Спиральные лабиринты

Спиральные лабиринты.
Прежде чем говорить непосредственно о лабиринтах, необходимо мысленно вернуться в далекое прошлое человечества, когда у людей каменного века впервые возникла острая необходимость в их строительстве. Чтобы понять, как это могло произойти, нужно вспомнить на каком уровне развития находилось человеческое общество в то далекое время. Известно, что люди каменного века, 30 и даже 40000 тысяч лет тому назад, вынуждены были жить среди дикой природы, и находились тогда еще на примитивном уровне развития. Для успешного выживания среди дикой природы, человеку, не имеющему как дикие животные острых когтей или клыков, приходилось использовать свой ум при создании необходимых ему  предметов и орудий труда. Изобретать, не имея предыдущего опыта, приходилось все, от строительства жилищ, одежды для защиты от холода, приспособлений для добывания огня, посуды, орудий для лова рыбы и охоты, средств фиксации и передачи информации (здесь имеются в виду наскальные изображения) и еще много чего другого. К подобным изобретениям древнего человека, относятся и каменные лабиринты, которые находят в различных уголках земли, в виде выложенных на ее поверхности кругов из специально принесенных для этого камней. Подобные изображения находят и на наскальных рисунках, также встречающихся по всему миру. Ученым известно, что первые найденные ими изображения лабиринтов встречаются в виде наскальных изображений, и появились они еще в эпоху раннего палеолита 38000 лет до нашей эры. Они представляют из себя семь линий спиралей закрученных вокруг единого центра. Одинаковые рисунки спиральных лабиринтов встречаются практически по всему миру. Почему же образ лабиринта был так популярен у всего человечества? По мнению ученых, лабиринты с самой глубокой древности играли роль своеобразных оберегов. По их мнению, древние люди считали, что злые духи обязательно запутаются в сложных лабиринтах, так как разобраться в них может только тот человек, кто свободен от дурных мыслей. Поэтому американские индейцы до настоящего времени  украшают узорами, в виде спирального лабиринта одежду, посуду и даже свои жилища. Глядя на кольцевой лабиринт изображенный на наскальном рисунке, или найденный непосредственно на поверхности земли необходимо учитывать, что мы видим лишь те лабиринты, которые построены нашими предками уже в конце существования подобной практики. Можно предположить, что подобная сложная структура кольцевого сооружения не могла появиться уже в готовом виде, и ей предшествовал достаточно длительный период, когда люди строили еще менее сложные сооружения, в большинстве своем не сохранившиеся до настоящего времени. Предположить, что ведущие еще кочевой образ жизни племена, могли построить такие сложные конструкции, кажется не реальным, ведь для самого строительства и главное постоянного использования подобного сооружения необходимо было, чтобы люди строившие лабиринт длительное время жили на этой территории, то есть вели уже оседлый образ жизни. Так как же в таком случае выглядел прообраз кольцевого лабиринта изначально,  и для каких целей он мог использоваться племенами, ведущими еще примитивный кочевой образ жизни? Естественным будет предположить, что еще на ранней стадии существования человечества люди уже имели зачатки религии. На это указывают многочисленные находки захоронений людей каменного века. Вместе с человеком часто находят украшения, посуду, орудия труда, а самое главное, умершего засыпали, как правило, слоем красной охры, которая видимо по понятиям древних людей символизировала собой огонь. Естественно люди того времени обожествляли все силы природы от которой во многом зависели, а самым главным божеством у них видимо было Солнце, согревавшее своим теплом Мать землю, которая в свою очередь рождала все от чего зависело благополучие человека. Почитание Солнца как главного божества, могло стать тем первым шагом, побудившим древних людей искать способы общения со своим богом. Как же изначально могло осуществляться такое общение? Наблюдая за Солнцем, люди видели, что их божество утром появляется из под земли, движется по небу, а затем снова погружается в нее. В древних мировых религиях, например Египетской и многих других,  которые своими корнями, конечно же, уходят в более древние времена считалось, что Солнце вечером умирает, а утром возрождается вновь. Естественно, шаман племени утром приветствовал встающее над горизонтом Солнце, а вечером на закате прощался с ним. Видимо еще на заре зарождения этой религии отлично понимая, что на восходе или закате Солнце очень далеко, впервые появилась необходимость определения его местоположения на небосводе, когда оно будет находиться на максимально близком расстоянии от наблюдателя, а значит, молитвы или просьбы, обращенные к божеству, будут им быстрее услышаны. Как же мог выглядеть процесс поиска необходимой точки на небосводе? Шаман племени для этой цели мог использовать свой посох применявшийся им и ранее во время обрядов. Для этого, ближе к середине дня, на небольшой ровной площадке служитель культа втыкал в землю, специально изготовленную трость, в виде прямой палки, стараясь придать ей вертикальное положение. Можно предположить, что ближе к верхней части посоха шамана, на небольших шнурах висели подвески из раковин и перьев игравшие роль своеобразных строительных отвесов, помогавших служителю культа установить трость точно вертикально. Затем на земле, куда падала Солнечная тень от верхнего конца трости, ставилась метка. Длина тени отбрасываемой тростью измерялась, и когда Солнце пройдя полдень снова создавало тень такой же длины, там на земле ставилась вторая метка. Таким образом, на поверхности земли получался равносторонний треугольник, со стоящей на его вершине тростью, и двумя метками на земле, на одинаковом расстоянии от воткнутой в землю палки. На последнем этапе, шаману оставалось определить среднюю точку между