Автобиография

                Посвящается моим родителям.

                Серия  рассказов не исчерпывающих жизнеописания,
                не унывающего по своей природе Меня, как абитуриента,               
                слушателя, молодого специалиста,
                маститого специалиста от психоневрологии
                и гражданина своего « курса больших возможностей»! 

                Автобиография

   Знаю, со слов,  день своего зачатия 1 июня 1946 г. и документально  день рождения! Родился 2 марта 1947 года в городе Мурманске, в семье военнослужащего, который только что Победоносно закончил войну в Норвегии и понял, что жизнь прекрасна и удивительна.
   Отец Богданов Илья Иванович был родом из раскулаченной крестьянской семьи, которая позже обосновалась в Ленинграде, откуда он 19-ти  лет, в 1941 году
ушёл в народное ополчение.
   Мама Терпужинская Марина Яновна родилась в г.Севастополь, в семье  польского интеллигента, комминтерновца, позже  репрессированного и расстрелянного на  Левашовской  пусташи  в 1939 году, этот факт изменил дальнейшую жизнь моей мамы и бабушки.
   Свою родословную я знаю только до четвёртого колена, но без подробностей.
   Я записан русским, воспитывался обоими родителями, в 1954г. поступил в 1-й класс в городе Калинин, учился хорошо, проявлял себя разносторонним, активным в общественной жизни класса и школы, далее, я менял города и школы, в связи с меняющейся географией службы моего папы.
   В 1965 году успешно окончил среднюю 464 школу г.Ленинграда в Павловске. Для себя, ещё за 2 года до окончания школы, ставил личной целью поступление в Военно-медицинскую академию.
   В 1965 году сдавал вступительные экзамены в ВМА им. Кирова в лагере Красное село и, несмотря на барьерный бег, чинимые экзаменаторами, подводные камни дополнительных вопросов, смог набрать 20,5 баллов. Хотелось бы отразить некоторые эпизоды сдачи этих экзаменов.
   Химию я сдавал Мине Зиновьевне Залманович, милая женщина в очках, не располагающая к сосредоточению на главном, заявила мне, что
-« всё замечательно, вот только задача  у Вас решена не правильно».
Я любезно  попросил секунду на размышление и тут же написал прежний вариант, но крупным шрифтом, 
-«вот теперь правильно»,
-«а в первом случае что?» спросил  напористо я!
-«И тут правильно!»,  воскликнула она,
-« так что из этого следует?», не поленился переспросить я.
-«Пять с плюсом в зачётку!», нежно  мурлыкнула  Мина, на которой я только что  чуть не подорвался.
   Физика просто запугивала меня тем, что экзаменатор был в погонах, которые носил не снимая с самой войны. Подполковник Хитун был человеком явно озабоченным физическими проблемами потому, что его не удовлетворил мой, не в меру полный, ответ по билету, дополнительные вопросы сыпались один за другим. У соседних экзаменаторов абитуриенты менялись чаще, а этот пристал ко мне и неутомимо интересовался: «законами». Поэтому, наверное, я не выдержал, встал с табуретки и, рискуя головой, громко спросил своего ви-за-ви,
-«скажите, пожалуйста,чего Вы ещё не знаете, товарищ  подполковник?»
   Слава Богу, он не был лишён чувства юмора и  жизненной реальности,  воспринял мою выходку как достоинство, и в зачётке появилась ещё одна «пять с плюсом». Спасибо, подполковник!
   Немецкий язык, только на вид малозначимый экзамен, а он многим  навсегда закрыл дверь в Вуз. Я  шёл на него, как - будто  иду брать «языка»! Я несколько раз отрепетировал рапорт на чисто « берлинском диалекте»,  вспомнил несколько ничего незначащих фраз, но редких оборотов, которые произнесу  при поиске билета и надел на лицо печать подчёркнутой, почти педантичной аккуратности.   
   Преподаватели не явно отреагировали на мою языковую осведомлённость и когда я попросил разрешения отвечать без подготовки, « оробели», и ещё их,  видимо  смутили две «пять с плюсом». Ответ принимался на ура, быстро исчезла скованность,  разделяющая абитуриента и преподавателя, последовали вопросы из частной жизни, отвечать становилось легко. Она решила не нарушать установившейся  традиции и тоже поставила мне «пять с плюсом».
   Русский язык с литературой. Хотелось бы сказать, что в русском  языке я всегда был слабоват, не то, чтобы совсем, но Вы меня понимаете. Анонимность сочинения меня не пугала, но от своих ошибок уйти не удастся. Тему я выбрал смехотворную: «Стихи Маяковского нам строить и жить помогают». На Ваш суд я приведу его почти дословно.
   
                « Я знаю - город будет!
                Я знаю – саду  цвесть!»

               К произведению В.В.Маяковского « Октябрь»

О Ленине писать не каждый сумеет,
      Трудно, скажу я, писать про вождя,
В чьём имени – сила, в чьём имени –гений!
      Чьё имя живёт и жить будет всегда!

