Страх

 
«Если страх – это действительно боязнь утраты и лучший способ почувствовать себя свободным – это и впрямь отказаться от всего? Хотя, что значит – от всего? И от жизни тоже?»
Руслан Киреев. Повесть «Четвёртая осень»

Три года, как не стало дочери Кати, три года! Красивой, доброй, всеми любимой. Если бы это был  хотя несчастный случай! Но вот она – записка, написанная в последние минуты жизни, предназначенная только ему – отцу.
«Прости меня. Мне не плохо».

«Но тогда почему, раз не плохо? Почему?» – «А ведь ты была ко мне снисходительней», – мучается отец, даже тогда, когда узнала, что у меня – другая женщина». Она поступила точно так, как её мать, которая ни разу не упрекнула его в этом. В семье была тишина. … Или равнодушие? Может, ему только показалось  спокойствие дочери? Нет, ничем не выдала она себя. Отец не ограничивал дочь в свободе, она тоже ему не навязывала своего мнения.

Какие мысли, какие чувства владеют человеком в минуту исполнения ужасного решения? Чего она испугалась? Почему забыла, что будет цветущая, весна, золотая осень, новый год, а её не будет. Она знала, что произойдёт с матерью – мать не хотела жить.

– «Семь или восемь месяцев прошло после твоей смерти, вспоминает отец, который ведёт запоздалый исповедальный разговор  с дочерью, –  весна в разгаре была – первая весна без тебя.  Всё расцветало, распускалось, смеялись девушки, а в синем небе летел наискосок красный шарик. Боже мой, как, оказывается, это может быть страшно: обычный детский шарик  в весеннем небе! Задыхаясь, я просунул руку под стянутый галстуком ворот рубашки, рванул, пуговица отлетела… Обычный детский шарик. Все понимали и опекали меня…»

А он, видно, не понимал, и многие не понимали её, а главное – она не понимала себя. С точки зрения психологии при наличии такого сильного характера, как у Екатерины, её поступок объяснить невозможно.

Если рассуждать с точки зрения философии – то она не могла преодолеть в себе «абсолют» – природную индивидуальность. «Абсолют - это та реальность, в которой сущность и существование - одно и то же. Причем существование превалирует над сущностью (в противовес человеку, у которого сущность довлеет над личностью). 

«В абсолюте индивидуальность господствует над личностью, для абсолюта сущность - результат его существования. Абсолютное - всемогущее, выше, сильнее, могущественнее его ничего нет». У Кати были хорошие «задатки», но к двадцати пяти годам она не смогла их реализовать: произошло последовательное разочарование, которое было для неё мучительным, она не смогла его преодолеть.
Всё познаётся в сравнении, только сравнивая себя с другими людьми, человек познаёт себя и свои способности.  Катя хорошо рисовала, её хвалили, особенно была удачна одна работа. Но однажды она увидела работы Нади Рушевой. Они привели её в восторг. Собственные – показались просто мазнёй. Она сожгла то, чем любила заниматься.

Она всех удивила, выбрав профессию ветеринарного врача. Она  прекрасно с ней справлялась, но главное что от неё требовалось – писать бумаги, а не лечить животных. Она не понимала окружающих, хотя никому об этом не говорила. Не понимала, как они преодолевают эту «рутину».

Отец увлечённо управляет пищевой промышленностью, хотя в молодости хотел стать лётчиком, но не смог поступить в нужный ему институт. Муж – директор консервного завода, она выбрала его сама, но «единственное его достоинство – он хорошо повязывает галстук».

Внимательный, порядочный человек ей кажется смешным. Перед ней всюду тупик – «зачем жить ей такой, среди подобных ей?» Она не захотела родить ребёнка. С мужем развелась, он женился на другой женщине и спокойно живёт. Она не понимает, как он может так жить, ведь он любит её?

Екатерина подружилась с «Юрием Феликсовичем. В её институте преподавал» – вдруг ушёл в истопники. Философом Вальдой насмешливо она звала его сначала. Потом стала защищать его: «Ты же не знаешь его, папа». Туда же в бойлерную приходил Карманов. Неряшлив, болтун. «Оба они жили иначе, чем я, вспоминает отец, знали то, чего не знал я. Именно с ними – с ними, а не со мной – провела ты столько часов, беседуя о чём-то. Мне ведь нечего было сказать тебе».

Вероятно, они вызвали у неё интерес своей «философией» наблюдателей. «Единственный способ сохранить себя как личность, как особь, как индивидуум – это отойти в сторонку. Стать наблюдателем, то есть лицом не заинтересованным.  Наблюдателю ничего не надо от мира, и миру ничего не надо от него. Совершеннейший способ жизни: наблюдать. Не жить.

Ибо жить – это значит ежедневно испытывать в чём-то недостаток.
Наблюдать – это тоже радость, и, может быть, самая безопасная из всех. Уж её-то не лишишься. Даже если паралич разобьёт, если ослепнешь и оглохнешь – один объект для наблюдений всё равно останется:  ты сам.  Я наблюдаю – следовательно, я существую». Екатерине не помогла эта философия, она уходит из жизни. Она слишком эмоциональна

Есть ещё одна «причина»: лет семь Кате было, когда она услышала рассказ о случившемся на «Фонтанной улице». «Двое детей и отец угорели, погибли. Их мать в «беспамятности» выползла на порог». Катя очень испугалась тогда, даже спросила: «А мы не можем угореть?».

Этот случай ли запал ей в душу?  И вот она так же угорела. На даче  у знакомых. Дверь оставила не запертой. Судьба никого не привела к ней. Такая нелепая смерть! Возможно, на все вопросы даст ответ последнее обещание отца своей любимой дочери: «Я даю тебе слово, Екатерина, я не оставлю твоей матери». Она любимое дитя отца, но он не любил её мать. Она знала об этом. Наверно, это совершенно противоестественно
Потрясающая  повесть, написанная Русланом Киреевым в необычной манере. Повесть о губительности равнодушия, об ответственности человека за каждый свой шаг.



Рецензии