двух меток на земле, найденных с помощью отбрасываемой тростью тени, где ставилась уже постоянная рабочая метка. На следующий день, когда Солнечная тень от воткнутой в землю трости совмещалась, с найденной ранее средней точкой шаман знал, что божественное Солнце находится на максимально близком расстоянии от него, и подношения предложенные богу будут вероятнее всего замечены а молитвы обращенные к нему услышаны. Можно предположить, что не только регулярные молитвы обращенные к богу, но и сам первоначальный процесс определения навигационных точек на поверхности земли сопровождался соответствующими шаманскими действиями непонятными обычным членам племени. Свои знания и умения служитель культа естественно стремился держать в тайне, от простых людей, и передавал их  видимо только своему прямому наследнику, ведь от этого зависела его роль и значимость в племени. А вот трость, и посох шамана, с помощью которых он общался с богом, должны были казаться людям волшебными предметами. Подтверждением этому может служить вся дальнейшая уже известная  история человечества. Я имею в виду известные факты того, что древние цари и служители различных культов имели посохи обладавшие магическими свойствами. Взять хотя бы того же библейского Моисея обладавшего волшебным предметом, или Египетских фараонов, которые судя по изображениям на барельефах, тоже общались со своими богами с помощью волшебного посоха. При этом нижний конец посоха фараона имел специальные ножки, позволявшие ставить его строго вертикально, в нужной точке во дворе храма, для определения времени наступления полуденной молитвы. Возможно даже, что этот магический посох, благодаря специальным ножкам мог стоять около трона Фараона, когда тот общался со своими подданными. Если обратиться к более близкой  истории то можно заметить, что высшие чины христианской церкви тоже используют, в религиозных целях специальный посох, видимо пришедший к ним по наследству из глубокой древности. Верхняя часть Христианского посоха, имеет сверху немного изогнутую поперечную планку. В древности, к концам такой поперечной планки, могли крепиться шнуры, с подвесками, выполняющими роль отвесов, помогавших установить трость в вертикальном положении для правильного отслеживания Солнечной тени,. Само же навершие в виде небольшого участка дуги, могло показывать время в течении которого шаман мог обращаться с молитвой к богу. Для этого, он клал свой посох на среднюю рабочую метку, направив рукоять посоха в сторону воткнутой в землю трости. Когда Солнечная тень отбрасываемая тростью касалась правой стороны рукояти посоха, наступал момент начала общения шамана с богом, чтение молитв и принесение жертв. После того как Солнечная тень, пройдя по дуге рукояти покидала ее молитва шамана видимо завершалась. Даже у большинства царей правивших на земле до недавнего времени главным атрибутом власти данной ему богом служил скипетр, небольшая трость с гербом на конце. Что это, если не сохранившаяся еще со времен каменного века память о волшебном посохе. К этой же категории можно отнести и миниатюрную трость, используемую в настоящее время военными (я имею в виду конечно же маршальский жезл) дающий право главному военачальнику распоряжаться судьбами подчиненных ему людей. В связи со всем выше изложенным можно сказать, что еще в самом начале нового каменного века, у людей появились первые знания в геометрии и математике. Зародились эти науки по необходимости, чтобы достичь качественного общения с богом, а первоначально авторами и носителями этих знаний видимо была элита общества, шаман или предводитель племени. Прямым подтверждением того, что в далеком прошлом происходили описанные выше события, может служить наскальный рисунок, оставленный нам древним человеком. На рисунке мы видим три человеческих фигуры, причем у изображенных людей над головами видны странные конструкции. Современные исследователи, комментируя это изображение выдвигают две версии. Первая самая распространенная версия примерно такая, что на рисунке изображены инопланетяне, в древности посетившие землю с антеннами на головах. По второй версии менее популярной считается, что над головой людей изображены головные уборы из перьев, или что то подобное. Первое предположение об инопланетянах  выглядит совершенно не реальным, ведь если они обладают такой совершенной техникой дающей им  возможность  преодолеть огромные космические расстояния до земли, то почему тогда их система связи настолько примитивна, что им приходится носить на голове громадные антенны. Если такое предположение несколько десятков лет назад еще могло выглядеть правдоподобным, то в настоящее время при современном уровне развития средств связи, оно кажется просто нелепым. В этой связи обращает на себя внимание еще один странный факт, люди на рисунке изображены босиком, ведь древний художник изобразил даже пальцы у них на ногах. Да и другой одежды на изображенных людях тоже похоже нет. Поэтому можно сделать вывод, что версия об инопланетянах с антеннами на голове неправдоподобна. Второе предположение, что это может быть головной убор из перьев или иных материалов тоже мало вероятно. На перья это сооружение просто не похоже, а чтобы удержать подобную большую конструкцию выходящую из одной точки головы, необходимо было иметь систему ее крепления в виде сложно устроенного головного убора, например из кожаных ремешков. Правильнее будет предположить, что в данном случае мы видим двух человек, можно условно даже назвать их древними изобретателями, которые первыми придумали способ, как определить наивысшую точку стояния Солнца в полдень. Если это предположение верно, то на рисунке древний художник изобразил шамана племени с наследником или вождем племени. А странные конструкции над их головой показывают, что эти люди вместе придумали как это можно сделать. Третья фигура на рисунке без такой конструкции над головой, символизирует видимо остальное