Таланту Лескова. В чём силы и права Отчизны?

   Обстоятельства потребовали моего возвращения в Россию.
Я этому даже обрадовался, словно предчувствовал встретить мессию!
Я почувствовал влечение, род недуга, - увидеть Россию обновлённую, мыслящую о будущей судьбе своей
И серьёзно устраивающую самоё себя в долготу дней.
  Я приближался к Отечеству с душевным трепетом солнечным днём,
Как к купине, очищаемой божественным огнём,
И переехал границу, крестясь и благословляясь... и что бы вы думали?
Надолго ли во мне хватило этого торжественного заряда, о коем многие  даже не мечтали?
    Помогли ли мне соотчичи укрепить мою веру в то,
Что время шутовства, всяких юродств и кривляний здесь минуло навсегда,       как и то,
Что под веянием духа той свободы,
О которой у нас не смели и мечтать в моё время, подобное необразованному варягу,
Теперь все образованные русские люди взялись за ум и серьёзно тянут свою земскую тягу,
Поощряя робких, защищая слабых и простодушных,
Исправляя и воодушевляя помрачённых и малодушных
И вообще свивая и скручивая наше растрёпанное волокно в одну крепкую бечеву,
Чтобы крикнуть крепости её - слава(!),
Чтобы сцепить ею воедино великую рознь нашу
И дать ей окрепнуть в сознании силы и права?..
Ждал, что будет именно так!
    Как бы не так!
______ 
Н.С.Лесков. Смех и горе. Глава 44 (отрывок).
…обстоятельства потребовали моего возвращения в Россию. Я этому даже обрадовался; я почувствовал влечение, род недуга, увидеть Россию обновленную, мыслящую и серьезно устрояющую самое себя в долготу дней. Я приближался к отечеству с душевным трепетом, как к купине, очищаемой божественным огнем, и переехал границу крестясь и благословляясь... и что бы вы думали: надолго ли во мне хватило этого торжественного заряда? Помогли ли мне соотчичи укрепить мою веру в то, что время шутовства, всяких юродств и кривляний здесь минуло навсегда, и что под веянием духа той свободы, о которой у нас не смели и мечтать в мое время, теперь все образованные русские люди взялись за ум и серьезно тянут свою земскую тягу, поощряя робких, защищая слабых, исправляя и воодушевляя помраченных и малодушных и вообще свивая и скручивая наше растрепанное волокно в одну крепкую бечеву, чтобы сцепить ею воедино великую рознь нашу и дать ей окрепнуть в сознании силы и права?..
Как бы не так!


Рецензии