Больше креста никому не дается

04 октября 2014

На первый взгляд территория единственного в Луганске деревянного храма в честь святых мучеников Гурия, Самона и Авива не пострадала от артиллерийских обстрелов. Но это только на первый взгляд. Слава Богу! Сам храм, такой уязвимый, незащищенный от возгорания, действительно, не пострадал. И это – настоящее чудо! Какая угроза нависала над святыней становится ясно, когда проходишь вглубь церковного двора. Трехэтажное здание, которое так долго возводил настоятель храма протоиерей Павел Батарчуков стоит с вывороченными пластиковыми окнами. Ни одного целого стеклопакета не осталось. В сторонке лежат искореженные, густо продырявленные осколками металлические ворота. Если бы не сказали, ни за что бы не догадалась, что это они и есть. Совсем рядом, на асфальтированной тропинке зияет огромная воронка. Отец Павел показывает на сторожку, она располагается сразу за поврежденным зданием, там находился сторож. Остался цел. Господь не дал свершиться непоправимому. Капитальный подвал этого здания служил людям бомбоубежищем. Сюда спускались прихожане и служители храма, когда возобновлялись обстрелы.

Легко догадаться почему часто и прицельно стреляли в направлении храма. Он на одной линии обстрела со зданием бывшего СБУ. Чаще всего стреляли со стороны пос. Металлист. В этом случае здание СБУ и храм прикрывала полуразрушенная многоэтажка, названная в народе «свечкой».

 

– Отец Павел, что пришлось пережить в эти трудные военные месяцы?

– Больше Креста никому не дается, самое главное – храм цел! А остальное все образуется. Были моменты, когда крышу пробило, барабан купола повредило, дерево горящее упало, но это все было сразу устранено. Храм спасли. Когда украинская армия начала нас обстреливать, не удержался от шутки, что настали времена, когда самый ценный подарок для нас – это огнетушитель.

Но, слава Богу, люди, которые помогали по храму, служители – все живы, даже не ранены. И внутреннее содержание храма, и души человеческие целы, ну и стены сохранены. Это очень большой показатель для меня как для священника, как для христианина и как для человека: вот что значит вера! И ополченцы, которых я благословил в свое время, тоже – все целы. Одного только миной ранило, но буквально, на излете, там царапина, не более.

– Отец Павел, а пострадавшее трехэтажное здание для каких целей вами возводилось?

– О, там целый комплекс будет. В первую очередь мы планируем в его стенах открыть воскресную школу, разместить библиотеку, как для духовной литературы, так и для хорошей художественной литературы, оборудовать гостиницу для приезжих, трапезную для прихожан, просфорною, молодежный центр, выделить помещение для социальной службы. Это, в свою очередь, позволит нам убрать все старенькие сараюшки с территории и облагородить двор: травку посадить, газоны разбить. Сейчас же здание стоит без единого стекла, много раз обстрелянное со всех сторон из минометов и пушек. Со стороны «Горгаза» там еще и подстанция, дававшая нам свет, разрушена. Так что света у нас еще долго не будет. Вот, обращаюсь к добрым людям за помощью, может, поможет кто раздобыть генератор для храма.
 

– Многие знают, что вы борец за Русь Святую, ваши патриотические проповеди впитали многие луганчане. Вас любят и уважают за то, что долгие годы вдохновляли нас на борьбу против русофобской политики украинских властей, поддерживали в наших душах праведное горение не допустить отрыва от России. Что касается событий, развернувшихся в апреле, когда прямо перед вашим храмом вырос палаточный городок, помню, один молодой батюшка сказал: «Отец Павел всегда мечтал участвовать в политических акциях, но ему по сану это запрещалось, а тут все само пришло».

– Я никогда не был организатором каких-то политических акций. Я – православный священник. Что бы кто ни говорил, я всегда стоял, стою и стоять буду за единую Русскую Православную Церковь Московского Патриархата. Потому что Церковь неразделима, как тело Христово – ни стены, ни люди.