население племени, которому тайна сделанного открытия не доступна. В пользу этой теории говорит сам рисунок странной конструкции. Главное, что мы видим, это большая дуга в верхней части конструкции, показывающая траекторию движения Солнца по небосводу. Под дугой, точно относительно ее центральной части расположены четыре  сегмента разной величины, один внутри другого в виде латинской буквы V, своими верхними концами соприкасающиеся с дугой. Видимо здесь мы имеем дело с изображением двух отрезков теней идущих от воткнутой в землю трости, с помощью которых можно было определить наивысшую точку стояния Солнца на небосводе. Наличие на рисунке разных по величине V образных элементов тоже легко объяснимо, ведь в зависимости от времени года Солнце находится на разной высоте над поверхностью земли и при использовании для измерения тени трости одинаковой высоты длина определяемого участка дуги будет разной. Четыре V образных элемента могут так же показывать, сколько раз  племя в течении одного сезона меняло место стоянки, ведь на новом месте каждый раз приходилось заново определять наивысшую точку Солнцестояния. И естественно на каждой новой стоянке длина отбрасываемой Солнцем тени была разной. Еще один наскальный рисунок, который тоже подтверждает предложенную выше теорию и созданный видимо раньше появления спиральных лабиринтов. Как видно из комментария к нему предложенного учеными, они опустили несколько самых существенных деталей, которые как раз и раскрывают смысл изображения. На рисунке показана по их мнению звезда с извивающимся хвостом. Понятно, что на рисунке показано движение Солнца вверх, в сторону летнего солнцестояния. Кроме этого на рисунке внутри спирального хвоста имеется та самая магическая трость, над верхним концом которой очень реалистично изображено Солнце. Нижняя часть спирального хвоста заканчивается отходящей вниз и немного в сторону прямой линией символизирующей видимо тень, падающую на землю от трости. Линия тени отходит не от самой трости как должно быть в реальности, а от спирального хвоста, что говорит о своеобразии мышления людей того времени. В понимании древнего человека, вероятно считалось, раз Солнце создает свет, то оно же является и источником тени, а волшебная трость шамана тут ни причем. В верхнем правом углу рисунка изображены три символических значка смысл которых достаточно просто понять, правда читать эти значки нужно не как обычно, а против часовой стрелки, по ходу движения Солнечной тени. Понять ход мысли древнего человека работавшего над рисунком можно, ведь в такой последовательности происходил и процесс определения высоты Солнца над горизонтом. Сперва, фиксировалась длина тени от трости справа, а затем слева, то есть тоже против часовой стрелки. Первый символ, выглядит как горизонтальная линия, с отходящей от ее центральной части перпендикулярно вверх вертикальной линией. Этот символический знак информирует, что для определения высоты Солнца в самой высшей его точке, прежде необходимо на горизонтальной поверхности строго вертикально установить магическую трость. Второй символ, в виде изогнутой линии говорит нам, что следующим шагом, который необходимо сделать, это с помощью двух меток определить тот участок дуги, по которой Солнце движется в самой высокой точке неба. И следующий знак, чем то напоминающий серп можно понять так, здесь мы видим половинку солнечного диска, и верхний конец трости, указывающий  снизу на место разделения Солнца пополам. Художник как бы говорит нам, когда верхний конец трости укажет на центр солнечного диска, будучи совмещенным с дополнительной центральной меткой на земле, почитаемое божество будет находиться на максимально близком расстоянии от человека, а значит лучше услышит его молитвы. На этом наскальном рисунке мы видим законченную научную теорию показывающую способ определения высоты Солнца в самой его высокой точке на небе, созданную можно считать гениальным мыслителем каменного века, по своей значимости сравнимым с великими учеными жившими после него. Значимость этого открытия заключается еще и в том, что древнему исследователю для осуществления задуманного пришлось из ничего создавать еще не существовавшую до него геометрию и даже придумывать первые иероглифические знаки, с помощью которых он записал последовательность действий для определения наивысшей точки Солнца на небе. Пока племена вели еще кочевой образ жизни, занимаясь охотой, и собирательством, появился еще один предмет, который оказался настолько популярным, что сохранился и используется людьми до настоящего времени. Конечно же, я имею в виду охотничий, и боевой лук, который в момент его изобретения, предназначался видимо для совершенно других целей. Кочевой образ жизни предполагал, что в момент перехода племени на новое место стоянки, каждый человек должен был нести все свои вещи с собой. Поэтому шаману, как и  всем остальным членам племени, приходилось носить не только свой личный посох, трость, оружие, запас еды и другие необходимые предметы, но еще и специальную палку для измерения длины солнечной тени. Стараясь облегчить себе жизнь, кто то из шаманов видимо изобрел специальное устройство, не занимающее много места при длительных переходах. Видимо это была веревка, или ремешок необходимой длины, с петлями на обоих концах. Перейдя на новое место стоянки, где необходимо было заново определить местоположение Солнца, шаман срезал ветку большей длины, чем его мерка, затем изогнув ее, вставлял противоположные концы ветки в петли и устройство было готово к работе. Возможно, что изобретение охотничьего лука происходило немного иначе, но все равно оно было связано с определением высоты Солнца на небосводе, а это значит при непосредственном участии в этом деле племенных шаманов. Как уже говорилось выше, сперва на земле фиксировалась правая точка, где заканчивалась тень, идущая от трости. Двигаясь к полудню, Солнце поднималось все выше и выше, а