Легенда о Белой Змее - Legend of the White Snake

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: АНИМЕ «ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ ЗМЕЕ»
(рецензия написана для аниме-журнала «НЯ!»)

ОЦЕНКА АНИМЕ: 7 из 10

Название: Легенда о Белой Змее / Hakujaden / Legend of the White Snake
Жанр: фэнтези, приключения
Выпуск: 1958 г.
Тип: полнометражный фильм, 78 мин.
Студия: Toei Animation
Режиссер: Ябусита Тайдзи
Автор оригинала: Уэхара Син

Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь,
Как строились лодки,
И лодки звались
«Вера», «Надежда», «Любовь»!
(группа «Машина времени», «За тех, кто в море»)

«Эх, мама!.. За что ужика обижаете?!»
(м/ф «Волшебное кольцо», СССР, 1979 г.)

Великий Волшебник Хаяо Миядзаки посмотрел «Легенду о Белой Змее» еще будучи школьником и навсегда влюбился в анимацию. Сложно поверить, но без этого, первого, аниме не было бы ни «Навсикаи из Долины Ветров», ни «Небесного замка Лапута», ни «Тоторо», ни «Принцессы Мононокэ», ни «Унесенных призраками», ни «Ходячего замка». Что было бы? Воспоминания о великой советской анимации? Удушающий вакуум американских мультиков? Кто знает…

ТЕОРИЯ «БОЛЬШОГО ВЗРЫВА» В АНИМЕ

Более тринадцати с половиной миллиардов лет назад в результате Большого Взрыва зародилась наша Вселенная.

Четыре с половиной миллиарда лет назад из облака космического газа и пыли сформировалась планета Земля.

В 1958 году студией «Toei Animation» был создан первый японский цветной звуковой полнометражный анимационный фильм «Легенда о Белой Змее», считающийся первым аниме в истории человечества.

В то время не было еще ни студии Ghibli, ни эпопейных «Гандамов», ни «Евангелиона». Не было даже «Наруто» (да-да, кое-кто помнит и такие времена!).

Разумеется, аниме зародилось не на пустом месте. «Большой Взрыв» в японской анимации готовился десятилетиями.

Уже в 1920-ые годы снимались черно-белые короткометражные немые мультфильмы. «Динозавром» японской анимации считается фильм 1924 года «Гора, на которой оставляли умирать старух» (режиссер Санаэ Ямамото). Более ранние творения японских аниматоров до наших дней не сохранились.

В 1933 году появился первый японский звуковой анимационный фильм «Сила и женщины мира» Кэндзо Масаоко.

Следующие двадцать лет можно назвать «Часом волка» японской анимации — временем между кромешной тьмой ночи и рассветом, периодом неопределенности и тревоги. В 1937 году Япония развязала войну с Китаем, а в 1939 году началась Вторая Мировая война. Япония, как известно, выступала на стороне гитлеровской Германии. Война окончилась в 1945 году поражением Японии и длительным периодом американской оккупации, отголоски которой слышны и по сей день.

Но сквозь мрак военных и послевоенных лет пробивался яркий луч света. После 1945 года Японию накрыло волной американской анимации. В первой половине 1950-х годов настоящим откровением для японцев стали полнометражные цветные мультфильмы Уолта Диснея: «Белоснежка», «Золушка», «Алиса в Стране чудес», «Дамбо», «Бэмби», «Пиноккио» и «Фантазия».

Повосхищавшись, японцы тут же выполнили свой коронный трюк, который за свою историю они проделывали не единожды. Японцы переняли у иностранного первоисточника все самое лучшее, основательно разбавили этот «питательный бульон» особенностями своей национальной культуры, традиций, мировосприятия и —
Свершилось!

Космическая пустота взорвалась, породив Вселенную Аниме. Ее сюжеты более драматичны и мудры, чем в улыбчивых американских мультиках, ее герои сложны и многогранны, она воспринимает добро и зло как единство противоположностей, она не щадит женщин, детей и симпатичных зверушек, «happy end» в ней вовсе не обязателен, и даже главному герою в финале могут оторвать голову — и это считается нормальным.

Вселенная Аниме существует уже более пятидесяти лет, неуклонно расширяя свои границы. Но началась она с семидесятивосьмиминутной «Легенды о Белой Змее» режиссера Ябусита Тайдзи.

