Искры памяти

Посвящается моему бывшему ученику,
Олегу Сухацкому,
погибшему в бою с боевиками
в Чеченской республике.

На могиле девушка рыдала,
Не стесняясь и не пряча слёз,
Парня молодого вспоминала.
Лейтенант в гробу его привёз.

В жизни весел, дерзок был и ярок,
Не любил он ныть и зря стонать.
В школе был уж точно не подарок,
Да не стоит нам об этом вспоминать.

Рос без мамы, слишком-слишком рано
В царство тьмы ушла она и грёз -
Первое ранение и рану
Он, того не зная, перенёс.

А потом изгиб судьбы покруче:
Был в горах, да вот не повезло.
Вдруг огнём сверкнули тучи
И свинцом машину замело.

Не спасла броня своею силой -
Стал последним в этом мире день.
Жизнь тебе, Россия, подарил он,
Ничего не требуя взамен.

На могиле девушка рыдала,
Не стесняясь и не пряча слёз.
Парня молодого вспоминала:
Лейтенант в гробу его привёз.

        Веду занятия с футболистами – 5-6 классы. Группа подобралась сильная, много талантливых, по-футбольному одарённых мальчишек. Занимаются с огромным желанием, иногда приходится чуть ли не силой отправлять домой с тренировок. Условно делю их на три команды. Особенно сильны две подгруппы: плосковская (деревня Плосково) и чушевицкая (село Чушевицы). Эти тренировок не пропускают никогда, живут поблизости. Каменская группа слабее, эти ребята могут заниматься только по утрам, их увозят на автобусе сразу после уроков.
     У лесников (так я называю своих подопечных из посёлка Каменка) сразу выделяется Олег Сухацкий. Скорости и выносливости не хватает, техника тоже хромает, но желание побеждать во всём и всегда зашкаливает. То зацепит ногу у соперника, когда его обведут, то придержит за футболку исподтишка, чтобы я не видел, а то и на прямой скандал нарывается на площадке. Провожу с ним одну за другой воспитательные беседы – помогает, но на короткое время.
      Терпение кончается, веду его на разговор к себе в кабинет и заявляю, что, если он не перестанет задираться, отчислю его из группы. Олег испытующе смотрит на меня своими ясными глазами, понимает, что не шучу. Губы у него дрожат, на глазах вот-вот появятся слёзы, но молчит. Прихожу к нему на помощь, предлагаю подумать: а что бы он сделал, если бы мы с ним поменялись ролями – он тренер, а я футбольный ученик-нарушитель?
       - Вицу взял бы и выпорол – вдруг выдаёт мой воспитанник. Я немного ошарашен его словами, но потом не удерживаюсь и начинаю смеяться. Олег, видимо, мысленно представив эту картину, начинает хохотать вместе со мной.
      - Ну, что, нарушитель дисциплины, скажешь мне? – успокоившись, спрашиваю его. Мой ученик становится серьёзным и, глядя мне в глаза, отвечает: - Больше не буду задираться с ребятами, сдерживать себя буду -.

       Районные соревнования по футболу среди школьников – 8-9 классы. Впереди четыре игры с соперниками из Верховской, Морозовской. Нижнекулойской и Верховажской школ. В первой игре, с верховскими парнями, ставлю самый слабый состав – каменскую пятёрку. Турнир длинный, тяжёлый, надо лидеров поберечь для игр с сильными соперниками. Они недовольны, бурчат, поглядывают на меня с осуждением, но я непреклонен. Каменята играют на удивление грамотно, и чётко доводят первую встречу до победного конца, хотя и с не очень большим разрывом в голах. С морозовскими футболистами сразу вывожу на площадку плосковскую и чушевицкую пятёрки. Они уверенно переигрывают соперников. С нижнекулойскими школьниками встречу начинают каменские орлы. И почти сразу же в наши ворота влетает мяч. Даю возможность своим лесникам переломить ход игры, оставляя их на площадке до конца первого тайма, но счёт в игре не меняется. После перерыва вывожу на площадку сильнейших игроков своей команды, и они до конца игры успевают забить пять безответных мячей. Последнюю игру с верховажскими футболистами планирую провести сильнейшим составом. Нас устраивает и ничья, в этом случае мы становимся чемпионами, а соперникам нужна победа. Первая половина игры заканчивается со счётом 3-2 в нашу пользу. Но в мини-футболе всё может измениться за одну-две минуты, а впереди ещё целый тайм. Минут за пять до конца игры один из моих игроков на площадке поднимает руку вверх – нужна замена. Смотрю на скамейку запасных, размышляя, кого отправить в футбольный бой, как вдруг Олег Сухацкий выбегает на площадку без разрешения. Судья, посчитав, что замена сделана, даёт свисток и игра продолжается. Делаю вид перед запасными игроками, что всё так и задумано, но в душе поселилась кошечка с острыми коготками. И почти сразу же у ворот наших соперников возникает острый момент, какая-то неразбериха, сутолока. И вдруг мои парни дружно вскидывают руки вверх – гол! Олег бежит ко мне и кричит: - Это я забил, я! -.
Победителей не судят, оставляю его на площадке, и до конца игры мои воспитанники успевают забить ещё один гол в ворота соперников. Победа! Мы чемпионы! Всеобщее ликование в команде, ребята машут снятыми футболками, обнимают друг друга и меня, исполняют победный танец.
       Успокоились, получили награды, чемпионский кубок, пообедали и возвращаемся на своём автобусе домой. Все вместе входим в родную школу. До конца уроков минут пять--семь.
      – В класс не заходить, не шуметь, – даю установку футболистам и захожу к начальству, директору школы, чтобы отчитаться об итогах поездки на соревнования. Не успеваем сказать друг другу и пары слов, как из коридора доносятся громкие возгласы, топот ног, радостный смех. Выходим из кабинета и видим такую картину: чемпионы в плотном кольце одноклассников – оба девятых класса уже успели выскочить из своих кабинетов, из соседних дверей высовываются любопытные ученические головушки. К счастью, звенит звонок. И теперь уже вся школа поздравляет победителей. Олег – счастливый, с чемпионским кубком в руках, в самом центре всеобщего внимания.

