Окно в сокровенный мир предвечного совета

Сюжет этой знаменитой иконы Андрея Рублёва основан на 18-й главе книги Бытия, повествующей о явлении престарелым праотцам Аврааму и Сар-ре, возле их шатра у дубравы Мамре, трёх светозарных мужей. Авраам принял необыкновенных путников, поклонился и омыл им ноги, велел закласть луч-шего телёнка и испечь пресные хлебы для угощения, чтобы укрепились сердца путников. Ангелы предсказали Аврааму и Сарре чудесное, вопреки естеству, рождение у них сына Исаака, от которого произведет Господь народ изра-илев. Здесь произошло событие необыкновенное, соответствующее важности происходящего, — под видом Ангелов-странников Аврааму явилось Само Тро-ичное Божество.
Этот сюжет приобрёл особое значение для христианской Церкви после принятия на II Вселенском соборе (381 г.) догмата о триединстве Божества и стал одним из самых ключевых в иконографии. Изображение Ветхозаветной Троицы (или еще, «Гостеприимство Авраама») стало рассматриваться, как демонстрация единства трёх Лиц, равнозначности и единосущия, и одновре-менно - разницы их ипостасей.
В новозаветной традиции, трапеза у Авраама — прообраз будущей ис-купительной жертвы и евхаристической трапезы. Поэтому явление трёх Анге-лов Аврааму и вкушение ими агнца ...воспринимается в контексте космическо-го домостроительства Господня и предвечного совета Троицы о судьбах мира и человечества.
Единство мысли, слова и духа, наполняющего мысль, слово и дей-ствие, — так проявляются свойства, присущие Святой Троице, в личности че-ловека.
Предвечный совет Святой Троицы наиболее изобразительно и догматически верно выражен в рассматриваемой иконе Андрея Рублёва «Троица». В ней всё надмирно и всё духовно. Не случайно бытовые подробности сюжета опущены. Сара и Авраам выведены за пределы изображения, а немногие детали, компо-зиционно заполняющие пространство иконы, делают изображение символиче-ски значимым и необыкновенно точным. Это позволяет сосредоточить внимание на самом сущностном, определяющем богословскую мысль о гряду-щем преображении всякой твари и вселенной на основе единства и гармо-нии. Композиция и изображённые детали на иконе содержат глубокий ду-ховный смысл.
11
Поражает и почти ожигает в произведении Преподобного Андрея (Рублева), внезапно сдернутая им пред нами завеса мира непознаваемого, и важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности непо-знаваемого, и были ли в чьих-либо других руках те же краски, и те же приемы, — а то, что он сумел передать нам им воистину узренное Откровение.
Преподобный Андрей был учеником ученика Преподобного Сергия, так сказать, духовным внуком его, почти ему современным, работавшим уже при жизни и, вероятно, лично знавший Преподобного Сергия Радонежского.
Как указывает П.А. Флоренский [11], вполне возможна мысль, что в иконе Троицы преп. Андрей был не самостоятельным творцом, а лишь гени-альным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием. Это — второй символ русского духа; под знаком его развертывается дальнейшая русская история, и достойно внимания, что величайший литургический сдвиг, в котором своим чередом выразились русская идея и своеобразные черты русского духа, опять-таки связываются с именем Преподобного Сергия - Троичном дне, как литургическом творчестве именно русской культуры и даже, определеннее, — творчестве Преподоб-ного Сергия.
Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон. Последнее слово Византии в области догматической стало неточным выходом первых творческих сил русской куль-туры. Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения.
С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы, причем третья молитва на вечерне, обра-щенная ко Христу, соединяется теперь с новою молитвой — к Духу Свято-му, впоследствии отмененной, согласно византийскому образцу, реакцион-ною, и вообще антинациональною, деятельностью патриарха Никона. Мож-но полагать, Праздник Троицы впервые появляется в качестве местного храмо-вого праздника Троицкого Собора — как чествование «Троицы» Андрея Руб-лева. Местное празднование единственной иконы единственного храма, бу-дучи духовною сущностью всего русского народа, бесчисленными отраже-ниями воспроизводится в бесчисленных Троицких храмах с бесчисленными
12
иконами Троицы.
Идея общежития, как совместного жития в полной любви, единомыслии и экономическом единстве всегда столь близкая русской душе и сияющая в ней, как вожделеннейшая заповедь жизни, — была водружена и воплощена в Трои-це-Сергиевской Лавре Преподобным Сергием, а Преподобным Андреем - в иконе «Троица».
