы!. Сторонники видят только плюсы, а бревна минусов не замечают или не хотят замечать. Противники, понятно, занимают противоположную позицию... Но если глубоко изучать факты истории, то для каждого правителя можно набрать либо больше плюсов, либо больше минусов, вот тогда-то и надо оценивать деятельность вождей. Правда и ПЛЮСЫ и МИНУСЫ бывают по значимости разные... Например, на вопрос:  Верил ли Сталин в социализм для народа, а не для правящей элиты,  можно ответить,  задав такой вопрос:  Какую собственность оставил в наследство своим детям этот человек? Найдя в посмертных документах опись имущества,  увидим список: трубка, мундир, сапоги и награды. Все остальное: квартира, имущество, дача, автомобиль  – были государственными. Ему принадлежала лишь одежда и личные вещи.  Причем это все, в чем его положили в гроб. Заметьте никаких квартир, дач, машин, приватизированных заводов и предприятий, которые после него оставляли слуги народа и при социализме и сейчас - при капитализме...
             И тем не менее, он - кровавый тиран, но в этом не меньше виновато и  его окружение, тот же Хрущев, сваливший всю вину за ГУЛАГИ и репрессии на него, сам  присылал ему сотни расстрельных списков... Да, Сталин - тиран, но своей тиранией и репрессиями он  (на страхе) заставил народ совершить чудо,  и за 20-25 лет, "взяв Россию с сохой, оставил её с атомной бомбой" (У. Черчиль).
               Вопрос: Стоило это миллионов жизней?  -  я оставляю без ответа, а задам другой: Устояла бы Россия с сохой против фашистской агрессии без первых пятилеток и ГУЛАГА???  К сожалению, в истории мы не можем проверить другие версии... Но мне почему-то кажется, что едва ли…  Был ли другой путь быстрого развития страны в окружении врагов и фашизма?   Едва ли!  Так кто Сталин: губитель или спаситель нации?   
               И ТО и ДРУГОЕ!  А разве так бывает? Да! Когда идет бой, командир отправляет бойцов под шквальный огонь, зная, что часть солдат погибнет. Если с этой позиции, то он больше спаситель нации, пожертвоваший её часть ради выживания другой части. Но если судить с позиции Ф. М. Достоевского, который выразил  устами Ивана Карамазова мысль, что  счастье всего человечества не стоит слезинки одного младенца, тогда Сталин – кровавый тиран и губитель нации…
               Но выбирать позицию каждый должен сам…
               И еще!!! Если рассматривать историю с позиции ХРИСТА, то нужно уметь прощать…
 Ведь простил Сергей Королев, не озлобился на свое государство и власть, продолжал работать и прославил свою страну, а ведь его в ГУЛАГЕ сделали калекой, выбили все зубы, издевались….
                Сталин -  победитель фашизма! – кричат одни!
                Не Сталин, а народ – победитель – говорят другие, и я с ними!
Один мой дед пропал без вести в 1941 году под Ленинградом, дугой  лежит в ГУЛАГовской магаданской земле, оклеветанный в 1938 и реабилитированный посмертно в 1957.
               Сталин сделал немало для Победы! Но для многих он является еще и символом этой Победы! А что такое символ? Кумир толпы, икона! Но не надо забывать и библейское: «Не сотвори себе кумира!»
               Символ, по-моему глубокому убеждению, это безгрешный идеал! Сталин не подходит на эту роль! Серп и Молот – символ союза двух великих тружеников: рабочего класса и крестьянства!
                Эти символы не имеют изъянов!   Делать символ из человека нужно очень осторожно!  Например, я соглашусь с теми, кто предлагают сделать символами предательства Ельцина и Горбачева! Это Иуды Новейшего времени! Грубо! Жестко! Но это так! Аргументы:
              а) личные амбиции, неприязнь и борьба за кремлевский кабинет двух президентов  (столица одна, Кремль один, а  президентов два: СССР и РСФСР);
              б) и тот и другой пренебрегли мнением  народа, высказанном на Референдуме о сохранении СССР. Один подписал Беловежские соглашения, другой их не опротестовал.  А ведь по воспоминаниям секретарей и помощников трех мятежных президентов, подписавших роспуск СССР, у них был приготовлен вертолет для побега за границу, в случае, если Горбачев даст приказ их арестовать.  Значит они осознавали, что их акт незаконен, и думали: «Авось, прокатит!»… Прокатило!;
               в) когда Горбачев снял с себя полномочия президента СССР,  Ельцин занял Кремль, запустил туда сотни американских советников (есть ролик в интернете, где сам Путин об этом говорит), и эти советники написали нам Ельцинскую Конституцию и ряд законов, где ущемлены и урезаны были наши права, которые мы гарантированно имели при социализме (об этом отдельное приложение);
               г)  потом  Ельцин провел антиреформы,  которые ухудшили положение всего народа, кроме его ближайшего окружения:  прихватизация, переход к рыночной капиталистической экономике, посадил Россию на долларовую иглу и т.п….
               Думаю достаточно аргументов. 
              Есть еще один вопрос: Почему у  Ельцина в его «реформах» было так много сторонников в госструктурах, в разваливающейся КПСС и даже в КГБ?
Ответ очевиден: им тоже удалось кое-что урвать  в данной ситуации, и  им стал выгоден рыночный капитализм, гарантирующий олигархам сохранение их приобретенной собственности.
              А при сохранившемся социализме у них бы все прихватизированное конфисковали в пользу народа. Вот и выступили эти чубайсы и березовские в роли неореформаторов.
              С этим примером двух символов предательства я далеко ушел от вопроса про Сталина.
              Итак, мы остановились на том, что Сталин –  и кровавый тиран и спаситель нации, верящий с социализм для народа, и построивший  его вместе с народом на крови этого народа… Думается, что сталинистам и их потивникам надо это принять как историческую данность и перестать разрушать наше общество этим противостоянием ради будущего наших детей.

