Взгляд и нечто и ещё 15

  С этим кладбищем у меня связаны яркие воспоминания. В пятидесятые годы прошлого
века в тёплые воскресные дни я часто вместе с родителями проходил четыре километра
от кольца трамвая до фанерного забора на старой Преображенской дороге. Мы посещали
могилы обоих моих дедов около превращённого в склад кладбищенского инвентаря
фамильного склепа Лесиных почти рядом с Домом омовения и отпевания.
  Возможно, что во многом именно благодаря этому кладбищу и рассказам на нём моих
родителей у меня сложилось представление о "безвыходной материальности мира".
  23 февраля 1917 года по старому стилю в международный женский день в Петрограде
на еврейском Преображенском кладбище хоронили моего очень умного (так говорил мне
отец) деда Семёна Моисеевича Жорно, управляющего конторой банкирского дома ещё
более умного Григория Давидовича Лесина. Когда шли на кладбище на улицах стояли
городовые, а когда возвращались их уже не было но были возбуждённые толпы.
  Отец рассказывал мне, что дед, как и его хозяин, очень уважал участковых
приставов. Когда семья жила на одной из дач аллеи Лесина (теперь Берёзовая) на
Каменном острове и где отец, катаясь на велосипеде, мог встретить Гневную,
приезжавшую из Аничкова дворца на прогулку в старинном экипаже с весьма
представительным кучером и мальчиком-казачком на запятках, в каждый праздник в
дом, держа фуражку в руке, заходил полицейский чин с поздравлениями господам и
получал значительные деньги. Каменноостровский мост постоянно охранялся
городовыми, не пропускавшими плохо одетых людей. В первые послереволюционные
зимы дачи на аллее были разобраны на дрова.
  Лесин, знавший Россию по своим финансовым операциям с недвижимостью и как
совладелец газеты социал-демократической направленности, сразу почувствовал запах
керосина. После похорон он всё быстро распродал, купил небольшой пароход с
командой и как только вскрылась Нева ушёл с семьёй в Стокгольм.
  Через восемь месяцев преступными стараниями небольшой но сплочённой и усиленной
деньгами германского генштаба группой нехороших людей страна пошла "своим"
особым путем.
  При полном непонимании внутренней логики и закономерностей движения по этому
пути у меня возникает странная ассоциация с замечательным маятником Фуко в
Исаакиевском соборе моей теперь уже далёкой молодости, поразительно сохранявшем
неподвижной относительно звёзд плоскость своего качания и заметно поворачивающим
её внутри несчастного собора.
  И ещё.
  Так случилось, что в том же году моя тётя (сестра отца), возвращаясь из
свадебного путешествия по Финляндии, ехала в одном поезде с Лениным и
присутствовала при явлении Сатаны народу на площади перед Финляндским вокзалом.
  Её муж в пору жениховства участвовал в революционном движении. Дед, со слов
отца, незадолго до смерти говорил ему: "Поц ты эдакий, России нужен царь".
Тётя на перроне пыталась вручить прибывшему букет цветов, но его охранник
оттолкнул её руку.
  И ещё.
  Позавчера я случайно наткнулся на текст о хорошо знакомом мне с детства
Евдоксе Книдском и уже в который раз опять поразился до глубины души:
как можно быть таким умным!


Рецензии