Ярослав

Восславься солнце ясное, что несет свет по всей земле и молодцам силу дает, и сеет добро повсюду. Края Руси безграничные всегда человеку были опорой: леса, реки и поля - кормили людей, которые чтили природу. От мира сего и ясного солнышка появился на свет Ярослав. И сказ этот про силу его и храбрость, да почему имя "Солнце славящее" зародилось. Поговаривают, в древнерусские времена «яром» северяне называли избы в поселениях, где был очаг открытый. В одной такой избе, малыш появился, да так стал кричать, что его слышали даже в соседских домах. Как только ни пытались убаюкать родители, да не угомонить новорожденного, только молоко материнское успокоило, но наевшись, все началось по-новому. К счастью, отец решил подбросить в очаг дров, как только свет  от разгоравшихся поленьев осветил своим ярким светом колыбель, младенец притих. Стоило же батюшке прикрыть очаг, как вновь раздался оглушительный рев голосистого мальчугана.
- «Эх ты, какой ярый! - произнесла матушка - будешь Ярушкой». Так и стал ребенок именем зваться пламенным, а очаг с тех пор держали приоткрытым.
До чего мать любила своего Ярушку: не оставляла его одного ни на миг,  все тряслась над ним как куст ракитовый на ветру. Сердце только пламенное не обманешь. Как только матушка взор свой от сыночка уведет, или задремлет,  тут же без страха сынок рвался на подвиги разные: то с гусем подерется, то в колодец чуть не угодит. Каждый день что-то новое. А маменька беспокоится, да ушибы с царапинами лечит от приключений защитника будущего. Всё не в домёк сорванцу, по началу с петухом повздорил, после и по селу средь мальчишек стал воеводою. Так повелось что Ярый славится - будет воином, Русь, да матушку с батюшкой защищать, а они все берегут его от зол чуждых.
Время шло. Мальчик рос хулиганистым, но милым. Семь годов ему стало, как по селу ихнему невзгода случилась - кикимора в доме соседнем поселилась. Все люди добрые знают: ежели скот домашний гибнуть стал без причины, а по ночам кошмары мучают и того и гляди стон за печкой или стук на крыше слышится - значит поселилась кикимора. Сама гостья незваная худая, да костлявая, руки, словно ветки, длинные, а голова с наперсток. Дня боится и света белого избегает, прячется невидимой по углам или на чердаке, а как ночь настанет, то чудит страшно. Ежели невзлюбит хозяев дома кикимора, то беде быть, изведет несчастных до гибели, а то и до ума лишения.
Люди за головы хватаются. Если кикимору не прогнать там и духи - "Злыдни" появятся.  Только смелости не хватает селянам извести дикую, а вдруг по мору всех поведет? Только Ярушка не испугался. Дождался, когда матушка с батюшкой с соседями в ближайшую деревню отправятся на рынок, а он тут как тут, пока солнце ясное не село, в дом соседский забрался и притаился за печкой дотемна. Село солнце яркое. Кикимора с чердака слезла и давай скрипеть половицами и тарелки колоть, глядь да нет в избе никого. Почесала головешку свою пустую и в угол уселась, пряжу плести. Взглянул из-за печки мальчик, и чего люди боятся, понять не может. Сидит глупая в углу кикимора и всю пряжу спутала рукодельница. Так смешно стало Ярушке, что засмеялся звонко, аж гостья незваная с испугу подпрыгнула.
- «Кто здесь?» - провизжала кикимора.
- «Кто, кто. Домовой! - уверенно произнес храбрец - жениться на тебе хочу, коли ты в доме моем поселилась». И вылез из-за печки весь чумазый от сажи и пыли. Услыхала горе-невеста слова домового, и решила отделаться от жениха хитростями.
- «Не накрашена я, дай мне секундочку привести в порядок платьице» - а сама навлекла кошмары всякие в светлицу, а мальчонка страху не поддается, смеется словно прибаутки слушает. Глянул Ярушка в окно, а на улице светать стало. Как прыгнет на спину кошмарихе и давай гонять её, хворостиной по спине жарить. Ох и умаял бедную, что та, и не думая, открыла дверь и на улицу вон из избы выбежала. А в это время на заутренней родители с соседями возвратились с дороги, глядь а яркий витязь верхом на кикиморе скачет. Только лучи солнечные коснулись земли, окатив скакуна лихого светом, как кикимора тут и исчезла, растворившись, и мокрого места не осталось. А мальчик встал перед солнышком и поклонился до земли: «Спасибо тебе Ярило великое, а то видит земля родная долго бы мне на невестушке кататься, да не объездить ее во век окаянную». И как смехом звонким закатится.
С тех пор Ярославом его люди звать стали, за яркий нрав свой, да за славу солнечную. А имя во веки веков так закрепилось, что истинные князья да богатыри на Руси сынов своих нарекали, во славу витязя Ярило славящего.


Рецензии