Вся полнота русской Церкви должна сохраняться, хотя гражданские границы от поколения к поколению могут и меняться. Мы все родились в Советском Союзе. Но я никогда не был советским человеком, ни октябренком, ни пионером. И комсомольский билет мне не давали. Я был несоветский человек, но я был русский человек. Мы все в семье были державниками. Я всегда скучал по Российской Империи. А все остальное, как принцип домино – валится, и пусть валится. Церковь была бы целой. Я всегда был вне политики и выступал за церковное единство. А почему обо мне говорят, как о политике, не знаю. Ну сказали и сказали, не расстреляли же.

– Отец Павел, а как вы восприняли восстание луганчан?

–Каждый вечер мы с нашими священниками совершали крестные хода вокруг палаточного городка для того, чтобы не пролилась кровь. И в храме молились на каждом богослужении, на каждом молебне об этом. И, слава Богу, там, где мы молились кровь не пролилась. Сам Патриарх Всея Руси Кирилл сказал, что священник должен выходить из своей ограды и идти к народу. Я живу в XXI веке, а не только читаю газету «XXI век», поэтому следуя наставлениям патриарха, мы в фарватере шли – выходили и вместе с народом молились о мире, пытаясь предотвратить войну. А быть в состоянии 50-60-х годов, когда священников загоняли внутрь храмов, чтобы и носу оттуда не показывали, это не правильно.

– А как быть с рекомендациями Церкви, что нельзя делить людей на «своих» и «чужих», что можно молиться только о мире, а не о победе одной из сторон конфликта?

А мы не делили и не делим. Но одно дело – иметь свою точку зрения, и совсем другое – совершать вооруженное преступление против своего народа. Особенно я не понимаю тех людей, которые за плату, как мне говорили, в 500 гривен за выстрел соглашались стрелять по городу из минометов. Таких, если придут ко мне грехи замаливать на исповеди, не прощу. Сам грех на душу возьму, но не смогу такой грех отпустить. Пусть ищут другого священника.

Когда в центре Киева возникли все эти беспорядки, все это безумие на Майдане, то мы тут на Донбассе продолжали работать. Если бы мы сразу были готовы к войне, то не допустили бы, чтобы украинские войска вошли вглубь территории ЛНР, а встали бы армией по периметру границы и все. Они бы дальше не прошли. А мы все работали да работали, пока не пришла нацгвардия и не разбомбила все наши подстанции и коммуникации. И мы – никуда не отрывались, никуда не интегрировались. Но, нас не спрашивая, повели в Евросоюз, причем на условиях, когда мы полностью теряли промышленный потенциал региона. Кроме экономического краха, который был неминуем, нам приказали: отрывайтесь полностью от России, не поминайте патриарха. Сколько в управлении УПЦ один Драбинко сделал вреда, используя немощь блаженнейшего Владимира!

Мы никогда не скрывали, что как и Пасха, так и праздник 9 мая – День Победы для нас – святой праздник.

Вот они в Харькове свалили памятник Ленина. Это для меня не есть трагедия, потому что я никогда не питал симпатии к коммунистическим идеям, но для меня это показатель уровня бескультурья и глупости. Кто дал государственность Украине? Ленин. Националисты нынешние срубили сук на котором сидят и даже не почувствовали своего падения. А они, если ум есть, должны были портреты Ленина в рамочках на стенках вешать. Они его на части разломали? Вот так вместе с Лениным, подарившим им Украину, они и эту самую Украину разломали на части.

– На наших глазах рождается новое государство, пишется новая конституция. Как вы считаете, должно ли быть в нее вписана статья о том, что государство образующей религией в ЛНР либо Новороссии является Православие? Должно ли в политических документах что-либо быть прописано об отношении государства к РПЦ (МП)? В Царском самодержавии права церкви закреплены были, по крайней мере.