Маяковский – поэт всё могущий!
      Он взял перо, и пошла строфа!
Пишет о Ленине «правдой жгучей»,
      Пишет о жизни его и делах!

Пишет потому,что «сердце горячее»
      Не может мимо Ленина пройти!
Жалеть о прошлом: «дело рачье»,
      Раз  жизнь огромная у нас впереди!

С таким Маяковским согласен я век
      Идти, никогда не ссорясь!
Он – настоящий был человек
      И понимал в чём соль вся!

Его я ценю и люблю горячо,
      Стихи его понимаю!
А в трудный момент помогает мне
      Строфа его боевая!

Пусть много споров о нём, как и прежде.
      Жизнь всегда - вечный бой!
«Кто там шагает с  правой?
      С Левой,  левой,  левой!»

Время, годы, люди и взгляды
      Творят, будоража  миг!
Поэт Маяковский Ленина понял,
      Значит, он – большевик!

Я подрасту, соберу в строчки
      Жизни благую весть!
Кто там ещё не понял?
      Мы были, мы будем, мы есть!

Пусть впереди неизвестность,
      Пускай  мы кому-то как кость!
Каждый  за всё в ответе!
      И Я на земле не гость!

Да, пишут, рук не марают?
      Все подвиги лишь на словах?
Кто там ещё не знает?
      Ленин в наших делах!

             июль 1965.

    Конечно, я между четверостишиями вставлял не многословную прозу, стараясь
использовать только известные мне слова, в написании которых я лично был уверен.
    Итог превзошёл мои ожидания: русский-4, литература-5 , общая = «хорошо»!
Ещё: Оставалось сдать подтягивание на турнике и я слушатель ВМА им. Кирова.
И четвертый морской факультет! А ещё, со сцены пел песни играючи на аккордеон и под гитару.
       «Над Канадой, над Канадой
           Солнце красное садится…»
Вот так я и стал слушателем Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова.
               
                Период обучения в  «Альма  Матер»
                Был насыщен общими и личными впечатлениями:

