Как Аршта стала Чечней и Ингушетией

"Наьрт-эрстхой Нохчийн махкахь а, Теркайистехь а,    Г1алг1айчохь а баьхна боху"   
("Чеченский фольклор", Грозный, 1991г.) 
_
"Древнейшим очагом чечено-ингушского национального бытия была современная Тушетия, впоследствии огрузинившаяся"
(Генко А.Н., "Из культурного прошлого ингушей", Ленинград, 1930г.)
_
"Больше всего и ингушские, и чеченские предания упоминают о грузинском происхождении многих чечено-ингушских родов и фамилий. В специальной литературе опубликовано немало сведений о переселении в далеком прошлом ингушей из Грузии"
(Крупнов Е.И., "Средневековая Ингушетия. О происхождении ингушей", Москва, 1971г.)
_
"В Восточной Чечне нередко приходилось встречаться с мнением, что орстхойцы — это народ, отличный от нохчий и населявший эти территории до прихода чеченцев из Нашаха"
(Волкова Н.Г., "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа", Москва, 1974г.)
_
"Одними из древнейших насельников в ингушских горах считаются нарт-орстхойцы.
По сведениям, сообщаемым первым ингушским этнографом Чахом Ахриевым, нарты жили за двадцать поколений до ингушей"
(Кобычев В.П., "Историческая интерпретация этногенетических преданий ингушей", Орджоникидзе, 1985г.)
________


Согласно письменным, археологическим и этнографическим  материалам в раннем средневековье в  восточной части Алании  располагалась страна орстхойцев - Аршта, занимавшая пространство от западных окрестностей Дарьяльского ущелья до Ауха, южная ее граница пролегала по Передовому хребту, на севере территория уходила в степи современного Ставропольского края.

В результате нашествий 13-14вв. монголов и Тамерлана часть выжившего равнинного населения переместилась к соплеменникам   в горно-предгорную зону - Лам-Акку, Чаберлой, Ичкерию и т.д.

В тот период территория нахских племен, прошедших долгий исторический путь из Нахчевана и через Кахетию переваливших на северные склоны Главного Кавказского хребта в районе Аргунского ущелья, по определению профессора Ахмадова Я.З., "представляла собой некую сумму аульных обществ и союзов обществ в рамках ущелий, плоскогорий и бассейнов горных рек".
Ранее, упоминаемые в исторических хрониках под именами "дзурдзуки", "глигви" и "кистины",  нахские племена  обитали на северо-востоке современной Грузии и состояли в подданстве Кахетинских царей,  а затем "отпали", как отмечают средневековые источники.
 
В 16 веке началась миграция нохчий из  Нашаха в Чаберлой, Харачой, Ичкерию. Занимавшие эти местности немногочисленные орстхойцы, по чеченским преданиям,  были частью вытеснены, частью ассимилированы.
(Чеченский просветитель начала 20 века Мутушев И.М. описывает этот процесс следующим образом: "пришельцы Нахчуо, слившись с аборигенами края, образовали с ними одну народность, сделавшуюся известной в России и Европе под названием чеченцев и живущую до некоторой степени обособленными родовыми обществами. Такая относительная обособленность, при разнице в происхождении по национальностям, не помешала им принять общий адат (обычное право) и язык и составить одно племя, один народ".)

Освоение чеченцами в дальнейшем равнины происходило в изложенном  известным историком второй половины 19 века Дубровиным Н.Ф. порядке: "Не так давно старики-туземцы рассказывали, что чеченский народ вышел из Ичкеринских гор века два с четвертью тому назад, и занял сначала долины, орошаемые рр.Сунжей, Шавдоном и Аргуном, а потом, мало-помалу,   занял и всю плоскость Большой и Малой Чечни".

В 1762г. по реке Гехи была официально зафиксирована  естественная граница между чеченцами и орстхойцами (карабулаками). Территория последних определялась от деревни Гехи до Ахки-юрта, "места також и до Малой Кабарды".

