Посещение Латвийского Национального Художественног

Посещение Латвийского Национального Художественного музея в родном городе (Рига, Латвия, площадь Яна Розенталя 1, 1995, 2010, 2015, 2016, 2017, 2018).

Латвийский Национальный Художественный музей. Ещё один музей, который характеризует не только Ригу, но и всю Латвию, в целом, являясь гордостью, качественной и значимой достопримечательностью, частью истории, культуры, нации… Наш местный Эрмитаж, Третьяковская Галерея, Лувр, так сказать. По-латвийски. Как говорится, чем богаты – тем и рады. И это правда.

Само здание очень красивое и всегда привлекало взгляд. В любое время года, кстати говоря. Эти колонны, небольшой купол, необарокко. Плюс географическое расположение. Соседствуя с Академией искусств, в парке Эспланады, где совсем недалеко и знаменитый Кафедральный собор, Художественный музей считается, настоящим памятником архитектуры начала XX века (построен в 1905-ом году). Разработан он был и спроектирован известным архитектором, искусствоведом и историком Вильгельмом Нейманом, который в последствии стал его первым директором…

В 1905-м… Хотя сама идея, экспозиции и желание собрать всё искусство в одном месте, пришло ещё в 1869-м году (этот год и принято считать годом основания музея). Ведь немало, что уже накопилось к тому моменту. Да и как раз-таки XIX век и был богат на таланты (музыка, литература, искусство), что тут уже сам бог велел им подумать о том, что хорошо бы всё это собрать в одном месте, да показать людям, демонстрируя силу души, полёт мысли и фантазии одарённых художников…

Работы XVIII века, XIX, XX-го, социалистический реализм второй половины XX-го, абстракционизм, новое слово в искусстве… Также проходят периодические выставки... 

Что тут скажешь… В данном музее я был неоднократно. Более того, замечу, что каждое последнее воскресенье месяца, на осмотр постоянной экспозиции (которая занимает большинство здания) - вход бесплатный. Так что… Всё это можно осматривать, осматривать и осматривать… Вечно…

Первый раз я побывал здесь в школьные годы. Тогда меня сильно поразили пейзажи. Помнится, смог даже написать про них хорошее сочинение. Был тут и на Ночь музеев, в период, когда здание вновь открыли после долгой реконструкции. Посещал и в прошлом году (2018). Красиво... Эта парадная лестница с красными коврами, изящные колонны, свод над головой - по-прежнему напоминают театр или дом искусства. А картины…

А картины… Полотна… Слишком тонкое и деликатное дело, чтобы его обсуждать, да критиковать непосвящённым. Мне, например, понравились многие работы XVIII-го, XIX-го века. Я увидел здесь искусство, талант, понял тематику. Глядя на некоторые библейские работы или же мифы Древней Греции (про Одиссея, к примеру), у меня разыгрывалось воображение, я мысленно произносил: «Это шедевр» и не хотел идти дальше, пока не рассмотрел каждый отдельно взятый фрагмент работы (атмосфера, кстати, также располагала к изучению картин: лично этот зал был с притушенным светом, чтобы сильнее подчеркнуть драматизм, историю или же наступающий вечер. Эффект создавался ещё тот!).

Но вот XX век… Социалистический реализм… И абстракция конца столетия, да наших дней… Ну, это не по мне. Не всё, конечно, но, в целом. Нет, уважаемые, мне это трудно воспринимать. Это больше лозунги, плакаты, психологические тесты, чем картины, полотна, на которые хотелось бы смотреть вечно, да повесить на стену у себя дома. Леса, поля, водопады, да… Даже мифы Древней Греции (потрясающе изображено!) Но не революции, абстракционизм, графические рисунки… Извините, но мне это трудно понять. Я знаю, что существуют богатые люди, кто покупает это и вешает на стену в своём большом и роскошном доме, но, видать, я настолько старомодный парень, что мне такое искусство не понять. Я воспитан на той красоте, какая изображена в мультфильмах «Аленький цветочек», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Уолта Диснея» (где каждую опушку можно было вешать на стену, как отдельно взятую картину), но конец XX-го, да наши дни XXI-го - это не моё…

Но два этажа в вашем распоряжении. Смело ходите и находите то, что вам близко, приятно, понятно. Или же просто просвещайтесь…

Кстати, именно здесь я и познакомился много лет назад с работами Шишкина и Айвазовского, увидел, кто такой Рерих и оценил первые в своей биографии портреты. Как давно это было…

Ну, а сегодня я закрыл этот музей, поставив на место пустого квадратика жирную "галочку". 28-й музей Риги для меня… И такой знакомый… Как одна из его картин – «Белая стена» (белый прямоугольник, как некий ответ Малевичу с его «Чёрным квадратом»)… Забавно… Но закрыли…

А любителям искусства, с постоянной экспозицией, советую ознакомиться на сайте самого музея. А ещё лучше воочию – просто прийти, увидеть всё своими глазами и найти то, что близко и понятно вам… 

Благодарю за внимание!..

С вами был Алекс Джей Лайт. 


Рецензии