О вреде лести, или Не сотвори себе кумира

О вреде лести, или Не сотвори себе кумира


Натолкнулся в сети на сайт челябинской библиотеки. Некая дама исходилась в полу-истерическом панегирике одному из лучших уральских поэтов А. Л. Решетову, ныне покойному.


 «…Теперь читаю и читаю стихи Решетова и не могу начитаться. Они особенные: мужские, но нежные, правдивые, но душевные. Хоть и тревожные, но лёгкие, хоть и грустные, но светлые».


Как вам нравится это место: «мужские, но нежные, правдивые, но душевные». Мадам считает, что мужчине неведома ласка и нежность, женская натура ассоциирует мужчин исключительно с хамством и грубостью? Также по мнению дамы правда и душевность вещи несовместимые, и только в поэзии этого автора мужчина нежен, а правда душевна!  Панегиристка либо из тех, кто в мужчинах видит исключительно животных, либо захлебнулась в чрезмерной похвальбе, не уяснив значение используемых слов.


Ни в коей мере не умаляю талант А. Решетова – глупо отвергать очевидное! – но вряд ли разумно возвеличивать его творчество до небесных высей, а также прочить бессмертие поэзии – пусть очень хорошей, но далёкой от совершенства.
Продолжаем…


«Хочу поделиться моими любимыми стихами А. Решетова, которые  позволю себе назвать шедеврами на века… Они заслужили бессмертие».


Напоминаю энциклопедическое значение слова «шедевр» : «образцовое пр-ние, являющееся высшим достижением искусства, мастерства».


Так ли уж безупречны стихи данного поэта, чтобы именоваться шедеврами и заслуженно стать бессмертными? Дабы не быть голословным, обращаю внимание на досадные упущения в некоторых виршах, попробуем разобраться на примере некоторых приведённых дамой стихах.


Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела.
Пока в природе двоевластье
Чудной четы — добра и зла,
Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла.


«Исключено сплошное счастье,
Исключена сплошная мгла».


Хорошая пара строк? Несомненно! Спросите, почему я против? Потому что эта пара строк с двумя повторами не единственная в творчестве. Кабы раз было, так бог с ним, порадовались за пиита, насколько сильно эмоциональное воздействие… Но… повторы стали визитной карточкой, вот в чём беда.


Какой сокрыт за ними смысл? Простой. Сильное эмоциональное воздействие, словно бур входит в нефтеносный слой – с каждым разом всё больше и больше нефти… Но не всегда на поверхность выходит нефть, часто – пустопорожние газы и грязь.
За частыми повторами иной автор может скрывать малый словарный запас или нежелание работать над стихом. Чем вызвано последнее? Уверенностью в собственной непогрешимости! Увы… такое случается сплошь и рядом. А всему виной льстивые словословцы, не ведающие цены словам. Их лесть тем вреднее, чем слабее познания в поэтике. Лесть всегда пагубна для творчества, поскольку водружает на автора венец самого-самого, воздвигнутый на пьедестал перестаёт реагировать на критику, творческое развитие личности замирает. В итоге страдает автор, уверенный в непогрешимости поэтического стиля, а ещё больший вред наносится молодым и неокрепшим творческим душам. Начинающий поэт ставит увенчанного автора вместо иконы и слепо копирует в творчестве недочёты мастера.


Знаете, в чём ошибка начинающих авторов? Одна из наиболее распространённых? В том, что новоявленный пиит использует нале-направо найденное однажды удачное решение. А в чём частая ошибка маститого автора? Да в том же! Он будет десятилетиями использовать удачную находку стиля, и не заметит, когда его находка обратится в якорь для творчества.


Вы скажете, что я придираюсь? Нисколько. Вот к чему приводят столь любимые стилевые повторы.
 

«Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
Что ненаглядная далече,
Что вьюга окна замела».

Что…
Что…
Что…


Господа лирики, столь частые повторы – это моветон! И как легко исправить – три секунды:
«Не убивайся, человече,
Что еле движутся дела,
и ненаглядная далече,
а вьюга окна замела».


Заметили?  Исчезло нудящее «ЧТО», строфа перестала быть литературной диареей, а приняла естественный поэтический облик.
Переходим к следующему…


Ищите без вести пропавших,
Ищите древних, молодых,
Полотна дивные создавших,
В боях Россию отстоявших —
Ищите их! Ищите их!
На душных стенах одиночек,
В полуистлевших письменах
Ищите днём, ищите ночью
Их золотые имена.
Ищите их по белу свету,
Ищите мёртвых и живых!
И если всюду скажут: — Нету! —
Найдите их в себе самих.


Если здесь частый повтор «ищите» рассматривается как рефрен, и очень усиливает стихи в эмоциональном плане, то другие вирши только теряют от постоянных диарейных повторов.


Что-то всё тяжелее ночами.
Спой, соловушка, спой мне, дружок,
Чтобы я отдохнул от печали,
Чтобы юность припомнить я смог.
Чтобы снова весенние громы
Прогремели бы в честь бытия,
И возникла из пены черёмух
Афродита лесная моя.
Чтобы, милостью тайной возвышен…


Чтобы…
Чтобы…
Чтобы…


Я жил далеко на Урале,
В почти недоступной дали.
То льдины у ног проплывали,
То сено на лодках везли.
То словно разрытая яма,
То будто поверхность стекла,­
То злая, то добрая Кама,
Как совесть людская была...


То…
То…
То…
То…
То…
То…


Литературный стихо-лентец залепляет звонкие пощёчины госпоже Поэтике, якорь самомнения с цепью псевдобезгрешности утягивает достоинства хорошего стихотворения на дно косности  и невежества. Чертовски жаль, что автор подчас не горел стремлением огранить алмазы богоданного таланта, вот почему вместо бриллиантов мы порой наблюдаем в его поэзии необработанные драгоценные каменья.


