волейболисты

                ВОЛЕЙБОЛИСТЫ.
    Пересадка в Молодечно на поезд до Волковыска. По станционному радио слышим объявление:
-Николай Русак, звонила ваша жена, у вас умерла мать.
   Коля изменился в лице:
-Ребята, я возвращаюсь.
  Мы, выразив ему сочувствие, пересели в другой поезд. Нас оставалось ровно шестеро и, если у кого не заладится игра, замены ему не будет. Нас, представляющих сборную сельского района, людей разных профессий, объединила любовь к волейболу. В детстве я жил рядом с парком, где каждый день играли в волейбол и я с интересом наблюдал за игрой, смысл которой прост: забить  мяч в площадку противника и не дать ему сделать это же. Здесь играет роль высота прыжка и реакция. Взрослые, а это очень хорошая команда, занимающая призовые места в области, начали меня брать в игру к зависти одноклассников, так как этими качествами я обладал. Получаешь наслаждение от впечатывания мяча в первую линию площадки соперника и радость от победы.
    Мы никогда не имели тренера, на поездку выделялись скромные деньги, никакого представителя команды не было, передвигались на общественном транспорте. В районе существовали школы по баскетболу, борьбе и футболу, в развитии волейбола никто не был заинтересован, товарищеские игры проводили за свои деньги. Впереди – зональное первенство области. Приехав в Волковыск, по дороге в спортивный комитет, Арнольд подходил к мужикам у пивных ларьков и о чём- то с ними шептался. Наконец, обрадованный, сказал:
-Я знаю, где продают портвейн по 98 копеек за бутылку.
    Посчитав выделенные деньги, отложив необходимую сумму на обратную дорогу, на остальные закупили вино. Мы все были молоды, не имели в команде руководителя, следящего за дисциплиной, были представлены сами себе, решили хорошо погулять. Нас зарегистрировали, поселили в общежитие и предупредили: во второй половине дня у нас должна состояться первая игра. Все мы не достигли высот волейбола, играли на первенстве области сельского спортивного общества «Урожай», ни о какой комбинационной игре мы понятия не имели, вся наша школа состояла в том, что бы выше прыгнуть и в ударе обмануть блок.
   Как- то мы с женой проводили отпуск в Абхазии. На пляже 2 девушки играли в волейбол, в их игре чувствовалась хорошая подготовка, к ним поочерёдно пристраивались поиграть ребята. Оценив их навыки, они каждому из них говорили:
-Ты нам не подходишь, только портишь игру.
Попробовал и я с ними поиграть, меня не выгнали, только спросили:
-За кого ты играешь?
-Ни за кого, а вы?
-Я за Тбилисский СКИФ, она за Московское Динамо.
С тех пор, увидев меня, они приглашали поиграть, чему возмущалась жена:
-А у меня разрешения не спрашивают, я здесь как бы никто.
Как- то понаблюдав за нами,  молодой парень лениво спросил у меня:
-А что ты так себя истязаешь, похудеть хочешь? И ушёл купаться.
Я спросил:
-А кто это?
-А ты что, не узнал? Это Юра Высоцкий, играет за сборную Союза.
     Виктор, наш капитан, закончил ТФК, с неуравновешенным характером, мог во время игры срываться от неудачного приёма, закатывать истерику. Играл под №1, вёл  «угол». Если игра складывалась удачно, был душой команды. После техникума работал в Рижском порту водолазом, о чём не любил вспоминать.
     Арнольд, самый бесшабашный из нас, любил розыгрыши и подколки, рассказывал истории из своей жизни, в которые трудно поверить. Но чему я был свидетелем: на спор выпивал стакан «Бориса Фёдоровича», желающие в стакан без меры добавляли соль, горчицу и перец (это спиртсодержащий клей БФ, густую массу которого отделяли каким-то химическим способом, жидкую потребляли), сохраняя при этом благостное выражение лица.
   Миша, физически крепкий парень, считал, что любой блок можно сломать силой удара, чем постоянно и пользовался, выручая нас в самые ответственные моменты игры, не теряя при этом хладнокровия.