Икона просто завораживает, заставляет остановиться и мысленно при-коснуться к Тайне, которую она излучает, неся в себе, кажущиеся необозримы-ми, множество смысловых пластов, бездонно глубокое богословие, и возно-сящую дух в бесконечность религиозную поэзию…
Как мало лишних деталей… Икона ни на миллиграмм не перегру-жена.. Аскетизм, заставляющий все внимание сосредоточить на фигурах, которые словно парят на ней в спокойствии, силе, любви и гармонии. Икона написана почти на белом (чуть желтоватом) фоне. Это цвет Божественного сия-ния, света Фаворского, света Божественного присутствия. Стол, перед кото-рым сидят Ангелы имеет вид гроба, того гроба, в который был положен Хри-стос после смерти. Однако гроб этот наполнен светом - он блиста-ет Пасхальным светом Воскресения:
«Жизнь бьет ключом из гроба, она явлена смертью Христа и в самой Его смерти». [8, с.287]
Эта икона – поистине окно в иной мир, из которой и нам, грешным, что-то сверкнуло. И, сверкнув, не погасло, но рукой подвижника и молитвенника
13
преп. Андрея оказалось зафиксированным и оставленным нам.
Всматриваясь в лики сидящих за престолом Ангелов, символизирующих Лиц Троицы, обнаруживаешь их почти тождественную похожесть. И облаче-ния каждого так же могут быть интерпретированы, как Христовы.
Секрет кроится в том, что древние иконописцы (и Андрей Рублев, и другие), действительно, изображая Отца или Духа Святаго, изображали Их че-рез призму изображения Сына Божия, в силу канона следующего из:
«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре От-чем, Он явил» (Ин. 1, 18). или
«Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам От-ца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9–10).
Откровение неизобразимого Троичного Бога может быть передано только символически, в виде трех безличных Ангелов. Всю Тайну Лиц Пресвятой Троицы нам являет только Сын – Гос-подь Иисус Христос
Однако, распознать Кто где - всё-таки возможно. Достаточно вспомнить слова Псалмопевца: "седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в под-ножие ног Твоих" (Пс. 109, 1), или же слова Апостола Павла о Сыне, Который "воссел одесную престола" (Евр. 1, 3).
Дополнительно рассмотрим символику цветов одежд:
У всех Троих имеется элемент одежды удивительно голубого цвета (его иконописцы именуют «рублевский голубец»). Этот цвет, обычно символизирует Божественность. Наличие Голубых одежд у всех Троих – символизирует Их Божественную Равносущность. Но у Двух боковых Лиц – это голубые хитоны, прикрытые гиматиями иных цветов; а у Центрального Лица – наоборот, голубой обшир-ный гиматий, как символ происхождения Божественности Двух от Центрального.
У Центрального Лица, из-под обширного голубого гиматия выступает хитон тёмно-вишнёвого цвета, обычно символизирую-щего Крестные Страдания Господа; но на правом плече хитона имеется золотая полоса – символ Власти. В сочетании с домини-
14
рующим центральным положением, изложенное позволяет утвер-ждать, что в центре находится, прикровенный Образом Сына, Сам Бог-Отец.
Тогда со стороны десницы (правой руки) Отца и «сидит одесную престола» Бог Сын – Иисус Христос в обширном Баг-ряном гиматии – символе Жертвенного Служения и Единому Пресвятому Троице, и всей Твари во Спасение всего Мироздания.
Обширный Зеленый гиматий, символизирующий Вечную Жизнь, свидетельствует, что Третье Лицо слева (ошую престо-ла) от Отца и есть Бог Святый Дух Животворящий.
Икона исполнена на квадратной доске. Если провести обе диагонали квадратного изображения, то оказывается, что точка их пересечения, являюща-яся геометрическим центром изображения, точно совмещена иконописцем с, так называемым, Волевым Центром Тела Бога Отца, Воля Которого действи-тельно является эпицентром всего Онтологического Бытия и Сотворенного Отцом Вседержителем Мироздания, в частности.
Становится видно, что Чаша с головой Жертвенного Агнца не явля-ется центром Изображения, как представлялось ранее другим исследователям, а сдвинута вперед в промежуток между Сыном и Святым Духом. При этом го-лова Жертвенного Агнца расположена между двумя линиями: проходящей че-рез Волевой Центр Бога Отца и проходящей через ствол Древа Вечной Жизни,
15
расположенного за спиной Бога Отца, который изображен благословляющим и Чашу и Ее Содержимое. На мой взгляд, такая композиция символизирует некое Жертвенное Служение ради Вечной Жизни во Имя Пресв. Троицы по Воле и с Благословения Бога Отца Богом Сыном при содействии Бога Духа Святаго.
Но Сын тоже Благословляет Свое Жерт-венное Служение, демонстрируя глубочайшее взаимопонимание с остальными Лицами Трои-цы и послушание Отцу. Однако, все, как станет видно далее, гораздо глубже и затрагивает об-ширнейшие богословские пласты. Но об этом попозже...
