О вреде лести, или Не сотвори себе кумира
Натолкнулся в сети на сайт челябинской библиотеки. Некая дама исходилась в полу-истерическом панегирике одному из лучших уральских поэтов А. Л. Решетову, ныне покойному.
«…Теперь читаю и читаю стихи Решетова и не могу начитаться. Они особенные: мужские, но нежные, правдивые, но душевные. Хоть и тревожные, но лёгкие, хоть и грустные, но светлые».
Как вам нравится это место: «мужские, но нежные, правдивые, но душевные». Мадам считает, что мужчине неведома ласка и нежность, женская натура ассоциирует мужчин исключительно с хамством и грубостью? Также по мнению дамы правда и душевность вещи несовместимые, и только в поэзии этого автора мужчина нежен, а правда душевна! Панегиристка либо из тех, кто в мужчинах видит исключительно животных, либо захлебнулась в чрезмерной похвальбе, не уяснив значение используемых слов.
Ни в коей мере не умаляю талант А. Решетова – глупо отвергать очевидное! – но вряд ли разумно возвеличивать его творчество до небесных высей, а также прочить бессмертие поэзии – пусть очень хорошей, но далёкой от совершенства.
Продолжаем…
«Хочу поделиться моими любимыми стихами А. Решетова, которые позволю себе назвать шедеврами на века… Они заслужили бессмертие».
Напоминаю энциклопедическое значение слова «шедевр» : «образцовое пр-ние, являющееся высшим достижением искусства, мастерства».
Так ли уж безупречны стихи данного поэта, чтобы именоваться шедеврами и заслуженно стать бессмертными? Дабы не быть голословным, обращаю внимание на досадные упущения в некоторых виршах, попробуем разобраться на примере некоторых приведённых дамой стихах.
Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела.
Пока в природе двоевластье
Чудной четы — добра и зла,
Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла.
«Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла».
Хорошая пара строк? Несомненно! Спросите, почему я против? Потому что эта пара строк с двумя повторами не единственная в творчестве. Кабы раз было, так бог с ним, порадовались за пиита, насколько сильно эмоциональное воздействие… Но… повторы стали визитной карточкой, вот в чём беда.
Какой сокрыт за ними смысл? Простой. Сильное эмоциональное воздействие, словно бур входит в нефтеносный слой – с каждым разом всё больше и больше нефти… Но не всегда на поверхность выходит нефть, часто – пустопорожние газы и грязь.
За частыми повторами иной автор может скрывать малый словарный запас или нежелание работать над стихом. Чем вызвано последнее? Уверенностью в собственной непогрешимости! Увы… такое случается сплошь и рядом. А всему виной льстивые словословцы, не ведающие цены словам. Их лесть тем вреднее, чем слабее познания в поэтике. Лесть всегда пагубна для творчества, поскольку водружает на автора венец самого-самого, воздвигнутый на пьедестал перестаёт реагировать на критику, творческое развитие личности замирает. В итоге страдает автор, уверенный в непогрешимости поэтического стиля, а ещё больший вред наносится молодым и неокрепшим творческим душам. Начинающий поэт ставит увенчанного автора вместо иконы и слепо копирует в творчестве недочёты мастера.
Знаете, в чём ошибка начинающих авторов? Одна из наиболее распространённых? В том, что новоявленный пиит использует нале-направо найденное однажды удачное решение. А в чём частая ошибка маститого автора? Да в том же! Он будет десятилетиями использовать удачную находку стиля, и не заметит, когда его находка обратится в якорь для творчества.
Вы скажете, что я придираюсь? Нисколько. Вот к чему приводят столь любимые стилевые повторы.
«Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела».
Что…
Что…
Что…
Господа лирики, столь частые повторы – это моветон! И как легко исправить – три секунды:
«Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
и ненаглядная далече,
а вьюга окна замела».
Заметили? Исчезло нудящее «ЧТО», строфа перестала быть литературной диареей, а приняла естественный поэтический облик.
Переходим к следующему…
Ищите без вести пропавших,
Ищите древних, молодых,
Полотна дивные создавших,
В боях Россию отстоявших —
Ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
В полуистлевших письменах
Ищите днём, ищите ночью
Их золотые имена.
Ищите их по белу свету,
Ищите мёртвых и живых!
И если всюду скажут: — Нету! —
Найдите их в себе самих.
Если здесь частый повтор «ищите» рассматривается как рефрен, и очень усиливает стихи в эмоциональном плане, то другие вирши только теряют от постоянных диарейных повторов.
Что-то всё тяжелее ночами.
Спой, соловушка, спой мне, дружок,
Чтобы я отдохнул от печали,
Чтобы юность припомнить я смог.
Чтобы снова весенние громы
Прогремели бы в честь бытия,
И возникла из пены черёмух
Афродита лесная моя.
Чтобы, милостью тайной возвышен…
Чтобы…
Чтобы…
Чтобы…
Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То словно разрытая яма,
То будто поверхность стекла,
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была...
То…
То…
То…
То…
То…
То…
Литературный стихо-лентец залепляет звонкие пощёчины госпоже Поэтике, якорь самомнения с цепью псевдобезгрешности утягивает достоинства хорошего стихотворения на дно косности и невежества. Чертовски жаль, что автор подчас не горел стремлением огранить алмазы богоданного таланта, вот почему вместо бриллиантов мы порой наблюдаем в его поэзии необработанные драгоценные каменья.