Средневековая миграция ингушей из Аргунского ущелья протекала в  западном направлении,  в сторону Ассинской котловины - зоны обитания орстхойцев, оставивших после себя в этих горах аланские катакомбные могильники, святилища и др. памятники материальной культуры.

К периоду царствования грузинской царицы Тамары (12 век)  ингушские предания относят возникновение высокогорных сел Таргим, Эгикал и Хамхи.
В 12-13вв. состоялось продвижение ингушей далее в Джейрахское ущелье и  долину реки Армхи. 
(Данные переселения, как подчеркивает ученый-кавказовед Кобычев В.П., стали возможны в связи с "общим ослаблением могущества средневековой Алании, в которой в предмонгольское время окрепли децентралистические тенденции".
При этом, "самый факт использо­вания уже ингушскими обществами древних аланских кладбищ для своих захоронений в более позднюю пору", по выводам профессора Крупнова Е.И., свидетельствует об отсутствии антагонизма в отношениях  между более ранними и поздними насельниками.)
В 16-17вв. ингуши уже контролировали Дарьяльское ущелье на отрезке Ларс - Степанцминда, в 18 веке шло освоение Тарской долины.
В 1807г. при посредничестве одного из орстхоевских лидеров с кабардинцами и чеченцами  состоялось с условием принятия ислама поселение ингушей в Назрани.
В 1810г. от имени всего ингушского народа 60 "лучших и почетнейших людей" в договоре с российской администрацией обозначили свои равнинные земли как пространство между реками Терек и Сунжа, на севере - до Сунженского хребта.

Таким образом, до Кавказской войны были документально определены новые этнические территории трех вайнахских народов - чеченцев, орстхойцев (карабулаков) и ингушей.   


Рецензии
Русское историческое общество, "Исчезнувший материк", Москва, 2014г.

"Почти все арштхойцы во время исхода кавказских мусульман переселились в Турцию, но то, что такой народ существовал, и довольно долго, подтверждается дагестанской хроникой XIVв. Мухаммеда Рафи.

Страна Аришти ( или Аршти ) упоминается в связи с рассказом о военном союзе между потомками древних правителей Аварии и аланами против захвативших дагестанскую область сторонников ислама".

#################################################################################################################
Журнал "Советская этнография", Москва, 1987г. (№3)

"Опираясь на этногенетические предания, В.П.Кобычев вновь выдвигает проблему этнической принадлежности карабулаков-орстхойцев, связывая их этногенез с раннесредневековыми аланами".

Арште Коригов   01.05.2017 20:15     Заявить о нарушении
Броневский С.М., "Новейшия известия о Кавказе", Санкт-Петербург, 1810г.

"В древнейшие времена ингуши, равно как и все кисты, были христиане и находились в подданстве грузинских царей.
Отпавши от христианства, они обратились к древнему своему богопочитанию; потом опять возникло христианство на короткое время и, наконец, приняли ингуши магометанский закон, но притом держатся еще совокупно языческих и христианских их обрядов".

Арште Коригов   01.05.2017 20:15   Заявить о нарушении
Пожидаев В.В., "Горцы Северного Кавказа.
Ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы", Москва, 1926г.

"Ингуши. Наиболее близким и родственным им племенем считаются чеченцы, живущие на восток от них, вокруг г.Грозного, и с которым они составляют один народ нохчий, что в переводе и означает "народ".
Современная наука полагает, что названный народ "нохчий", равно как и черкесы - одного корня с грузинами, но уже в глубокую древность он оторвался от своих единоплеменников и, перевалив через хребет на северный склон, поселился по ущелью реки Ассы и здесь сформировался в самостоятельное племя.
До самого последнего времени оно делилось на четыре общества: Цоринское, Хамхинское, Мецхальское и Джераховское".

Арште Коригов   01.05.2017 20:16   Заявить о нарушении
Лечи Ильясов, "Тени вечности", Грозный, 2007г.

"По всей вероятности, вплоть до конца XV века на территории Ичкерии и Чеберлоя жили другие племена, которые затем были большей частью вытеснены, а частично ассимилированы чеченцами в их передвижении с запада на восток...
В преданиях местных жителей говорится о том, что до поселения их предков в этих местах жили орстхоевцы".

