Гипнотический эффект

   Общение. Зачем люди часто хотят общаться, вести диалог или просто о чем-нибудь рассказать, написать? Для чего задаются вопросы? Наверное, любое общение преследует какие-то цели. Кстати, вы, читатель, всегда прямо отвечаете на вопросы? Или порой уклоняетесь? Зачем? Может, не хочется делиться всей информацией, и хочется оставаться честным человеком в диалоге, не опуститься до лжи. При этом можно скрыть истинные причины поступка, придать достоверной информации нужный акцент. И даже склонить к определенному мнению. Ложь же - слова, которые акцентированы на таком основании, которое так или иначе предпочтительно, но не является фактом, оставаясь лишь желанием. А для лгунов и лгуний это приятно дерзко, попытаться взять с жертвы столько, сколько получится. Бывает визуальная и звуковая ложь. Вернее, иллюзии, создаваемые аппаратно. Но с подобным этот текст не имеет ничего общего. Итак...
   Акцентирован ли этот текст? Возможно. Во всяком случае, в другом очерке о музыкальных вкусах причина написания заключается в желании поделиться с читателями мнением о формировании таких предпочтений, как музыкальные, в обществе, а также о заблуждениях в связи с тем. Пусть теперь это представляется темой формирования мнения вообще о чём-либо или ком-либо. Независимы ли люди в присуждении информации, которую получают, статуса лжи или правды? Независимость мнения, вот что в данном случае является достойным внимания. Вероятность правды или лжи уже на втором месте или второстепенна.
   Например, что такое реклама? Это прежде всего информация о товаре, услуге, предстоящем событии, специалисте и просто персоне, личности. Какие интонации имеет эта информация? Прежде всего позитивные и позиционирующие по отношению к предмету рекламы. А уж вызовет ли у вас радость или удовлетворение предмет рекламы, это целевой вопрос. Имеет значение, доверились ли вы, приняли ли сторону, точку зрения рекламодателей, правдивую или ложную, доверились ли рекламе, или нет. И это при том, что очевидным образом вас никто не обманул. Тем более, по части предмета информации.
   Источники информации. Велика вероятность, что разумнее получать информацию из тех источников, которые имеют некий залог достоверности. Авторитетность, массовая популярность. Только что есть авторитетность? Признанность фактов в кругу образованных (знающих) авторов и поклонников. А велики ли акценты, насколько они значительны в таких источниках? Всегда ли правдивы? Или некие авторитетные источники правдоподобны? А массовая популярность? Прежде чем довериться популярным источникам, возможно, стоит задаться вопросом, в чем причина популярности, и как образовался авторитет. Интернет, в частности, социальные сети - популярный источник информации и, может, согласитесь, часто грубых акцентов и странных ориентирующих так, как нужно автору, контекстов.
   Насколько вы доверяете пользователям с яркими фотокадрами на страничках с анкетными данными о великолепном социальном положении? Велика ли вероятность того, что все это фальшиво, и хотя бы у фотографий есть настоящие хозяева, а прочие данные не имеют общности с реальным положением вещей? На время написания данного текста эти вопросы являются ключевыми.
   К сожалению, заботиться о проверке достоверности не модно, и такая забота является более трудоемким процессом, нежели клики во имя приобщения к сотням уже имеющихся "лайков".  Внешность и репутация - инструменты привлечения внимания к предложению персоны, которой всё это принадлежит. Привлечение внимания образует популярность и увеличивает шансы продвижения идеи или продукта, которые предлагаются популярной персоной.
   А вот пример простой стимуляции продаж. Информация о товаре распространяется в некоем пространстве, множась в упоминаниях. Содержание упоминаний гласит, что данный товар обладает невероятным качеством и желанными характеристиками. Кроме того, при его покупке якобы приобретается престиж марки. То есть, у покупателя теперь есть предмет данной марки, нечто условно престижное. Гордость за покупку множится похвалами в качестве скандирования ранее прочтённой рекламы. Непопулярный и никому не нужный товар может стать таким образом даже престижным.
   Аналогичен эффект антирекламы, когда товар опошляется публикациями отзывов, которые могут быть заказными или иными. В результате чего могут пострадать довольно добротные товары, а вместе с ними и производитель. Или наоборот, прежде всего производитель, который будет вынужден избавляться от товаров по низкой цене для того, чтобы вернуть затраты. Ну, кому-то может повезти с покупкой.
   Транслируемая информация руководит выбором потребителя, настойчиво предлагая обратить внимание на не всегда нужный в быту предмет трансляции. Или не всегда разумно платить большие деньги. Но это может произойти, если потребитель убеждён целевым образом и поступил так, как было нужно зачинщикам трансляции. Причём потребитель может быть уверен, что выбор сделан совершенно независимым образом.
   Насколько в таких обстоятельствах потребитель похож на загипнотизированного? При покупке товара, наверно, зависит от степени восторга касательно самого факта покупки. Идущие на поводу у информации другого плана, этакого трафика лжи, софистики, популярной в социальных сетях, и особенно поддержки этого путем одобрения, могут быть похожи на загипнотизированных подопытных или пациентов. Или когда пользователи обращаются к этому, заискивая, с корыстными или наивными намерениями.
   Место правды в данной модели событий займет уместная информация для убеждения в чем-то и для чего-то или ложь (в том числе льстивая) ради удержания внимания. Повальные бездумные предпочтения приумножатся самозванцами повсеместно. Благодаря выбору как будто загипнотизированных собственными не достижимыми без приложения к достижению труда желаниями людей, продолжающих действовать в современных условиях не прекращающегося технологического прогресса и все больше уходящей на второстепенный план нравственности. Бездумных потребителей, поведением опровергающих востребованность чего-либо. Такая модель существовала в 1990-е годы и может быть эпизодической в настоящее время.
   Вот такой гипнотический эффект, который касается не только приобретения продукта или товара. Целью убеждения может быть покупка по предлагаемой цене. Также может использоваться приём предложения соучастников по схожим ценам. А иногда может фигурировать схема переадресации клиента в заведомо неформальных обстоятельствах.
   Активность мошенников порождает недоверие, в том числе безвариативное, тотальное, ко всему, у чего нет гарантий подлинности. Даже если риск потери средств отсутствует. Тогда может пойти в ход условная доверительность, основанная на стереотипах, включая нелогичность зависимости правдивости от внешности или заявленных предпочтений, имиджа.
   Не всем дано быть готовыми скептически отнестись к разнообразным предложениям, мнениям и заверениям. И условно успешное предложение, обернувшееся разочарованием приобретателя, может возыметь потоки жалоб и обвинений, вносящие свою лепту в возможности манипулировать ситуацией и намерениями людей. Тут монолог заходит в некий тупик или завершает описание конструкции механизма манипуляций, когда манипулятор всего лишь опирается на то, что знает о потребителях или о рынке. Против чего работает только развитая осмотрительность, способность формулировать цели, отдавать отчёт в поступках, стараться не быть вовлечёнными в схемы воздействия, выбирать, проанализировав ситуацию настолько, насколько это возможно, без спешки; интеллект, который себя не ограничивает в познании, отворачиваясь от реальности, а нуждается в знаниях.


Рецензии