Легенда 7-я. Дубровский конный завод

Легенда 7-я. Дубровский конный завод.

     В 80-х годах прошлого  столетия я старался свой отпуск использовать  в санаториях  миргородского  курорта. Путёвки удавалось приобрести на разный период. Не это было главное. Во время каждого пребывания в Миргороде использовал малейшую возможность для экскурсий, которых  миргородское экскурсионное бюро предлагало около двух десятков. Каждая из них была интересной и познавательной. Давно обратил внимание на предлагаемую экскурсию  в  Дубровский конный завод, но воспользоваться этим предложением всё что-то мешало.  От отдыхающих слышал отзывы, что экскурсия на Дубровку очень интересна. В один из дней, находясь на отдыхе  в Миргороде, заходя в столовую  на обед, увидел объявление, которое предлагало экскурсию в Дубровку. Билеты продавались возле входа в столовую, и я купил билет. От процедуры обеда постарался поскорее освободиться и побежал на рынок, где купил килограмм моркови. С детства, общаясь с лошадьми, знал  их любовь к этому «лакомству». Экскурсионный автобус ожидал рядом с рынком и выходом из курортного парка. Когда вошёл в автобус, практически все уже были в сборе. Вскоре мы поехали.

     Дубровский конный завод находится рядом с селом Дубровка  и в 13-ти километрах от Миргорода.  Автобус быстро  доставил к цели нашей поездки, остановившись неподалёку от здания администрации конного завода.  Мы вышли из автобуса. Перед конторой завода был установлен памятник знаменитой лошади с жеребёнком. Во время войны немцы её угнали в Германию. После войны её нашли, вернули на завод, и снимали в фильме «Наследница Ники». Эту скульптуру все стали фотографировать. Через пару минут к нам подошла экскурсовод. 

     Представившись, она  пригласила нас пройти в помещение историко-краеведческого музея завода. В музеи было много фотографий и экспонатов, рассказывающих об истории и достижениях Дубровского конного завода, который  с экскурсиями ежегодно посещают более трёх тысяч человек.

     После посещения музея нам предложили познакомиться с территорией конного завода, ипподромом и конюшнями.  Показали лошадей, условия их содержания,  кормления и тренировок на заводском ипподроме.

     История Дубровского конного завода берёт своё начало в 1888 году,  когда  князь Дмитрий Константинович Романов, путешествуя по Полтавскому краю, купил земли, в полтавской губернии, вблизи города Миргорода, где решил основать конный завод. Этот район ему понравился  своим мягким климатом,  короткой зимой,  степью с богатой травами растительностью. Эта территория раньше принадлежала гетманам Муравьевым-Апостолам, Кочубеям. Позже – генералу Маркову. После Маркова поменялось ещё несколько владельцев. Князь Романов в то время занимал должность главного в России управляющего государственным коннозаводством.

     Позже, передавая конный завод в собственность государства, князь писал:
«При основании завода в 1888 году, я поставил себе целью создать рассадник русских пород верховой и рысистой лошади, а так же развести мелких тяжеловозов, способных вывозить тяжести и обладающих быстрыми аллюрами, как наиболее подходящих для улучшения крестьянской лошади. Кроме того, при заводе основаны ветеринарно-фельдшерская, кузнечная, шорная школы для подготовки молодых специалистов, способных занимать ответственные должности в земствах и частных конных заводах»

     Для покупки лучших племенных лошадей,  строительства  конюшен и  жилых помещений из великокняжеской казны Д.К. Романова  выделялись неограниченные денежные средства. Управляющим Дубровским конным заводом был назначен генерал-майор  в отставке М.Ф. Измайлов. Он прекрасно ориентировался в вопросах зоотехники и ветеринарии. На протяжении нескольких лет изучал рысистое дело в лучших хозяйствах США. Использовал на заводе все ценное и полезное, что увидел в заграничной практике.  Заботился о своих работниках, оставаясь преданным поклонником орловских рысаков.


     По его распоряжению в 1908 году было начато строительство Флора - Лаврской  церкви, которая просуществовала до 1936 года. На заводе М. Ф. Измайлов работал, там он и умер.  Был он похоронен в 1913 году на территории, им же построенной церкви.

     Для развития завода много сделал ветеринарный врач В. Г. Оболенский, который написал  книгу «Основы коннозаводства и лечебник лошади».