Повторяю, не перечёркиваю большой талант А. Решетова, призываю лишь оценивать объективно талант маститых авторов, надо учиться видеть свои и чужие ошибки. И похвальные слова выбирать следует также осторожно. Мы же не депутаты, чтобы работать на публику, не правда ли?
Но резать правду-матку всё равно надо, на то она и правда!
Много лет обращал внимание на словословцев - никому неизвестных, или известных в определённых узких кругах (с положением,с должностью), напросился вывод: они восхваляют до небес потому, что пытаются на этом выехать, сделать какой-то капитал, необязательно в денежном эквиваленте. Иначе их просто не знают!
Например...
Некая дама, бывшая глава писательской организации. Между нами - весьма ограниченный человек. Её главный недостаток - отсутствие собственного мнения; признают другие, и она поёт панегирики, отвергнут, - и она встаёт в позу, состраивая презрительную мину... Но она - отличный чиновник: знает, кому улыбнуться, кому в рот заглянуть, а мимо кого лучше пройти незаметно... Сам неоднократно слышал, как сия дама негативно отзывалась о поэзии, даже открыто признавалась (когда со смехом, иногда сплёвывая презрительно , затягиваясь дешёвой сигаретой), мол, ничего не понимает в стихах... Помню её выступление в СМИ, где судорожно вещала о закате поэзии да потере читательского интересе к оной среди всех категорий граждан, а особенно молодёжи, предрекала скорое забвение поэзии как литературной отрасли, и высказывалась крайне пренебрежительно: никому-де больше стихи не нужны, то ли дело проза... Для интереса зашёл тогда в районную библиотеку и спросил библиотекаря книгу этой дамы. В ответ - недоумение. Уточнил - это глава вашей организации писателей.И проживает неподалёку... Почему не знаете?.. И почему её книг нет на полке?..
Дело в том, что в книжном шкафу со всеобщим доступом находились десятки книг местных и российских авторов. Сначала там глянул - нет. Вот и подошёл к библиотекарю. А ведь эта дама не раз проводила в сей библиотеке встречи с читателями по разным поводам...
Пришлось рыться в каталоге... Нашёл. Когда книгу записывали в мой формуляр, обратил внимание, что стал первым читателем, книга пролежала не востребованной аж 10 лет.
Однажды зашёл в союз и разговаривал с главой... Она была очень занята. Пришло ей в голову заняться увековечиванием памяти поэта Алексея Решетова и учреждением ежегодных литературных чтений его имени и премии. Помню её высказывания в прессе о талантливом поэте, его прекрасных стихах и прочее. Мне и раньше приходилось сталкиваться с лицемерием этой дамы, но очередной выверт двуличной натуры окончательно убедил в низменности интересов заурядной писательницы.
Ежегодное возвеличивание поэзии Решетова привело к тому, что развелось множество бездарных подражателей, а лучшие из оных грешат теми же ошибками, что их учитель, только в большей степени. Вот в чём пагубность бездумного сотворения кумира! Более того, отныне любая критика поэзии Решетова воспринимается в штыки,
критика воспринимается как профанация, а критик именуется - критиканом, очернителем, хулителем и злобствующим завистником, а то и вовсе дураком, ничего не смыслящим в истинной поэзии.
Чем дальше, тем сложнее будет отыскать краеугольный камень истины, загаженной лестью невежественных и в сущности далёких от литературы типов, мечтающих исключительно о собственном признании, пусть даже за чужой счёт. Тщеславные типы живут надеждой: уж коли не трогает читателя "глубина таланта" ординарного писателя-творца, так может будут читать книги писателя-чиновника, писателя-оратора, писателя-апологета?.. По-прежнему дама раздувает славу помершего поэта, бессовестно греясь в её лучах!
Не поленился и прочёл творения победителей в прошлых "РЕШЕТОВСКИХ ЧТЕНИЯХ"...
"Мы – Цветаевы нашего времени,
Мы – не Бродские, мы – не мозгом,
Мы – холодные капли по темени,
Мы – по телу солёные розги.
Мы – Ахматовы нашей не осени,
Мы – немножечко Мандельштамы.
Мы – морозные яркие просини…
Мы – не Блоки, мы – не Маяковские,
Мы – не то серебро, мы – чернёное…"
(Х. А.)
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Тьфу!.. Опять ЛЕНТЕЦ. Да ещё какой! Автору и в голову не приходит, что это - убожество!
На серебро перешла, видать, больше поэтов не знает. )+)
Так и хочется добавить:
Мы – отныне пишем,
а не читаем книжки.
Мы – не коровы,
не нас доят, а МЫ!
Мы – не гении,
а гениев – отрыжки,
Без таланта – поэты,
без грамоты – умны!
А строчка о серебре просто невежественная; настрочила пиитесса, не ведая, что на Руси с раннего средневековья серебро чернят. )+)
И ведь никто из жюри – профессор, поэт, прозаик… – не поправил! Или члены жюри толком не ознакомилось с пр-ми "победителей", или сами такие же - тёмные и бестолковые. )+)
Если солдат плохо стреляет, он, конечно, виноват, но больше неумехи-воина виновен командир - не научил как следует. Отсюда вывод: начальник не думает об умении солдат, у него иные интересы. Какие? Отвечено выше.
У другой победительницы в творении «Арденны» около 40 строк и ни единого знака пунктуации. И в «Распятье из Фигераса» почти также, только в последней строке автор вспоминает о правилах русского языка: «Господь мой, прости!».
Присоединяюсь к мольбе малограмотного автора: прости им, Боже, ибо не ведают, что творят!
Свидетельство о публикации №217022800407