Пироги с грибами

               
                Посвящается  другу, Валентине.

                Пироги с грибами.
                (муровьед у стреказы)

   Собственно говоря, кого можно удивить пирогами, да ещё в цивильном городе?
Но не таким был город, что на краю земли, у самого  Баренцева моря, на Мурмане, в том, уже далёком, в прошлом веке, 84 году.
   Начну по порядку. Что-то необычное произошло в природе, по-видимому,  Снежная Королева в полярной ночи не на шутку загуляла, привела с собой самого лютого Деда Мороза, прямо с Северного полюса. И, что уж она ему старому, но достаточно крепкому, судя по 45 градусному морозу на улице в г. Мурманске, пообещала, но их тихий шабаш длился, аж целый медовый месяц, а это для нас было уже слишком.   
   Представляете, мороз  найкрепчайший и ветер в глаза, такое ощущение, что будто бы мозги в голове замерзают, как фарш в морозилке. А ещё влажность, виной всему, «Гольфстрим», потому что незамерзающий Кольский залив парит, как парное молоко на холоде.  Потом, всё это кристаллизуется и выпадает в осадок в форме снежных кристаллов, а в темноте полярной ночи, как свинец, который играет в свете фонарей
чистым серебром. Чудо, да и только! Всё в инее, как в шубах из белого писца.    Может со стороны и красиво, но быт и существование людей было в опасности.
    Машины заиндевели, не заводились, масло затвердевало в картере, антифриз, без спирта, превращался в лёд,  резина на большегрузной технике,  кололась, как пластмасса. Люди на автобусных остановках жгли костры, чтобы не превратиться в лёд, с надеждой смотрели в даль, ожидая спасительный транспорт, но в салонах был морозильник.
   А что сказать о жилье? Дома, в основном блочные, бетон тонкий, батареи  прямо в стену встроены, а обогреть просторы Арктики мощностей не хватает. В моей холостяцкой квартире было плюс 4 - 6 градусов по Цельсию, спать приходилось одетым во всё тёплое, укрывшись овчинным тулупом и одеялом. Чайник на газе не вскипятить, сжиженный газ в резервуарах замёрз  и даже не пах, при включённой горелке.  Я, уже было, совсем обледенел в своей служебной квартире, потому, что прижаться было не к кому, вокруг три стены, которые выходили на улицу, четвёртая,  в холодный подъезд.  Деревенел, уже прямо в мозгу, есть почти не хотелось,  пока спасал жировой запас с военно-морской грудью и двойной  подбородок.  Хорошо было бы иметь спец.пошив,  для адмиралов, где первым слоем - гагачий пух, а вторым – горячая и пухленькая женщина!  Да,  где там, на службу нужно было  пребывать вовремя.
   Моей благодарности судьбе, нет предела, а с годами это всё становится осознаннее, потому что меня, тогда в очередной раз холостого, молодого, подполковника медслужбы, незадолго до морозов,  познакомили с улыбающейся, при любых обстоятельствах, молодой вдовой, ну, скажем, очень внушительных размеров. Рядом с ней, я выглядел просто воробьём, в гостях у курицы – наседки, но я все равно хорохорился.
   На следующий день, моя работа в госпитале имитировалась,  как движения ледокола класса река-река , но во льдах Карского моря. Спасибо, кто меня понимает, потому, что в организме уже всё леденело, кроме сердца, хотя в действительности, надежда никогда не умирает, даже если её раздеть на морозе.
   Автомашина моя, другого сравнения  просто не подобрать, в групповухе замёрзла на улице, перед госпиталем на ул. Марата 29, если уже колёса от Икарусов раскалывались, как пластик, на кусочки, то, «куда идти,
            кругом одни обломки,
                пламень души замёрз,
                в руках только котомки»?
   Мысленно, я уже шёл к ней, в её теплое жилище, оставались только последние хлопоты. Обмотавшись, как немец под Сталинградом, предварительно наполнив  спиртом, очищенным, медицинским, ёмкость до краёв, без цветов, но с надеждой в душе, я направился к вдове. благо, идти до неё можно было пешком и совсем недалеко.
   Молодая вдова, имя её Валентина, открыла дверь, ничего не спросила, «где это меня носило», а просто, заграбастала меня, как воробья, тёплыми, ещё дымящимися  руками, сняла с  меня обмотки, посмотрела в невинные глаза, и тихо сказала:
-«Отогрею сама»! 
-«Кто бы возражал», зашуршали замершие мысли и опять  спрятались глубоко в сером веществе.
   Дом, в котором проживала с детьми Валентина, был старой, надёжной  постройки,  выглядел добротно и стоял,  как жаркий оазис посреди сопок и высоких холодных домов.  Форточки в квартире были раскрыты настежь,  но тепло не исчезало, а становилось   более зримым и осязаемым. Постепенно я оттаял, принял душ, сменил бельё. Вдруг, дурманящий сознание и выжимающий струёй желудочный сок, запах свежей выпечки, сразил меня наповал и усадил за стол переговоров.
-«Пирог», сказала она.
-«С грибами»,  добавил я.
-«Валентина, ты  точно знаешь, что путь к сердцу мужчины лежит через останки его желудка», банально завершил я.
-«Если это сердце у него ещё не остыло», с интонацией знатока, добавила она.   О, сколько пирогов с грибами и повидлом съел я за эти морозы?!
   Не смотря на то, что Кольский залив всё же замёрз окончательно и одновременно стал продолжением земли Франца - Иосифа, мне каждую ночь снилась жаркая саванна, ритмичные, ритуальные танцы больших, белых папуасок, в нежных объятиях одной их них я просыпался под утро и шёл прямиком в ванную комнату .
   Газетные вырезки тех лет хранят всю правду о небывалых морозах в Заполярье, но я о них помню, не понаслышке. Саванна с   полюсом не дружат.  Но я никогда не забываю Валентину, навещаю её с цветами, когда судьба снова забрасывает меня к северному ледовитому океану, с которым меня роднят ещё и походы на судне ледового класса, ходовые вахты, команды
-«на флаг и гюйс, ровняйся! Флаг и гюйс, поднять!»! 
   Желаю всем, кто в море, «Семь футов под килем»!    
А те, кто знает, что значит «оазис» посреди  ледовитого океана, меня поймут и простят мне , что не пригласил их.
   Сегодня я уже не полярник,  и моя жизнь заставляет меня идти от  оазиса к оазису. Но я, никогда не забуду, один из них, в том далёком, заиндевелом декабре 84 г. .  С его горячими, с пылу, с жару, румяными, ароматными пирогами, да, ещё и с грибами,

P. S.

   Разбуди свою память и она не даст тебе спокойно заснуть.
И пускай,  «наш путь во мраке», но иногда, кто-то светит нам из далёкого - далека, своим  радостным, душевным теплом.

   Особое Вам спасибо, спасибо и ещё раз, спасибо!!!
                26.11.02.


Рецензии