     С начала основания завода,  использовали  культурный подход к организации племенного коннозаводского  хозяйства.  Были построены маточные и тренерские конюшни, манежи, крытая дорожка для тренировок молодняка в неблагоприятную погоду, ипподром с беговой дорожкой.  Это всё сохранилось и до наших дней. Здесь тренируют лошадей, добиваясь рекордных результатов в рысистых бегах и скачках.

     В начале 1891 года в хозяйстве завода насчитывалось 212 голов коней, в том числе 6 рысистых жеребцов - производителей , 46 рысистых маток, 3 верховых жеребца - производителя и 24 верховых маток.

     Благодаря результатам своей успешной работы, Дубровский конный завод стал приобретать широкую известность. В 1890 году завод посетил русский профессор В. В. Докучаев, который вместе со своими ассистентами изучал грунты Миргородского уезда.

   В 1894 году М. Ф. Измайлов впервые в России использовал искусственное осеменение  лошадей. Свои исследования здесь проводил известный русский биолог, профессор И. И. Иванов. Завод быстро становится широко известным своими достижениями.  На всероссийской выставке в 1890 году жеребец Яшма-Присяжный был награждён большой серебряной  медалью.

     Лошади, выращенные и воспитанные на заводе, были удостоены золотых медалей в Полтаве (1909 г)  и  в Москве (1910 г.).

     Жеребец Баянчик  завоевал  в  период 1898  – 1900 годов  золотые медали в Париже и С. Петербурге.

     Орловские рысаки завода становятся лидерами по выигранным призам на ипподромах. Только до 1913 года ими было выиграно призов на общую сумму 1400 тысяч рублей. Изделия мастеров шорной и конно-кузнечной школ также были удостоены высоких наград – золотых и серебряных медалей.

     Дубровский конный завод прославляли опытные наездники, настоящие мастера своего дела. Они тренировали лошадей, добиваясь от них рекордных результатов.

     Перед революцией 1917 года на заводе уже содержатся 600 лошадей. Они полностью обеспечиваются продуктами своего производства. По числу выигранных призов Дубровские рысаки занимают одно из передовых мест. 

     Переживая за судьбу своего детища, князь Д.К. Романов  просит принять конный завод в собственность государства:  «… на каких угодно условиях и тем спасти его и разводимые в нем породы русских лошадей, в других местах исчезнувшие от неминуемого уничтожения».

     После революции конный завод стал Государственной собственностью. Продолжается работа по разведению Орловской и Русской рысистых пород. Но во время гражданской войны много ценных племенных лошадей  погибло. Наступили непростые времена. В это трудное время работники завода старались сохранить племенное поголовье оставшихся лошадей, создать для них необходимые условия содержания и кормления. До наших дней удалось сохранить уникальные сооружения завода: манеж, конюшни, школу-кузницу, двухэтажное здание конторы, дом управляющего и другие сооружения ХІХ начала ХХ веков. Удалось сохранить и стройные тополя по кругу беговой дорожки ипподрома.

     В 1923 году завод решили реорганизовать и специализироваться только на разведении рысистых лошадей – орловских и русских рысистых пород. Кроме орловских рысаков были завезены русско-американские.

     Для комплектации поголовья сюда поступали кобылы с заводов братьев Вяземских, Назимова, Маркова, с Натальевского конного завода Харьковской области, в том числе жеребец Гильдеец, сын известного американского рысака Гей Бингена.

     В русском рысистом отделении жеребец Гильдеец занимает особое место. Он был самым знаменитым призовым рысаком. В 1923 году, выиграл Большой Всесоюзный приз.  Затем он стал прекрасным производителем. Именно дети этого жеребца создали линию Гильдейца.  Среди его детей воспитано 14 рысаков высокого класса.  В том числе Горта, Баядерка, Городня, Гильда. Ни один жеребец не дал столько рысаков рекордсменов, как Гильдеец.

     В 1924 году в орловское рысистое отделение приобретены жеребцы  Воин и через десять лет Бубенчик. Их стали использовать в качестве производителей. От них получили 96 голов приплода. Среди них рысаки рекордсмены: Капитанша, Вальс, Ворган, Галл.