             2. Что лучше: социализм или капитализм?
 Задаю встречный: Лучше для кого?
                Сегодня от политиков даже самого высокого ранга можно услышать, что коммунизм и социализм провалились в СССР и показали свою полную несостоятельность! Прежде, чем бросаться в бурный поток споров по этому вопросу,  давайте на берегу определимся с понятиями.
*Социализм –  (франц. socialisme, от лат. socialis — общественный) — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.
*Согласно определению энциклопедии Британника социализм — это социально-экономическая доктрина, которая призывает к общественной собственности или общественному контролю над собственностью и природными ресурсами[3]; обобществление собственности вообще рассматривается как один из самых существенных, «конституирующих» признаков социализма.
* Социали;зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.  Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность.


                Капитализм – экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, формальном юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

• Капитализм —общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом.  (Большая советская энциклопедия)
• Капитализм — это современная, базирующаяся на рынке экономическая система производства товаров, контролируемая «капиталом», то есть стоимостью, используемой для найма рабочих. (Оксфордский философский словарь).
• Капитализм (рыночная экономика, свободное предпринимательство) — экономическая система, доминирующая в Западном мире после крушения феодализма, в которой бо;льшая часть средств производства находится в частной собственности, а производство и распределение происходят под воздействием рыночных механизмов. (Британская энциклопедия)

                Итак, социализм – это идея справедливого общества, которая была реализована в СССР и реально существовала.. Какие возможности давал социализм простому труженику?
                Перед вами список привилегий рабочего человека при социализме.
               
 1. Право на восьмичасовой рабочий день.
 2. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск.
3. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации.
 4. Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.
5. Право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причем, как среднее профобразование, так и высшее. А в ВУЗах платили стипендию. Я учился в ВУЗе с 1972 по1976, получал стипендию 40 рублей,  жил в общежитии.  30 рублей у меня уходило на питание, а на оставшиеся 10 рублей я ходил в театры и кино.
6. Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями.
 7. Право на бесплатное медицинское обеспечение и обслуживание. Любую самую сложную операцию делали за счет государства.
 8. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям.
 9. Право на бесплатное жилье. Квартиры получали бесплатно от государства. Правда были очереди на предприятиях, но если вы были хорошим и  нужным специалистом и честно работали, то в течение 3 -5 лет квартиру получали. При этом, если в семье были разнополые дети, то давали на одну  комнату больше, то есть, семья, имеющая двух детей, получала двухкомнатную квартиру, но, если дети были разнополые, то семья получала трехкомнатную квартиру.
10. Право на свободное высказывание своих взглядов по всем проблемам современной жизни страны, право трудовых коллективов обсуждать законопроекты.
11. В сельской местности учителям и врачам бесплатно предоставлялась жилплощадь, коммунальные платежи (электроэнергия и отопление) за этих специалистов оплачивал сельский Совет. Предоставлялся в пожизненное пользование земельный участок.
12. Право на бесплатный проезд к месту работы или учебы по индивидуальному, оплачиваемому государством проездному документу. 
13. Пенсионеры имели право на бесплатный проезд в общественном транспорте при предъявлении пенсионного удостоверения, а ветераны труда оплачивали лишь 50 % квартплаты и коммунальных услуг.
14. В период развитого социализма (70 – 80-е годы) цены на товары и продукты снижались, а заработные платы стабильно росли. У народа была уверенность в стабильном будущем.
 Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот:
1.Право на трехлетний декретный отпуск с сохранением рабочего места. (56 дней - полностью оплачиваемый, 1, 5 года - пособие, 3 года - без прерывания стажа и запрет администрации на увольнение.).
2. Право на бесплатную патронажную службу ребенку сроком до одного года (наблюдение врачом-педиатором за развитием ребенка на дому).
3. Право на бесплатную диетическую молочную кухню для всех  новорожденных до трех лет.
 4. Право на бесплатное медицинское и санаторно-курортное лечение при любых детских заболеваниях. Ни в одной стране мира ничего подобного не было и не могло быть даже в помине. Кое- какие социальные блага в зарубежных странах стали появляться лишь после Второй мировой войны в результате мощного рабочего движения, вызванного существованием на планете Советского государства, Государства рабочих и крестьян.
5 «Все лучшее – детям!»  - это был не просто лозунг! Детские товары: детское питание, игрушки, одежда и обувь стоили на 50-60 % дешевле  товаров для взрослых.