тень, падающая на землю становилась короче. После полудня Солнце начинало снижаться к горизонту, и тень  естественно становилась длиннее. Таким образом, тень проходя от одной отмеченной на земле точки до другой двигалась выписывая дугу которую шаманы, естественно видели, и наверное пытались понять, что им хочет сказать божество. Определение середины между двумя найденными на земле точками видимо осуществлялось тоже с помощью веревки или ремешка. Для этого, ремешок протягивался от одной точки к другой, а затем просто складывался пополам, и таким образом определялась средняя рабочая метка. Понимая, что тень двигается по дугообразной траектории и в момент высшей точки прохождения Солнца по небу, и не достигнет средней метки, шаману приходилось соединять эту метку с тростью прочерченной прямо на земле линией, или использовать для этого тонкую прямую палочку. Как же могла постоянно видимая шаманами схема реализоваться в материальное устройство? Связано это было видимо с проблемами, возникавшими каждый раз у шаманов, при передаче знаний своему приемнику. Естественно тогда в языке древних людей еще не существовало нужных слов, которыми можно было понятно для обычного человека описать весь этот процесс. Поэтому можно предположить, что шаманы были вынуждены изготовлять из подручных материалов наглядные пособия, чем то похожие на лук, с помощью которых и передавали знания своим приемникам. Все необходимые материалы для этого в избытке имелись в природе. Прямую ветку можно было легко согнуть в дугу, соединив концы простым шнуром или кожаным ремешком, а в качестве стрелы указывающей направление на трость, можно было использовать прямой тонкий прутик. Как известно каменный век продолжался несколько тысяч лет, и в течении этого времени кто то случайно, а может быть и целенаправленно натянул тетиву и сделал первый выстрел из лука. Дальше оставалось только догадаться, оснастить стрелу каменным или костяным наконечником превратив ее в подобие маленького копья способного лететь на большое расстояние и поражать добычу. Примером правдивости предположения сделанного мной может служить крылатый бог Солнце, первой
появившейся на земле после каменного века Шумерской цивилизации. Этот бог, достаточно часто изображался в виде фигуры человека с луком в руках, на фоне  крылатого Солнечного диска летящего по небу. Естественно полученное описанным способом новое оружие считалось древними людьми даром бога Солнца, и поэтому сведения о том, что знание это было даровано людям свыше, отразилось в Шумерском искусстве. Еще одним хорошим  подтверждением, существования в древности предшественников лука, в виде наглядных пособий необходимых для передачи знаний от шамана к его приемнику может служить  наскальный рисунок, на котором изображены по мнению ученых так называемые Солнечные или звездные люди. Ученые утверждают, что на рисунке мы видим инопланетян со шлемами на голове и странными предметами в руках. На самом деле можно предположить, что здесь показан процесс передачи магических знаний от старого шамана племени своему преемнику. Обращает на себя внимание, что люди стоят лицом друг к другу, явно общаясь между собой. Правая фигура, возможно главная из двух, держит в руке предмет, напоминающий по форме лук небольшого размера. Причем обращает на себя то, что человек держит его за тетиву, показывая своему собеседнику. Вторая левая рука человека поднята вверх и показывает на небо, место обитания божества. Второй персонаж, тоже держит в руке подобное устройство меньшего размера, внимательно слушая собеседника. Над головами этих людей, изображено сияние, с отходящими в стороны небольшими лучами света. Наличие сияния над их головами вполне объяснимо, ведь шаман, по мнению людей, являлся хранителем божественных магических знаний, поэтому был наполнен божественным светом. Тот, кому он передает свои магические знания, тоже становился носителем части божественного света, и на рисунке слева мы видим фигуру человека с меньшим свечением вокруг головы, что говорит нам о меньшей значимости этой фигуры. Современные люди ведь не удивляются глядя на христианские иконы с ликами святых, у которых тоже изображено сияние  вокруг головы, отлично понимая, что это не пришельцы с других звезд, да и сияния вокруг головы у этих людей, конечно же не было, просто таким способом еще со времен каменного века видимо было принято изображать человека просветленного, достигшего больших успехов в общении с богом. Поэтому с достаточно большой долей уверенности можно утверждать, что на наскальном рисунке изображен шаман с наглядным пособием в руках, передающий свои знания преемнику. Дополнительным подтверждением того, что в древности существовал способ общения с богом Солнцем с помощью трости может служить священный Анкх использовавшийся в Египте и древнем Шумере. Ключи Анкх во времена правления фараонов называли ключами от небесных врат. В обоих случаях сверху находился круг или кольцо символизирующее Солнце. Иногда под ним на линии горизонта изображены расправленные крылья, которые говорят, что божество летит по небу. Прямо под Солнцем, позади крыльев, можно увидеть деталь символизирующую линию горизонта, над которой летит божество. В нижней части ключа вертикально стоит священный посох правителя, верхним концом упирающийся в линию горизонта и одновременно в центр Солнца. Таким образом, становится понятно, что в этом священном предмете, содержится скрытая, от простых людей схема определения полуденного Солнца на небосводе. На многих  Египетских барельефах можно обнаружить сюжеты, где фараон общается с богами с помощью своего посоха, на конце которого расположен Анкх. Точно такой же предмет, как и Египетский Анх, можно обнаружить и в Шумерской цивилизации. Это знак бога Ассур или Русса (по Шумерски имя этого бога звучит как Кура). Видя полную схожесть священных предметов двух различных по времени существования цивилизаций, можно сказать, что