      В Дубровке были созданы все условия для усовершенствования коннозаводства. Все шло лучшим образом. Но… настало лето 1941 года. Конный завод оказался в центре  боевых действий. Необходимо было  спасать заводской табун,  и сохранить племенных лошадей. Было принято решение  эвакуировать поголовье вглубь страны. По дороге от недостачи кормов и обстрелов, часть ценных лошадей погибла. Дубровка была оккупирована, Завод был разграблен, лошадей, которых не сумели эвакуировать, немцы вывезли в Германию.

     После освобождения полтавской области в 1943 году возникла тяжёлая задача восстанавливать завод. Необходимо было собрать лошадей и вернуть их в родной дом. Возвратившиеся  из эвакуации работники завода радовались, если удавалось найти и вернуть, хотя бы одну лошадь. 

     Нескольких лошадей возвратили из эвакуации. Часть лошадей удалось разыскать в Германии и доставить в родные края. Это было настоящей удачей. 

     Но возвращённые лошади долгое время не работали на беговых дорожках. Необходимо им было обеспечить нужный уход и тренировки. Работники завода самоотверженно занимались любимым делом. И очень скоро лошади Дубровского завода снова начинают побеждать и устанавливать рекорды на ипподромах Украины, СССР и за рубежом.   

     Лошади потомки рекордсменов Дубровского завода продолжают, и сегодня завоёвывать различные призы и улучшать рекорды своих «родителей».  Это результат мастерства и самоотверженной работы конюхов, зоотехников, тренеров, наездников завода и ипподромов.

     В настоящее время Дубровский конный завод  один из лучших в Украине.  В 1982 году в Дубровке начала работу кумысная ферма. Тут разводят племенных лошадей Новоалександровской породы тяжёловозов. Сегодня на этой ферме всего 57 лошадей, из которых – 3 жеребца, 28 - маток.  Выращиваемый молодняк тяжеловозов идёт в основном на продажу. Заводская кумысная ферма специализируется на производстве кумыса, который продают,  отправляя его в здравницы курорта Миргород, и местную столовую. В этом подразделении, где работают всего 5 человек, называют лучшую кобылу - рекордсменку Фату, от которой за период лактации надаивают до 2500 литров молока. Всего за дойный период с апреля по октябрь  кумысное отделение производит от 20 до 40 тонн лечебного продукта.

     Все достижения Дубровского конного завода отображены в его историко-краеведческом музее, который ежегодно посещают тысячи людей.

     Дубровский конный, занимает  с первых лет своего существования, положение одного из ведущих заводов рысистого направления.  И сегодня, в свои почти 130 лет, коллектив завода продолжает удерживать передовые позиции в отрасли.  Лошади, рождённые и выращенные  на конезаводе, сохраняют традиции побеждать своих знаменитых предков и улучшать их достижения на беговых дорожках различных ипподромов.