– Нормальный человек всегда идет вперед и назад не пятится. Царское самодержавие для нас осталось, как история, и не более. И то, со своими ошибками и просчетами. Если бы была крепкая Российская империя, то не развалилась бы в 1917 году. Опыт истории мы должны учитывать. Поэтому на базе истории нужно создавать свое, новое. Ка бы там ни было, патриархии в той прошлой империи 200 лет как не было. Только в 17-м году состоялось избрание патриарха Тихона. Там тоже не все было так гладко. К чему я это говорю? К тому, что мы живем на православной земле, поэтому базовые ценности государства должны быть христианскими. И они обязательно должны быть закреплены на государственном уровне. Должна создаться комиссия при епархии и выработать это положение. Только опять же, не из конформистов, которые выбирали одно знамя, потом другое в угоду политическим веяниям, не из коллаборационистов, а из нормальных серьезных духовных лиц – государственников. У которых не только митра на голове есть, а еще и в голове что-то имеется. И миряне также должны войти в эту комиссию, потому что Церковь – это не только батюшки и храмы – это еще и православный народ. Как говорил Александр Исаевич Солженицын: «От народа мы идем к Богу». То есть снизу вверх.

В воспитании подрастающего поколения очень важно начать прививать детям православные ценности не только в школах, но и в детских садиках. Подключить к выработке необременяющей программы обучения «Родительский комитет», есть у нас такая православная общественная организация. Руководит ею Наталья Заика. У них достаточно здравомыслящих людей в этой организации. Вот всем вместе собраться и внести свои предложения в министерство образования, культуры и религии.

А говорить без дела – пустое. Я когда-то много говорил, взывал к людям, а потом понял, что все мои слова – медь звенящая, и пошел строить храм. Вот и сейчас пришло время не говорить, а строить новое государство. А если все будет делаться по старым лекалам, то ничего хорошего из этой затеи не получится. Я уже 25 лет занимаюсь тем, что везде где-то кому-то что-то доказываю. Если и сейчас не прислушаются к словам, то уеду и не вернусь больше. Я хочу быть там, где я буду полезен.

Я всегда был открытым человеком и никогда не скрывал о чем думаю. В последние месяцы вынужден был многократно ездить в Москву и обратно. Мой дом, как и многие дома по ул. Короткой, пострадал от взрыва. Коробка стоит, но без стекол. Долго не решался семью эвакуировать, но когда увидел, что седина пробилась у двадцатилетней дочери, решение было принято. Приняли нас в Москве, как родных. Всем необходимым обеспечили. Девочек на полный пансион взяли в учебные заведения. Был на службе со старцем схиархимандритом Илием (Ноздриным) как-то. К нему многие россияне подходили в тот день за благословением добровольцами ехать на Донбасс. Он всех благословлял. А мне сказал: «А ты подожди пока, позже вернешься. Молиться за тебя буду». После таких слов, не мог ослушаться, как ни рвался вернуться, пришлось задержаться в Москве на месяц.

Но как же было противно наблюдать за теми (вот так и напишите), кто раньше украинские флаги целовал вместо антиминса, а теперь ездят в Москву и выпрашивают деньги для своих нужд. Врут, прости Господи, а им верят. Попы в рясах – и врут, что им то надо и то необходимо. А русский человек, он настолько доверчивый! Только моя семья в Москве столько внимания получила! А сколько таких семей приютила вся Россия? На каждой станции метро стоят волонтеры и собирают помощь для жителей Донбасса. Они очень переживают за нас.

Господь создал Святую Русь, наделил ее природными ресурсами, дал душу русского человека, но и обязал его помогать всему миру. Русские – многим странам помогали в царские времена, и в советские помогали – и Африке, и Латинской Америке, много еще кому, хотя и всегда относительно бедно жили. Но и во все времена находились те, кто плевал на Россию. Вот и сейчас ругают Путина: он такой, он сякой. А Путин – святой человек! Историческая личность! Он всеми силами сейчас старается предотвратить 3-ю мировую войну. Он нашел в себе силы пойти против сильных Мира сего и твердо встал на защиту русских людей. Давайте не критиковать его, а все вместе помолимся за здравие Владимира Владимировича и пожелаем ему многая и благая лета!


Рецензии