здесь мы наверное видим пример заимствования идей одной цивилизацией у предыдущей. Копировалась, и приспосабливалась для нужд своей религии видимо не только внешняя форма предмета, но и суть заложенная в него. Конечно же, и к этим цивилизациям внешняя форма, и суть этого священного предмета пришла из еще более глубокой древности, возможно даже из времен каменного века, когда у людей зародилась вера в божественное Солнце. Поэтому утверждение исследователей, что все первые народы, появившиеся на земле обладали обширными знаниями, в технике или навигации, доставшимися им от прежних цивилизаций или даже от пришельцев из космоса, мало вероятно. Все последующие поколения людей, в основном только совершенствовали и усложняли наработки сделанные людьми еще в глубокой древности. Так например для точной ориентации древних храмов и пирамид было достаточно способа определения положения Солнца на небосводе появившегося еще в начале нового каменного века. Да и вообще утверждение ученых, что древний памятник, или здание ориентированы по сторонам света, в принципе не верно. Ведь для практиковавших культ Солнца цивилизаций, главным было, чтобы их храм располагался главной фасадной частью точно навстречу полуденному Солнцу, а достичь этого они могли используя доставшиеся им по наследству древние знания о которых сказано выше. Зададим себе главный вопрос, когда же могли появиться первые кольцевые каменные лабиринты? Как уже говорилось ранее, кочевые племена были еще не способны строить подобные сооружения, в силу того, что их постройка подразумевала постоянную, в течении всего года жизнь людей на одной и той же территории. Видимо существовал достаточно длительный период, когда некоторые племена вели уже полукочевой образ жизни, постоянно перемещаясь, в поисках пищи по ограниченной территории, и возвращаясь для зимовки на одно и то же место. Чем могло привлекать людей такое место постоянной зимовки? Можно предположить, что со временем культ поклонения Солнцу начал видоизменяться в сторону усложнения, и люди стали все чаще задумываться о постройке более долговременных культовых сооружений. Таким видом долговременных культовых сооружений могли стать первоначально, стоящие отдельно на открытой местности высокие и тонкие каменные столбы Менгиры. Использовав однажды подобный каменный столб для определения полуденного Солнца, люди уже считали его священным и естественно стремились вновь вернуться к нему хотя бы на время зимовки. Со временем, в удобной для жизни племени местности, где не было природных каменных столбов, люди стали сами устанавливать эти необходимые для служения богу камни, зачастую перетаскивая их на большие расстояния. Как же изменился солнечный культ к этому времени? Понятно сам Менгир исполнял ту же роль, что и трость шамана, поэтому определение положения Солнца  в зените осуществлялось точно таким же способом как и ранее. Дополнительно мог появиться один или несколько плоских камней жертвенников, расположенных вдоль отбрасываемой Менгиром в полдень тени. Один жертвенник мог находиться там, куда тень от Менгира указывала в день зимнего солнцестояния. Еще один камень мог стоять ближе к столбу и падавший на него конец тени мог показывать людям, что пора готовиться к летней перекочевке. Конечно же, могли быть и другие жертвенники стоявшие вдоль полуденной тени, если у зимовавшего эту территорию племени имелись обряды которые необходимо было отмечать когда Солнце указывало на жертвенный камень. Понятно, что это был качественный скачек в развитии общества, ведь теперь можно было не только молиться богу, как это было прежде, но и получать от него подсказки, когда и что нужно делать. Видимо на этом этапе, люди впервые задумались, о постройке долговременных культовых сооружений. По всему миру встречаются наскальные рисунки, на которых древний человек изображал  двойные спирали. По мнению ученых, древний художник показал перетекание вещества от подлетевшей близко к солнцу звезды при их максимальном сближении. Они считают, что так древний художник показал столкновение Солнца с блуждающей в космосе звездой меньших размеров. С таким предположением насчет смысла, заложенного  в древний рисунок нельзя никак согласиться. Если присмотреться к изображению внимательнее, то на рисунке мы увидим не только три двойных спирали, якобы показывающих этот момент сближения двух звезд, но и четыре одинарных спирали, которые не вписываются в предложенную теорию и противоречат мнению ученых. Правильнее будет предположить, что здесь мы видим не одно произошедшее событие, а процесс длительного, в течении многих дней а может быть и месяцев осмысления древним человеком движения Солнца по спиральной орбите. На это указывает и метка ориентации изображения, по сторонам света имеющаяся на рисунке, согласно которой, человек в момент работы над рисунком должен был стоять лицом в южном направлении, то есть навстречу божественному Солнцу. Обращает на себя внимание и то, что ранние фрагменты рисунка в виде одинарных спиралей располагаются внизу, а более поздние изображения в виде двойных спиралей находятся над ними. Три одинарных спирали внизу, раскручивающиеся от центральной точки символизирующей зимнее солнцестояние свидетельствуют о том, что обдумывающий проблему человек мысленно ставил себя на место божественного Солнца, ведь если поставить себя на место божества, то оно как раз будет двигаться против часовой стрелки. Четвертая одинарная спираль слева, закручена уже в обратную сторону, видимо так человек пытался понять, как божество возвращается назад к зимнему солнцестоянию, и говорить здесь можно о том, что на этом рисунке показан процесс движения Солнца от летнего к зимнему равноденствию. Следующая двойная спираль в центре рисунка, это не что иное как конечный результат научных поисков древнего человека, показывающий движение Солнца по спирали сперва вверх к летнему солнцестоянию, затем снова вниз к зимнему