«ЛЕГЕНДА О БЕЛОЙ ЗМЕЕ»: ЛЮБОВЬ, МИФЫ И ДЛИННОТЫ

В основе сюжета этого аниме лежит древнекитайская легенда. Мальчик Ксю-Ксен купил белую змейку, восхищенный ее красотой, но злые взрослые заставили мальчика прогнать змейку. Прошло много лет, и Белая Змея вернулась на землю в облике прекрасной девушки Бай-Ньян. Она находит Ксю-Ксена, повзрослевшего, но сохранившего чистую душу. Между молодыми людьми зарождается чувство. Но любовная идиллия длится недолго. В дело вмешивается буддийский монах, который знает, что Бай-Ньян — дух, ёкай. Монах уверен, что она погубит Ксю-Ксена. Ему удается разлучить влюбленных. Бай-Ньян исчезает, а Ксю-Ксена приговаривают к изгнанию.

Все это происходит в первые тридцать минут фильма. А затем Ксю-Ксен долго-долго страдает и ищет Бай-Ньян, Бай-Ньян долго-долго страдает и мечтает воссоединиться с Ксю-Ксеном, а монах все время мешает их любви, «спасает» Ксю-Ксена и прогоняет Белую Змею. Монах, правда, не страдает — порадуемся за него.

В действии также участвуют служанка Бай-Ньян — человеческое воплощение духа рыбы Сяо-Чин, а также друзья-зверушки Ксю-Ксена — панда Панда и малая красная панда Мими.

((Замечание в скобках: малая красная панда — млекопитающее семейства пандовых, размером чуть больше кота. Кстати, в американском переводе «Легенды о Белой Змее» не стали особо церемониться с этим экзотическим зверем и обозвали его кошкой)).

Красивая и поэтичная легенда о любви и преданности наполнена романтикой и мифологией. Герои-зверушки вносят в повествование разнообразие: в аниме много комических сценок с их участием.

Что примечательного в этом сюжете? Во-первых, в «Легенде о Белой Змее» нет абсолютно отрицательных героев. Никто не делает гадости ради гадостей. Каждый герой уверен, что поступает правильно. Просто иногда эта уверенность оказывается заблуждением. Даже банда городских животных-разбойников ведет себя строго в соответствии с кодексом бандитской чести.

Во-вторых, сюжет просто-таки пропитан восточной мифологией. Кроме собственно легенды о Белой Змее мы узнаем и о других восточных мифах и верованиях. Например, о том, что всеми потусторонними существами повелевает Дракон, который живет на Красной планете, или о том, что гигантский сом способен вызвать морскую бурю.

Нарисовано все это шикарно (разумеется, с некоторыми оговорками). Сочные цвета, восхитительные фоны, красивые главные герои. В движениях и мимике персонажей уже можно заметить характерные для аниме особенности, хотя пока они лишь едва уловимы.

Особенно здорово сделаны сцены морской бури, космического полета Бай-Ньян и сражения в воздухе. А уж если вспомнить, что все это рисовалось вручную, то просто дух захватывает от мастерства японских аниматоров!

Однако сегодня, спустя более полувека с момента создания «Легенды о Белой Змее», нельзя не отметить и некоторых недостатков этого аниме. Как бы ни красива была история любви Ксю-Ксена и Бай-Ньян, такого сюжета в интерпретации 1958 года оказалось явно недостаточно для семидесяти восьми минут. Ну, сорок минут, ну, час — от силы. Но не больше. С высот двухтысячных годов становится очевидным неумение японских аниматоров 1958 года выстраивать сюжет. Повествование изобилует длиннотами и явно лишними, инородными эпизодами.

Например, изгнанный Ксю-Ксен сидит на бережочке и вздыхает о своей нелегкой судьбине. В это время нам подробно показывают проходящие в городе празднества, гуляния, цирковые номера. Все это, конечно, безумно интересно и познавательно, но к истории Ксю-Ксена и Бай-Ньян отношения не имеет никакого. Создается впечатление, что какой-то незавершенный мультик о национальных традициях просто вклеили в «Легенду о Белой Змее».

Излишне долго и подробно показываются приключения «животной» части персонажей. Опять же забавно, но не к месту.
В итоге, повествованию не хватает динамики и целостности.

ИТОГИ

Если вы носите гордое имя анимешника, обязательно посмотрите «Легенду о Белой Змее». Это действительно важное произведение, сравнимое по значимости с «Акирой», «Призраком в доспехах», шедеврами Миядзаки.

Понравится ли вам «Легенда о Белой Змее»? Сложно предугадать. Однако сам факт приобщения к Большому Взрыву в аниме уже дорогого стоит.
------------------
 (В первой, «исторической», части статьи использованы материалы книги Бориса Иванова «Введение в японскую анимацию»).


Рецензии