Внимательному взгляду видно, что группа Ангелов образует описанный круг, являющийся испокон веков символом Без-начальной и Нескончаемой Вечности и Внутренней Гармонии. Иначе и быть не может, ибо—это Триединый Бог Вседержитель Создатель Всего Сущего. Сразу же, помимо Чаши стоящей на престоле, начинают угадываться еще две, потаенные Чаши:
; Чаша объемлющая все пространство внутри, образованное ангельскими телами и
; Чаша содержащая в себе весь ком-плекс— Вседержительная.
Можно утверждать, что три Чаши - веще-ственного, умозрительного ангельского и Ог-ненного Божественного — совокупно символи-зируют всеобъемлющий, онтологический характер будущего Жертвенного Служения, как Служения через Сына Всего Триединого Бога и имеющего воз-действие на Все Бытие в Целом. Именно поэтому в Огненной Чаше оказыва-ются и Древо Вечной Жизни и некое строение за Сыном, символизирующее Будущую Церковь, и Гора, сиволизирующая Голгофу.
Все изложенное, побуждает еще пристальней и внимательнее рассмот-реть и другие детали изображения, которых весьма аскетически мало.
16
В частности, замечаем, что Жезлы Власти у двух Лиц - вертикальны, а у Третьего - наклонен. Попыка их продлить, неожиданно вскрывает совершенно ошеломляющие пласты Богодухновенного творчества Преп. Андрея, придаю-щие Его иконе Троицы, я бы сказал, глобально космологическую, Общевселен-скую значимость: точки пересечения наклонного Жезла, который держит Дух Святый, с вертикальным Жезлом Отца задают параметры наложения
на изображение и привязки к нему чтимую древнегреческими философами, так называемую, Матрицу Мирздания, ключевой размер ячеек которой опреде-лен расстоянием между параллельными Древками Жезлов Отца и Сына. Далее, соединяя внешние вершины Матрицы Мироздания внутренними диагональными линиями с точками пересечения линий Матрицы с Кругом Веч-ного Бытия, мы проявляем, ранее сокровенный Символ Живоначальности Пресвятого Троицы — древнеславянскую руну Плодородия — «iнг» (голубая фигура).
При этом, внутри Круга Вечного Бытия возникает Символ Человеческой Ипостаси Иисуса Христа — Знак Рода Св. Царя Псалмопевца Давида, из-вестная, как «Маген Девид», (Щит Давида). Семантика термина «маген» может быть истолкована и как «мощь сознания». Щитом Царя-Псалмопевца была Мощь Его Сознания! Что же такое, помимо глубокой Веры в Бога Единствен-
17
ного, осознавал Давид, что это стало Его Щитом? На мой взгляд, ответ со-держится в самом Знаке. Это два треугольника: один, вершиной вверх, сим-волизирует тварный мир устремленный к Богу; другой, вершиной вниз –символизирует Бога, устремленного навстречу своему творению для его спа-сения. Знак фиксирует то, что должно произойти в момент встречи: тре-угольники не просто наложены друг на друга— они топологически пере-плетены так, что стали нераздельны и неслиянны - Символ Полного Обо-жения Творения по Благодати в пакибытии.
Фактически, Преподобный Андрей Богодухновенно реализовал замысел Преподобного Сергия Радонежского, отразив в одной Иконе — Весь Про-мысел Божий о Своем Творении, всю библейскую Историю от Предвеч-ного Совета Триединого Бога до Бесконечного пакибытия Обоженной Твари!
Но всмотримся попристальней в глаза Сидящих у Престола (к ста-ти, а когда и почему вдруг там появился пышущий светом Гроб вместо Пре-стола?): Отец — всматривается в Сына, Святый Дух — глубоко задумался, сосредоточено смотрит вдаль поверхго ловы Духа. Все здесь не так уж про-сто… Увеличим фрагмент что бы рассмртреть детальней...
18
Действительно видно, что Дух созерцает Жертвенную Чашу, находясь в глубокой задумчивости. Отец смотрит на Cына спокойным любящим взгля-дом, но общее выражение Его лица свидетельствует, что в данный момент Сын, чем-то неожиданным, вызвал легкое Отцовское Восхищение.
Глаза Сына слегка прищурены, взгляд как бы устремлен куда-то вдаль, но это взгляд вовнутрь се-бя. Сын явно в состоянии глубокой концентрации, транса…
Что же там произошло, в безмерном «тогда», до начала времен?...
Что открылось духовным очам Преподобного Андрея? Это навсегда останется сокрыто ….
Однако, учитывая все выше изложенное, можно дерзнуть сделать некото-рые осторожные предположения.


Рецензии