      Провожу соревнования по волейболу на открытом первенстве Чушевицкого сельсовета среди юношеских команд. Участвуют четыре сборные: две чушевицкие, липецкая и каменская. Самая слабая команда – каменская. Да и не удивительно, своего спортзала у них нет, на вечерние тренировки за пять километров приезжают редко. Капитаном у них Олег Сухвцкий, он уже учится в профессиональном училище, в Верховажье. Проигрывают одну игру за другой. Сражаются азартно, падают, не жалея себя, пытаясь принять коварные мячи, но мастерства маловато. После одного из таких падений Олег подбегает ко мне, кричит: - Я палец сломал! -. И протягивает мне травмированную руку. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что травма серьёзная - первая фаланга мизинца повёрнута в обратную сторону против естественного сгиба под прямым углом. Лицо у Олега белое (видно, что испугался), но улыбается, держит марку перед друзьями. Направляю его в больницу с учительницей физкультуры и моей помощницы на соревнованиях, а сам, с тяжёлым сердцем, возвращаюсь к судейству.
      В десятом часу вечера сижу в своём кабинете, соревнования закончены, награды вручены, в ФОКе никого уже нет. Переживаю за Олега, думаю, что его оставили в больнице. Что с ним? Как он там?
      Хлопает входная дверь в ФОК, стук в мой кабинет, и на пороге появляется улыбающийся Олег.
      – Всё нормально, Николай Сергеевич, перелома нет, вывих только. Вот наложили гипс, – и показывает мне забинтованную кисть с оттянутым пальцем, замурованным в белоснежную трубочку.
      – Знал, что будете волноваться, вот и забежал на минутку. Через неделю уже можно будет снимать повязку -.
       Хочется по-отечески, как маленького ребёнка, погладить его по голове, но сдерживаю себя. Передо мной стоит гордый паренёк, не признающий сентиментальных проявлений. Протягиваю ему руку: - Спасибо, Олег, молодец, что забежал. Я рад, что обошлось без перелома. На чём будешь добираться домой? -.
       - Да не волнуйтесь, доберусь. Мне уже скоро в армию надо идти служить, а вы обо мне, как о маленьком заботитесь -.
       Так и остались в моей памяти: этот разговор с Олегом и его ясный открытый взгляд. Это была последняя наша встреча.

       Трудно писать эти строки о девятнадцатилетнем русском парне, погибшем в бою с боевиками в Чечне. По словам очевидцев, участников того страшного боя, Олег сражался, уже тяжело раненый, до последнего. Посмертно он награждён орденом Мужества.
       Почти каждый день я прохожу по своим делам мимо здания Чушевицкой школы. С мемориальной доски, прикрепленной к стене, на меня смотрит молодой парень в военной форме – мой бывший воспитанник, Олег Сухацкий.

 


Рецензии
Посвящение вышло-замечательное.
Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.
В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда  входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.
Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.
В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию,  всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.  
По возможности оцените и мои эссе.

Александр Псковский   05.04.2018 21:44     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Александр, что зашли в гости ко мне на страничку. Слово - Честь, у военных всегда пишется с большой буквы. С интересом прочитал Ваши строки. С уважением, Николай Бечин.

Николай Бечин   05.04.2018 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.