равноденствию. Видно, что в данном изображении человек не учел сезонных изменений происходивших в природе в течении года изобразив обе половины годового цикла в виде одинаковых по длине спиралей. На следующем рисунке двойной спирали сверху, автор исправил свою оплошность, изобразив две спирали разной величины соединенные вместе. Таким образом, длительность неблагоприятного зимнего сезона оказалась показана спиралью меньшего диаметра, а летний период или сезон без снега более продолжительным. На этом же рисунке обращает на себя внимание, что между двух спиралей прорисована еще одна незаконченная спиральная линия, видимо автор рисунка решал какую спираль изобразить первой, большую летнюю, или же малую зимнюю. На этом наскальном рисунке имеется также и кучка непонятных значков, среди которых можно выделить только линию в виде начала спирали. Конечно эти знаки, что то значили для автора рисунка, но понять их смысл в настоящее время практически невозможно. В нижнем правом углу рисунка изображена маленькая двойная спираль, которую автор изобразил, вероятно, уже в самом конце работы над основным изображением, и это видимо ни что иное, как обычная авторская подпись под законченной работой. Подобные двойные спирали обнаруживают на наскальных рисунках в различных уголках земли, а это значит, идея понимания, как движется Солнце, интересовала многие древние племена даже не связанные напрямую друг с другом. И еще один вывод, который можно сделать в связи с двойными спиралями это то, что люди уже имели понятие о начале и конце года, раз обозначали его началом и завершением двойной спирали. Но летнего солнцестояния в то время видимо еще не могли определять, раз год просто делили на два разных по величине сегмента хороший для жизни период без холодов и плохой. Постепенно доведя теорию спиралей, то есть движения Солнца до совершенства, у людей возникла необходимость очень точно измерить  продолжительность полного года, что имело как религиозное так и практическое значение ведь позволяло определить когда наступит тот или иной сезон. Осмысление траектории движения Солнца по небу, в течении всего года, могло происходить когда племена вели еще полукочевой образ жизни, а вот создание кольцевого лабиринта стало возможно только после их перехода к оседлости, ведь для постройки такого сложного сооружения необходимо было длительное время жить на одном и том же месте. Почему же в таком случае не продолжилось дальше развитие уже существовавшего обычая строительства Менгиров, и такие высокие каменные столбы не стоят в центре обнаруженных учеными кольцевых лабиринтов? Случилось это видимо по нескольким причинам. Часть человеческих сообществ того времени так и не перешла к строительству Менгиров. Та же часть племен, которые имели такую практику, вынуждены были от нее отказаться по трем причинам. Первой причиной было то, что изначально поставленный племенем вертикально каменный столб, через несколько лет начинал крениться в ту или иную сторону, поэтому ни о какой точности задуманных измерений, при постройке вокруг него кольцевого лабиринта, не могло быть и речи. Вторая причина заключалась в том, что каменный столб создавал слишком широкую тень, тоже отрицательно влияющую на точность необходимых замеров. Если сказать современным языком, технология Менгиров к этому времени уже сильно устарела, и не соответствовала новым требованиям необходимым для постройки каменных лабиринтов. Третьей причиной могли быть собственно шаманы племен, которые конечно же и придумали как эти кольцевые сооружения можно построить. Используя проверенный тысячелетиями и достаточно точный способ определения положения Солнца в зените, они стали при постройке лабиринтов вновь использовать свой магический посох и трость как это было прежде. При этом, решалась проблема с точностью необходимых измерений, шаман становился более значимой фигурой в племени, ведь кольцевой лабиринт мог правильно работать только при помощи его волшебного посоха и главное при его непосредственном участии. Как же строился каменный кольцевой лабиринт? Для этого на месте постоянного проживания племени, выбиралась достаточно большая, ровная, горизонтальная площадка. Главным условием, которое необходимо было соблюсти, это чтобы место постройки располагалась параллельно горизонту, поэтому часто площадку выбирали на берегу большого водоема, озера, реки или моря, где водная поверхность могла служить горизонтальным ориентиром. Первым делом в центре площадки клали плоский камень, в центре которого сооружалась небольшая каменная пирамидка, необходимая для надежного удержания внутри нее в вертикальном положении нижнего конца трости. Затем уже давно известным способом определялась, и отмечалась на земле центральная навигационная точка, при совмещении которой с тенью от трости, можно было бы определить, когда божественное Солнце будет находиться в самой высокой полуденной точке. Предположительно, разметка и само сооружение лабиринта начиналось ближе к концу года, ведь прежде всего необходимо было определить, где будет находиться край внешнего кольца лабиринта, а определить это можно было только в день зимнего солнцестояния когда тень от верхнего конца трости станет наиболее длинной. Отследив момент, когда полуденная тень от трости  перестала удлиняться, шаман устанавливал в этом  месте на землю первый камень внешнего кольца, отмечающий день зимнего солнцестояния. Причем камень ставился с таким расчетом, чтобы конец тени упирался в его нижний край, лежащий на земле. Зная по многолетнему опыту, что конец тени, в течении нескольких дней будет оставаться на одном месте, не удлиняясь и не укорачиваясь, шаман выбирал в качестве точки отсчета дня зимнего солнцестояния средний из этих дней. С этого момента замечалось, в какой фазе в этот день находится луна и начинался отсчет количества дней прошедших со дня зимнего равноденствия. Для этого на специальной счетной палке каждый