Арште Коригов   01.05.2017 20:16   Заявить о нарушении
Кобычев В.П., «Расселение чеченцев и ингушей в свете этногенетических преданий и памятников их материальной культуры», Москва, 1977г.

«Первыми насельниками в Чеберлое (один из исторических районов горной Чечни) были нарт-эрстхойцы, - рассказывает восьмидесятисемилетний Т.Байсугуров, - потом пришли стрелки из лука-арбалета (Iад къам). Мы, современные чеченцы, потомки всех этих богатырей».
Стрелки из лука, по преданию прибыли из-под горы Нашаха, расположенной в верховьях реки Рошни-Чу. Вначале в качестве разведчиков нашахойцы выслали трех человек, но местные жители убили их. Тогда для отмщения прибыл целый отряд, который выстроил укрепление на месте нынешнего селения Хой. С этих пор нашахойцы прочно овладели Чеберлоем.

Сравнительно недавнее заселение района Чеберлоя выходцами из Нашаха подтверждает также житель сел.Макажа восьмидесятисемилетний Шаип Шавхалов. По словам этого информатора, один из его предков – Альдам-Кязы и некто Гош (ГIош) были присланы из Нашаха в качестве правителей Чеберлоя. Своей резиденцией они выбрали сел.Кезеной, где выстроили сильно укрепленный замок, руины которого сохраняются там и поныне.

Из Нашаха выводят свое происхождение и жители сел.Харачой, расположенного по соседству с Чеберлоем, но относящегося к другому историческому району горной Чечни – Нохче-мохк, более известному в литературе под названием Ичкерия.
По преданию, записанному автором в том же 1969г. со слов девяностодевятилетнего Абдульвахаба Исламова, основателем Харачоя был некий Бойкуш – оружейник из Нашаха. Причиной переселения его послужила кровная месть, возникшая на почве профессиональной конкуренции.

Харачой в ту пору населяли, также как и Чеберлой, эрстхойцы. Они обитали в башнях, развалины которых видны и по настоящее время в километре с небольшим от Харачоя.
Эрстхойцы говорили на языке, отличном от чеченского, но к чеченцам относились дружелюбно. Бойкуш поселился на первых порах в дупле большого дерева, где и застали его разыскивавшие кровники. Однако, увидав бедность, в которой пребывал некогда прославленный мастер, кровники пощадили его.
Между тем Бойкуш своим мастерством снискал всеобщее расположение эрстхойцев, с годами обрел вновь достаток, женился на женщине из местного племени (т.е. на эрстхойке), от которой имел трех сыновей, «правивших» в селениях Харачое, Дышне-Ведено и Даллакове.
С той поры минуло не то 13, не то 14 поколений.

Время исхода нашахойцев в подавляющем большинстве версий преданий определяется в 11-14 поколений, что в среднем дает (кладя 35 лет на поколение) 400-500 лет.
Этот хронологический рубеж близко соответствует имеющимся письменным и археологическим данным.

Арште Коригов   02.05.2017 15:43   Заявить о нарушении
Крупнов Е.И., "Исторические известия об ингушах. Средневековая Ингушетия", Москва, 1971г.

«В период средневековья закавказским народам население Чечни было известно под именами «дзурдзуков», «дурдзуков»,
а население Ингушетии — под именами «гилигвов», «глигви».
Современные грузинские исследователи также свидетельствуют, что в грузинских источниках для обозначения ингушей упоминается термин «глигви», который соответствует ингушскому «г1алг1а».

Есть некоторые основания считать, что районы Чечни и Ингушетии тоже рано отпали от Грузии.
Так, например, историк Вахушти утверждает, что «кахетинцы считают своими дзурдзуков, глигвов и кистин, а они не ведают об этом с того времени, как отпали».
Косвенным образом об этом же свидетельствует и грузинский историк царевич Теймураз: «Кистины, галгаи и дурдзуки прежде говорили на грузинском языке и были христиане».

