Семья распадается... Но растет родовое древо..

ВРЕМЯ ОДИНОЧЕСТВА  –  И СИЛА РОДА,
ГОРИЗОНТАЛЬ  И ВЕРТИКАЛЬ СЕМЬИ

Современное общество, одновременно с его феминизацией, возрастанием роли женщины, особенно в семье, демонстрирует нам усиление значимости отдельного субъекта, Личности, «Я». Западная модель общества ускоренными темпами завоевывает наше сознание. На авансцену выходит  Человек. Один, мужчина ли, женщина, но всегда один,  и лишь потом – как бы на заднем плане – проявляются из тумана первичные клеточки общества — Семьи. Причем зачастую в самом минимальном составе –  один родитель и его ребенок.
Статистика подтверждает – около двадцати процентов женщин в России сами воспитывают своего единственного отпрыска. И этот, усеченный вариант семьи, становится все более распространенным в нашей стране. Общество уже не осуждает таких матерей, как это было в прошлом столетии. Унизительный термин  «мать-одиночка» исчез из нашей речи. Сегодня это уважаемые женщины, в том числе  бизнес-леди, руководители различных уровней…  Примеров приводить можно много. Среди моих ближайших подруг и детей моих подруг, например, можно назвать немало матерей, самостоятельно воспитывающих единственного ребенка: педагог по классу скрипки и учитель русского языка и литературы, писательница и журналист, художник и инженер…
Примерам несть числа… Таким образом, мы сталкиваемся с новым явлением в жизни общества. Явлением, чуждым самому духу России. Страны, где всегда был силен коллективизм.  Где столько пословиц и поговорок посвящено большой семье, родной деревне. С детства все помнят про веник, который не переломить, а по  одной веточке можно сломать…
Вспомним, что Россия – страна исконно общинного строя, и для нее, в отличие от других государств, еще в XIX и в XX веках была характерна семья – семь «Я». С большим количеством детей. Причем обычно, вырастая, дети строили свои семейные гнезда по соседству с родительскими.
 Именно значительное число родственников, живших вместе или поблизости, и давали человеку уверенность и силу – всему роду.
Именно это обстоятельство я и вижу как горизонтальную, пространственную составляющую понятия «Семья». Вся родня живет по соседству.
В XXI веке горизонтальная плоскость родового древа сведена к минимуму. Человек потерял поддержку близких. Наша эпоха – время одиночеств. Одиночеств в большом городе…     Рядом оказываются другие, чужие… Коллеги, попутчики, однокашники – и все же чужие.
Не родственники. Чувство защищенности самими стенами родного дома ушло из нашей жизни, видимо, навсегда.
Планета стала маленькой, самолеты, поезда сократили расстояния. Причем в советское время  выпускник вуза покидал город, где учился,  и отправлялся за тридевять земель по распределению; люди военные, следуя предписаниям, ехали к новому месту службы…Можно  вспомнить еще о целине и великих стройках века  –  радиусы удаленности людей от малой родины измерялись тысячами километров. Эти расстояния стали еще больше  в XXI веке. Растет миграция, китайцы переселяются в Сибирь,  арабы покоряют Европу, русские  перебираются  на Брайтон-Бич…
Приведу пример из XX века. Семьи моих дедушки и бабушки Евсеевых-Чалковых жили в Ишиме. В Тюменской области. У супругов Василия и Клавдии Евсеевых родилось восемь детей. Не все выжили. Но вот где сегодня живут потомки братьев и сестер, выросших на берегу реки Ишим.
Сестры Августы – в Воронеже и Симферополе.
Сестры Екатерины – в Свердловской области, в Калуге и Челябинске.
Сестры Антонины – в Москве, Екатеринбурге, Челябинске.
Брата Михаила – в Магадане, Владимире, Ишиме, Тюмени, на Украине.
Брата Вениамина – в Новосибирске.
Брата Антония – в Москве.
Это только один пример. Таких примеров множество.