день делалась зарубка, или в корзину клался один камешек. Спустя месяц, когда внешний вид луны достигал той же фазы, что и в день зимнего равноденствия, на земле, куда тень от трости показывала в полдень, ставилась следующая метка в виде маленького камешка или вбитого в землю колышка. Сверху на метку ставился камень большего размера, обозначавший завершение полного лунного цикла. Точно так же ставили и все остальные камни отмечавшие прохождение луной очередного цикла. Таким образом, к середине лета выстраивалась ровная цепочка из семи камней, показывавших, в каком месте происходило окончание шести полных лунных циклов. Во второй половине лета, когда тень от посоха начинала удлиняться, сооружение видимо достраивали, и оно приобретало уже вид всем известного каменного лабиринта. Если в разметке лабиринта участвовал только шаман, то для его окончательного строительства, видимо привлекались почти все члены племени. Руководил работами, конечно же тоже шаман. Для этого изготавливалась специальная палочка шаблон, длиной от нижней части трости до ближнего к нему камня метки. Люди из племени, приносили к месту работ нужного размера камни, а шаман с использованием сделанного им ранее шаблона ставил их на место, образуя вокруг трости первое кольцо. Затем таким же способом, но уже используя в качестве ориентира первое построенное кольцо, от которого велось измерение строилось следующее. Таким образом, до конца года выстраивались все семь колец, образуя всем известную кольцевую структуру. Следует заметить, что как правило с южной стороны кольцевого лабиринта оставлялся специальный открытый проход, который видимо имел два предназначения. Во первых, по нему можно было свободно подойти к трости стоящей в центре лабиринта, чтобы провести с ней необходимые манипуляции, установить, убрать, или проверить ее точное вертикальное положение. Во вторых видимо считалось, что стоять с южной стороны от трости во время молитвы более правильно, ведь таким образом человек войдя в священный лабиринт, находился немного ближе к божеству. В последнем месяце года строительство лабиринта видимо завершалось, но шаман продолжал ежедневно наносить новую зарубку на счетной палке, и клал один камешек в корзину, ведь его целью было измерить полное количество дней во всем годовом цикле, от одного зимнего равноденствия до другого. Для чего же мог использоваться такой каменный лабиринт? Понятно, что он выполнял не одну, а сразу несколько функций. По прошествии первого года после постройки лабиринта, появлялась возможность точно определить день летнего солнцестояния, когда божество будет находиться на максимально близком расстоянии от человека. Видимо для древнего человека этот день был крайне важен и в племенах поклоняющихся Солнцу проводились специальные обряды, посвященные этому событию. Чтобы точнее узнать, через сколько дней после зимнего солнцестояния наступит летнее, достаточно было разложить собранные за год в корзине камешки на две равные кучки. Затем, начиная со дня зимнего равноденствия, который легко можно было определить с помощью лабиринта, нужно было убирать из одной кучки по одному камню в день и когда все они кончались, наступало летнее солнцестояние. Такой способ нахождения нужного дня в году очень прост, и не предполагает даже минимальных знаний в области математики. Таким же образом могла использоваться и счетная палка шамана. Для нахождения среднего дня в году, человек мысленно убирал по одной зарубке на обоих концах палки, пока не находил среднюю зарубку, к которой на шнуре видимо крепился амулет символизирующий день летнего солнцестояния. Конечно же, лабиринт использовался не только для религиозных, но и для обычных повседневных нужд, как раз в этом  и заключалось его основное предназначение.  Создав первый лабиринт, люди получили возможность точно зафиксировать природные явления, происходящие в их жизни привязав их к конкретному дню года. Например, прилет перелетных птиц в определенный день года, мог фиксироваться как креплением специального значка обозначающего птицу на соответствующей зарубке счетной палки, так и установкой внутри лабиринта метки в том месте, где в этот день останавливалась полуденная тень от верхнего конца трости. Таким образом, можно было зафиксировать множество разных событий важных для  повседневной жизни племени, привязав их к конкретному дню года, с возможностью в будущем легко определить в какой конкретно день произошло данное событие. Видимо лабиринт кроме чисто религиозных функций, выполнял еще роль солнечно лунного календаря, а так же и своеобразной записной книжки, в которой фиксировались все важные для жизни человека события происходившие в течении всего года. Это могли быть самые разные сведения, например, о прилете домой птиц после зимовки, сезонной миграции животных, начале нереста рыбы, о времени сбора птичьих яиц, или созревании дико растущих ягод и орехов. Главным же предназначением лабиринта, было определение точной даты посадки растений, в том регионе где в настоящее время жило племя. Кроме этого кольцевая структура лабиринта позволяла не только привязать событие к конкретному дню года, но при необходимости определить даже время когда оно произошло. Например, если важное для людей событие происходило утром, в месте, где находилась в это время солнечная тень ставилась метка, обозначавшая время, второй знак показывающий день года ставился в полдень, в том месте, где заканчивалась тень от трости. Таким образом, во все последующие годы можно было легко и очень точно определить как время, так и день когда произошло важное событие. Необходимость сохранения большого количества сведений заложенных в каменном лабиринте, при отсутствии на тот момент письменности и цифр, уже на раннем этапе видимо привело к появлению первого орнамента. Он мог быть выполнен в виде линейной, или спиральной кольцевой структуры, наносимой на одежду, предметы быта или пояс. Вначале орнамент