   Ваня, ниже всех ростом в команде, из любого положения мог выдать убойную передачу, в расстановке был рядом с Виктором, главным забойщиком, но мог и успешно атаковать.
   Федя, выше всех ростом, вёл второй « угол», но не отличался выдержкой, при неудаче терялся, паниковал, был объектом розыгрышей.
    Первую игру на удивление легко выиграли, пообедали в столовке на выданные талоны, часок отдохнули, вечером накрыли стол и начали «культурно отдыхать» с вином, картами, анекдотами. Затем выходили на прогулку в город, разгорячённые вином, задевали прохожих, чувствуя «силу молодецкую», искали её применение. Но город на удивление оказался культурным, никто не хотел с нами связываться. На завтра выиграли ещё одну игру, но в последний день с треском проиграли хозяевам, которые были физически крепче нас, разыгрывая комбинации, выходили на ударную позицию без обманутого блока. Заняв второе место,  лишились права играть в финале.
    Впереди почти целый день, билеты закуплены на ночной автобус до Минска, решили его скоротать на берегу красивой речки, вблизи санатория. Все голодные, собрали немного денег, послали Ваню с Арнольдом в магазин за едой. Приносят 2 по полтора литра бутылки вина, пачку печенья и банку кильки в томате. Ночным автобусом утром прибываем в Минск. Голодные, без билетов (закончились деньги) садимся в электропоезд. Арнольд, с таинственным лицом достаёт из-под сиденья саквояж, набитый конфетами «лимонные» и банками сгущенного молока.
-Откуда?
-Да там, студентка зазевалась, я прихватил.
-Банки открыть нечем.
-Учитесь, из кармана достаёт отвёртку (электрик!), в банках пробивает отверстия и пускает по кругу.
     Домой доехали без приключений, билетного контроля не было, продолжали играть и тренироваться, а когда у нас состоялась зона области, взяли реванш у той же команды из Волковысска, которая приехала в ослабленном составе (вероятно, у себя дома были подставные игроки).
   С тех пор пошло много лет, судьба игроков того состава: половина  команды уже на том свете. Первым ушёл наш капитан Виктор: начал злоупотреблять алкоголем, его уволили из городской школы, где он работал физруком, приняли на эту должность в сельскую школу, откуда тоже вынужден был уйти. Торговал на рынке бижутерией, при случайной встрече оживлялся, шутил. Был обнаружен мёртвым дома через несколько дней после смерти. Ваня умер от рака поджелудочной железы. Арнольд умер дома во сне. Федя, работал инженером, уже на пенсии. Миша, лучший специалист по моторам занимается частным автосервисом.
    Я учился в средней школе городского посёлка, спортзал в которой был построен к последнему году моей учёбы. В школе был единственный физрук и о спортивной школе не могло быть и речи. Зимой занимались лыжами, летом - лёгкой атлетикой, ну, а футболом и волейболом – в своё удовольствие и до темноты и без наград, призов и грамот. Ныне тренерам с трудностями удаётся укомплектовать спортивные группы, дети поглощены играми на компьютерах, телефонах и т. д.
      Иногда задаю себе вопрос: наш спортивный энтузиазм – это наш характер, или веление времени?
   



 


Рецензии
Характер, Юрий, характер!Волейбол - моя любовь. Играл за школу, район. В институте играл за курс, факультет, институт. В армии за свой топотряд...После перевода в Москву не пропустил ни одной игры ЦСКА,сборной Союза. Сейчас только с удовольствием смотрю игры по ТV. Волейбол стал совсем другим, чем в наше время.
С уважением-

Анатолий Комаристов   08.08.2017 16:50     Заявить о нарушении
Да, Анатолий,волейбол стал совсем иным, в наше время рост игроков был около 170 см.теперь это,как раньше называли распасовщики и то не менее 180 см.Я тоже с удовольствием смотрю игры по ТВ, но их у нас транслируют очень редко, ибо этот вид не котируется.Рад нашим общим увлечениям.Успехов.Юрий.

Юрий Чепелкин   08.08.2017 20:15   Заявить о нарушении