   Курс 1-й. Рейхстаг-казарма, как теремок посреди чудо -города.
Строгий папа Тхостов Дауд Рамазанович , хождение строем, а мимо бабы ходят с друзьями водку пьют, а нам колени сводит , нам кашу подают.
   Увольнение, как  манна небесная, манная каша, как пища, а пища, как награда!
Случай: прихожу из самоволки после отбоя, ложусь в кроватку, а там девушка меня обнимает!
-«Ты к кому?»,
-«Я к Мишакову!»,
-«Так Он через коечку от  меня!», вот так отказался я от незапланированной нежности.
   Ещё, достал меня мой отделённый Николай Рыжман, ну я ему и пообещал..!   
   Достала меня система, поэтому  к первому экзамену по Органической Химии я практически не готовился и уже был готов идти в Кронштадт, но случай.
   Как сейчас помню. Командиром моей учебной группы был ст.лейтенант Оленченко Анатолий, человек деликатный, демократичный, упорный в изучении материала, ни от чего не отлынивал, одним словом, офицер, а я "слушак", и всё кое - как. 
   Проспал я почти всю самоподготовку, питаясь высушенным серым хлебом из столовой, а в последний день душа не выдержала и спросила у будущего, «какой билет мне выпадет?»  Получился 9-й, вот, я однокурсника Ивана Астаева и попросил  рассказать мне 9-й билет подробно и снова лег спать, обучение во сне тоже дало свои результаты! Я отдохнул, был готов к любым сюрпризам.
   Чтобы не тянуть время я попросился к профессору Иоффе Исаак Соломоновичу в первой тройке. Вхожу, рапортую и начинаю «напёрсточничать», вожу руками над билетами, а билет не беру. Иоффе не выдерживает и вопрошает
-«Что это Вы делаете?»,
-«Ищу свой билет!»,
-«Вы что знаете, где он лежит?»,
-«Если бы знал, взял бы без промедления!»,
-«Вы сомневаетесь?»
Тут я всё-таки беру билет, он действительно 9-й,
-«Уже нет!»
-«И всё - таки, за то, что  Вы сомневались,  идите отвечать сразу к доске, без подготовки"! 
   Конечно, наивно было полагать, что я не запомнил до самой сути 9-й билет.
Но вот, я с азартом изложил её профессору, однако  задачка у меня не получалась и я попросил минуту. Иоффе не выдержал и спросил ,
-«А в какой химической среде вы решали её?»
Меня сразу же  осенило: и  изменив среду на кислую, я получил  искомое!
И вот тут – то всё  и началось. Дополнительные вопросы,  за то, что я сомневался,  не входили в мои планы, но Иоффе понесло. 
-«Скажите, за счёт чего поддерживается постаянная  РН (пэашь) в крови?» И, чтобы не тянуть время я заявил:
-«Я знаю всё, сами видели, но вот этого не припомню!»
Оживление  Иоффе потеряло контроль.
-«Я подробно излагал этот вопрос на лекции!», грассировал он.
-«Значит я был в наряде!», не сдавался я.
-«У меня это описано в книжке!», утверждал он категорично. 
-«Вашу  книжку не достать, она раритет!», защищался я.
-« Вот представьте, мчится скорый поезд и вдруг он резко тормозит!  Думаете,  пассажиры попадали?» 
-«Нет!»   
-«А  почему?» 
-«За счёт буферов!» и я образно изобразил жестом солидные  женские груди. 
-«Так значит что?» И  Формулу буферной системы я написал как – будто только что сделал открытие. 
-«А говорили, не знаете!» хихикал  Иоффе дублируя  мой жест!
-«Придётся  задать вам ещё  дополнительный вопрос».
-«Представьте, что на подводной лодке авария, в чём вы пошлёте в аварийный отсек матроса?»  Не задумываясь  я ответил:
-« В акваланге!» 
-«Но там нет воды» , недоумевал  профессор.
-«Значит в  респираторе», философствовал я. 
-«Там нет пыли!», уже почти кричал Иоффе.
-«Тогда всё упрощается: В наморднике с хоботом и коробочкой» .
-«Назовите одним словом, как это называется». Но я не сдавался и продолжал игру в слова,  меняя их только местами.  В этот самый момент в кабинет профессора заглянул на огонёк начальник 4-го факультета, генерал м/с Василий Васильевич Семёнов. Иоффе поделился с ним моими "открытиями", показал объём буферов, рассказал о наморднике и повторил свой вопрос ко мне.
   Семёнов начал подсказывать ,а я не унимался. Тогда Исаак  Соломонович начал  говорить  по слогам
-« про-про-про»,  и я сдался:
-«противогаз», почти съехидничал я. 
-«А говорили, не знаете!», обрадовался благополучной развязке он.  И они  мне, как-то дружно поставили в зачётку «Хорошо».
   А если бы я не сдал, то был бы сейчас,  наверное, как Андрей Толубеев – «заслуженным артистом России». Воистину, пути  Господни неисповедимы!
Но зато, какая творческая лаборатория ожидала меня в случае продолжения избранного пути? «Барьерный бег»  продолжался, наши ряды потихоньку  редели, но были ещё…               
   Курс второй запомнился мне четырьмя  яркими событиями:
1.Празднованием Нового года в столовой, где мне была отведена роль снегурочки .
2.Сломанной  мною ногой.
3.Аристократичной сдачей экзамена по английскому языку с тростью и почти
Костяной ногой, на чисто русском языке.
4.Повторной переэкзаменовкой по нормальной анатомии.
Помнится мне, что я и тонул, и горел, и в меня стрелять хотели, и пытались убить, а я всё ещё с Вами, дорогие мои.
   Об этом и ещё многих  событиях касавшихся лично меня на столь продолжительном
Пути военно -  морского врача я ещё поведаю в рассказах из серии:

                И вот, погоны серебрятся!


                Детство.

Когда я был
            мальчишкой прытким,
Пусть это было
                так давно.
Жизнь для меня
                была-«улыбкой»,
Пусть не понятной,
                всё равно.
С друзьями я
                ходил по полю,
И в лес,
            и рыб ловил в реке.
Бывало,
            рано утром встанем
И за грибами
                налегке.
Присядем рядом
                и рассказы:
Кто что читал,
                кто про войну.
А наша Таня,  синеглазая,
        заладила «про целину».
Мне говорят:»
              ты в театральный
Небось, пойдёшь,
               Артист - кино»!
А я молчу,
            мой главный козырь:
Врачом хочу
                я стать давно!
Как вижу
               разные скелеты,
Кипит, играя,         
                моя кровь.
Конечно – врач,
                да только это!
Хочу я быть
               средь докторов.
Неудержимо
                летит время,
Глупец,
                им не дорожит,
Нам кажется
                «упало бремя»
А мы лишь
                начинаем жить!
И вот,
            погоны серебрятся,
Я – врач военный,
                офицер ,
Меня
           приказом назначают,
Куда-то далеко ,
                на Север!»
Так вот он, Север,
                мне знакомый.
Я здесь родился,
                даже жил!
Нашёл наш дом
           совхозе « Кольский»,
Где я
             мальчишкою шалил.
Нет,
         это только остановка,
Мой дальше путь:
              вперёд, во льды.
Гудок прощальный,
                мы уходим.
Звоню жене,
                родная, жди!
Моря
             по карте отмечаю,
Встречаю
           Новый год во льдах.
Я часто
            детство вспоминаю.
Мне дорог
           каждый в жизни шаг!


        1971 год Арктика,
борт  дизель электрохода «Байкал».

  Практически, все мои рассказы - это пережитое мной и оставившее след в памяти и, пока нет расстройств этой самой памяти, я и повествую.



 


Рецензии