Имея за спиной такие мощные Социальные завоевания, Советский человек искренне гордился своей страной, зная, что его страна обладает колоссальными достижениями в развитии своего народного хозяйства, а именно:
1. Мы сами, без чьей-либо посторонней помощи восстановили разрушенное народное хозяйство страны после Первой мировой и Гражданской войны, и после Великой Отечественной войны. Такого народного Подвига история человечества не знала никогда.
2. По всем экономическим показателям развития народного хозяйства страны мы со второй половины двадцатого века занимали прочное второе место в мире после США. И не надо забывать, что по просторам России в двадцатом веке прокатились три чудовищные войны, а на территории США войн вообще не было в течение последних полтораста лет.
3. По количеству зарегистрированных в год изобретений мы занимали тоже второе место после США. А этот показатель говорит о техническом уровне нашего промышленного производства.  Этот уровень был сопоставим с Американским, с первой экономикой мира!
4. Мы обладали лучшей в мире системой общего и специального профессионального образования, на которую только сейчас начинают переходить Америка. И наши школьники и студенты на всех интеллектуальных Олимпиадах мира всегда занимали призовые места, далеко опережая представителей остальные страны мира. Вспомните слова Американского президента Джона Кеннеди, сказавшего с горечью в шестидесятых годах о том, что русские выиграли у Американцев соревнование за Космос за школьной партой и что нам, американцам, пора перенять именно русский опыт образования.
5. Мы обладали лучшей в мире системой профилактического здравоохранения, на которую только сейчас начинают переходить Америка и Европа.
6. Мы обладали лучшей в мире системой физической и спортивной подготовки населения страны, начиная с раннего детского возраста (бесплатные для населения спортивные кружки, секции), на которую уже перешел Китай и начинают переходить целый ряд цивилизованных стран мира. В школах и домах пионеров работали бесплатные для детей технические кружки (радио, фото, авиамоделирование и т. п.). Дети были заняты, а родители были спокойны за будущее своих детей.
7. Мы обладали одной из лучших в мире системой освоения космоса, с которой могла соперничать лишь Америка.
8. Мы обладали лучшей в мире военной техникой, с которой могла соперничать лишь Америка.
 Можно еще добавить сюда несколько слов о том, что мы имели страну, с которой в мире считались и которая являлась Великой Державой  с развитой  промышленностью и  наукой, с Великой культурой, с лучшим  образованием и Великими идеями по построению нового общества на земле, справедливого для всех людей страны, а не только для богатых. И все иностранцы, бывающие у нас, отмечали у граждан СССР чувство глубокого патриотизма и чувство глубокого собственного достоинства. Ведь Советская власть была нашей властью. А не властью тех, кто стоит надо нами по социальной лестнице и кто нас за людей не считает. Поэтому слова Маяковского «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» мог с гордостью произнести любой гражданин страны независимо от своего местожительства и социального положения. Сегодня большинство из этих завоеваний социализма у нас отняли.
        Исходя из вышеперечисленных аргументов, можно сделать вывод, что социализм – реально работающая идея, проверенная в СССР. Социализм  лучше для людей труда и простого народа и неприемлем для олигархов, желающих владеть крупными предприятиями и эксплуатировать свой народ.  Вся промышленность, заводы и фабрики в нашей стране были созданы нашими дедами и отцами, а в девяностые годы были обанкрочены и прихватизированы чиновниками – бывшими слугами народа, а позднее легализованы и переданы своим детям. Сейчас мирным способом вернуть собственность народу невозможно. Это чревато гражданской войной, потому что никто не отдаст народу свою собственность добровольно. Попытки современных критиков идеи социализма мотивированы лишь одной причиной: им не хочется расставаться с награбленной ранее собственностью.
          Олигархам, понятно, выгоден капитализм и рыночная экономика. Где же выход? Как вернуть народу его собственность?  Революцию и гражданскую войну мы уже проходили. Остается путь реформ и преобразований. Примеры тоже есть в истории. Президент США Рузвельт  для выхода из кризиса 1933 года  часть средств отнял у олигархов в пользу бедных, ввел много социальных программ: пособия по безработице, поддержка фермеров и промышленности…  Думаю, что можно законодательно установить минимум и максимум заработной платы, увеличить налоги на средний и крупный бизнес, а к депутатам, которые будут противостоять данным реформам, применять процедуру импичмента… Кроме того, следует расширять работу институтов гражданского общества для постепенной поэтапной национализации ранее прихватизированных отраслей экономики. В реализации этой программы велика роль президента и правительства. Если они будут делать это слишком медленно или вовсе тормозить процесс,  то, вероятно, у них есть в этом собственный интерес…
              3. Ваша позиция по вопросу о Крыме.
         Крым всегда был российским со времен Екатерины Великой. Иван Грозный и Петр I
воевали за Крым и выход к Черному морю.  Даже в Крымской войне 1853-1856 г.г., которую Россия проиграла, мы сохранили Крым и Севастополь. Когда Н. С. Хрущев подарил Крым Украине  в 1957 году,  ни один защитник прав человека на Западе не подал свой голос в защиту прав жителей Крыма, которых вместе с территорией без их согласия передали другой республике. Ни в СССР, ни в Украине не проводили референдумов. Это все равно, что я подарю квартиру соседей (без их согласия) своему брату. Некоторые правозащитники могут спросить: А почему молчали сами жители Крыма? В то время все 15 республик чувствовали себя единым государством – СССР. Внутренние границы были условностью, поэтому переподчинение какой-либо территории другому административному центру воспринималось нейтрально.  Все мы считали, что СССР будет всегда.
         В 2014 году Крым, несогласный с политикой Украины, провел референдум и воссоединился с Россией (подавляющим большинством голосов). И сразу западные правозащитники подняли истерию об агрессии России и аннексии Крыма. Грамотные люди такую политику называют двойными стандартами и прекрасно понимают её мотив:
расколоть и ослабить Россию, как когда-то им удалось не без помощи наших внутренних демагогов-предателей расколоть СССР. Я думаю, что пройдет немного лет  (10-12) и мировое сообщество признает Крым российской территорией.