И в результате того, что по горизонтальной составляющей «семья» из единой почки, как  цветок, раскинула лепестки  на огромные пространства, человек с особой силой ощутил свое Одиночество. Неуверенность. Слабость. И отсюда – во спасение – необходимость найти вертикальную составляющую, осознать себя перешейком песочных часов, где прошлое рода перетекает в будущее. Представить себя не отдельным листочком, но всем деревом.
И не случайно в наши дни в обществе наблюдается живой интерес к разработке родословных, образованию дворянских собраний, казацких кругов,  воссозданию историй купеческих, крестьянских, мещанских родов – это ответ на вызов времени. Это логически понятная линия поведения.
Оставшись без поддержки многочисленной родни, семья нового типа нуждается  хотя бы в духовных костылях.  Для того чтобы сохранилась сила Человека как выразителя мощи Рода, Большой семьи, прежде обитавшей на соседних улицах,– сегодня  идет в ход Интернет и музейные собрания, архивы и переписка между дальними родственниками.  Даже широкая популярность телепередачи «Жди меня» демонстрирует нам эту тенденцию в обществе.
Недавно с некоторым удивлением и огромным уважением я изучала солидную папку, полученную по почте из Уфы. Это моя далекая родня по бабушке отыскала меня. За дело взялась моя дочь Августа – она сейчас ведет большую переписку с вновь обретенными родственниками. 
Недавно дочь прислала мне статью, найденную через  Интернет. Речь в ней идет о  родовом древе моего мужа. О династии металлургов Нижней Салды Шалаевых.  Шалаева – это девичья фамилия Хариессы Харисимовны Сторожковой, бабушки моего мужа Бориса Косарева.
Замечательный кузнечный мастер Харисим Федорович Шалаев (1854-1914) был «известным на заводе и в уезде кузнечным мастером по изготовлению пил и напильников», отличался сноровкой и выдумкой. Салдинские кустари принимали участие в больших выставках. В 1896 году Харисим Шалаев получил Похвальный лист и бронзовую медаль на Всероссийской промышленной и художественной выставке, которая проходила в Нижнем Новгороде. Имел  он «Похвальные листы»  и с уездных выставок.
В семье Харисима Федоровича было восемь детей.  Один из них – Василий Харисимович Шалаев (1884-1942) стал в 1915 году начальником доменного цеха НТМК и возглавлял его долгие годы, вплоть до своей смерти. Он был награжден орденом Ленина, и Серго Орджоникидзе лично вручил ему автомобиль ГАЗ-АА.
У Василия Шалаева было три дочери и четыре  сына. Сыновья  Борис, Петр и Виктор стали инженерами. Борис был партийным руководителем, заместителем начальника доменного цеха. Петр работал на Высокогорском механическом заводе. А Виктор, младший, начав свой трудовой путь на Урале, завершал его, будучи начальником отдела в Министерстве черной металлургии СССР.
Понятно, это редкая удача: найти среди своей родни таких исполинов – подобные открытия ко многому обязывают, дают силы и уверенность. Но даже если ваши предки были самыми обычными людьми своего времени – все равно они БЫЛИ, вы теперь с ними вместе – и их сила, сила рода – поддерживает вас.
 По многим поверьям, после смерти ближайшие родственники встречают вновь прибывших, заботливо проводят их  в новый мир.
 Только представьте себе, какое огромное  количество предков по линии отца и матери есть у каждого из нас. Достаточно, чтобы отступило  Одиночество и человек ощутил себя частью большой семьи. Ответственным за судьбу детей. За то, чтобы не посрамить надежды предков. И эти люди из дали времен поддерживают нас, и хорошо, если  мы помним о них и благодарны им. Вертикальная линия  «Семьи» в наши дни становится важной опорой человека.
Родовое древо, то, что прежде составляли для себя только короли и знатные особы, сегодня становится необходимым каждому человеку, чтобы он мог что-то противопоставить оскалу окружающего  криминала, чтобы хватило сил реализовать свои способности, свой потенциал в жизни, сохранить человеческое достоинство в непростом новом мире, в жестоком капиталистическом государстве.


Рецензии