Повторяю, не перечёркиваю большой талант А. Решетова, призываю лишь оценивать объективно талант маститых авторов, надо учиться видеть свои и чужие ошибки. И похвальные слова выбирать следует также осторожно. Мы же не депутаты, чтобы работать на публику, не правда ли?


Но резать правду-матку всё равно надо, на то она и правда!

Много лет обращал внимание на словословцев - никому неизвестных, или известных в определённых узких кругах (с положением,с должностью), напросился вывод: они восхваляют до небес потому, что пытаются на этом выехать, сделать какой-то капитал, необязательно в денежном эквиваленте. Иначе их просто не знают!

Например...

Некая дама, бывшая глава писательской организации. Между нами - весьма ограниченный человек. Её главный недостаток - отсутствие собственного мнения; признают другие, и она поёт панегирики, отвергнут, - и она встаёт в позу, состраивая презрительную мину... Но она - отличный чиновник: знает, кому улыбнуться, кому в рот заглянуть, а мимо кого лучше пройти незаметно... Сам неоднократно слышал, как сия дама негативно отзывалась о поэзии, даже открыто признавалась (когда со смехом, иногда сплёвывая презрительно , затягиваясь дешёвой сигаретой), мол, ничего не понимает в стихах... Помню её выступление в СМИ, где судорожно вещала о закате поэзии да потере читательского интересе к оной среди всех категорий граждан, а особенно молодёжи, предрекала скорое забвение поэзии как литературной отрасли, и высказывалась крайне пренебрежительно: никому-де больше стихи не нужны, то ли дело проза... Для интереса зашёл тогда в районную библиотеку и спросил библиотекаря книгу этой дамы. В ответ - недоумение. Уточнил - это глава вашей организации писателей.И проживает неподалёку... Почему не знаете?.. И почему её книг нет на полке?..


Дело в том, что в книжном шкафу со всеобщим доступом находились десятки книг местных и российских авторов. Сначала там глянул - нет. Вот и подошёл к библиотекарю. А ведь эта дама не раз проводила в сей библиотеке встречи с читателями по разным поводам...


Пришлось рыться в каталоге... Нашёл. Когда книгу записывали в мой формуляр, обратил внимание, что стал первым читателем, книга пролежала не востребованной аж 10 лет.


Однажды зашёл в союз и разговаривал с главой... Она была очень занята. Пришло ей в голову заняться увековечиванием памяти поэта Алексея Решетова и учреждением ежегодных литературных чтений его имени и премии. Помню её высказывания в прессе о талантливом поэте, его прекрасных стихах и прочее. Мне и раньше приходилось сталкиваться с лицемерием этой дамы, но очередной выверт двуличной натуры окончательно убедил в низменности интересов заурядной писательницы.


Ежегодное возвеличивание поэзии Решетова привело к тому, что развелось множество бездарных подражателей, а лучшие из оных грешат теми же ошибками, что их учитель, только в большей степени. Вот в чём пагубность бездумного сотворения кумира! Более того, отныне любая критика поэзии Решетова воспринимается в штыки,
критика воспринимается как профанация, а критик именуется - критиканом, очернителем, хулителем и злобствующим завистником, а то и вовсе дураком, ничего не смыслящим в истинной поэзии.


Чем дальше, тем сложнее будет отыскать краеугольный камень истины, загаженной лестью невежественных и в сущности далёких от литературы типов, мечтающих исключительно о собственном признании, пусть даже за чужой счёт. Тщеславные типы живут надеждой: уж коли не трогает читателя "глубина таланта" ординарного писателя-творца, так может будут читать книги писателя-чиновника, писателя-оратора, писателя-апологета?.. По-прежнему дама раздувает славу помершего поэта, бессовестно греясь в её лучах!


Не поленился и прочёл творения победителей в прошлых "РЕШЕТОВСКИХ ЧТЕНИЯХ"...

"Мы – Цветаевы нашего времени,
Мы – не Бродские, мы – не мозгом,
Мы – холодные капли по темени,
Мы – по телу солёные розги.

Мы – Ахматовы нашей не осени,
Мы – немножечко Мандельштамы.
Мы – морозные яркие просини…

Мы – не Блоки, мы – не Маяковские,
Мы – не то серебро, мы – чернёное…"
(Х. А.)

Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...
Мы...

Тьфу!.. Опять ЛЕНТЕЦ. Да ещё какой! Автору и в голову не приходит, что это - убожество!
На серебро перешла, видать, больше поэтов не знает. )+)

Так и хочется добавить:
Мы – отныне пишем,
а не читаем книжки.
Мы – не коровы,
не нас доят, а МЫ!
Мы – не гении,
а гениев – отрыжки,
Без таланта – поэты,
без грамоты – умны!


А строчка о серебре просто невежественная; настрочила пиитесса, не ведая, что на Руси с раннего средневековья серебро чернят. )+)

И ведь никто из жюри – профессор, поэт, прозаик… – не поправил! Или члены жюри толком не ознакомилось с пр-ми "победителей", или сами такие же - тёмные и бестолковые. )+)


Если солдат плохо стреляет, он, конечно, виноват, но больше неумехи-воина виновен командир - не научил как следует. Отсюда вывод: начальник не думает об умении солдат, у него иные интересы. Какие? Отвечено выше.


У другой победительницы в творении «Арденны» около 40 строк и ни единого знака пунктуации. И в «Распятье из Фигераса» почти также, только в последней строке автор вспоминает о правилах русского языка: «Господь мой, прости!».


Присоединяюсь к мольбе малограмотного автора: прости им, Боже, ибо не ведают, что творят!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.