Арште Коригов   02.05.2017 15:46   Заявить о нарушении
"НАХИЧЕВАНЬ, столица Нахичеванской Авт. Респ., Азербайджан. Город возник в VIв. до н.э., в историч. источниках впервые упоминается в IVв. н.э.
Наиболее ранняя письменная форма Нахтчаван, где нахтча др.-арм. родоплеменное название, а элемент ван (варианты вани, вана), в древности очень продуктивный в топонимии Закавказья и Малой Азии, употреблялся со значениями «место», «дом», «земля», «страна», а также в роли суффикса при­надлежности.
Таким образом, с учетом древности топонима можно считать, что первичным было название местности Нахтчаван («земля рода нахтча»), а по ней затем получил название возникший на этой земле город"

(Поспелов Е.М., "Географические названия мира. Топонимический словарь", Москва, 2002г., стр.284)

Арште Коригов   24.06.2017 12:18   Заявить о нарушении
Сулейманов Д., "Неисторические" Нахчи"

"Народная память сохранила для потомков некоторые сведения и о происхождении своего народа.
В вышедшей в свет в 1895 году работе "Туземцы Северо-Восточного Кавказа", российский учёный-этнограф Н.Семёнов приводит нахчинское предание под названием "Летопись выхода предков племени Нахчу из селения Нахчувана".
Его пересказ составлен на основе четырёх письменных версий предания имевшихся в его распоряжении тептаров, и принадлежавших, по словам автора, одна - жителю селения Ножай-юрт ичкерийского общества Шах-булату, другая - жителю селения Ярык-су ауховского общества Темурко Урусханову, третья - жителю селения Цонтарой (Ичкерия) мулле Арсануко и четвёртая - бывшему ичкерийскому кадию Шамилю Каратаеву.
Предание гласит, что нахчи выходцы из Шама (территории современных государств Ирака, Иордании, Сирии, Ливана и Палестины). Определённое время они проживали в Нахичевани и Закавказье, и, в конце концов, осели в урочище Нашха, откуда и расселились по всей Чечне, когда их число увеличилось и им стало тесно в горах.

Вагапов Я.С. растолковывает топоним как состоящий из двух частей: "нахчи" - общенациональное самоназвание всех нахчиязычных этнических групп и "ван" - место-пребывание, местонахождение. Он говорит что, учитывая следы продвижения нахчинского этноса в топонимии Азербайджана и Грузии, становится понятным факт отражения самоназвания нахчинцев "нахчий" в названии Нахчиван (как исходного пункта нахчиев)".

Арште Коригов   13.07.2019 17:06   Заявить о нарушении
Очиаури Т.А., «Опыт изучения этнической истории горцев Восточной Грузии по мифологическим сказаниям», Тбилиси, 1969г.

«Когда горные районы Восточной Грузии усеяны нахскими топонимами, и эти топонимы нельзя приписать грузинам, уже сам напрашивается вопрос о том, не проживало ли здесь некогда население нахского происхождения.

В изданном в 1966 году труде Ф.Утургаидзе «Некоторые особенности горских диалектов грузинского языка» специально изучена, наряду с другими языковыми явлениями, и топонимика. Собранный автором материал и научный его анализ свидетельствуют о том, что на территории горных областей Восточной Грузии (или на ее части) в определенный отрезок времени жили нахи и оставили там свои топонимы.

Переход грузинских горцев через Большой Кавказский хребет и оседание у истоков Асса-Аргуна был вызван появлением избытка населения на месте.

Здесь же надо отметить, что постепенное обоюдное слияние населения, носящее спорадический характер и происходящее в течение длительного времени, отличается от такого оседания, когда новые жители появляются на чужой территории одновременно, в массовом порядке, не утрачивая при этом своего этнического облика. Именно с таким оседанием имеем дело в верховьях Асса-Аргуна, где по определенным причинам возникают поселения грузинских горцев.»

Арште Коригов   13.07.2019 17:07   Заявить о нарушении