               



Феврвль 2017 г.    Учитель истории   С.Л. Трегубов


Рецензии
Уважаемый С. Л. Трегубов, учитель истории, есть где-то автор Болтяра на этом сайте в этом разделе. Так вот у него в сочинениях, названных «Радио Анти вести» как раз идет серия передач о проблемах преподавания истории в современной России, благодаря одному учителю истории, который давал на это радио Сергею Посусекову свои тоже наблюдения и выводы по преподаванию истории. Я бы мог сам поспорить с Вами кое в чем, но там, кажется, все сказано в другом ключе, в отличие от Вашего… А так Вы задели тему, и развили ее до самой глубины очень даже показательно, в смысле того, что с Вами можно спорить и спорить.
С премногим уважением к учителю…

Неагент09   28.02.2017 19:25     Заявить о нарушении
Благодарю за интерес к теме.За последние десятилетия я прочитал множество исторических и псевдоистороческих книг, открытых архивов и просмотрел массу документальных фильмов (Часть этих источников указаны к финале моей поэмы "Краткая история руси"), поэтому я выстроил для себя свою версию истории, спорить с кем-либо, доказывая свою правоту, нет желания..., на истину в последней инстанции не претендую... Настоящей истории мы, пожалуй, не узнаем никогда, потому что, как в древности, так в недавнее время история много раз переписывалась князьями, царями, диктаторами и т. п.

Сергей Трегубов 3   02.03.2017 16:35   Заявить о нарушении
Зачем так далеко заходить, прямо в древность?.. Она стоит, как стоит, и кто ей великий правовед будет? Да никто, и теперь никогда…
Но речь ведь идет об этом, столетнем периоде нашей истории, а тут извольте быть гораздо проникновеннее. Источники по фактам прямо просятся на оглашение истины, пока это не поздно. И, если исходить из фактов, скажем, по сталинскому периоду нашей истории, то тут с Вами, хотя Вы и большой дока, и даже исследователь данного вопроса очень битый, могут возникать вопросы такие, что, радуйтесь, что у вас в классе нет такого ученика, который бы ставил Вас… ( в неясное положение, я не знаю, как Вы ответили бы?..) такими вопросами… К примеру, а где был ОМОН и почему он не приехал и не скрутил этого Сталина за то, что он разорял и уничтожал наших крестьян вместе с их детьми?
И, в общем, есть такие вопросы от учеников, что с ними бы лучше не сходиться в классе на эту тему. Придется, либо отпускать класс на перемену, либо отвечать долго и упорно по существу вопроса, но так, что бы ученик понял то, что выше всякого нормального разумения, но надо все равно это понимать…

Неагент09   02.03.2017 18:42   Заявить о нарушении