Рецензии
ДКЗ 62 Это уникальное историческое место нашей великой и одной тогда страны. Очень хочется сохранить там все для будущих поколений. Мои дедушка Бутенко Захар Григорьевич и бабушка Бутенко Антонина Корнеевна (Бэшта) жили в этом заводе уже после войны. Переехали из села Клюшниковка и построили дом недалеко от местного совхозного автомобильного парка. Дед прошел всю войну, бежал из плена два раза. Тогда все было оккупирована немецкими фашистами. Бабушка тогда помогла ему выжить и спастись от плена, первый раз она выкупила его из плена за золотые сережки, а второй раз когда он попал в плен,их повезли в концлагерь на поезде в вагоне, в котором обычно возят пшеницу и по дороге деду с несколькими солдатами удалось открыть верхний люк на вагоне и бежать. А когда он вернулся домой, немецкий офицер увидел его в доме, он жил там у них и он его не выдал, бабушка сказала что это брат ее, а потом немец предупредил когда будут облавы и дед успел скрыться в лесу. Благодаря смелости и находчивости и стойкости друг за друга им удалось пережить эту войну. Потом у них родилась дочь Лида (моя мама) 22 января 1944 г. Затем когда Лида училась в школе в старших классах, у них родился сынок Толик, который потом трагически погиб еще маленьким. Его могила находится где то около деревни Клюшниковка. Мне ее никогда не показывали это месть.
Моя мама Бутенко Лидия Захаровна, я родился в Миргороде в Январе 1971 г и я тоже Бутенко Виталий. Отца родного своего я не знаю и очень хотел его найти. Может кто знает его или из родственников его вдруг прочитает мое письмо и напишет мне. Бабушка мне говорила, что он приезжал в деревню и искал нас с мамой,но мы уже жили в Приморском крае в России. Мама вышла замуж и уехала из ДКЗ 62 в 1975 году в Приморский край РФ,город Дальнегорск, когда мне было 4 года. А меня потом забрали в 1976 году в возрасте 5 лет. Мы уехали на Дальний восток России и живем там сейчас. Моя тетя Лариса и ее сын Олег живут в
С-Петербурге. Мама моя тоже живет в Ленинградской области,она уехала туда в 2000 году. Мы с братом Игорем и нашим папой Юрием живем в Дальнегорске. Я несколько раз приезжал с мамой в Дубровку к своим родным и помню всех своих родных. Бережных Николая и Галю и бабушку Маню всех тех, кто жили и живут в Вырешальном.
Я помню всегда приезжал к ним и маленьким и в школьном возрасте и в 90 годы. Очень любил их всех, дядю Колю Бережного называл папа Коля. Помню своих братьев Петю,Сашу,Колю.Всегда любил рассматривать у них дома их семейный альбом и фото и вспоминать их и свое детство. Помню школу рядом около их дома и трактор «Белорус» во дворе школы,где я часто гулял и где учились мои братья. Помню молокозавод, где работала их мама Галя. А еще Я любил гулять в детстве на ипподроме в Дубровке, где дедушка косил траву, и наблюдать как тренируют наездники беговых лошадей. Я приезжал туда и в 1998 году, что бы показать на видео кассетах своим родным свою маленькую дочь Наталью. Я любил кататься на мотоцикле по полям около конюшни,
пил кумыс, который покупала для меня бабушка там на ферме.Бабушка моя работала в пекарне и дежурила по ночам в совхозном автопарке. Я Очень любил гулять среди огромных старых тополей, которых помнят еще те времена великого князя Дмитрия Константиновича Романова, и управляющего заводом М.Ф.Измайлова. Я помню как мама работала в городе Миргороде в 1973-1974 гг в ресторане "Колос" и мы жили в общежитии с ней. Я помню родственницу тетю Шуру ее дочь Лиду и дядю Ваню,у которой часто жил в Миргороде. Тетя шура была невероятно веселым, позитивным и добрым человеком. Потом они переехали в Кременчуг. Но я там никогда не был у них и ее так и не смог проводить в последний путь. Там в Дубровке похоронены мои бабушка Антонина, ее старшая сестра Настя, а их сестра бабушка маня похоронена в Вырешальном. Мой дедушка Захар тоже похоронен в Дубровке. Я хоронил их вместе с моей тетей Ларисой. Бабушка умерла в 2005 году и мне удалось тогда весной побыть с ней перед смертью и подержать ее за руку в последние часы жизни. Но хоронила ее моя тетя без меня, потому что я побыл там с бабушкой перед ее смертью 20 дней и когда она умерла, я уже не смог выдержать того момента и присутствовать на похоронах мне было очень тяжело. Потом я конечно жалел о том что уехал. Мой дедушка умер зимой в 2007 году. Мы тогда прилетали с моей тетей Ларисой на похороны из С-Петербурга.

Я очень хочу, что бы быстрей закончилась война на Украине и побывать там в Дубровке вместе со своей дочерью Натальей побывать на могилах своих родных,погулять по родным местам детства,бескрайним цветочным полям, на ипподроме показать дочке эти уникальные старые тополя, посмотреть лошадей,съездить к нашим родным в Вырешальный и в Миргород. Я хочу передать привет всем сельчанам из ДКЗ 62. Храни вас бог всех, кто живет в ДКЗ 62, кто помнит моих родных и меня маленького и всех моих родных.

Большой привет всем родственникам, кто живет в Миргороде.Я всех помню и всегда бываю на могилах его родителей, когда приезжаю в Миргород и гуляю по курорту и городу. Я помню вас всех мои дорогие и буду рассказывать своей дочери про вас. И пусть все беды обойдут вас стороной и Мир вернется в нашу родную Украину.
20.10.2022г

Виталий Бутенко   20.10.2022 14:30     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.