выполнял видимо только практическую функцию, и на нем присутствовали в виде условных значков дни года, а также все важные метки в виде условных изображений животных или птиц, которые необходимо было сохранить и передать будущему поколению людей которые появятся в племени. Камни всех внутренних колец, под которыми находились метки показывающие день окончания лунного месяца, видимо были съемными, и если начинали мешать отслеживанию тени, временно просто убирались в сторону. Метки обозначавшие месячные циклы несли также и другую важную функцию, ведь в течении всего года можно было вести отсчет прошедших дней не только от точки зимнего солнцестояния, но и от любой метки обозначавшей конец месяца. Если длительное время Солнце закрывали тучи, отсчет прошедших дней производился практически вслепую, то есть, зная на какое расстояние длина тени изменяется ежедневно, просто рассчитывали где она должна находиться сегодня. Классическими примерами кольцевых лабиринтов могут служить сооружения найденные на островах Соловецкого архипелага. Соловецкие постройки
внешне немного отличаются от описанного выше классического лабиринта. Так у этих сооружений концентрических колец в два раза больше, что говорит, о использовании при их  строительстве не полного лунного цикла а только его половины. Причем край камня, в центре которого прежде стояла магическая трость шамана нужно видимо считать первым ближайшим к центру всей конструкции кольцом, от которого и  начинался отсчет второй половины года. Один из Соловецких лабиринтов на острове Олешин, по своей конструкции значительно отличается от всех остальных построек внешней формой и ориентацией. Его пространство, не имеющее колец и предназначенное для общения шамана с богом ориентировано не на юг как обычно, а на восток, навстречу восходящему Солнцу. На противоположной стороне лабиринта кольца сильно вытянуты в западном направлении. Все это может говорить нам только о том, что культ поклонения Солнцу в данном племени немного отличался от классического. Видимо шаман этого племени общался со своим богом на восходе Солнца. На это указывают и сильно вытянутые к западу кольца лабиринта, так как солнечная тень в начале дня, была конечно же, длиннее чем в полдень поэтому и внешний вид сооружения оказался не обычным. Во всем остальном его устройство идентично другим сооружениям, и он мог использоваться так же как и обычный классический лабиринт, для отслеживания и фиксации изменений происходящих в течении всего года в природе. Следует добавить еще одно, например лабиринты большого Заяцкого острова расположены около крупных захоронений каменного века, поэтому можно предположить, что использовались они вероятнее всего, для определения дней поминовения похороненных здесь людей. Ложные представления о предназначении лабиринтов, очень долго бытовавшее среди ученых, нанесли этим сооружениям значительный вред. Так мнение ученых, что древние люди устраивали какие либо обряды, с хождением людей вдоль колец внутри лабиринта, привело к полному уничтожению меток отмечавших памятные даты. Пытаясь воссоздать утраченные  древние обряды, современные люди устраивают шествия и даже пляски внутри лабиринта. Для древнего же человека лабиринт был священным местом, предназначенным для общения с богом, поэтому входить внутрь него мог видимо только шаман племени. То немногое, что можно в настоящее время сделать для реконструкции лабиринтов, это определить точную высоту трости стоявшей прежде в центре всей конструкции. Для этого зимой в самый короткий день года, ровно в полдень можно узнать, трость какой высоты отбрасывает тень упирающуюся во внешнее кольцо лабиринта. Еще возможно остались целыми метки под центральными камнями внутренних колец показывавшие время окончания и начала лунного месяца, если конечно они были не деревянными сгнившими от времени а каменными. Наконец завершая описание кольцевых лабиринтов можно с большой долей уверенности сказать, что такая сложная конструкция не могла возникнуть сразу в готовом виде, и у нее видимо длительное время были менее сложно устроенные предшественники. Это могла быть например, просто цепочка из семи или двенадцати камней ориентированных с севера на юг, на которую ученые не обратили внимания сочтя эти камни естественным природным образованием. Выполнять такое сооружение могло все функции классического кольцевого лабиринта, кроме возможности фиксации времени суток. Если же со временем один или несколько камней из всей цепочки оказывались утрачены, то опознать в этих оставшихся валунах построенное человеком сооружение было просто невозможно. Со временем получила свое дальнейшее развитие практика строительства лабиринтов, но уже в виде более сложных культовых сооружений, имеются в виду такие постройки как Ньюгрейндж в Ирландии, Гибекли Тепе в Турции, или Стоунхендж в Англии, но о этих очень древних строениях будет рассказано в следующих главах. Появившимся значительно позже, первым древним цивилизациям было уже гораздо проще, создавать что то новое, ведь они могли использовать опыт, накопленный своими предшественниками. Поэтому современные жители земли должны осознавать, что люди каменного века вовсе не были дикарями как это принято считать, и мы должны быть им благодарны за то, что в настоящее время пользуемся благами цивилизации, появившимися в то далекое время. И последнее, о чем следует сказать, в некоторых случаях, в центре каменного лабиринта, ставилась видимо не трость, а более долговечная каменная пирамидка, но обязательно имеющая острую вершину, позволявшую людям делать более точные замеры времени.

               
Список использованных материалов.
1. Фото из интернета.
2. Фото из интернета.
3. Фото из интернета.
4. Фото из интернета.
5. Фото из интернета.
6. Фото из интернета.
7. Фото из интернета.
8. Фото из интернета.
9. Фото из интернета.
10. Фото из интернета.
11. Фото из интернета.
12. Фото из интернета.


Рецензии